Комплекс занятий по обучению грамоте в подготовительной группе


Рабочая программа по обучению грамоте «От рождения до школы»

  • Хороши, конечно, сани, Только хитрые они: Вниз, под горку, едут сами, А на горку — их тяни!..

Сказки

Этот словесный приём отлично мотивирует ребят, а также даёт представление о языковых понятиях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, например, о порядке букв в слове. В качестве образца приведу сказку о слове дом: «В одном книжном государстве жили буквы. И однажды там случилась такая история. Буквы «Д», «О», «М» решили построить дом из кубиков, только он всё время падал. Буква «О» всё время забегала вперёд и старалась стать на крышу, обижаясь, что она вторая, а не первая.

Во время рассказывания этой сказки можно показать такую картинку: буква О обиделась, что она не первая

Буква «М» и вовсе последней не хотела быть и убежала. Долго искали её в книжном царстве. Когда нашли, то поставили в конце, букву «Д» — вперёд, а букву «О» — второй. С тех пор дом перестал качаться и падать».

По ходу развития сюжета дети могут выполнять задания по поиску букв

При выборе или составлении сказок на тему нужно обязательно:

  • подключать к рассказу иллюстрации;
  • не перегружать персонажами и сюжетными поворотами;
  • использовать понятную лексику;
  • выдерживать хронометраж.

Чтение

Приём, который собственно и является результатом работы по курсу обучения грамоте. Этот навык нужно формировать также в процессе знакомства, отработки или закрепления материала. Другими словами, дети, освоив необходимый минимум слогового чтения, могут сами читать слова — подписи к картинкам или словосочетания — инструкции к играм на вводном или основном этапах занятия.

Скороговорки

Важным приёмом отработки речевого навыка является проговаривание скороговорок. Для детей старшего дошкольного возраста они могут быть ещё и юмористического содержания (ребята это точно оценят):

  • В Йошкар-олу летели йоги, Йогурт ели по дороге.
  • Остренькие рожки У козы Серёжки. И сказал Серёжка: «Я боюсь немножко».

Наглядные приёмы

О том, что все задания должны подкрепляться иллюстрациями, уже говорилось выше. Поэтому остановимся на таких важных наглядных приёмах, как демонстрация и показ. Первое предполагает личный пример педагога в той или иной деятельности. Так, чтобы научить ребят выделять ударный слог в словах, воспитатель сначала сам проговаривает слова с акцентом на нужную гласную, то есть «пропевает» её. А если идёт отработка написания буквы, то несколько раз прописывает её на доске, комментируя порядок выполнения элементов.

Показ включает просмотр детьми презентаций, видеороликов по теме. Например, знакомство со звуками можно начинать с подходящих отрывков обучающего мультфильма «Азбука для малышей», в котором звуки представляются через сказки. То есть дети запоминают учебный материал по ходу развития сюжета.

Практические приёмы

С помощью практики дети отрабатывают и закрепляют знания, умения и навыки. Прежде всего, стоит отметить работу малышей в прописях, где они обводят по контурам элементы, прописывают фрагменты букв и постепенно приходят к их полноценному написанию. Кроме того, закрепление букв может быть в виде:

Вид игрНазваниеЦелиПорядок выполнения игровых действий
Обучающие«Назови звук»Учить узнавать звук по движению артикуляционного аппаратаПедагог показывает произношение звука, дети угадывают, что за звук. Для усложнения можно показывать односложные и двусложные слова
«Разложи картинки»Учиться дифференцировать звуки (по сходству в произношении в безударной позиции, по твёрдости — мягкости и пр.)Дети отдают рисунки с изображением объекта с буквой «а» кукле Ане, а с буквой «о» — Оле
Интерактивные Способствуют отработке знаний, умений и навыков по теме. Например, «Учим алфавит с Лунтиком»
Подвижные«Угадай, а потом догоняй»Развивать фонематический слухВодящему надевают на глаза платок или повязку, к нему подходит участник и окликает по имени. Если водящий угадал, кто его назвал, то убирает платок и бежит за игроком. Если удалось осалить, то этот игрок становится водящим
«Катание мяча»Расширять словарный запас по темеПедагог формулирует задачу, например, назвать как можно больше приятных слов о мамочке. Малыши забрасывают мяч в обруч или баскетбольное кольцо, называя слова
Театрализованные«Пальчик-мальчик»
  • Расширять словарный запас;
  • учиться соотносить слова с движениями
Дети надевают куклы пальчикового театра и иллюстрируют рифмовку:
  • Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песню пел. Этот пальчик — дедка, Этот пальчик — бабка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот — наш малыш, Зовут его … (называет своё имя)
Сюжетно-ролевые игры, например, «У врача»
  • Обогащать запас слов;
  • развивать инициативность
Дети разыгрывают сценки под тему занятия, используя слова специальной лексики (например, тонометр, ингаляция и пр.)
Пальчиковые
  • Активизировать работу речевых центров через развитие мелкой моторики;
  • подготавливать руку к письму
  • «Дрозд-дроздок» Дружок, ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными накрест ладонями) В крапинку хвост, (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку) Носик — остренький, Бочок — пёстренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие, Весной распеваются, (Вновь машут сложенными накрест ладонями) Зимой забываются
  • «Котята» У кошечки нашей есть десять котят. (Дети складывают руки ладонь к ладони. Пальцы попарно прижаты друг к другу и разъединены) Сейчас все котята по парам стоят: (Покачивают кистями рук, не разъединяя их) Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. (Постукивают соответствующими пальцами друг о друга)
  • рисунков;
  • аппликаций (к примеру, заполнение контуров букв по отдельности или в составе слова крупой);
  • поделок (объёмных букв, слогов или слов, например, из пластилина или полимерной глины).

Практические приёмы могут быть связаны с образовательным курсом опосредованно, например, составление аппликации с элементами на буквы Ц и В

Игровые приёмы

На занятиях по обучению азам чтения и письма используются три вида игр:

  • обучающие (для знакомства, отработки и практического применения знаний, умений и навыков);
  • подвижные (проводятся с целью удовлетворения потребности детей в движениях, но на материале актуальной темы);
  • театрализованные (опираются во многом на личный опыт ребят и заключаются в презентации материала в форме театрализованных постановок).

Таблица: примеры игр для обучения грамоте

Как индивидуализировать задания

Речевое развитие — процесс индивидуальный, а значит, и связанное с ним обучение грамоте также может у разных детей происходить не одинаково: кто-то хорошо идентифицирует все звуки в слове, а кто-то с трудом называет первый. В этом случае педагогу необходимо стараться индивидуализировать задания.

В своей практике я столкнулась с проблемой, когда несколько детей не могли определять количество слогов в словах. Им я предлагала такое задание: давала 3–4 карточки с изображением зверей (например, волк, лиса, собака) и 3–4 картинки с изображением построек. В одной было одно окно, во второй два, в третьей три. Ребята должны были сосчитать окна и гласные в словах — названиях животных, соотнеси их и так найти хозяев домам.

Кроме того, индивидуализировать работу с детьми можно при помощи:

  • дополнительных заданий тем, кто выполняет основные задачи очень шустро;
  • заучивания (или пересказа) текстов для малышей с замедленным темпом речи или небольшим запасом слов;
  • привлечения малоотвечающих, стеснительных ребят к подготовке помещения к занятию, то есть раскладыванию материалов на столах, подготовки рабочих мест (это даёт малышам прочувствовать свою значимость, а значит испытать ситуацию успеха).

Индивидуализация, безусловно, включает и работу один на один

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]