Картотека осенних прогулок (старшая группа)
Карточка № 5
1.Наблюдение за рябиной
Цель:
закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.
Ход наблюдения
Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.
Уже клич отзвенел журавлиный, Давно уж осыпался сад, А яркие гроздья рябины Все также, свисая, горят.
2.Опыт «Песчаный конус».
Цель:
показать свойство песка — сыпучесть.
Материал: песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка — сыпучесть.
3.Подвижные игры
«Самолеты», «Воробушки и кот».
Цель:
учить быстро выполнять движения по сигналу воспитателя и бегать в указанном направлении; воспитывать дружелюбие.
4.Индивидуальная работа
«Попади в корзину».
Цель:
развивать меткость, глазомер.
5.Дидактическая игра
«Прятки»
Цель:
учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.
6.Самостоятельная двигательная деятельность
Ноябрь. Карточка № 5.
Вечерняя прогулка
1.Наблюдение за перелетными птицами
Цель:
расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы: Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль… (большой).
• Утка серая, а лебедь … (белый).
2.Дидактическая игра «Что это за птица?».
Цель:
уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры:
Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
3.Словесная игра «Помнишь ли ты эти стихи?»
Цель
: развитие памяти, внимания, речевой активности.
Ход игры:
педагог читает отрывки из стихотворений знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.
Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:
В зоопарке у… (зверей). Я (тигренок),
а не (…).
Ветер по морю (…)
И (…) подгоняет. И т. д.
4.Подвижная игра «Воробушки».Цель:
активизация звука [ч] в звукоподражании; развитие ловкости.
Ход игры:
Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик,.чирик-чик-чик! Так весело поют».
После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» — возвращаются на свои места.
Трудовая деятельность:
Сбор камешков на участке.
Цель:
формировать умение замечать чистоту на участке.
Ход наблюдения.
Какое сейчас время года? Как вы догадались, что осень? Перечислите характерные признаки осени?
Почему осенью стало холодно? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Трудовая деятельность.
Уборка участка детского сада от опавших листьев — учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы.
Подвижная игра.
«Стоп»
— развивать двигательную активность детей.
Индивидуальная работа.
Прыжки с продвижением вперед.
Рисование мелками. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка 2
Наблюдение за воробьем
Задачи: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жиз-ненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Ребята, посмотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много- много листочков с шуршанием полетело на землю. Это ЛИСТОПАД. Листья летят медленно, потому что они легкие. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат?
Сбор осенних листьев.
Трудовая деятельность.
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Подвижная игра
«Найди, где спрятано»
— учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа
Ходьба по узкой дорожке — добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.
Рисование «Листопад»
— предложить детям собрать красивые листья, опавшие с различных деревьев, обвести их по контуру мелом, раскрасить рисунок.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка 10
Наблюдение за работой дворника
Задачи: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения
Какие овощи растут на нашем огороде? Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?
Что делают взрослые на огороде осенью?
Загадки про овощи.
Трудовая деятельность
Помощь при уборке в теплице – воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижная игра
«Передай мяч партнеру»
— учить выполнять бросок двумя руками от груди.
Индивидуальная работа
«Перепрыгни через лужу»
— учить прыгать в длину с места.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 9
Наблюдение за листопадом
Задачи: закрепить знания признаков поздней осени; уточнить, почему падение листьев называют листопадом.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Какими стали цветы на клумбе? Почему они завяли? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Трудовая деятельность.
Сбор семян в цветнике — воспитывать трудовые навыки.
Подвижная игра
«Мяч вдогонку»
— развивать бег, внимание и ловкость.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше»
— учить прыгать в длину с разбега.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 8
Наблюдение за трудом взрослого в теплице.
Задачи: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в помощи взрослому.
Ход наблюдения.
Обойти участок, рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть покров земли и отметить, что трава еще зеленая, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного)
Трудовая деятельность.
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Подвижная игра
«Удочка»
— закреплять прыжки на двух ногах вверх.
Индивидуальная работа.
Развитие движений — закреплять навыки метания предметов на дальность.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 4
Наблюдение за пауком
Задачи: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения.
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три. Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень, в конце концов, пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки.
Когда идет дождь моросящий, затяжной? Какое настроение он вызывает? Как природа реагирует на дождь? Что такое лужи? Как выглядят облака и небо?
Трудовая деятельность
Уборка игрушек – развивать у детей желание помогать взрослым в наведение порядка.
Подвижная игра
«У оленя дом большой»
— закреплять умение соотносить движения с текстом.
Индивидуальная работа
Развитие движений — закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 6
Наблюдение за погодой
Задачи: развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осенних явлений в природе, устанавливать взаимосвязи между изменениями в живой и неживой природе.
Ход наблюдения
Какие машины едут по нашей улице?Что или кого в них перевозят: людей или грузы? (Людей.)
Как эта машина называется?
(Легковая.)
Какие части есть у легковой машины? (Кабина, колеса, двери, окна, руль, фары и т. д.)
А кто ведет ее? (Водитель)
Трудовая деятельность
Навести порядок в песочнице – формировать у детей навыки трудовой деятельности.
Подвижная игра
«Мы — шоферы»
— учить внимательно слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа
Ходьба по гимнастическому бревну и спрыгивание на обе ноги — развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 12
Наблюдение за травой
Задачи; дать представление о травянистых растениях (травянистые растения имеют корень, стебель, листья)
; осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.
Ход наблюдения
Как выглядит воробей? Чем он питается?
Как передвигается? Как поет?
Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается. Поют воробьи «чик-чирик»
.
Трудовая деятельность
Привести в порядок песочницу.
Подвижная игра
«Поймай мяч»
— закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками; воспитывать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа
«По ровненькой дорожке»
— учить детей ходить в колонне по одному по узкой дорожке.
Игры по желанию с выносным материалом.
Прогулка 3
Наблюдение за деревьями
Задачи: напомнить о деревьях, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев; уточнить приметы осени, её признаки; развивать логическое мышление
Ход наблюдения
Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать?
Какое небо? Что на нем есть?
Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили?
Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера (другой день недели?
Во что мы одеты?
Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная)
.
Трудовая деятельность
Уборка территории — приучать работать сообща, добиваться выполнения задания
Подвижная игра
«Догони свою пару»
— выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.
Индивидуальная работа
Развитие движений — закреплять навыки метания предметов на дальность.
Рисование мелками «Наш детский сад»
— предложить детям нарисовать то, за что любят детский сад.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 7
Наблюдение за цветником
Задачи: развивать представления детей о том, что цветы живые, они растут и изменяются; познакомить детей с названием осенних цветов, их строением.