Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.статья на тему
Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.
Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание различных гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Планируя прогулку, воспитатель должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта не только в физическом, но и психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания.
Основные требования, которые должны соблюдаться при организации прогулок, определены в соответствующих нормативных документах.
Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, так как именно здесь осуществляется тесное общение ребенка с воспитателем во всех видах деятельности.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда связана с любым из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации.
Понятно, что ведущей игровой деятельности, посредством которой ребенок познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации.
В методической литературе и отдельных нормативных документах можно найти подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.
Авторы пособия «Тематические прогулки в детском саду» предлагают пять видов тематических прогулок:
прогулки-походы;
развлекательные прогулки с персонажем;
прогулки-события;
спортивные прогулки;
прогулки — трудовые акции.
Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Мы считаем, что при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Прогулки-события посвящаются определенной теме (День Космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.
При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
В прогулках — трудовых акциях преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.
На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе — это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка, листьев).
На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда — это результат совместной работы всех.
Список литературы:
- К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова и др. Тематические прогулки в детском саду. М.: Перспектива, 2013
Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении
Прогулка является обязательной частью распорядка дня в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
В целях защиты жизни и здоровья детей воспитатель и младший воспитатель в начале рабочего дня (перед приемом детей) тщательно осматривают всю территорию: нет ли сломанного оборудования, битого стекла, нежелательных предметов, растений и т.д.
Педагог готовится к прогулке так же, как и к уроку (продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность).
Прогулка имеет подготовительный этап, состоящий из следующих шагов: Подготовка учителя к прогулке; Одевание детей на прогулку.
Важным моментом в организации прогулки является одевание детей и выход на площадку. Каждой группе необходима просторная раздевалка с индивидуальными шкафчиками и достаточным количеством скамеек и стульев, чтобы ребенок мог удобно сесть и надеть носки или обувь, не мешая другим детям. Но даже в этом случае необходимо обратиться за помощью к взрослым.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенном порядке. Сначала все надевают носки, леггинсы и обувь, затем свитер, куртку, шапку, шарф и варежки. Когда они возвращаются с прогулки, они раздеваются в обратном порядке. Когда дети выработали навыки одевания и раздевания и делают это быстро и аккуратно, учитель помогает лишь изредка (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д.). Необходимо приучать детей помогать друг другу, не забывать благодарить за оказанную услугу.
Практика показывает, что время одевания составляет 8-12 минут, если оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не отработаны и нужно научить детей одеваться быстрее. Использование различных техник: игра, соревнование, мотивация, но ни в коем случае не сравнение с ребенком, наказание, осуждение, оскорбление.
Участие помощника воспитателя в подготовке детей к походу является обязательным в каждой возрастной группе. Недопустимо, чтобы в этот момент она была занята другими делами, так как воспитателю трудно одному позаботиться о том, чтобы одеть всех детей, помочь медлительным и вовремя привести всю группу на площадь. Как только часть детей одевается, чтобы не держать их в помещении, воспитатель идет с ними на площадку, а остальные продолжают одеваться под присмотром помощника, который позже выводит их на прогулку.
Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и т.д., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточно продолжительна, дети реализуют на ней около 50% суточной потребности в активном движении. За счет сокращения времени пребывания в воздухе возникает дефицит движения.
Индивидуальные особенности учеников наиболее ярко проявляются в самостоятельной деятельности. Некоторые дети предпочитают спокойные игры и могут быть заняты ими на протяжении всей прогулки, в то время как другие постоянно находятся в движении. Воспитатель должен помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма дает равномерная нагрузка, сочетание различной интенсивности движений, в последние 8-10 минут прогулки лучше заняться спокойными играми, убрать игрушки, прибрать территорию.
Нельзя позволять детям долго ходить в одном положении. Необходимо переключить их на другие виды деятельности и изменить место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок находился в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть удобными и соответствовать погоде. Необходимо проводить большую информационную и просветительскую работу с родителями. Одежда должна быть удобной и из натуральных тканей, три слоя для температур от +3 до -3, четыре слоя для -4 до -10, а зимнее пальто с четырьмя слоями одежды рекомендуется для -11 до -15. При температуре ниже -18 — -22 градусов время прогулки сокращается.
Даже красочно оформленный участок вызовет у детей интерес и желание пойти на прогулку. Помимо игровых площадок, на территории необходимы крытые беседки для защиты детей от дождя и солнца.
Особенности развития детей раннего возраста
- Быстрый темп развития, который требует своевременных воздействий, необходимых изменений в условиях образования;
- Прерывистость в развитии основных функций (чередование периодов ретардации с критическими периодами);
- Быстрое установление связей с внешним миром и медленное закрепление реакций, что требует повторения в обучении;
- Неравномерность (гетерохронность) созревания структур и функций мозга, способностей, навыков, контроля над развитием путей;
- Высокая ранимость, лабильность нервной системы, защита нервной системы ребенка;
- Взаимосвязь между состоянием физического здоровья, психическим развитием и поведением ребенка;
- Высокая пластичность мозга, легкость обучения, высокие сенсомоторные потребности ребенка.
В этот период происходит такое интенсивное развитие мозга, какое не происходит ни в один последующий период жизни. В 7 месяцев размер мозга ребенка удваивается, в 1,5 года — утраивается, а в возрасте 3 лет он уже составляет 3/4 массы мозга взрослого человека. В этот чувствительный период закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности, разнообразных языковых навыков. Это возраст, когда все впервые, все только начинается — язык, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни формируются самые важные и основные способности человека — познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим, концентрация и настойчивость, воображение, творческое отношение и многие другие. Более того, все эти способности не возникают сами по себе в результате юного возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Л.С. Выгодский говорил: «Умственное развитие происходит в процессе усвоения и приобретения общественно-исторического опыта».
Младенчество — это время значительных изменений в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. В течение второго года жизни ребенок осваивает ходьбу. Ходьба — это великое достижение человечества, только человек осваивает ходьбу, и это свидетельствует о развитии человеческого мозга. Имея возможность самостоятельно передвигаться, он познает огромное пространство, самостоятельно вступает в контакт с массой предметов, которые раньше часто оставались для него недоступными.
Сенсорные потребности вызывают высокий уровень двигательной активности, а движение — это естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию. Благодаря этому освобождению зависимость ребенка от взрослого уменьшается, а познавательная активность развивается быстро.
На втором году жизни у ребенка развивается предметная деятельность, а на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. В возрасте трех лет определяется ведущая рука и начинает формироваться координация обеих рук.
С возникновением предметной деятельности, в основе которой лежит овладение теми способами действий с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и характер ориентировки. Вместо вопроса «Что это?» при знакомстве с новым предметом у ребенка уже возникает вопрос «Что с этим делать?». (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин).
Познавательный интерес ребенка чрезвычайно расширяется, поэтому он стремится узнать больше предметов и игрушек и действовать с ними. С развитием предметных действий тесно связано развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок узнает не только, как ими пользоваться, но и их свойства — форму, величину, цвет, массу, материал и т.д.
У детей развиваются простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, которые относятся непосредственно к присвоению определенных внешних и внутренних характеристик объектов.