Консультация для родителей «Цели, задачи, организация физкультурных занятий в детском саду в соответствии реализации ФГОС ДО»


Статья: «Физическая культура в детском саду»

Начиная со второй младшей группы, планируются по три занятия в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе – не менее 20 минут, в старшей группе – не менее 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке так же, как и прогулку детей 5–7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже –20°С и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможны разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

занятия по традиционной схеме;

занятия, состоящие из набора подвижных игр большой средней и малой интенсивности;

занятия – тренировки в основных видах движений;

ритмическая гимнастика;

занятия–соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

занятия–зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы;

сюжетно–игровые занятия и т.д.

К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка. Утренняя гимнастика способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Продолжительность утренней гимнастики в 1 младшей группе – 4–5 мин, во 2 младшей группе – 5–6 мин, в средней группе – 6–8 мин, в старшей группе – 8–10 мин, в подготовительной группе – 10–12 мин. Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – игровые площадки группы, в холодное – помещение группы. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде или трусиках. В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений. Включают дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы. Оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин. Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учат сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделять внимание формированию правильного носового дыхания. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту детей. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня. Для достижения оптимального тренирующего эффекта используют подвижные игры большой интенсивности, спортивные игры, игры–соревнования, эстафеты или бег в нарастающем темпе в течение 3–5 мин в зависимости от возраста (1–2 игры или пробежки, чередуя их с периодами самостоятельной деятельности). В летнее время подвижная игра дополняется элементами закаливания (игры с водой). В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Очень подвижных детей он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Правильное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей. Освоение материала программы на занятиях является основой для всех физкультурно–оздоровительных мероприятий и самостоятельных упражнений и игр детей.

Для чего ввели лечебную физкультуру в детсадах

Безусловно, заниматься с ребенком лечебной гимнастикой нужно и дома, и в специализированных медицинских учреждениях. Однако исследования показывают, что наибольший эффект достигается именно тренировками в условиях детского сада.

Основные причины, побуждающие к внедрению лечебной физкультуры в дошкольные образовательные учреждения:

  • Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем;
  • Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации;
  • Малоподвижный образ жизни ребенка, предпочтение игр на электронных устройствах;
  • Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми;
  • Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник и стационаров, строгий график работы, большие очереди.

Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.

Какие формы занятий используются

Поскольку заставить ребенка заниматься спортом бывает непросто, инструкторы в детских садах придумывают необычные и интересные формы тренировок.

Детям до 5 лет

Чтобы заинтересовать малыша тренировками, проводить их лучше всего в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают грибы и ягоды, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают, как зайчики.

Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, фитболов, гимнастических ковриков. Для профилактики плоскостопия малышам 2-3 лет полезно ходить в носочках по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Детям 4-5 лет рекомендуют катать ступнями шарики, ходить на носочках и пятках.

Веселей тренировки проходят под музыку, которая создает бодрый настрой и улучшает настроение.

До 5-7 лет

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные гимнастические элементы, занятия на канате, на шведской стенке. В тренировки можно включать соревновательный элемент, проводить эстафеты, командные игры. Обязательны бег, приседания, растяжка, простые акробатические упражнения.

В старших группах очень популярна танцевальная гимнастика. Упражнения выполняются синхронно, под музыку, в ритме танца.

Полезны детям и занятия в бассейне. Не только плавание, но и аквааэробика, игры с мячом.

Особенности физкультуры в современных детских садах

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

  • организация такого оздоровительного комплекса, который способствует формированию оптимальной последовательности движения и постепенных наращиваний физической нагрузки, что в дальнейшем будет способствовать укреплению иммунитета ребенка, а также положительно воздействует на стимуляцию психофизиологического развития. Это позволит предупредить развитие множества патологических изменений в организме;
  • удовлетворение возрастных потребностей в физических упражнениях, которые должны восприниматься каждым ребёнком, как «мышечная радость», а воспитателями, как основное средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Во время подобных занятий по физической культуре малыши не только постигают особенности и возможности своего тела, а и общаются с ровесниками посредством соревнований по внимательности и ловкости.

Некоторые особенности проведения занятий в ДОУ

Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут. Занятие состоит из 3 частей:

  1. Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.
  2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
  3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.

Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю, нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.

При планировании тренировок – как взрослых, так и детских – учитываются следующие рекомендации:

  1. Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.
  2. Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.
  3. Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.
  4. Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.
  5. Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.
  6. Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.
  7. Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить. Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.

Стандартные комплексы упражнений

Если ребёнок постоянно выполняет зарядку, у него повышается аппетит и активность на весь день. Все упражнения подобраны таким образом, чтобы воздействовать на мышцы позвоночника, шеи, поясницы, плеч, конечностей и таза. Основная цель, которую преследуют воспитатели, это воздействие на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также профилактика такого заболевания, как сколиоз.

Лучше всего зарядку подводить на свежем воздухе, что и пытаются делать все воспитатели в тёплые поры года, а зимой хорошо подойдёт проветренное помещение, обычно это спортивный или музыкальный зал. Очень хорошо на организм дитя влияет гимнастика одновременно с закаливанием. В дальнейшем это положительно воздействует на иммунную систему и устойчивость организма малыша ко многим заболеваниям.

Комплекс упражнений включает в себя три этапа:

  • вводная часть. Зарядка (вращения головой, круговые движения руками, повороты туловища, наклоны);
  • основные упражнения. Растяжка мышц рук, ног и спины, приседания с постепенным увеличением повторений, отжимания (по возможности);
  • заключительная часть. Легкий бег с переходом на шаг, встряхивание мышц для расслабления.

Первый этап включает в себя различные виды ходьбы, а также бега, которые необходимы для постепенной активации различных групп мышц. Далее можно приступать к таким упражнениям, которые будут способствовать укреплению и силе мышц, а также подвижности в суставах, формировании осанки и координации. Что касается заключительной части, сюда обычно входят некоторые виды гимнастики и умеренная ходьба.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]