ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Образовательное учреждение: МБОУ ДОД «ЦДТ «ЮЖНЫЙ».
Преподаватель: Прудникова Екатерина Валерьевна.
Тип занятия: закрепление пройденного материала, изучения нового материала.
Ход учебного занятия:
Приветствие.
/Педагог заходит в кабинет в костюме Василисы Премудрой под музыку/
Педагог: Здравствуйте, ребята! Это снова Я —
Мудрая девица,
На все руки мастерица.
Все умею там и тут
Василисою зовут! Сегодня мы продолжим путешествовать по волшебной стране, которая называется..?
Педагог: Правильно.
Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридевятом государстве находится огромная страна,
называется она – «Грамматика».
Педагог: Но чтобы туда добраться нам потребуется транспорт, но не простой, а какой..?
Педагог: Конечно, — это волшебные лошадки.
/Педагог просит детей встать из-за столов, раздает игрушечных лошадок/
Организует повторение пройденного материала
— устно:
Оценивает работу группы учащихся (словесно)
Определяет активность детей, делает вывод об их подготовке.
Педагог: Но просто так эти лошадки не поскачут. Чтобы они нас с вами отвезли в волшебную страну нужно выполнить задание. Вы готовы?
Игра-шутка
Где найдете вы ошибки
/За грибами/
Мы немного поиграли Под раскидистым дубком И с корзиной за грибами В лес поехали пешком.
Лес дремал. Лишь дятлы пели Да грачиный лился свист. Ехал на велосипеде Мимо нас мотоциклист.
Говорит: -Куда идете? -По грибы, — дает ответ. -Вы, наверно не найдете:
Их в лесу пока что нет. А зашли мы в чащу бора – Там грибы. Такие – во! К сожаленью, мы в ту пору
Не нашли ни одного. Все ж наполнить мы сумели Кузовок свой небольшой. Посидели возле ели
И отправились домой.
Педагог: С заданием справились, молодцы! Отдаем мне волшебных лошадок и садимся на свои места.
Вот мы и оказались в царстве-государстве «Грамматика», где живут ни люди, ни звери, а звуки, слова, предложения, текст.
Как вы уже знаете, наша речь состоит из предложений. Начало предложения всегда пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка. Или можно поставить…
Педагог: Хорошо. Если в конце предложение стоит «.», то оно какое?
Если «?»
Если «!»
Педагог: А из чего же состоит предложение?
А что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
Правильно, нужно, чтобы слова подружились.
Выполнение устного упражнения.
На доске висят картинки. Составь любые предложения с этими словами (кукла, мячик, дерево).
После выполнения задания педагог меняет картинки. Теперь на доске висят (стул, окно, ваза, петух),
Работа у доски. На доске висят картинки: бабочка, рыба, конфеты, мыло, корабль. И написаны 5 предложений. Нужно закончить предложение, прикрепив нужную картинку.
- Я сладкоежка и очень люблю_____.
- Я плаваю как______.
- Чтобы чище умываться, я беру______.
- На цветке отдыхает ________.
- По морю плывет________.
Физкультминутка:
Собираем детвору поиграть в одну игру. Покажите мне, ребята, Как в лесу живут зверята. Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается, Как зайчонок поскакал, Как волчонок побежал.
Педагог: Сделали лесную зарядку, молодцы. А теперь пришло время узнать что-то новое. Все готовы внимательно слушать?
Педагог: Хорошо!
Педагог: А вы знаете, ребята, что предложение можно «Нарисовать»?
Педагог: Очень просто. Все слова в предложение будем с вами обозначать черточками /рисует на доске/, вот так ________.
Сколько слов в предложении, столько черточек и нарисуем. Заглавные буквы будем отмечать палочкой /рисует на доске/, вот так I. Ну, а в конце предложения обязательно поставим что?
Работа у доски.
Педагог: А теперь внимательно посмотрите на доску и ответьте мне, сколько слов в предложении.
I____ _____ ______.
I______ ______?
I______!
Педагог: Молодцы. А теперь нужно придумать предложение по опорным картинкам и нарисовать схему предложения:
Беседа, обобщение и систематизация знаний полученных по теме «Предложение».
Педагог: Молодцы. Сегодня мы с вами узнали, что предложение можно еще и нарисовать, то есть составить схему предложения. Подробнее о схеме предложения мы поговорим с вами в другой раз, а сейчас настало время возвращаться обратно.
А помогут нам в этом опять волшебные лошадки.
/Педагог просит детей встать из-за столов, раздает игрушечных лошадок/
Педагог: Вот мы и приехали обратно. А мне пора возвращаться в сказку, до новых встреч!
Следующая > |
Занятие 3. Звуковая культура речи. Работа над предложением
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 18Следующая ⇒
Цель.Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
Ход занятия
«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная
?»
Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р
в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.
«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная
.
Ди
– часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на
ди-
. Какие?
(Дима, Дина, Динара, директор, диван…)
Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на
ди-.
Итак:
диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер
. Все слова вам знакомы? И
диадема, дикобраз, дирижер
? Определите, в какой части слова слышится звук
р
в слове
дирижер
?»
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».
Дети считают слова (4–5 ответов), а затем называют слова в порядке их следования в предложении.
«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя словопоспевает
, у Саши слово
брусника
, у Иры –
стали,
у Маши –
дни
, у Кати –
холоднее
. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».
Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)
Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. Задание воспитателю дают еще 1–2 ребенка.
Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».
* * *
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. Тютчев
Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья. К. Бальмонт
Занятие 4. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель.Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Ход занятия
«Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский, – начинает занятие педагог. – Называется рассказ „Яблоко и рассвет“».
…
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
«Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов, – продолжает беседу педагог. – Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?»
Воспитатель заслушивает ответы детей и говорит, что все, о чем они рассказали, случилось в саду у дедушки Корнея: «Я думаю, что первый пункт плана так и надо назвать: „В саду у дедушки Корнея“. А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа можно назвать…? „Миша перестал лениться“, „Миша победил лень“…
Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)
План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».
Затем педагог вызывает ребенка, и они вместе пересказывают рассказ. Воспитатель заканчивает свою часть словами: «Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то большое яблоко». Далее пересказывает ребенок.
Педагог вызывает для пересказа другого ребенка, а тот приглашает сверстника.
«Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное)
. А какие яблоки встречались вам?» – интересуется педагог, завершая занятие.
⇐ Предыдущая6Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Занятие в предшкольной группе по обучению грамоте: «Предложение»
Обучение грамоте
Тема: Предложение.
Цель: — познакомить детей с понятием «предложение»;
— учить выделять предложения из потока речи, делить предложение на
слова;
— познакомить с правилами выделения границ предложения через условные обозначения;
— учить составлять предложения из слов, данных в иной последовательности;
— развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Работа над новой темой Беседа.
С помощью чего люди общаются друг с другом? (дети могут давать разные ответы). Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свои МЫСЛИ? Люди передают друг другу сообщения при помощи речи. Чтобы Наша речь была понятна, слова должны быть связаны между собой. Послушайте, что я сказала: «варить мама вкусный обед». Вам понятно, какую МЫСЛЬ я хотела выразить этими словами, т.е., что я хотела сказать?
Я сказала отдельные слова, несвязанные между собой. Попробуем
сказать их: «Мама варит вкусный обед». Что вы узнали из моего сообщения?
Вот такие слона, связанные по смыслу и выражающие законченную МЫСЛЬ, называются «Предложение».
4. Работа в тетрадях по предметным картинкам. Составление предложений издвух слов: Чертится схема.
Девочка качается. — Мальчик бежит.
Девочка прыгает.
Мальчик рисует.
Беседа по картинкам.
Скажите, что делает девочка? (Девочка качается).
Вы сказали два слова: первое -«девочка», второе-«качается». Увас получилось предложение, в котором говорится о том, что делает девочка. Это предложение можно «записать» с помощью условных обозначений: первое слово в предложении всегда обозначается прямоугольником с черточкой слева (это значит, что первое слово в предложении всегда пишется с большойбуквы). Второе слово в предложении мы также обозначим прямо- угольником, но уже без черточки, и поставим его на расстоянии от первого (слова в предложении произносятся раздельно). В конце предложения поставим точку (воспитатель выкладывает или зарисовывает схему на доске). У нас получилась схема предложения, состоящая из двух слов. Такая же схема у вас тетрадях. По этой схеме можно составить много предложений. Придумайте предложения про остальных детей (анализ каждого, выделение первого и второго слова).
5. Физминутка.
6. Работа с тетрадью.
Придумайте как можно больше предложений по этой картинке (дети придумывают, воспитатель по следам анализа зарисовывает их схемы на доске).
-Вы придумали много предложений. Каждое предложение выражало ваши мысли, т.е. то, о чем выдумали, глядя на картинку.
Воспитатель (шепотом): «Я открою вам маленький секрет, о котором знают не все дети: мысли ваши невидимы, а слова, которые мы с вами произносим это словно одежда для наших мыслей. «Одевшись» в слона они становятся ВИДНЫ (понятны) всем».
7. Составление предложении из слов,данных в иной форме и последовательности: звонко петь птицы; падать снег пушистый; смеяться мальчик весело.
8. Выполнение графического задания в тетради.
VII. Подведение итогов.
-Люди общаются с помощью речи.Речь состоит из предложений.Предложение- этосвязанные между собой слова, выражающие законченную мысль. Первое слово в предложении обозначается прямоугольником с черточкой, слово отслова пишется на расстоянии, в конце предложения ставится точка.
Тема:Слово. (Как звучат слова)
Цель:
•упражнять детей в самостоятельном назывании слов;
• учить вслушиваться В слова, находить сходные иразные по звучанию слова;
• показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков и, что звуки в слове разные;
• учить договаривать недостающие вслова и звуки;
• развивать фонематический слух, внимание, память.
Материал:Петрушка, предметные картинки, звуковая линейка, азбука-тетрадь.
1. Каждый ребенок называет первый звук своего имени по цепочке, проходят и садятся.
II, У нас в гостях Петрушка. Он принес стихи, но в них не хватает слов. Поможем Петрушке найти слова.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … . (живот)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую …. (лису)
Петрушка нам принес картинки. Нужно назвать предметы, которые ни них нарисованы и назвать группы предметов одним словом.(Яблоко, груша, апельсин фрукты. Стол, стул, шкаф-мебель. Огурец, помидор, лук-овощ).
III. Игра «Слово можно прошагать».
Вы слушали и называли разные слова. Слова могут обозначать предметы
(С……стул, окно), действия (бегает, играет, прыгает), признаки {красный, боль-
…..Й, вкусный). А как вы понимаете выражение «слова звучат»? они состоят
Из звуков. В слове может быть много звуков, а может быть мало, т.е. слова могут быть длинными и короткими.
Ктонарисован на картинках? Назови и нарисуй схемы слов.
IV. Физминутка.
I [вчарядку солнышко Л над нами весело Ветер дует нам в лицо,
I1 одни мает нас. Шелестит листва. Закачалось деревцо.
] [однпмаем руки мы Опускаем руки мы Ветер тише, тише, тише. I In команде — раз! По команде — два Деревцо все выше, выше.
V. Звуковая линейка.
Мы называли длинные и короткие слова. А можно ли посчитать звуки вслове?Конечно можно. Поможет нам звуковая линейка. Дети проговаривают елчна и открывают на каждый звук один кружочек, считают звуки в словах.
А сейчас поиграем в игру «Доскажи звук». Воспитатель проговаривает СЛОВОи открывает звуки па звуковой лшюйке. Последнее окошечко открывается после того, как дети назовут последний чвук. (кошк. , ело. , сто., и т. д.).
VI. Выполнение графического задания в азбуке-тетради.
VII. Итог занятия.
Вывод: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меня
готся значения слов.
III. Игровое упражнение «Звуки заблудились».
1. Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:
Миша дров не напилил. Мы собрали васильки.
Печку кепками топил. На головах у нас — щенки,
(щепками) (венки)
— Можно ли назвать это стихотворение веселым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, так как люди перестанут понимать друг друга, каждый звук должен быть на своем месте.)
2. — Ребята, послушайте, я называю птиц: аис__вора…, …лица.
.., кушка.(Воспитатель не договаривает звуки в конце и в начале слов). Вы знаете таких птиц? Почему вы не узнали их? (Пропущены звуки в словах.) Какие звуки и куда надо поставить, чтобы получились правильные названия птиц? (Дети делают вывод о том, что у слова есть
. начало и конец.)
3. — Слово может быть коротким и длинным. Послушайте сон, ночь, кит —короткие слова, в них мало звуков; электричество, муравейник—длинные слова, в них много звуков.
3 а к р епле н и е. Дидактическое упражнение «Длинное — короткое».
Ц е л ь: упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова (в сравнении друг с другом).
Дети с помощью индивидуальных полосок бумаги (одна длинная, другая короткая) показывают, какое слово произносит воспитатель — короткое или длинное (аист — воробей: кит— корюшка; кот— крокодил; лев—мышкаи др.)
Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.
4. Звуковые домики. Знакомство и работа со схемой.
а) Воспитатель раздает волшебные звуковые домики, которые помогут детям научиться слышать каждый звук в слоне. Каждый получает по три звуковые схемы для слов из трех, четырех и пяти звуков.
б) Хоровое интонационное проговаривание слов и соотнесение их со схемами{кот, нос, дом.река, липа,рыба, куры, котик, носик,репка).
Обобщающий вывод: слово состоит из различных звуков, имеет начало и конец, звуки в слове выстраиваются в определенном порядке (следуют один за другим), их нельзя пропускать и заменять на другие звуки.