Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.
В своей книге «Впитыващий разум ребенка» М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.
Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.
Подробнее о подходе Марии Монтессори смотрите в нашем вебинаре для родителей:
История сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.
Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.
Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».
Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.
Развитие сенсорных способностей дошкольниковконсультация на тему
Развитие сенсорных способностей детей дошкольников
Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства — живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.
Сенсорное воспитание включается в деятельность дошкольников с учетом возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, основных закономерностей и особенностей развития сенсорных способностей у детей.
Сенсорное восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процессе сенсорного восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающей деятельности. Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей деятельности, делает жизнь ребёнка богаче и ярче. Бедность же впечатлений обуславливает появление отрицательного эмоционального состояния. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В этот период ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния). Именно взрослый может своевременно обучить ребёнка этим действиям.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша.
Главная задача взрослых, выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.
Формирование эталонов
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов — общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.
Синий, голубой, зеленый…
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета — кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).
Круг, квадрат, овал…
Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное — чтобы ребенок мог различать их.
Широкий, узкий, совсем узенький…
Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их — довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки — решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин — в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.
Обучение способам обследования
Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.
Красный или вишневый?
Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов — это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые — от красного до желтого, холодные — от зеленого до фиолетового).
Круглый или овальный?
Обучение ребенка обследованию формы предмета — это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор — прямоугольный, тарелка — круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем — крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д. На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием — предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.
Маленький или короткий?
Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины — научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности — когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке — когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.
«Подбери бантик к платью»Дидактическая задача: развивать умение группировать оттенки цветового тона. Развивать мелкую моторику.Материал: Куклы, вырезанные из картона, одетые в платья разных цветов, разноцветные бантики.Инструкция: ребёнку предлагается кукле помочь выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье.
Воспитатель показывает по одной кукле и поочерёдно опрашивает детей (какого цвета у неё платье), уточняя их ответы. Обращает внимание на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки). У наших кукол сегодня праздник, и они попросили нас помочь им выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье.
Упражнение «Соедини картинку»Дидактическая задача: Развитие мышления, развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.Материал: Силуэты чайников, игрушек, машин и др. из картона, разрезанные на части.Инструкция: детям предлагается помочь Незнайке собрать картинки из частей. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части и собирают картинку.
«Почини коврик», «Почини одежду»Дидактическая задача: учить различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, треугольник, квадрат). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.Материал: распечатанный бланк методики, ножницы, клей. Силуэты одежды, вырезанные из картона, геометрические фигурыИнструкция: на бланке изображен «коврик» круглой формы с нарисованными на нем медвежатами. В одном месте «коврик порван» – не хватает фрагмента картинки. Задание: выбрать из предложенных 5 фрагментов подходящую «заплатку» для «коврика». Чтобы проверить правильность своего решения, ребенок может вырезать выбранную им «заплатку» и наклеить ее на «коврик».
В целях получения максимального эффекта занятия по развитию сенсорных навыков организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка лучше всего развивается посредством дидактических игр. Дидактическая игра происходит в неразрывной связи с развитием логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Таким образом, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.
Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.
По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.
Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори
- Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
- Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
- Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
- Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
- Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.
Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:
Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.
Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.
Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?
Зрительная информация
- Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
- Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
- Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков
Тактильная информация
- Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
- Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
- Масса: весовые цилиндры и таблички
Стереогностика
- Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек
Звуковая информация
- Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
- Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты
Вкусовые качества и запах
- Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
- Баночки с запахами
Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:
- Биноминальный куб
- Триномиальный куб
- Конструктивные треугольники
- Квадраты Монтессори
- Цилиндры без ручки
Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:
- Наборы листьев разных растений
- Тематические пазлы
- Карты и глобус
- Флаги
- Наборы с природным материалом
- Репродукции художников и фотографий природы
Что такое сенсорное развитие детей
Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.
Начало сенсорного восприятия
Что это такое в педагогике, определение
В педагогике сенсорное воспитание — это развитие ощущений, представлений и восприятий. Это не только знакомство малыша со всеми функциями, но и их целенаправленное совершенствование.
Почему оно так важно для детей
Сенсорное развитие детей раннего возраста — это занятия, которые основаны на усвоении свойств предмета. Именно оно лежит в основе развития умственных способностей. От того, как правильно будет построено сенсорное воспитание на раннем этапе, зависит дальнейшее обучение.
На заметку! Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у малышей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.
Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов.
Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Задача процесса обучения — сформировать у детей определенные эталоны. Важно сделать все правильно, так как это необходимо для дальнейшей педагогической деятельности и грамотного восприятия детьми новой информации.
Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры.
Освоение свойств предметов
Что лежит в основе сенсорного воспитания
Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания. Практическая деятельность включает в себя следующее:
- работу с разнообразными материалами;
- рисование красками, мелками, карандашами;
- лепку;
- чтение рассказов и сказок;
- изучение живописи;
- конструирование;
- двигательную активность.
Для дошкольников важную роль играет трудовой вид деятельности. Во время труда у ребенка формируется система знаний об инструментах, формах труда, способов выполнения.
Конструирование, как средство сенсорного воспитания
Задачи сенсорного развития
Целью сенсорного воспитания детей является обогащение их чувственного восприятия. На этой основе ставятся следующие задачи:
- формирование различных действий на обследование;
- создание сенсорных эталонов, умение обобщать представления о свойствах;
- научить детей обозначать предметы одним словом.
На заметку! Для каждой деятельности должна существовать целостность восприятия и представления.
Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях
Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.
- Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
- Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы
- Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
- Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
- Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
- Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
- Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
- Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
- Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
- Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.
Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)
В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.
Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.
На заметку! Дети начинают самостоятельно рисовать фигуры, понимая их предназначение, осваивают навыки вырезания ножницами, склеивания деталей. Вводится понятие конструирования.
К основам сенсорного воспитания детей среднего возраста также можно отнести следующее:
- Формирование навыков создания построек по своей задумке.
- Развитие как крупной, так и мелкой моторики.
- Особое внимание уделяется координации движений и ловкости ребенка. Он должен хорошо держать равновесие, перешагивать через преграды, уметь играть с мячом.
- Восприятие становится более развитым. Дети должны уметь не только распознавать геометрические фигуры, но и понимать, какие предметы на них похожи.
- Хорошо развито применение понятий величины, цвета, длины и ширины.
- Более усовершенствована ориентация в пространстве.
- У дошколят увеличивается объем памяти. Они могут запоминать по восемь наименований предметов. Формируется произвольное запоминание. Ребенок уже способен понять поставленную перед ним задачу, они запоминают поручения, которые дают им родители или воспитатели.
- Происходит активное развитие образного мышления. Можно применять схематические изображения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
- Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, рассказ. Развивается осознание взаимодействия событий.
- Внимание становится более устойчивым. Ребенок в четыре года уже может сосредоточится на одном задании более 15 минут. Он может при выполнении действия запомнить условие, которое должно быть выполнено.
- Улучшается дикция и произношение звуков. Речь у детей становится более развитой. В этом возрасте могут исправиться нарушения в речи, которые наблюдались ранее. Хорошо проходит развитие грамматической стороны.
- Существенно меняется общение ребенка со взрослым. Оно больше становится познавательного характера. У малыша все больший интерес вызывает сложная для него информация.
- Большую роль в возрасте с 4 до 5 лет для развития играет потребность в уважении со стороны взрослых. Очень важно, чтобы со стороны родителей и воспитателей звучала похвала.
Урок по ИЗО на тему «Мимоза» в 1 и 2 младших группах ДОУ
Сенсорное развитие этого возраста отражается и во взаимоотношениях между сверстниками. Появляется избирательность, разделение детей на обособленные группы. Начинает проявляться лидерство. Для развития собственного образа у ребенка важна конкурентность.
Важно! Необходимо направить развитие детей среднего возраста в нужное русло. Помочь им сформировать правильное представление о своем образе, занять позицию среди сверстников в группе!
Развитие в рисовании
Сенсорное развитие детей от 5 лет и старше
С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям.
Задача воспитателей и родителей — закрепить имеющиеся знания. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Это нужно активно использовать в образовательной деятельности. Например, можно устраивать викторины после каждой пройденной темы.
Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.
На заметку! В качестве обучающих игры для дошкольников могут использоваться занятия по теме изучения правил дорожного движения. Здесь можно придумать как викторины, так и ролевые сценки. Такой способ поможет не только эффективно закрепить новый материал, но и натренировать сенсорику.
Отдельное внимание нужно уделить в возрасте после пяти лет коммуникативным способностям у детей. Это важный аспект воспитания для будущих школьников. Для этого чаще нужно применять работы в группах, коллективное творчество. Задача воспитателей помочь дошкольнику найти свое место среди сверстников.
Игры для дошкольников
Выводы
Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.