Организация экологического воспитания в школе
Организация экологического воспитания в школе
Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают человека, каждой социальной группы, человечества в целом. На мой взгляд, решение экологических проблем зависит не только от развития науки и техники, но и, в первую очередь, от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Специалисты отмечают, что современный человек не подготовлен к такой ответственности, к тому уровню требований, которых требует состояние окружающей среды. Экология — наука по своей природе междисциплинарная, ее рассматривают вопрос во время изучения ботаники, зоологии, химии, физической и экономической географии, обществоведения и других наук. Поэтому экологическое воспитание — это непрерывный процесс, способствующий осознанию каждым человеком в отдельности и обществом в целом жизненной значимости окружающей среды и необходимости приобретения знаний, ценностей, умений, опыта, а также решимости, которые пробуждают к активной деятельности по преодолению экологических проблем. Итак, экологическое воспитание представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, рассчитанной на изменение качественных параметров отношения человека и общества к всей окружающей среды. Перестройка индивидуального и общественного сознания является ведущим фактором. Понимание того, что судьба человека неразрывно связана со средой, целиком и полностью зависит от состояния природы, обусловливает необходимость коренным образом перестраивать взаимоотношения с ней: деятельность, направленная на решение экологических проблем, должна стать нормой человеческой этики. В связи с этим возникает необходимость в усвоении знаний, умений, опыта, которые касаются современной экологии. Но разносторонняя подготовка не гарантирует успех в деле. Для этого необходимы настойчивость, целеустремленность, а также решимость как побудительный мотив в реализации накопленных потенциальных возможностей. Таким образом, экологическое воспитание предполагает развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер психики человека вместе с совершенствованием ее моральных и этических качеств и стимулирования индивидуаль- ной экологической компетентности. Решение экологической проблемы возможно с помощью двух подходов — внутреннего и внешнего. Внешний подход предусматривает возможность выделение приоритетных направлений деятельности, развитие которой в значительной степени будет способствовать снижению экологической безопасности: • создание и внедрение технологий, которые отвечают экологической безопасности; • использование экономических рычагов; • экологизация воспитания. Профессиональная деятельность человека основывается на определенной системе знаний, формирование которой происходит в процессе ее обучения, поэтому вполне очевидно, что «выращивания» любого специалиста невозможно вне сферы образования. Но необходимо заметить, что знания по отношению к нравственности нейтральные, поэтому особенно необходимо знать, насколько моральной является сам человек и как он сможет распоряжаться своим запасом знаний. В истории есть немало примеров того, как научные исследования в руках безнравственных и безответственных людей превращались в опасное оружие. Вот почему актуальным становится второй подход к разрешению экологической проблемы — внутренний, который представляет собой этическое осмысление человеком своего существования, мировоззрения, потребностей, смысла жизни. Разрушение природы — процесс вторичный, первичным является нарушение гармонии внутри самого человека. Итак, экологическая проблема — прежде всего проблема нравственная. Поэтому экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самоутверждению, духовного развития, возможность реализации себя в творчестве, заботе о будущем.:. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. Самый важный период в этом безграничном процессе познания — учеба в школе, когда закладываются основы науки, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будет зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему так важно. чтобы в этот период рядом с подрастающей ребенком был мудрый, духовно богатый и терпеливый помощник –школьный учитель .У учителя очень важная и невероятная ответственная работа Наша задача заключается. в том, чтобы ознакомить ученика с определенной отраслью научного знания, обучить языку своего предмета, умение пользоваться этими знаниями в практической жизни, но и развивать лучшие стороны его личности, помочь сознательно подойти к выбору будущей профессии, заложить стремление познавать и улучшать мир, в котором мы живем. Сейчас особое время, потому что люди решают проблему выживания. И поэтому сейчас мало быть просто предметником и школьным воспитателем. Сегодня учитель должен стать проводником нового мышления — экологического, способного при условии высокой нравственности, культуры и профессионализма вывести человечество из экологического тупика. Как. учитель биологии, я считаю, что главная цель обучения заключается в том, что ученика необходимо сначала ввести в мир веществ (как природных, так и созданных человеком), заложить основу понимания причин его разнообразия. сформировать не только общие представления о способах получения и области использования веществ, но и практические умения обращаться с ними. Поэтому некоторое время необходимо выделять для того, чтобы объяснить вредное воздействие веществ на живые организмы, катастрофические изменения в экосистемах. Это означает, что нам следует сформировать системные знания о химических и биологических аспектах экологии и экологические проблемы, которые включают: • знания о веществах живой природы; • о взаимодействия, связанные с проявлением жизни в растительном и животном мире; • химические взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой; • о влиянии антропогенных факторов как на самого человека, так и на все живое. Для правильной оценки влияния современной цивилизации на природную среду необходимо выявить общие закономерности взаимосвязи человека и природы, оценить результаты хозяйственной деятельности на земле предшествующих поколений и общест- венных формаций. Учащиеся должны понять: пока человек находится в гармонии с природой, она почти не влияет на нее, но если она не познает ее законов и не учитывает их в своей деятельности, то нарушает эту гармонию, отчуждается от природы, нанося тем самым значительный вред себе и окружающей среде. Мы видим, что изучение экологии в школьном курсе обязательна. До этого школьника необходимо готовить в начальной школе. На начальному этапу (1-4кл.) ученики получа- ют начальные понятия о живой и нежовой природе. А в старших классах они получают более расширенные понятия, которые изучают в некоторых разделах биологии, геогра -фии, химии, физики и правоведения. (Экологическое право — самостоятельная отрасль права, объединяющая совокупность эколого-правовых норм. которые регулируют общественно-экологические отношение с целью охраны жизни и здоровья граждан, защиты их экологических прав, рационального природопользовании и обеспечении качества окружающей среды в интересах всех поколений). Я, считаю, что педагоги должны прежде за все сформировать личность, которая примет идеологию здорового образа жизни и сохранение своего физического здоровья. А для этого нам необходимо изменить свое мировоззрение, осознать свою ответственность по подготовке экологически образованного подрастающего поколения. , Так что же такое «экология»? Это слово в переводе с греческого языка означает «учение о доме» «домоводство». Однако экология — не только наука, а прежде всего миропонимания человека, как предполагает сознательное отношение ее ко всему сущего и формирование экологической культуры каждого члена общества. Экологизация учебно-воспитательного процесса не возможна без внеурочной воспитательной работы с учениками, основой которой должна быть экологическая идеология. общества с такими принципами; • отказ личности от позиции стороннего; • отказ от определения приоритета силы; • отказ от конфронтации с природой, гигантомании; • бережное отношение к окружающему миру; • обогащение знаний о красоте окружающего мира. Основой экологического воспитания должны быт методические подходы, которые активизируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Ведущую роль нужно отводить активным методам обучения: дискуссиям, ролевым играм, исследовательской работе, связаны с решением конкретных практических задач, экскурсиям и т. п Все эти методы дают школьникам багаж прочных знаний, которые они получили в результате личного опыта.
Хорошо построенные деловые игры, приближенные к реальной жизни, отражают социально — экономические проблемы охраны окружающей среды; выявляют противоречия между развитием народного хозяйства и природой. Важную роль играет правильно организованный эксперимент. Отвечая требованиям научных исследований, он должен опираться на местные практические задачи, например на определение видов загрязнителей природной среды определенной местности. Поскольку урокам экологии отведено совсем .мало времени, то мы должны использовать внеурочное время В нашей школе проводят различные воспитательные мероприятия, связанные с экологическим воспитанием. Это и разнообразные вечера и дискуссии. Наши дети принимают активное участие в различных школьных и районных конкурсах. Кроме этого, наши учащиеся занимаются озеленением школы, классных комнат и своего села. Некоторые дети увлекаются выращиванием цветов и изучают их состояние в различных условиях существования. В течение года дети посетили зоопарк и музей природы, где смогли ознакомиться с различными видами животных, проживающих на разных территориях нашей планеты и имеют разные условия существования. Такая работа дает возможность учителю расширить знания детей об окружающем мире, о среде, в которой мы живем. Дети могут свободно выражать свои мысли и спорить во время решения любой экологической проблемы, ведь они замечают все недостатки взрослых, например выбрасывания мусора в неположенном месте, что является историческим . Наши сельские дети живут в достаточно чистой среде, поэтому, попав в город, они сразу делают выводы о состоянии воздуха. Ведь наш воздух резко отличается от городского, которое имеет много незнакомых, неприятных запахов. В этом случае необходимо поставить проблемный вопрос: а почему это так? Дети с интересом будут находить источники загрязнения этой территории. Считаю, что задача учителя заключается в умелом использовании того, что нас окружает: предметов, ситуаций, окружающей среды. Тогда детям будет интересно работать и находить ответы на определенные вопросы, потому что они непосредственно связаны с жизнью. Только в гармонии с природой человек может быть духовно богатым. Она — наш спутник радостей, творческих подъемов и вдохновения. Красота природы не оставляет никого равнодушным. Поэтому для воспитания экологического сознания учителя могут применять разные методы — недели биологии, различные внеурочные воспитательные мероприятия и эксперименты, биологические викторины, которые стимулируют ребенка мыслить, а также использовать дополнительную научную литературу для поиска правильного ответа на поставленный вопрос, 3а выполненную работу учащимся выставляют оценки, что является стимулом к самостоятельной работе и решению проблем. Следовательно, для изучения экологии в школе необходимо использовать различные методы обучения. Дети должны понять, что от их деятельности зависит наше будущее. Экологическая проблема относится к предпринимательской компетентности, которая предполагает умение соотносить собственные экономические интересы и потребности с имеющимися материальными;, трудовыми, природными и экономическими ресурсами, интересами и потребностями других людей и общества, применять технологии мониторинга ресурсов и обеспечения устойчивого развития. Перед нами стоит задача воспитать человека с экологическим мышлением, то есть установить взаимосвязь в системе «человек— природа» в самой природе. Для корректировки и формирования экологического сознания можно использовать психологические принципы: • организовать непосредственное общение с миром природы; • организовать практическое участие в экологических формах деятельности т — кружках юннатов, экологических акциях; . • использовать в обучении экологические ситуации, действия, деловые игры в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Но необходимо помнить, что невозможно воспитать у человека экологическое сознание на основе только научной информации, для этого необходимо использовать и различные произведения искусства. Это могут быт музыкальные и литературные произведения. Нужно воспитывать сопереживание к природному объекту, формировать субъективно-нравственное отношение к природным объектам в процессе деятельности, направленной на мир природы, овладения ее целесообразными стратегиями и технологиями. Я считаю, что важным в педагогической практике является сочетание методов, направленных на организацию и координацию деятельности учащихся, а также методов, которые стимулируют повышение индивидуальной педагогической компетентности.
ПРИМЕР БИОЛОГИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ (для учащихся средних классов)
1. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена) 2. Известно, что среди животных много хищников. А можно ли так сказать про некоторые растения? (Можно. К этим растениям относит росянку, пухирник. Комары, мошки садятся на клейкие листочки и, собираясь в пузырьки этих растений, погибают.) 3. Законом и охотничьими правилами запрещено охотиться весной на пушных зверей. Чем это обусловлено? (Весной пушные звери линяют, теряют густой теплый подшерсток, а это обесценивает мех. В этот период они выводят малышей.) 4. Куда зайцу удобнее бежать— с горы или под гору? (Под гору, потому что у зайца передние ноги короткие, а задние длинные и во время бега выносятся вперед) 5. Почему куры, индейки и некоторые зерноядные птицы глотают маленькие камешки? (Камни помогают переваривать зерно.) 6. Как паук-крестовик узнает, что к нему в паутину попала добыча? (Он держит лапкой туго натянутую паутину, которая другим концом прикреплена к тенет.) 7. Какая рыба не очень хорошо самостоятельно движется и чем она это компенсирует? (Прилипала, она прилипает к другим рыбам, а также предметам, которые плавают в море.) 8. На каких тропических и субтропических растениях одновременно можно увидеть бутоны, цветы и плоды? (На цитрусовых, какао, хлебном и дынном деревьях) 9. Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосну не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью, поскольку является светолюбивым растением.) 10. Какой лес шумит, а какой шелестит? {В лиственном лесу слышен шелест, а в сосновом —шум 11. Почему листья с верхушек деревьев опадают последним (Потому что они моложе) 12. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница) 13. Почему бревно трудно разрубить поперек и сравнительно легко— вдоль? (Если мы рубим поперек, нам приходится разрубать стенки сосудов, а когда вдоль, то мы отделяет одну группу сосудов от других.) 14. Чем можно почистить зубы в лесу, не имея зубной пасты? (Потолченным древесным углем, с растертым сухими листьями мяты) 15. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (Сосны, ели) 16. Почему ночные цветки белые? (Они лучше заметны насекомым-опылителям) 17. Почему роса так интенсивно образуется на траве? (Трава в ясную ночь сильно охлаждается. Пары воздуха, соприкасаясь с холодной травой. конденсируется и переходит в жидкое состояние. Кроме этого, растения испаряют воду. а пары в ночном
воздухе оседают на травы в выгляди росы) 18. Почему после дождя темнеет пыль на дороге и на заборе? (Потому, что вода вытесняет воздух из промежутков между частицами пыли и дерево) 19. Почему тот, кто купается, выйдя из воды чувствует прохладу? (Вода с поверхности тело человека, которая купалась, начинает испаряться. а на испарение используется тепло нашего тела.) 20. Назовите деревья и кустарники, которые растут в нашей местности?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
Цель
: научить учащихся самостоятельно мыслить , развивать навыки межличностного общения под девизом «Один за всех и все за одного», воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней. .
Оборудование
: разнообразные картины и фотографии с изображением природы, выставка художественной и научной литературы на экологическую темы. рисунки учеников. Это воспитательное мероприятие рассчитано для старших классов и направлен на развитие инициативы, творческой активности учащихся, расширение и углубление знаний по экологии, формирования интеллектуальной развитости личности.
ь произведения изобразител Формируем две смешанные команды с учащихся 10 и 11-и классов. Они получают домашнее задание — подготовить по четыре вопроса для команды – соперника и придумать название своей команде с нарисованной эмблемой.
Учитель.
Добрый день, уважаемые гости Сегодня мы с вами посмотрим интеллектуальную игру « Счастливый случай!». Целью ее является расширение знаний по экологии. И для этого мы приглашаем наших участников. Познакомимся с нашими игроками. (Капитаны представляют свои команды.) Игра есть игра, и поэтому атмосфера должна быть добрую. Пусть всем вам везет. (Представляет жюри.)
Гейм 1 «Дальше, дальше»
Вопросы для первой команды
1. Приспособления для питания у Бабочек. (Хоботок) 2. Картина, изображающая природу. (Пейзаж) 3. Птица, которая может неподвижно висеть в воздухе и летать хвостом вперед) 4.Биологические активные вещества (Витамины) 5. Что возникает в случае значительного накопления углекислого газа и других газов в атмосфере. (Парниковый эффект) 6. Какую из растений нашей местности называют компасом растений? (Латук компасный) 7. Кто раньше появляется весной — насекомые или летучие мыши? (Насекомые) 8. Какая трава является самой высокой? (Бамбук) 9. Адаптации организмов к условиям окружающей среды. (Адаптация) 10. Совокупность особей одного вида, которые некоторое время живут в какой-то части ареала. (Популяция) 11. Обобщенное название совокупности животных определенной территории/(Фауна) 12. Какая рептилия живет на земле и в воде? (Крокодил) 13. Газовая оболочка, расположенная над поверхностью литосферы и гидросферы.(Атмосфера) 14. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) 15. Тип существования разных видов, от которых они получают взаимную пользу. (Мутуализм)
Вопросы для второй команды
1.Каких насекомых называют домашними? (Пчелы, шелкопряд) 2. Основные единица строения живых организмов. (Клетка) 3.Постоянное превращение веществ в природе. (Круговорот веществ) 4. Окислительно-восстановительный процесс растений. (Фотосинтез) 5. Наука о взаимосвязи живых организмов и их сообществ между собой и средой существования. (Экология) 6. Какого вещества, что обеспечивает теплопроводность, нет в пустыне? (Вода) 7. Восстановление поврежденных органов. (Регенерация) 8. Организмы, которые живут за счет другого организма. (Паразиты) 9.Какое животное совсем не употребляет воды? (Коала) 10. Почему синицу называют синицею? (Поэтому и что она поет «синь-синь») 11. Обобщенное название совокупности растений определенной территории. (Флора) 12. Природная территория, которую охраняют законом. (Заповедник) 13. Внешняя часть древесины. (Кора) 14. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы, не имеют век, змеи — у них веки срослись) 15. Одно из самых больших общих явлений в природе. (Сезонная периодичность) После окончания гейма жюри подводит итоги. . .
Гейм 2 «Заморочки»
(Для этого можно использовать бочонки из лото.)
Учитель
. Первую «заморочку» я предлагаю извлечь команде…
Вопрос
1. Что покрывает коронку зуба сверху? (Эмаль) 2. Почему весной птицы –галки садятся на лошадей, коров, овец? (Птицы выщипывают из животных шерсть для постройки гнезд.) 3. Что предоставляет растениям зеленого цвета? (Хлоропласты) 4. Совокупность всех биогеоценозов Земли, единственная глобальная-экосистема высшего порядка. (Биосфера) 5. Процесс саморазвития биогеоценозов, который происходит за счет взаимосвязей живых организмов между собой и средой. (Сукцессия) 6. Какие организмы способны синтезировать органические вещества из неорганических? (Автотрофы) 7. Какое растение называют «Травой от 99 болезней»? (Зверобой) 8. У кого из обитателей моря самый высокий интеллект? (Дельфины) 9. Уменьшение верхнего плодородного слоя в результате размывания водами. (Эрозия) , 10. Почему осенью запрещают жечь листву? (В листьях накапливается большое количество вредных веществ)
Учитель. Очень интересно было услышать ваши ответы на предложенные вопросы.
Гейм 3 «Ты мне — я тебе»
Каждая команда подготовила по четыре вопроса (Подведение итогов)
Гейм 4 «Гонка за лидером»
Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы. На подготовку ответа они имеют 10 секунд.
Вопрос
1. Прозрачные пластиди, которые содержатся в корнях, корнеплодах и луковицах(Лейкопласты) ; 2. Свойства организмов воспроизводить подобных себе. (Размножение) 3. Что образуется, когда капля смолы попадет в море? (Янтарь), 4. Какого цвета цветок папоротника? (Папоротник не имеет цветков.) 5. Реакции организмов на изменение фотопериода. (Фотопериодизм) 6. Как называется земная кора? (Литосфера) 7. Животные, у которых не существует разделения на самцов и самок. (Гермафродиты) 8. Какой процесс происходит у растений при наличии света? (Фотосинтез) 9. Наука, изучающая состояние окружающей среды. (Экология) 10. Этот овощ содержит большое количество витамина А. (Морковь) 11. Компоненты среды обитания, влияющие на живые организмы и их группировки. (Экологические факторы) 12. Самое маленькое цветущее растение. (Ряска) 13. У какой современной птицы самый большой размах крыльев? (Альбатрос) 14. Вещество, без которого невозможна жизнь организмов. (Вода) 15. Состояние организмов, у которого отсутствует заметные проявления процессов жизнедеятельности в результате ослабления процессов обмена веществ(Анабиоз) 16. Какие существуют природоохранные территории?(Заповедники. Заказники. Национальные парки. Ботанические сады, зоопарки);
Гейм « Доклад»
Составить небольшой доклад « Как построить экологически стабильное общество»
После этого конкурса жюри подводить итоги и награждает победителей
Учитель
. Спасибо командам за участие в нашей игре. Нашу встречу хочу закончить такими словами В природе все будничное, и праздничное, И странное, и обычное и простое. Есть смысл в листке, Есть смысл в птичьем языке, Во всем, что увяло и цветет, Все загадочное, сокровенное, зримое Шепчет мне: люби, живи! И играет ветер синимы глазами На лучах зеленой травы. … И слышу я, как в сердце зреет слово, И папоротник надежд моих… В природе все будничное, и праздничное, А может, попросту говоря, святое!
Всем тем, кого заинтересовала тема охраны природы и экологии окружающей среды, я рекомендую посмотреть выставку книг на экологическую тематику и принять участие в викторине. Спасибо за внимание, до новых встреч!
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МИР ВОКРУГ НАС»
На ватмане нарисовано картинка, которая состит из пяти кругов. 1. Круг с изображением человека, который плачет, 2. Круг голубого цвета, на котором аппликация, где изображены микробы темно-серого цвета 3. Круг имеет белый цвет со стрелами и спиралями разного цвета. • . 4. Круг ярко синего цвета, на нем фигурки, которые напоминают кляксы черного цвета. 5. Круг зеленый, на нем аппликации квадратов. ромбов,, кругов, под ними — редкие растения, животные Крыма..
Этот проект рассчитан на учащихся средних классов, его могут провести старшоклассники Цель
: воспитывать любовь к природе родного края. любовь к прекрасному, способствовать интеллектуальному развитию и творчества детей; воспитывать экологи-ческую культуру и развивать системы мышления
Старшеклассник
. Друзья, сегодня у нас очень интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, но на ней ничего не написано. Это газета называется « Свет вокруг нас» Эта необычная газета — она живая. .Каждый круг её – страница. А подготовили её старшеклассники
. Они нам и разъяснят то, что изображено в этой газете. Ваше домашнее задание было создать рисунки о природе, которая нас окружает. Всех их можно увидеть на нашей выставке. А теперь посмотрите в центр круга. Что же здесь изображено? {Грустного человечка) А как вы думаете, почему он грустит? {Ответы детей.) Мы сейчас услышали большое количество версий, но наши корреспонденты подготовили рассказы о том, что нарисовано вокруг нашего человека. Тогда мы узнаем и поймем, почему он грустит. 1 — й корреспондент
. Я расскажу об это голубое поле. {Показывает на газету.) Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нас проходит в грудь. И обратный держит путь, Он невидимый, и все же. Без него мы жить не сможем.
Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется «атмосфера» Может, кто знает стихи или загадки о небе? (Если дети знают, то они декламируют стихи или загадывают загадки.) Выше неба, выше гор расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. Все живые организмы дышат воздухом, поэтому оно должно быть чистым. Но не всегда воздух является таким. Известно ли вам, что в нем бывают микробы — очень маленькие живые организмы. Среди них есть те, которые могут вызывать различные заболевания, например грипп, туберкулез. Когда в комнате много людей, а форточки закрыты, то микробов скапливается большое количество. На все предметы оседает пыль, в котором содержится большое количество микробов. Что же нам с ними необходимо сделать, чтоб их стало меньше в нашей квартире. (Ответы детей) Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля. (Ученик убирает микробов с голубого поля.) Но мы должны помнить: чтобы прокормиться, одеться, человек пользуется земельными ресурсами. И в случае неправильного пользования землей почвы разрушаются. а расте- ния и животные вымирают. В наше время воздух загрязнен промышленными предприятиями, автотранспортом и отопительными системами. Где означает, что в больших городах должно быть большое количество растений, поскольку они хорошо очищают воздух. И наша задача заключается в том, чтобы сохранить зеленые растения. (При желании можно рассказать о вреде сжигания листьев.) Старшеклассник.
Вот видите, мы сделали правильное объяснение, как уничтожить микробов, а наше поле стало чистым и голубым. Если мы с вами сумеем очистить все поля, то наш человек будет улыбаться. Следующая страница нашей газеты — какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента и узнаем, что скрыто под этими изображениями.
2 — й ко р р е с пон д е н т.
Кто из вас любит слушать песни и музыку? Почти у всех нас есть любимые певцы или группы. В одной песне есть такие слова: непременно каждым утром
Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.
Весело? Конечно. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом должен слушать этот гром? (Ответы детей) Им не нравится потому, что очень шумно и неприятно. Шум является загрязнителем окружающей среды, так как современные грузовики, самолеты и другой транспорт издают такие сильные звуки, что люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать магнитофон надолго и на полную силу. Некоторые дети любят «посмеяться» — громко хлопнуть в ладоши или лягнуть над ухом у своего товарища. Этот очень резкий и сильный звук является опасным, поскольку он может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей вокруг нас. Одни — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная негучна музыка, спокойный разговор создает звуковой комфорт. Что можно сделать для того, чтобы и дома, и в школе был звуковой комфорт? {Ответы детей) Не включать громкую музыку, не кричать — в такой
образ можно сохранить свой слух. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны. Старшеклассник.
Мы с вами уже сделали два поля чистыми, а теперь пойдем дальше па синюю страницу нашей газеты. Слово имеет наш корреспондент.
3 — й корреспондент
Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут птица, зверь и человек. И поэтому всегда, Всем везде нужна вода! Эта страница, как вы поняли, о воде. Где больше всего воды на Земле? (Ответы детей) А еще где находится вода? В морях, реках, ручьях. Снег — это тоже вода, и облака — это вода. Вода входит в состав почвы и живых организмов. Какая вода на вкус в океане? А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду идет речь? Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечку краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Действительно, эти слова про чистую воду. Грязной водой умыться невозможно. Пресной воды на нашей планете не очень много, поэтому ее необходимо сохранить . Как именно?(Ответы детей) Во-первых, экономно использовать, не оставлять краны открытыми, потому что одна капля воды. которая падает из крана за одну секунду, превращается за год на три тонны напрасно потраченной воды. Во-вторых,, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле — на нем пятна- загрязнения. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины. А еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Дети, мы сможем с вами сделать это поле чистым, чтобы человек улыбнулся? (Ответы детей) Нужно экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть машины на. заводях, строить специальные очистные сооружения. Мы надеемся на то, что, когда вы станете взрослыми, то научитесь очищать отходы заводов и фабрик, а также бережно относиться к питьевой воде. А теперь при уберем все грязные пятна.
Старшеклассник.
Посмотрите, каким чистым и красивым стало поле — чистая.вода! А дальше наше зеленая страница, из которой мы узнаем, как сохранить наш зеленый клад.
4 — й корреспондент
. Зеленая страница нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая?
(Ответы детей) — Она зеленая потому, что основой живой природы является растения, которые дают пищу и кислород всем живым организмам. Их называют легкими нашей планеты . Ежегодно площадь зеленых лесов , которые нуждаются в охране уменьшаются на 2 %. Люди бездумно уничтожают свои легкие, и сейчас под угрозой исчезновения находятся тысячи видов животных и растений. Исчезнувшие виды невозможно восстановить
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей, Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг. Всегда ли человек относится к природе как друг? (Ответы учащихся) Посмотрите на это поле, на нем черные круги, квадраты, ромбы, под каждым из них растения или животные, которые находятся под охраной потому, что их осталось совсем мало. Мы сможем убрать эти фигуры, если научимся правильно вести себя в природе. Под этими кружочками — красивые растения. Какие правила поведения в природе нам необходимо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много, чтоб они радовали нас своими яркими красками? (Ответы детей) Правильно, не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми цветами нужно любоваться, а не уничтожать их. Мы запомним это правило и можем снять черные кружочки. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, как растения природу. Но наше поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что же будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей) Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое главное — не трогать, не обижать даже самых маленьких жучков, паучков и червячков. Запомним это правило. Уберем черные квадратики — и наше поле станет зеленым и красивым. Старшеклассник
. Под этими квадратами находятся животные, которые пострадали больше, чем другие: бабочки из — за красоты, хищные птицы— за неправильного понимания роли хищников в природе, а жабы – через то. что им не нравиться их внешний вид. Это зеленое поле самое красивое. И не про всех растений и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли поговорить.Но если мы будем знать правило поведения в природе . то поможем всем живым организмам.А сейчас . посмотрите . совсем другой вид имеет наш человек и наша газета.Человек улыбается, ему очень хорошо.( Убираем хмурое лицо человека, появляется лицо, которое улыбается) Нашему человеку очень хорошо в чистой среде, он здоров, Здоровье человека – это тоже богатство природы, и его необходимо сохранить. Ваше домашнее задание — написать сочинение на тему «Какой я вижу свою планету». За эту работу вы получите оценки. А теперь поотгадаем загадки. Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома — длинноногий, длинноносый, длинношейный, безголосый. Он летает на охоту за лягушками в болото. (Аист) Она весну встречает — сережки одевает. Накинута на спинку зеленая косынка. А платьице в полоску. Ты ее знаешь — это… (Березка) Работящие зверьки строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки выходят. (Бобры) Большое вам спасибо. Надеюсь, вы поняли, что необходимо для того, чтобы поле было чистым.
Ученик — автор лучшего произведения получает подарок.