статья на тему «Организация семейного клуба в ДОУ» из опыта работы


Клуб по интересам в ДОУ. План работы

Клуб по интересам в детском саду

Автор: Бердникова Ольга Александровна, воспитатель, МБДОУ «ЦРР-д/с «Росинка» г. Абакан, Республика Хакасия

Клуб по интересам – как одна из форм сотрудничества педагогов, родителей и детей

(для родителей и детей старшей, подготовительной к школе группы) Процесс становления полноценной личности проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации. Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе. Мы, специалисты дошкольного учреждения, при условии грамотного построения взаимодействия с семьей имеем уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья — ребенок — детский сад». Независимо от того, какую форму взаимодействия с семьей мы выбираем, важно учитывать, что осознание себя в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации. Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско-родительский клуб. Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников, педагоги ДОУ и дети. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей и потребностей семей исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. Каждый родитель сам может выбрать семинар, тренинг, совместное занятие — всё, что ему важно и интересно посетить.

Перспективный план работы клуба «Любители правильной речи»

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в развитии у детей правильной разговорной речи Задачи: — познакомить родителей с работой ДОУ по развитию речи детей; — развивать представления родителей о методах и формах развития речи детей; — оказать методическую помощь родителям в развитии правильной речи детей Первый год занятий в клубе служит установлению контакта родителей со специалистами ДОУ, предполагается, что в ходе работы участники группы познакомятся с основами правильной речи.

Перспективный план работы клуба 1 год

Сентябрь

Тема заседания «Как наше слово отзовется» Содержание. Слово всегда обладало силой. Древние говорили, что врач имеет три лекарства – травы, минералы и слово. Речь выполняет ответственные функции в развитии ребенка и должна быть грамотной, правильной, красивой. Рекомендации логопеда Фрагмент занятия логопеда по звуковой культуре речи

Декабрь

Тема заседания: «Уроки вежливости и красоты» Хорошие манеры, вежливость, красота тесно связаны с нравственным воспитанием ребенка Рекомендации педагога — психолога

февраль

Тема заседания: «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества» Содержание. Возможности искусства в развитии речи детей. Возраст 5-6 лет – это возраст развития воображения, являющегося основой творчества Рекомендации музыкального руководителя, педагога дополнительного образования по изодеятельности

май

Тема заседания: «Развлечение «Путешествие в страну Игр» Содержание.Игры с детьми и родителями, направленные на развитие речи

Перспективный план работы клуба 2 год

Второй год занятий – это совместная работа педагогов, детей и родителей. На данном этапе родители на практике могут реализовать полученные знания в играх и упражнениях с детьми.

Сентябрь

Тема заседания: «Играем всюду, где возможно» Содержание.Методическая помощь родителям в организации детской игры

Декабрь

Тема заседания: «О важности и пользе игр со словами» Содержание. Подготовка детей к школьному обучению, закрепление правильного произношения в речи. Развитие словаря ребенка является определяющей частью культуры речи

Февраль

Тема заседания: «Движение и речь» Содержание. Правильно организованное физическое воспитание с использованием элементов кинезиологии способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы

май

Праздник Подведение итогов работы клуба

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ

Плотникова Анна Евгеньевна

воспитатель

«Детский сад № 22»

г. Каменск-Уральский

Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ

Краткое описание: опыт работы по созданию семейного родительского клуба в дошкольном учреждении (группе) для эффективного взаимодействия с родителями и примерный годовой план работы клуба будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.

Семья и детский сад являются главными институтами воспитания ребёнка. Общественное и семейное воспитание детей должны быть единой системой как воспитательных, так и образовательных практик, реализуемых совместными силами всех участников воспитательно — образовательного процесса. Главными целями должны стать: формирование нравственной, полноценно — развитой личности, готовой к жизни в современном обществе. И перед каждым современным педагогом стоит задача по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, активное привлечение родителей к совместному развитию детей в ДОУ и семье, разработка единых требований, целей и задач для развития детей дошкольного возраста.

В связи с этим каждое ДОУ использует различные формы работы с семьёй. Можно выделить традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй. К традиционным формам можно отнести:

  • родительские собрания,
  • беседы, посещение семей,
  • совместные праздники и развлечения,
  • консультации,
  • оформление стендов, папок передвижек с информацией для родителей,
  • выставки семейных работ, фотовыставки,
  • дни открытых дверей.

К нетрадиционным:

  • проведение мастер-классов,
  • совместные прогулки, развлечения, экскурсии в праздничные и выходные дни,
  • круглые столы, выпуски семейных и групповых газет и плакатов,
  • презентации,
  • видео-конкурсы,
  • совместные ИКТ-презентации,
  • выпуск брошюр, листовок, буклетов,
  • выставки семейных реликвий,
  • создание и функционирование семейного клуба.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы создания семейного клуба в группе детского сада. Это замечательная возможность организации наиболее эффективного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном учреждении.

Цель семейного клуба: создание единого воспитательного и образовательного процесса в ДОУ и семье, активного вовлечения родителей во все мероприятия детского сада и группы, эффективного взаимодействия взрослых и детей.

Задачи Клуба:

  • оказание консультативного, психолого-педагогического просвещения и помощи родителям,
  • повышение педагогической культуры родителей,
  • привлечение родителей к участию в жизни ДОУ,
  • создание условий для полноценного общения и сотрудничества между родителями и педагогом (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Важные условия для работы клуба:

  • принятие совместного решени о создании клуба на первом родительском сорании,
  • увлечь родителей интересным направлением (тематикой) на год,
  • определение периодичности встреч (ежемесячно, ежеквартально),
  • составление плана работы клуба,
  • встречи проводятся совместно с детьми и родителями с привлечением специалистов.

Предлагаю вам примерный план работы клуба в дошкольном учреждении в соответствии годовой / проектной темой.

План работы семейного клуба «Мы вместе»

Годовая тема: «Ознакомление с родным городом»

Сроки Мероприятие Цель
Сентябрь Анкетирование семей ​​​​​​​Выявление знаний и представлений родителей и детей о родном городе, его истории, необходимости работы по данному направлению
Первая встреча

«Что мы знаем о нашей малой родине».

Заинтересовать родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, создание условий для совместного ознакомления детей с родным городом
Октябрь Буклеты по наиболее актуальным запросам родитей:

«Семья и компьютер», «Безопасность ребёнка на улице», «Читаем вместе о родном городе»

Формирование у родителей потребности в получении профессиональной педагогической помощи.
Фотовыставка «Прогулка по городским достопримечательностям вместе с мамой (папой)» Знакомство с достопримечательностями родного города. вызвать у родителей желание показать детям исторические месты и памятники.
Ноябрь Вторая встреча

Творческая мастерская «Семейные традиции»

Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным традициям семей
Мини-музей: «Ремесленная мастерская» Познакомить детей с ремеслом родного города.
Декабрь Подготовка, репетиции, участие в Новогоднем празднике Привлечь родителей к участию в празднике в различных ролях героев
Конкурсы:

«Новогодняя игрушка для городской ёлки»

«Новогодняя открытка «Городская сказка»

«Новогодние окна»

Совместное участие в детско-родительских конкурсах
В течении полугодия Экскурсии:

Пожарная часть

Музей

Почта

Дома культуры

Достопримечательности города

Привлечь родителей к совместным походам на экскурсии по городу
Январь Буклет для родителей «Что рассказать и прочитать детям о родном городе Авторские стихи о городе» Рекомендации родителей по ознакомлению детей с малой родиной. Познакомить с авторскими стихами городских поэтов.
Январь Мини-музей «Мой город» Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми, созданию макетов достопримечательностей города из любых материалов, оформление мини-музея в группе
3 встреча

«Встреча с интересными людьми»

Познакомить с городскими писателями, руководителями творческих и танцевальных коллективов, известными людьми города
Февраль Акция «Игротека» Привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности
Военно-патриотическая игра «Зарничка» Привлечь пап и дедушек к участию в зарничке.
Фотовыставка «Любимый папа, дедушка»
Март Весенний праздник «8 Марта» Привлечь родителей к подготовке и проведению весеннего праздника, оформлению (русской берёзки, русской избы)
Фотовыставка

«Прогулка с мамой по родному городу»

Привлечь родителей к совместному досугу с детьми
Апрель 4 встреча

Экскурсия — квест «Улицы, названные в честь героев ВОВ. Памятники участникам ВОВ»

Привлечь родителей к совместной экскурсии по памятным местам, совместной разработке маршрута.
Книга Памяти «Великий подвиг глазами детей» Создать Книгу Памяти об участниках ВОВ. Знакомить детей с историей дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ.
Май 5 встреча

Творческая гостиная

«Жить одной семьёй»

Создание социального – педагогического пространства для творческого взаимодействия детей и взрослых
Конкурс «Открытка ветерану» Сплочение детей и взрослых во время совместного творчества. Воспитывать чувство уважения к тем, кто воевал.
Совместное оформление окон к 1и 9 мая Создание совместными усилиями и творчеством праздничного настроения в группе
В течение года Экскурсии на работу мамы, папы Привлечь родителей к ознакомлению с предприятиями и профессиями родного города
В течение года 6 встреча

Участие в районных семейных конкурсах

Повышение роли семьи, института семейных традиций
В течение года Программа выходного дня (выход на природу, лыжные соревнования и т.д.) Организация совместного досуга детей и родителей

В заключении: влияние семьи на воспитание детей огромно. И от организации работы с родителями, их включённости и вовлеченности в педпроцесс, эффективного взаимодействия зависит успешность в едином и цельном воспитании личности каждого ребёнка.

Семейный клуб в детском саду

  • 12 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»
Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. К такому выводу мы пришли не в одночасье. На протяжении многих лет мы проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели – созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад — семья», решая при этом приоритетные задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.

При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.

Еще во второй младшей группе (в конце года) за круглым столом выбрали такую форму работы как семейный клуб и определили 3 основных направления работы Клуба:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности),
  • участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с интересными людьми»,
  • совместная продуктивная деятельность в кружке «умелые руки» для детей и родителей.

Со средней группы начал свою работу семейный клуб. Это энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогаем родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываем практическую помощь в подготовке и проведении праздников в домашних условиях, просим делиться опытом семейного воспитания.

Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Работая в рамках семейного клуба в течение двух лет мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.

Приложение 1: Семейный клуб в детском саду.

Приложение 2: Презентация.

Автор: Затхеева Вера Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Новоселовского детского сада «Росинка № 24», с. Новосёлово Красноярского края. Педагогический стаж 26 лет.

Опыт работы детско — родительского клуба «Содружество».

Модель социального партнерства МАДОУ города Нижневартовска

ДС №83 «Жемчужина» и семьи.

Опыт работы детско — родительского клуба «Содружество».

Дошкольный возраст ребенка – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статья 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», в пунктах 1 и 2 обозначено:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В Основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения в пункте 2.6. «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», прописано, что семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества», прописано, что общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации примерной основной общеобразовательной Программы дошкольного образования являются:

  • информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной Программе по следующим линиям развития:
  • здоровье и физическое развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • социально-личностное развитие;
  • художественно – эстетическое.

Пункт 2.9 «

Специфика национальных социокультурных и иных условий в которых осуществляется образовательная деятельность», указывает, что образовательный уровень родителей находится на разных ступенях и предполагает необходимость индивидуального тесного сотрудничества педагогов с семьёй. Решение образовательных задач должно проводится при тесном взаимодействии с семьей, непосредственно на разнообразных встречах с родителями (законными представителями), через деятельность родительского комитета.

Целью взаимодействия ДОО является вовлечение родителей (законных представителей), в образование, обучение, воспитание и развитие детей. Дошкольное образовательное учреждение выступает для родителей открытой социо — образовательной средой, в создании которой они принимают непосредственное участие: вступая во взаимодействие с воспитателями, специалистами в процессе организации плановых мероприятий с детьми, в процессе организации среды в группах.

Учитывая все данные положения, в нашем детском саду выстроена модель социального партнерства с семьей.

Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

Современная модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.


Разработанная нами модель социального партнерства ДОО и семьипозволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными. Модель социального партнерства Родитель – ДОО
решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах. На протяжении нескольких лет наше дошкольное учреждение реализует такую модель взаимодействия ДОО с семьей:

Принципы работы с родителями (лицами их заменяющими)

Методы изучения семьи

  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;
  • доброжелательность, открытость.
  • Анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • посещение семьи ребенка;
  • обследование семьи с помощью проективных методик;
  • беседа с ребенком;
  • беседа с родителями.

Формы работы с родителями (лицами их заменяющими)

Интерактивная

Традиционная

Просветительская

  • дискуссии;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • семейные летописи;
  • игровые тренинги;
  • родительские клубы;
  • семинары практикумы.
  • тематические недели;
  • родительские собрания;
  • досуги;
  • творческие совместные выставки;
  • фотовыставки;
  • конкурсы;
  • дни открытых дверей.
  • наглядная информация;
  • индивидуальные консультации;
  • использование СМИ; стенды и уголки для родителей.

Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

— активизировать воспитательные возможности родителей;

-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

— использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

— способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями воспитанников, администрацией и педагогами ДОО, которую можно обозначить как доверительный контакт.

На каждом из этапов можно отметить определенное соотношение и движение внутренних и внешних целей.

Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).

Третий этап — ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог-психолог и воспитатель поддерживают диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом-психологом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.

Четвертый этап — совместное исследование и формирование личности ребенка.

Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

В рамках данной модели взаимодействия детского сада и семьи в нашем дошкольном учреждении организован родительский клуб «Содружество».

Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ, администрация ДОО руководствуется разработанной программой родительского клуба «Содружество».

Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОО как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.

Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Мы считаем, что разработанная нами модель социально — педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.

Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Все чаще педагоги нашего детского сада сталкиваются с тем, что родители, испытывают различные трудности в воспитании своих детей. Причин этому много, и одна из них — большая загруженность родителей (физическая и эмоциональная), так как много сил у них уходит на финансовое обеспечение семьи. Поэтому им проще ребенка посадить у телевизора или предоставить для его распоряжения большое количество игрушек, которые заменяют родительское общение. Встречаются так же и незрелые родители, которые в должной мере не занимаются воспитанием и развитием своих детей (не понимают важности или не имеют желания). Особенно много трудностей в воспитании испытывают молодые родители, так как жизненный и родительский опыт у них не значительный. Некоторые из них часто бывают, растерянны в ситуациях, когда дети начинают не слушаться, капризничают, что-то настойчиво требуют. И порою взрослому проще уступить ребенку или наказать его, чем попробовать поискать адекватные пути выхода из сложившейся ситуации, понять и принять своего ребенка. Для многих родителей особо сложен период адаптации ребенка в детском саду. Так же много обращений за помощью к психологу и воспитателям бывает от родителей в кризисный период развития ребенка (кризис трех лет).

Поэтому так важно проводить работу с родителями, особое внимание, уделяя молодым мамам и папам. Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста, коллектив детского сада в течение нескольких лет был в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Одной из таких форм явилась организация родительского клуба — «Содружество».

В первый год было разработано Положение о клубе, перспективный план работы, в котором представлена тематика заседаний.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.

За период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

В родительском клубе специально организовано свободное общение, сопровождающееся психологической поддержкой. При этом используются игровые и интерактивные технологии, обмен мнениями с педагогами, специалистами и более опытными родителями. Мамы и папы знакомятся с положительными примерами семейного воспитания. А такие принципы ведения клубных встреч, как безоценочное принятие каждого, сохранение конфиденциальности, добровольность участия позволяют повысить уровень доверия и эмоциональной безопасности участников.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КЛУБА

Цель программы родительского клуба «Содружество»: создание условий для повышения родительской компетенции в вопросах всестороннего развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширение представлений родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  • Способствовать активизации формирования рефлексии собственной воспитательной деятельности родителей.
  • Актуализировать понимание важности участия родителей в всестороннем развитии своего ребёнка.
  • Формирование у родителей представлений о важности сохранении психического и физического здоровья.
  • Содействовать повышению взаимопонимания между родителями и педагогами детского сада.

Работа с родителями в рамках клуба «Содружество» строится на основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в центре которой содержится идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные учреждения) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность. О

пыт работы показывает, что положительный настрой родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие, которое будет способствовать комфортному пребыванию ребенка в ДОУ, и в дальнейшем его успешной подготовки и адаптации к школе.

Программа заседаний клуба «Содружество»

предназначена для заинтересованных родителей. Группа может быть сборной, или участниками клуба могут стать родители одной группы. Программа клуба состоит из 9-10 встреч.

Периодичность встреч: 1 раз в месяц. Заседания клуба ведет педагог-психолог. Специалисты ДОУ (заместитель заведующей по ВМР, воспитатели групп, учитель-логопед, старшая медсестра и другие) приглашаются для участия в заседаниях клуба для консультаций по интересующим родителей вопросам и в качестве ассистентов при организации интерактивной деятельности по подгруппам.

Занятия проходят в форме игротренинга с использованием бесед, дискуссий, проблемных ситуаций, игр и упражнений. Темы и содержание некоторых заседаний клуба неопределенно, так как готовиться в соответствии с запросом участников. Подготовительный этап работы с родителями начинается со знакомства с программой клуба «Содружество», с педагогами – специалистами детского сада. На данном этапе проводится анкетирование родителей, с целью выявления их педагогической компетентности. Беседы с родителями помогают педагогам и специалистам определить наиболее востребованные темы, проблемы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста; с учетом запросов родителей определить работу клуба на весь учебный год.

В организации заседаний клуба, мы используем как авторские методики, так разработанные нами.

По окончании встречи родителям предлагаются памятки по основным темам встреч. Эффективность определяется в ходе опроса мнений родителей в конце заседаний и по итогам программы работы клуба «Содружество».

Родители заранее информируются педагогами о проведении встречи клуба в устной форме, а также с помощью объявления с указанием темы заседания.

Принципы ведения заседаний:

  1. Добровольность участия.
  2. Сохранение конфиденциальности.
  3. Безоценочное принятие.
  4. Открытость группы.
  5. Компетентность ведущего.

Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:

— высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

— использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

— положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Из результатов анкетирования мы можем увидеть содержательное отличие в ответах родителей на вопросы анкеты, которые они давали в октябре, при первой ознакомительной встрече, и в апреле месяце, когда они имели возможность поучаствовать в работе родительского клуба «Содружество. Если в начале года родителей в большей степени волновали общепринятые проблемы: «Что ты кушал?», «Необходимо учить ребенка, считать, писать» и т.д., то в конце учебного года 100% считают, что в основе развития ребенка дошкольного возраста – лежит игра.

Организовывая встречи в родительском клубе, мы очень тщательно продумывали тематику, подбирали упражнения, которые помогли бы родителям установить контакт между собой, обнаружить проблемы волнующие родителей, помочь им найти правильное решение. Родители с удовольствием приходили на встречи, отвечали на вопросы анкет, участвовали в дискуссиях, играли, делились своим опытом, впечатлениями, рассказывали о своих детях и проблемах. Родители имели возможность задать волнующие их вопросы специалистам детского сада, получить квалифицированную помощь от сотрудников нашего дошкольного учреждения.

Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи в рамках работы клуба «Содружество», помогло активизировать педагогический потенциал родителей, привлечь их к воспитанию и развитию детей, помочь им в этом, родители имели возможность поделиться своим опытом и приобрести новый.

И действительно, профессионально слаженная работа сотрудников дошкольного

учреждения, благополучный микроклимат в детском саду, индивидуальный

подход к каждой семье — все это способствует повышению эффективности

воспитательно-образовательной работы с детьми и построению грамотного

общения с родителями (законными представителями) воспитанников.

Н.Б. Шахова, заместитель заведующего по ВМР

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]