Конспект логопедического занятия Тема: «Предложение. Слово».


Конспект логопедического занятия Тема: «Предложение. Слово».

Конспект логопедического занятия Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы. Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент Повтори: СА-са-са- вот летит оса. Со-со-со – у Сони колесо. Ос-ос-ос – у Сани пёс. Су-су-су –в лесу увидели лесу. II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика. — Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте. 1. Вкусное варенье. 2. Иголочка. 3. Лопаточка. 4. Наказать непослушный язычок. 5. Чашечка. Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой. — Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями. — Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.) — Какая бывает речь? (Устная и письменная.) — Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.) — Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.) — Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.) — Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

? Составьте слово из букв. М,И,Р К,о,т — Если переставить буквы, какое новое слово получится?

Составление предложений по картинке:

— Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения. Листья опадают. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди загорают на пляже. Дети пошли в школу. — Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

— Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», — о лете.) Составление графических схем предложений.

— Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.) — Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой — «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.) — Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.) — Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.) — Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.) — Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.) — Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.) — Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

— Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений. Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

— Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений. — Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка Дракоша. (презентация)

VII. Определение границ предложений в тексте. — Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины. — Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

— Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова). Быть у каждого должна очень умной» голова.

— Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти. Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Это человек такой.

— Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела). — Туловище имеет руки и ноги.

— Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

— А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

— А, чего нет у животных – лица.

— А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

— Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

? Образование существительных множественного числа. Игра с мячом: «Один – много».

— А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много. Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь — ….

? Согласование существительного с числительным. Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино — Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/ — Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/ — Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/ — Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

? Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/. не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

? Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот» лицо грустное — /веселое/ волосы темные — /светлые/ волосы длинные- /короткие/ волосы прямые — /кудрявые/ нос большой — /маленький/ толстый -/худой/ высокий- /низкий/ ? Многозначность слов. — Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Нос – у самолета, у корабля, у чайника; Ручка – у двери, у сумки, авторучка; Глазок – в двери, у картошки; Горлышко – у бутылки, у ребенка; Спинка – у стула; Кисти – малярная, кисть винограда; Язычок – у ботинка, пирожное; Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

Нарисуй по клеточкам вторую половинку человечка. XI. Итог занятия

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Разработала учитель — логопед

Васильева Эльвира Геннадьевна

Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 «Надежда» Чувашской Республики

слайд 1

Цель: формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности

Задачи:

Образовательные:

1) формирование умений определять количество и последовательность слов в предложении;

2) закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении;

3) дифференциация предлогов и приставок,

Коррекционные:

4) развитие логического мышления, памяти, внимания;

5) коррекция мелкой и общей моторики

Воспитательные:

  1. формирование чувства ответственности, уверенности в себе;
  2. формирование личностных качеств;
  3. воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями, тетради

Ход занятия

  1. Организационный момент.

1. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.

Логопед: Ребята, какие предметы изображены на слайде? (лягушка, камыши, стрекоза – наложенные изображения) Из чего состоят слова? (из слогов)

Сколько слогов в каждом из этих слов? (3)

слайд 2

  1. Составление предложений по отгаданным картинкам.

Логопед: Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу)

Составьте предложение со словами – названиями картинок. (Лягушка сидела в камышах и смотрела на стрекозу.)

Логопед: Сколько слов получилось в вашем предложении?

  1. Формулирование темы занятия.

Логопед: Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (работать с предложениями)

  1. Основная часть

1. Знакомство с героем.

Логопед: К нам пришло загадочное письмо. Рассмотрите запись. Попробуйте расшифровать это письмо и прочесть его, тогда вы узнаете, кто его написал.(на карточках запись, слова в скобках заменены картинками)

Текст письма: У меня есть (бочка) мёда. Ещё есть (банка) варенья. Я скоро (приду) к вам в гости и принесу угощение. (Винни-Пух)

слайд 3

  1. Восстановление деформированных предложений.

Логопед: Винни-Пух очень любит мед, но пчелы не дают ему полакомиться вдоволь. Давайте поможем Винни-Пуху.

слайд 4

Логопед: Составьте предложения из слов, которые принесли пчелки. Запишите получившиеся предложения.

Слова: — стояло, лето, знойное (Стояло знойное лето.)

— галка, на, забор, села (На забор села галка.)

— Коля, загадку, загадал (Коля загадал загадку.)

— кот, чердак, на, залез (Кот залез на чердак.)

— во, залили, дворе, каток, большой, залили (Во дворе дети залили большой каток.)

Физминутка для глаз (офтальмотренажер Масько)

слайд 5

  1. Установление логических связей между словами внутри предложений.

Логопед: А вы знаете друзей у Винни-Пуха? (Пятачок, Тигра, ослик Иа и др.)

слайд 6

Тигра расшалился и переставил слова в предложениях. Давайте вместе мы исправим логические ошибки и запишем предложения верно.

слайд 7

— Весной луга затопили речку.

— Коза напоила девочку водой.

— После лета пришла долгожданная весна.

Логопед: Тигра доволен вашей помощью. Он обязательно расскажет Пятачку об этом.

слайд 8

Но вот на Пятачка вдруг налетели наглые и голодные вороны.

Логопед: Как их прогнать? (поставить пугало, стрелять из рогатки). Да. Но есть еще один метод – птицы не любят делать зарядку. Давайте все вместе начнем делать упражнения с Пятачком, Тигрой и Винни-Пухом – вороны сразу улетят.

слайд 9

Физминутка (с движениями)

  1. Дифференциация предлогов и приставок в предложениях. Закрепление навыка согласования слов в предложении.

Логопед: Друзья так веселились, что не заметили ослика Иа. Он расстроен: вороны забрали с собой отдельные слова. Иа никак не может справиться.

Логопед: Поможем ослику Иа: допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Подумайте, как правильно писать маленькие слова в скобках – слитно или раздельно? Чем отличается предлог от приставки? (между предлогом и словом можно вставить еще слово). Орфограмму подчеркнем.

слайд 10

(По)дорожке сада (по)бежал ________.(мальчик)

_________(от)плыла (от)берега. (Лодка)

Женя _________(на)писал (на)конверт адрес. (Петров)

5. Тренировка в определении границ предложений.

Логопед: Пока мы подбирали слова, на поляне появилась мудрая сова. Она принесла письмо от Кристофера Робина.

слайд 11

Логопед: Сова записала все, что хотел передать мальчик своим друзьям. Посмотрите, почему сложно читать письмо? Что забыла сова? (поставить знаки препинания). А когда в конце предложения надо ставить точку? (когда мысль закончилась)

Логопед: Исправим ошибки, допущенные совой. Прочитаем и запишем текст верно.

Текст письма:

Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес.

слайд 12

Логопед: Какие встречаются предложения в тексте по цели высказывания? Какие знаки препинания вы использовали? (?, !, .)

Логопед: Прочитайте с осликом Иа пятое предложение, с Винни-Пухом – первое, а с Тигрой – последнее предложение из письма Кристофера Робина.

  1. Подведение итогов. слайд 13

Логопед: Что такое предложение? Текст?

Что было сложным на занятии, а что далось легко?

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, меня зовут Нармина Икрамжоновна, это занятие проведем вместе.

2. Уточнение знаний о речи, предложении, словосочетании, слове. Сообщение темы занятия.

— Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная)

Чем отличается письменная речь от устной?

— Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь?

предложения (из слов)

-Что такое слово (единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли.)

Если скажем слово «книга»

, нам понятно, о чем хотели сказать? Мы назвали
предмет, но ничего о нем не сказали.А вот так: «большая книга»
. Так уже назвали признак
предмета.А вот так: «Большая книга лежит на столе»
. Стало ясно? Что я произнесла?
(предложение)
-Послушайте,что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит из предложений и словосочетании, а они в свою очередь из слов.

-Исходя из этого, можете сформулировать тему сегодняшнего заня-тия. (словосочетание и предложение)

3. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.

Разбор пословицы.

-Прочитайте предложение. (Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.)

— Что это такое (пословица)

-Как вы понимаете ее (высказывания детей)

Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.

-О ком пословица?

-Кто такой кулик? (Кулик — небольшая болотная птица с длинными ногами)

-Почему он прилетел из-за моря?

-Объясни, что значит «Принес весну из неволи»

?

-О ком говорится в предложении? (о кулике)

-Что он сделал (прилетел и принес)

-Чем они являются? (главными членами предложения)

-Являются ли они словосочетанием?

— Они не могут быть словосочетанием.

-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу к словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (кулик)

-Сможем ли мы от него?

— Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?

-Какие слова являются сказуемыми? (прилетел и принес)

Берем 1 сказуемое задаем вопрос. Какой вопрос? (прилетел
(от куда)
из-за моря) Берем 2 сказуемое. Принес
(что)
весну, весну
(как)
из неволи.

-Что это будет? (словосочетание)

-Из чего состоит пословица (Из слов и словосочетании)

-Значит, из слов мы составляем словосочетания. А из словосочетании? (Предложения.)

Словосочетание — два или несколько слов, связанных между собой грамматически. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. (От главного слова задается вопрос.)

Сочетание подлежащего и сказуемого
(грамматическая основа предложения)
не является
словосочетанием.
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от какого-нибудь слова к другому, чтобы сохранялся смысл.

-А что такое предложение (слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль (грам.)

.)

-Я приготовила еще предложения

— Прочитай предложение «Весной в садах и парках весело поют перелетные птицы»

.

-О ком говорится в предложении (о птицах)

-Что они делают? (поют)

-Что это? Это главные члены предложения.

-Являются ли они словосочетанием?

— Они не могут быть словосочетанием.

-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (птицы)

-К какому слову зададим вопрос и какой вопрос? (птицы (какие)

перелетные)

-Что это будет? (словосочетание)

-А можно еще задать вопрос? (нет)

Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?

-Какое слово является сказуемым? (поют)

Поют (где)

в садах и парках.

Поют (когда)

весной.

Поют (как)

весело.

-Это мы с вами что выписали? (словосочетания)

4. Пальчиковая гимнастика

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу)

. После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать
«рожки»
). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

5. Закрепление изученного.

Работа в тетрадях.

Игра «Выдели словосочетания»

-Прочитай предложение, назови словосочетания

1. Весной грачи вьют гнёзда. (вьют (кого? что)

гнезда, вьют
(когда)
весной)

2. Ярко светит весеннее солнце. (светит (как)

ярко, солнце
(какое)
весеннее)

3. В раскрытое окно заглянуло ласковое солнышко. (солнышко (какое)

ласковое, заглянуло
(куда)
в окно, окно
(какое)
раскрытое)

4. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем. (радует (чем)

капелями и солнцем, капелями
(какими)
звонкими, солнцем
(каким)
ярким)

5. Ветерок перебирает пеструю листву. (перебирает (кого? что)

листву, листву
(какую)
пеструю)

6. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. (жил (где)

в селе, на берегу, в селе
(каком)
маленьком, на берегу
(чего)
озера, озера
(како-го)
лесного)

7. Крик кукушки доносился из ближнего леса. (крик (кого)

кукушки, доносился
(откуда)
из леса, леса
(какого)
ближнего).

8. Деревья роняли свой осенний наряд. (роняли (кого? что)

наряд, наряд
(какой)
осенний, наряд
(чей)
свой).

9. Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.

-Что записано? (весенние ручьи, по улицам города, бегут по улицам, бегут весело)

-Что можно составить с ними? (предложения)

-Составьте предложения. Запишите с комментированием.

-Выпишите словосочетание с вопросами.

-Что такое словосочетание? Что не является словосочетание?

— О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

Подписи к слайдам:

Презентация к логопедическому занятию по теме: « Слово, словосочетание, предложение » Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьева Елизавета Юрьевна 2016 год

Слово — центральная единица языка Слово — Слово — Слово — предмет существительное признак прилагательное действие глагол

Слово-предмет – существительное Что? Кто? Мужской род Женский род Средний род

Вспомните слова-предметы – существительные, определите род то, за чем сидят ученики на уроке? то, на чём спят? то, в чём сидят и отдыхают? то, на чём сидят за столом? то, за чем обедают? Назовите одним словом все эти предметы мебель

Вспомните существительные, определите род, назови их одним словом тот, кто играет на музыкальном инструменте? тот, кто готовит еду? тот, кто строит дома? тот, кто лечит людей? тот, кто обучает детей? профессии

Слово-признак — прилагательное цвет форма вкус размер

Слон какой? Дерево какое? …

Какой? Какая? Какое? Какие? воздух – воздушная, воздушный, воздушное, воздушные мир вера ум воля доброта нежность красота мирный-мирная-мирное-мирные верный-верная-верное-верные умный-умная-умное-умные вольный-вольная-вольное-вольные добрый-добрая-доброе-добрые нежный-нежная-нежное-нежные красивый-красивая-красивое

Слово-действие – глагол Что делать? Что сделать? бег – бежать – бежит – бегут крик смотр лов воз спрос письмо кричать-кричит-кричат смотреть-смотрит-смотрят ловить-ловит-ловят возить-возит-возят спросить-спросит-спросят писать-пишет-пишут

Словосочетания два или более слова связанных между собой по смыслу и грамматически; холодный ветер, интересная книга, высокое дерево, белые облака одно слово зависит от другого, вопрос задается от главного слова к зависимому; ветер (какой?) холодный, книга (какая?) интересная, дерево (какое?) высокое, облака (какие?) белые

Образуйте словосочетания выпекать бросать продать собирать купить построить

Подлежащее и сказуемое (грамматическая основа) не образуют словосочетание Ребята пели весёлую песню. В этом предложении два словосочетания: 1) пели (что?) песню 2) песню (какую?) весёлую Дружные ребята пели весёлую песню. В этом предложении три словосочетания: 1) ребята (какие?) дружные 2) пели (что?) песню 3) песню (какую?) весёлую

Слово с предлогом, однородные члены предложения не образуют словосочетание у окна у большого окна на полке на книжной полке зелёный, красный, синий зелёный, красный, синий цвет кленовые, березовые, дубовые кленовые, березовые, дубовые листья Какого? Какой? Какие? Какой?

Виды словосочетаний Именнные Главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение шелковый платок, готовый помочь, два карандаша, нечто новое; Глагольные Главное слово – глагол бродить по лесу, сидеть на стуле, дарить цветы; например например

Предложение р ебята, сегодня, все, макулатуру, сдают; сегодня сдают, сдают макулатуру; Сегодня все ребята сдают макулатуру. слова словосочетание предложение

Предложение – выражает законченную мысль Предложение бывает: повествовательным Домик стоял у моря. вопросительным Почему ты ушёл с урока? восклицательным Как хорошо в осеннем лесу!

Составьте предложение игра в Где сбор Как хорошо помощь

Разделите текст на предложения Утром Василёк с дедушкой отправились на рыбалку дорога шла через лес рыболовы приметили укромное место на берегу тихой реки они закинули удочки в воду дедушка поймал большую щуку у Василька долго не клевало вдруг поплавок ушёл под воду мальчик дернул удочку первая рыбка была поймана Василёк сиял от гордости дедушка похвалил внука

Исправьте деформированные предложения Пёс выгуливал дедушку в парке. Дедушка выгуливал пса в парке. Птенцы кормили свиристелей. Свиристели кормили птенцов. Примеры решали трудных учеников. Ученики решали трудные примеры.

М О Л О Д Ц Ы! ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме «Состав слова» , направленное на закрепление знаний учащихся в разборе слов по составу. Разработан для учащихся с аграмматической формой дисграфии.

Занятие по теме: «Многозначные слова» знакомит детей с понятием многозначности слов, наглядно показывает существование многозначных слов в разных частях речи.

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема занятия:»Состав слова» (обобщающее занятие). Цель занятия — закрепить знания детей о составе слова. К конспекту заняти.

Конспект занятия на тему «Предложение» предназначен для учащихся 3 класса.

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме «Многозначные слова». Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами.

конспект логопедического занятия в 4 классе «Слова-предметы&quot.

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально — логического мышления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]