Организация и методика проведения прогулки в детском саду


Организация прогулок в ДОУ по ФГОС ДО

Педагогическая консультация для воспитателей

Организация прогулки в детском саду по ФГОС ДО: основные требования

Прогулка — это обязательный элемент режима дня в детском саду. Задачи прогулки — дать возможность каждому ребенку разрядиться, снять напряжение после статистических, сосредоточенных занятий и создать жизнерадостное настроение

Содержательная деятельность на свежем воздухе является любимым времяпровождением дошкольников, поэтому методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС имеет первостепенное значение. Содержание прогулочной активности определяется согласно программе по ознакомлению детей с окружающим миром в рамках календарного планирования с учетом:

1. Погодных условий (в холодное время года целесообразно начинать прогулку с подвижных игр или выполнения трудовых поручений, помогающих поддерживать оптимальную температуру тела, в дождливые дни — с малоподвижных видов деятельности, позволяющих находиться под крышей (игры, рассказы, наблюдения), в жаркие дни — с экспериментированием с водой).

2. Предыдущих видов деятельности (если прогулке предшествовала активная интеллектуальная работа, целесообразно предоставить дошкольникам возможность удовлетворения возрастной потребности в движении и выплеснуть эмоции во время подвижных игр, если же перед выходом на улицу дети были вовлечены в физическую или музыкальную активность, можно сразу приступить к наблюдениям, выполнению проектов, развивающим спокойным играм).

Залогом полезной и увлекательной прогулки, соответствующей требованиям ФГОС ДО и позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи, является использование и последовательная смена следующих структурных компонентов прогулки:

Обязательные структурные элементы прогулки Описание и рекомендации
Наблюдение Заранее планируемая практика наблюдения за явлениями, предметами, объектами, которая может проводиться с коллективом или отдельными группами детей, является важным элементом прогулочной деятельности. Активному всестороннему развитию дошкольников способствует наблюдение за:

· объектами живой природы — растениями и птицами на участке, животными — во время прогулок за пределами ОУ;

· природными явлениями — движением облаков в разное время года, дождем, выпадением и таянием снега;

· трудом взрослых — дворника, водителя, строителя и т.д.

В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму:

1. Установление факта (облака движутся по небу).

2. Формирование связей между частями объекта.

3. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений (облака движутся друг за другом, большие облака движутся медленнее, чем маленькие).

4. Проведение сопоставлений (облака движутся при наличии ветра).

5. Подведение итогов (осенью облака двигаются стремительно, а летом — медленно).

С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений:

1. Кратковременные, призванные сформировать первичные представления о предметах и объектах (как выглядит воробей, какие звуки издает).

2. Долгосрочные, способствующие расширению имеющихся знаний (сезонные изменения лиственных деревьев, стадии роста цветка, процесс изменения снега в течение зимних месяцев).

При организации наблюдений обязательным условием является учет возрастного фактора. С младшими дошкольниками, для которых характерна значительная рассеянность внимания, наблюдения проводят в течение 7-10 минут, с воспитанниками старшей и подготовительных групп — 15-25. Созерцание окружающей природы осуществляется ежедневно, с обязательной сменой объектов наблюдения и длительности данного вида активности для поддержания высокой заинтересованности малышей.

Двигательная активность (спортивные и подвижные игры) С целью сохранения и укрепления детского здоровья, профилактики интеллектуального напряжения и формирования моральных качеств при организации прогулки в детском саду согласно ФГОС значительное место отводят игровой активности, а именно:

· подвижным играм, связанным с бегом, прыжками, метанием предметом, обходом препятствий, удержанием равновесия;

· народным играм;

· играм с элементами спортивной активности (эстафеты, городки, ведение мяча по правилам баскетбола);

· играм с водой;

· малоподвижным играм с интеллектуальной составляющей (угадывание предмета по описанию, поиск общих характеристик).

При организации игровой деятельности на прогулке воспитателю важно принимать во внимание погодные условия, возрастной фактор и время пребывания на свежем воздухе. Длительность проведения подвижных игр:

· на утренней прогулке составляет 6-10 минут для воспитанников младшей группы, 10-15 — средней и 20-25 — старшей и подготовительной;

· на вечерней прогулке — 10-15 минут для младших дошкольников, 12-15 минут — для деток постарше.

Чтобы обеспечить максимальную активность воспитанников, содержание двигательной активности подбирают с учетом возрастных умений:

· с детьми младшей группы рекомендуется проводить игры с текстовым сопровождением, предусматривающие повторение однотипных действий;

· средняя группа — ролевые игры с предварительной подготовкой;

· старшая и подготовительная группа — спортивные соревнования, эстафеты, сюжетно-развлекательные игры.

Кластер двигательной активности заканчивается постепенным снижением уровня активности через виды малоподвижные забавы. Актуальные методические рекомендации предусматривают необходимость разучивания 3-4 новых игр с воспитанниками ежемесячно с их последующим повторением.

Индивидуальная работа по различным направлениям развития С целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного возрастного развития во время прогулки воспитатель проводит непродолжительные индивидуальные занятия познавательной, логопедической, физической, социально-личностной направленности. Индивидуальная работа с воспитанниками отражается в индивидуальном плане, она может включать беседы, игры с различными предметами, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для развития ловкости, внимательности, равновесия.

Материалы и оборудование, необходимые для ведения индивидуальной педагогической работы, воспитатель готовит заблаговременно.

Трудовая деятельность Планирование трудовой деятельности дошкольников во время пребывания на свежем воздухе — важная составляющая методики проведения прогулки в ДОУ по ФГОС. При условии, что трудовые поручения являются посильными, увлекательными и разнообразными, данный вид деятельности помогает сплотить детский коллектив, развить значимые навыки — целеустремленность, готовность к взаимопомощи, ответственность, инициативность.

Трудовая деятельность во время прогулки может организовываться через:

· выполнение индивидуальных трудовых поручений — данная форма работы требует времени, но подходит для малышей всех возрастных групп;

· работу в группах;

· коллективный труд.

С учетом возраста трудовая активность в группах детского сада реализуется следующим образом:

1. Воспитанникам младшей группы педагог дает простые поручения, включающие 1-2 действия (принести один цветок и листик для гербария). Дети работают в непосредственной близости, но отношения взаимозависимости при этом отсутствуют. Групповая деятельность полностью контролируется воспитателем.

2. Детей средней группы воспитатель предварительно делит на подгруппы, проговаривая задачи и особенности их исполнения для каждой, после чего систематически контролирует качество работы каждого «трудового отряда».

3. Перед детьми старшего дошкольного возраста ставится задача, после чего воспитатель инициирует коллективное обсуждение порядка действий, помогает в распределении ролей, пока дети самостоятельно реализуют поставленную трудовую задачу с незначительной помощью со стороны педагога.

Самостоятельная активность Самостоятельная прогулочная деятельность детей организуется под контролем воспитателя при полном обеспечении безопасности. Данный элемент прогулки способствует формированию инициативности, коммуникативных навыков, использованию различных видов пособий с учетом их назначения.

Следует отметить, что порядок реализации структурных элементов прогулки, длительность которых (за исключением самостоятельно активности дошкольников) не должна превышать 7-15 минут, может варьироваться воспитателем с учетом погодных условий, распорядка дня, самочувствия и настроения детей и других факторов. Во время ведения прогулочной деятельности ответственному педагогу важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.

Необходимость переосмысления устоявшихся традиций дошкольного образования, продиктованная изменениями социального характера, обуславливает целесообразность проведения различных видов прогулок в детском саду по ФГОС ДОУ. Помимо прогулочной активности, организуемой с использованием устоявшихся структурных компонентов, активному всестороннему развитию воспитанников способствует проведение:

1. Прогулка-событие

2. Развлекательная прогулка с персонажем

3. Спортивная прогулка

4. Прогулка — трудовая акция

5. Прогулка — поход

Виды прогулок с детьми, которые педагоги смогут провести летом

Особенности Рекомендации, как организовать
Развлекательные прогулки с персонажем
Цели прогулок-развлечений

Эмоционально и психологически разгрузить детей, создать позитивный эмоциональный фон, удовлетворить потребности в двигательной активности.

Содержание

Такие прогулки могут быть разнообразными

и вариативными, зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.

Результат

Прогулки с персонажем мотивируют детей

к определенному виду деятельности, помогают заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду

Заранее запланируйте прогулку с персонажем и детально продумайте ее сценарий.

 Ориентируйтесь на сценарий досуга на свежем воздухе, так как сценарий этого вида прогулки похож с ним.

 Проводите игру с персонажем несколько раз,

если детям она понравилась. При этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.

 В младших группах используйте игрушки-персонажи: резиновые, бибабо и другие по своему выбору. Используйте новые для детей игрушки, чтобы вызвать у них дополнительный интерес.

 В младших группах сами исполняйте роль персонажа, разговаривайте за него, чтобы вовлечь детей в совместную игровую деятельность.

 В группе старшего дошкольного возраста роль персонажа лучше отдать педагогу другой группы, родителю или старшему дошкольнику из другой группы

Прогулки-события
Цели прогулки-события

Способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развивать их любознательность.

Содержание

Прогулка посвящается определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности. Например, День защиты детей. Можно посвятить эту прогулку событию в детском саду. Например, привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочнице.

Результат

Прогулка-событие обогащает знания воспитанников, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку. Помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить знания детей, выяснить характер восприятия определенной темы

Проводите прогулку-событие с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

 Анонсируйте прогулку – повесьте в раздевалке объявление или афишу для детей о предстоящем событии.

 Заранее продумайте условия проведения прогулки.

 Используйте разнообразный выносной материал, чтобы поддержать интерес детей к прогулке.

 Пройдите сами маршрут движения детей и определите, в каком месте удобно будет остановиться для наблюдения, где можно поиграть с воспитанниками в подвижную игру и т. д.

 Включите в прогулку-событие: организационный момент – на сплочение детского коллектива, беседу о предстоящем событии; знакомство с темой прогулки – ввод в событие; подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.; самостоятельную творческую деятельность детей.

 Количество таких прогулок планируйте с учетом особенностей детского коллектива, общественных событий и интересных дат, но не часто

Спортивные прогулки
Цель спортивных прогулок

Укрепляют здоровье дошкольников, способствуют профилактике утомления, физическому и умственному развитию, помогают оптимизировать двигательную активность детей.

Содержание

Спортивные прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения. Они предоставляют воспитанникам свободу выбора, позволяют учитывать их интересы, желания.

Спортивные прогулки включают разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. Акцент в них нужно делать на формирование у детей физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни. При этом спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется также включать в нее задания познавательного характера и спортивной направленности.

Сценарий спортивной прогулки составляет воспитатель по физической культуре вместе с воспитателем группы. На спортивной прогулке воспитанники играют вместе

с воспитателем или воспитателем по физической культуре. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на прогулке может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались.

Это воспитатель определяет перед выходом на прогулку с учетом метеоусловий.

Результат

При правильной организации спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, повышают уровень физической подготовленности дошкольников

Проводите спортивные прогулки не реже одного-двух раз в месяц.

 Заранее планируйте сценарий спортивной прогулки.

 Включайте в сценарий прогулки: организационный момент или вводную беседу; подвижные, спортивные игры; спортивные упражнения; самостоятельную деятельность детей; индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников; подведение итогов прогулки, творческое задание.

 Отводите не менее половины времени всей прогулки для спортивных игр.

 Чередуйте в ходе прогулки задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.

 Соблюдайте в ходе прогулки баланс между двигательными видами деятельности и заданиями познавательной и спортивной направленности. Например, это могут быть дидактические игры, игры на внимание, на воображение, литературные задания

(загадки, считалки, стихи).

 Учитывайте опыт пользования детьми предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д.

 Знакомьте детей с различными видами спорта, спортсменами в ходе прогулки.

 Организуйте с детьми целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), чтобы понаблюдать, как занимаются спортсмены или школьники (если нет запрета на выход за территорию детского сада из-за карантинных мер).

 Организуйте с детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке разнообразные подвижные игры сюжетного характера, которые включают основные движения.

 Соорудите условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.

 Проводите с детьми старшего дошкольного возраста беседы о истории развития спорта, спортивных играх древности и современных спортивных играх, Олимпиаде.

 Организуйте тематические сюжетно-ролевые игры, в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.

 Постепенно, начиная со старшей группы, вводите в сценарий прогулки адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, волейбол, теннис и т. п.

Прогулки – трудовые акции
Цели прогулок – трудовых акций

Цель и задачи таких прогулок определяются воспитателем в соответствии с приобретенными навыками и трудовыми умениями воспитанников, а также их физическими возможностями.

Содержание

Прогулки – трудовые акции – это ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Особенность таких прогулок – преобладание трудовых поручений и разных по организации форм труда на улице в соответствии с погодными условиями, не снижая общей двигательной активности детей. Несколько видов трудовых поручений, которые сменяют друг друга последовательно в ходе прогулки

и при этом логично связаны между собой, позволяют избежать утомления детей.

Результат

Дошкольники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. Дети начинают

понимать, что труд на природе – это не игра или развлечение, а серьезное занятие.

Воспитатель воспитывает у них желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев и пр.). Дети учатся трудиться коллективно

Проводите прогулки – трудовые акции регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц. Значительное количество времени нужно отводить все-таки занятиям трудовой деятельностью.

 Организуйте такие прогулки на территории детского сада с учетом сезона.

 Включайте в прогулку наблюдения, например, за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе, и совместную с детьми трудовую деятельность.

 Обязательно оценивайте проделанную работу в конце прогулки.

 Планируйте трудовые поручения на каждого ребенка с учетом в ходе прогулки его возможностей и индивидуальных особенностей. Нагрузка должна быть посильной.

 Чередуйте несколько видов трудовых поручений, последовательно меняйте их в ходе прогулки, выдерживая логическую связь между ними.

 Включайте в прогулку сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встречу с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника.

 Привлекайте младших дошкольников на прогулке

к выполнению простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

 Воспитанникам средней группы давайте самостоятельные поручения. Например, они могут рыхлить землю, ухаживать за растениями, вместе с вами выращивать на участке овощи и цветы: очищать почву от камней и палок, поливать грядки, клумбы, собирать овощи.

 Старшим дошкольникам поручайте рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать и подвязывать растения, собирать урожай.

 Учите дошкольников правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

 Следите, чтобы максимальное время, отведенное на трудовые действия, для старших дошкольников не превышало 30–40 минут.

 Организуйте трудовую деятельность детей на прогулке утром или вечером, а не в жаркие часы дня.

 Следите, чтобы материалы, инструменты для детского труда на прогулке соответствовали гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.

 Не давайте детям для работы то, что может создать травмоопасную ситуацию или неблагоприятно повлиять на их здоровье и физическое развитие

Прогулки-походы
Цели прогулки-похода

Поход – один из видов прогулки, в ходе которой педагоги решают оздоровительные задачи, совершенствуют двигательные навыки и физические качества детей.

Содержание

Это особый вид прогулки, которая отличается от традиционной формой, содержанием и необычной организацией. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также в зеленую зону на территории детского сада. Прогулки-походы требуют серьезной подготовки самого воспитателя и детей.

Результат

В ходе прогулки-похода дети удовлетворяют свои познавательные потребности, учатся любить природу и видеть ее красоту. Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников

Проводите прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельные, между ними складываются дружеские отношения.

 Заранее подготовьте детей к прогулке-походу.

 Планируйте такие прогулки не более двух-трех в течение учебного года.

 Сначала организуйте прогулку-поход на территории детского сада.

 Проводите прогулку-поход за пределы территории детского сада, когда дети будут к этому готовы и не будет никаких ограничений.

 Организуйте с детьми предварительную работу перед прогулкой-походом. Включите в нее беседу, игры-эстафеты, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности.

 Познакомьте воспитанников с необходимыми для похода атрибутами: палаткой, рюкзаком, котелком, спальным мешком и т. п.

 Начинайте прогулку-поход с организационного момента: соберите всех детей, проведите перекличку и инструктаж, даже если прогулка планируется на территории детского сада.

 Организуйте короткие остановки для отдыха, наблюдений за интересными объектами

во время движения группы до привала.

 Включите в прогулку-поход сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание для дошкольников.

 Выберите удобное место для конечного пункта прогулки-похода – привала, где можно поставить палатку, развести костер, организовать игры.

 Проводите во время привала и отдыха игры, которые будут стимулировать познавательную

и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры.

 Предоставляйте воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например попросите их помочь установить палатку.

 Вовлеките детей в уборку территории по окончании привала.

 Организуйте на обратном пути короткие остановки для отдыха и наблюдений

Далее с педагогами проводится практическая работа по разработке мини-конспектов следующих видов прогулок: Прогулка-событие; Развлекательная прогулка с персонажем; Спортивная прогулка; Прогулка — трудовая акция; Прогулка – поход. Практическая работа проходит по технологии «Мировое кафе».

В условиях важности сохранения высокого познавательного интереса у поколения детей, растущих в стремительно меняющемся мире, воспитатель в праве активно экспериментировать с формами прогулочной деятельности, сохраняя обязательные структурные компоненты прогулки — организованную активность дошкольников под руководством педагога, взаимодействие малышей без вмешательства (но под контролем) взрослого, самозанятость ребенка. Не менее важный момент — сохранить оптимальное соотношение между игровой и остальными видами деятельности, ввиду того, что первая как основной способ знакомства малышей с миром должна оставаться приоритетной.

Как должны быть обустроены детские площадки с точки зрения СанПиН

Пространство.

не сказано, какого размера должна быть площадка для прогулок в детском саду. Но, во-первых, понятно, ее должно хватать для всех групп. Во-вторых, участки разных групп должны быть отделены друг от друга. В-третьих, на площадке нужно разместить теневой навес, который чаще оборудуют как веранду, песочницы, место для игр и спортивных занятий. В-четвертых, можно ориентироваться на старые СанПиН, по которым на одного ребенка должно было приходиться не меньше 9 кв.м. игровой площадки.

Покрытие должно быть мягким, натуральным или полимерным, без дефектов. Если появляются дефекты, покрытие необходимо менять. Конечно, это не твердый асфальт.

Оборудование.

На площадке должны быть навес, песочницы, оборудование для детских игр. Точных требований к оборудованию в документах нет — дошкольные организации сами решают, какое подойдет им лучше. Но все оборудование должно соответствовать ГОСТ и СНиП (строительные нормы и правила). Например, у любого оборудования должны быть закругленные углы, у горок должны быть перила на лестницах и скате.

В песочницах необходимо менять песок раз в год — новый песок нужно проверить в лаборатории на отсутствие паразитов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]