Программное содержание: Знакомить детей с гжельским фарфором, характерными особенностями: формой изделий, их назначением и узорным оформлением по содержанию, колориту, композиции
Расширять знания детей о художественном промысле, воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам.
Ход занятия
В зале организована выставка гжельской посуды: самовары с чайниками, сахарница, масленка, ваза, молочник-лев, скульптура кошки
Книга Н. Сурьяниновой «Синие цветы гжели», открытки, иллюстрации. Значки каждому ребенку с изображением гжельской розы на круге.
Рассказ воспитателя:
— Мы пришли на выставку посуды, украшенной синей росписью, ее называют «Гжель». По названию небольшой подмосковной деревни. Там на заводах создают фарфоровые изделия. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельских мастерах разнеслась не только по стране, но и далеко за ее пределами.
Гжель нравится прежде всего синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники, молочники, сахарницы. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные — веселые, красивые.
(Рассматривают самовар, вазу для цветов).
-Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать,, любоваться ею. Полюбуйтесь и вы. Гжельские мастера — большие фантазеры. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи па маленький бочонок, а иные фигурки затейливые. И ручки у всех разные. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!
Посмотрите на этого льва, он никому не страшен, немного даже смешной, грива, как роза!
По белому фону чашки ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует, становится голубым и синим — и цветы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
Кайму располагают по краям. (Предлагает рассмотреть самовар, сахарницу).
-Самый излюбленный узор — гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками (показывает на маленьком и большом чайниках), а иногда написана тоненькой кисточкой.
А бывает и так: самой розы нет, а есть только ее лепестки (рассматривают).
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть изделия, обращая внимание на формы и узоры. Дает возможность детям поделиться впечатлениями.
Вопросы:
1.Какие элементы узора используют гжельские художники для украшения посуды.
2.Что больше всего понравилось на выставке?
В память о выставке воспитатель дарит детям значки (круги диаметром 5 см, на которых она нарисовала разные цветы).
История возникновения гжельских узоров и орнаментов
Слово «Гжель» — это географическое название нескольких деревень в 60 км от Москвы, которые ассоциируются с легко узнаваемым белым фарфором с голубой росписью. Гжель связана и с возникновением в России самого фарфора, уникальную рецептуру которого Д. Виноградов создавал конкретно на белой гжельской глине. И не менее интересна история самих узоров и орнаментов гжели, таких легких и лаконичных, не похожих на иные элементы народных промыслов.
Долгое время гжельские мастера искали новые колористические решения, и привычный бело-синий формат появился сравнительно недавно – в середине позапрошлого века. А до того высокий спрос отличал майоликовую посуду с цветной яркой росписью. Бело-синие решения – мода, которая пришла еще с петровских времен, и это связано с привезенным из Голландии расписным фаянсом. Зарубежная идея легла в основу русского промысла. Надо сказать, что когда-то сами голландцы позаимствовали сине-белые узоры у китайцев.
Делфтский фаянс (Голландия)
Гжель называли «русским Стаффорширом», вот только отличало узоры гжели особое послание, которое передавалось и в технике, и в выборе элементов гжели, и в их сочетании. Синее небо, белые церквушки, золотые купола – это элементы гжельской росписи, ставшие отражением русской ментальности. И ставшие одним из самых узнаваемых брендов русской народной культуры.
Цветовая гамма гжельской росписи
Традиционно сложилось так, что рисунок выполняется только оттенками синего. На фоновом белом цвете фарфора мастер одним колером способен передать всю палитру мироздания. Но ведь и синий может быть разным: от блекло-голубого до выразительного глубокого синего, переходящего в оттенки ночи. Используется и темный кобальтовый цвет. И довершает лаконичный гжельский рисунок платиновый или золотой декор.
А до того популярной была лубочная гжель, когда посуду мастера расписывали синими, желтыми, коричневыми и фиолетовыми красками все по тому же белому фону. Но самыми красивыми изделиями промысла считаются надглазурные образцы: цветные краски умелец наносил прямо по глазури. После этого посуда или другие изделия должны быть пройти три, а то и четыре обжига.
Ход занятия
Воспитатель напоминает о том, что зима подходит к концу, предлагает вспомнить о цветовой гамме, в которой дети рисовали зимние пейзажи, подумать, какие цвета больше всего подходят Зиме, какая посуда могла бы ей понравиться. Обращает внимание на стенд с изделиями гжельских мастеров.
Вопросы: — Как называется роспись, которая украшает все эти изделия? — Как вы догадались, что это гжель?
-Какие цвета характерны гжельской росписи?
— Какие элементы росписи вы знаете? Назовите их.
-Из какого материала изготовлена гжельская посуда?
— Назовите знакомые предметы гжельской посуды и их назначение.
-Какого цвета фон у гжельской посуды?
— Какой самый любимый элемент у гжельских мастериц?
Как изготовляют гжельские мастера свою посуду?
— Почему она носит название гжель? Чем украшена вся посуда? (Цветами, листьями, птицами, веточками.)
Воспитатель уточняет, что гжельская посуда расписана синей крас- кой разных оттенков по белому фону и по своей цветовой гамме очень подходит для зимнего колорита. Предлагает детям украсить посуду для Зимушки-зимы. Напоминает, что необычные сине-голубые цветы на предметах посуды будут радовать Зимушку, ведь любой девушке нравятся цветы.
Показывает новый элемент росписи — гжельскую розу, самый люби- мый цветок мастериц этого промысла. Демонстрирует детям образцы выполнения этого элемента и напоминает о последовательности рисования иветка.
— В основе изображения гжельской розы лежит мазок с тенью. Это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от тем- ного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти — к краю не должно быть больше, а к середине — меньшей. (Показывает и комментирует процесс выполнения гжельской розы.)
Детский мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике «Зимние узоры» Материал для выполнения мастер – класса: бумага синего цвета, простой карандаш, клей ПВА, крупа — манка (просроченного срока годности,. Занятие по аппликации «Цветы» Программные задачи: совершенствовать работу с ножницами -разрезать бумагу на узкие полоски,вырезать из квадратов круги; упражнять в умении. Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Цветы» Задачи: расширять знания детей о цветах, их многообразии; учить детей рисовать цветы, используя нетрадиционные техники рисования; развивать. Конспект НОД по рисованию «Зимние виды спорта» в подготовительной группе 4 ФЕВРАЛЯ в Сочи отметили Всероссийский день зимних видов спорта,посвящённый третьей годовщине со дня открытия Олимпийских зимних игр 2014. Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья» Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать.
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.
Проектное занятие «Дети — цветы жизни» Задачи: Включить детей и родителей в творческую деятельность, в ходе которой, благодаря общению и сотрудничеству, будет происходить их сближение. «Зимние забавы». Занятие-прогулка в старшей группе Ход прогулки: Дети выходят на участок с воспитателем. 1. Наблюдение за кустами. Воспитатель вместе с детьми подходит к кустарникам: Какой. Занятие по рисованию «Цветы в подарок маме» Занятие по рисованию гуашевыми красками»Цветы в подарок маме» в средней группе. Цель: Вызвать желание нарисовать в подарок маме на 8 марта. Занятие по рисованию с натуры в старшей, подготовительной группе «Цветы в вазе» Занятие по рисованию с натуры в старшей, подготовительной группе на тему: «Цветы в вазе» Воспитатель: Панова Ирина Сергеевна Количество.
Источник
Конспект НОД «Путешествие в Гжель»
Легун Ирина
Конспект НОД «Путешествие в Гжель»
КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЖЕЛЬ»
(интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»
+
«Речевое развитие»
+
«Художественно-эстетическое развитие»
с использованием ИКТ)
Цель: Расширить представление дошкольников о предметах рукотворного мира в системе работы по ознакомлению с народным творчеством
Учить выделять традиционные особенности гжельской росписи: белый фон и сине-голубой рисунок
Углубить знания детей о народных мастерах, о своеобразной гжельской культуре
Учить распознавать качество и свойство предметов
Учить правильно наносить мазки (краску)
на изделие, создавать выразительные узоры на бумаге и на объемных предметах
Развивать умение детей слушать друг друга и свободно общаться в малых группах
Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира
Активизировать внимание детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа, своей страны
Формировать навыки творческого подхода к выполнению работы
Воспитывать любовь к истокам родной культуры
Воспитывать чувство формы, цвета, симметрии, любования богатством и подлинной красотой рукотворного мира,
Воспитывать желание помогать близким, сопереживать, заботится и сохранять гармонию природы
Предварительная работа: рассматривание посуды росписью гжель, рисование, рассказы о народных умельцах, чтение художественной литературы, лепка из гипса, посещение и создание мини музея.
«Путешествие в Гжель»
Мотивы и элементы
Изображение сельской жизни в гжели
Тематика росписи – это отображение мировосприятия мастером, традиционное и культурное осмысление жизни, ее течения и основных событий. Художники могут обращаться к иконописным элементам, они запечатлевают сценки быта, наблюдения за естеством природы.
Тематика рисунка дифференцируется на 4 вида:
- сюжетный рисунок – предполагает отображение времен года, пейзажей;
- орнаментальный – это привычные сетки-гребенки, жемчужинки, а также усики, капельки, отводки и шашечки;
- растительные мотивы – ягоды, бутоны, трава, ветки и злаки;
- животные – обычно это птицы.
Природные мотивы и архитектуру сегодня часто можно обнаружить на чайных сервизах и другой посуде гжели. До сих пор на изделиях мастера изображают крестьянские строения, широкие городские улочки, церквушки. Популярен и цветочный орнамент: взять ту же гжельскую розу, перекочевавшую с фарфора на принт на одежде и т.д.