Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с алфавитом»

Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных кружках по подготовке к школе. Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родители смогут эффективно обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, звуками, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

  1. По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
  2. По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
  3. По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание. Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.
    Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление. А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.

Требования, предъявляемые начальной школой к уровню знаний и навыков будущих первоклассников, с каждым годом становятся все выше. Собираясь в первый класс, ребенок зачастую уже должен не только знать буквы, но и уметь складывать из них слова. В связи с этим у многих современных родителей возникают закономерные вопросы: «С какого возраста и как лучше начинать учить ребенка алфавиту?»

С какого возраста стоит начинать обучение ребенка буквам?

Существуют различные мнения на этот счет, но общая закономерность такова: чем раньше вы начнете, тем ребенку будет легче овладеть этой наукой. Главное, чтобы родители действовали грамотно в своем желании стимулировать раннее развитие малыша. Нагрузка обязательно должна быть адекватной возрасту или идти с небольшим опережением, затрагивая зону ближайшего развития. В помощь родителям создан огромный дидактический материал, ориентированный на каждый из детских возрастов.

Опытные психологи и педагоги разработали множество методик, применение которых позволит ребенку без особого труда выучить буквы и начать читать.

Раннее обучение алфавиту, а затем и чтению – это не просто дань моде. Процесс изучения букв и соединение их в слова взаимосвязан с общим познавательным развитием человека. Речь, мышление, концентрация и устойчивость внимания, моторные функции – все эти элементы психики ребенка развиваются, опираясь на предшествующий опыт в тесном взаимодействии друг с другом. Таким образом, при изучении алфавита удетей происходит комплексное формирование необходимых для жизни психических функций.

От рождения до 2 лет.

Некоторые развивающие методики рассчитаны на начало занятий с ребенком с самого рождения. Новорожденный ребенок – это не просто организм, обладающий набором безусловных рефлексов. Рождаясь, маленький человек уже обладает психикой, испытывает потребность в новых впечатлениях, стимулирующих развитие мозговых структур. В этот период ребенок максимально открыт для получения информации, и эту особенность как раз и использовали авторы методик, направленных на раннее обучение чтению. Особую важность здесь приобретает тесное общение ребенка и матери – взаимодействие в ходе развивающей игры, тактильный и слуховой контакты. Только благодаря такому симбиозу становится возможным раннее развитие малыша.

Заслуживает внимания методика обучения детей чтению целыми словами, минуя фазу послогового чтения. Регулярные занятия по данной авторской разработке будут способствовать формированию навыков автоматического чтения. Сложно поверить, но ваш ребенок способен научиться читать раньше, чем говорить! Здесь использованы принципы естественного развития: ведь никто не объясняет детям правила русского языка, когда они начинают учиться разговорной речи – мозг ребенка развивается и на основе своего опыта самостоятельно формирует нужные смысловые и логические связи. То же самое может произойти и с чтением, если взрослый будет планомерно и регулярно заниматься с ребенком в рамках дидактического курса. Главное – не упустить момент и следовать рекомендациям авторов.

2 – 3 года.

В этом возрасте продолжают свое активное развитие восприятие, рече-моторные функции, эмоции, мышление и память. Ребенка очень просто заинтересовать чем-либо, но внимание еще подвижное и неустойчивое. Обучение алфавиту в этот период можно начинать со всевозможных карточек и кубиков с буквами. Обязательное условие – давать информацию детям в игровой форме. Игра является ведущим видом деятельности детей от рождения и до того момента, когда они начинают обучение в первом классе. Именно через игру ребенок получает сведения об окружающем мире, в игре происходит его развитие. В раннем детском возрасте сами по себе абстрактные символы, такие как буквы, не смогут вызвать интерес ребенка. Чтобы это произошло, нужно, чтобы его привлекла игра – яркая, красочная, с наглядными элементами и крупными деталями. Для детей этого возраста важно все не только увидеть, но и попробовать на ощупь, повертеть в руках. Эти особенности возраста необходимо учитывать, если вы решили начинать учить с малышом буквы. Изображения букв можно включать в игру неявно, называть и проговаривать звучание каждого символа.

4-5 лет.

Концентрация внимания на этом возрастном этапе уже выше, чем раньше, и многие дети могут уже сосредоточенно слушать взрослого на протяжении семи — десяти минут. В течение этого короткого промежутка времени можно давать ребенку информацию и видеть, что во многих случаях он воспринимает и понимает то, что вы хотите донести. Добиться этого можно лишь путем поддержания интереса. Главная задача родителей – сделать так, чтобы процесс знакомства малыша с буквами был окрашен для него положительными эмоциями. Это является одним из условий формирования правильной мотивации обучения. В возрасте 4 – 5 лет у ребенка появляется потребность в сюжетно-ролевой игре. Он охотно примеряет на себя различные образы, экспериментирует с социальными ролями. Это – важнейший этап развития ребенка и познания им окружающего мира. И эту особенность возраста также можно использовать при обучении алфавиту. Например, поиграйте с детьми в школу – это вызовет живой интерес и будет способствовать быстрому развитию.

6-7 лет.

Старший дошкольный возраст – период, когда ребенок в большинстве случаев по физиологическим и психическим показателям уже готов к обучению, однако, все же не нужно забывать о том, что он еще не первоклассник, а только готовится к этому новому этапу в своей жизни. Если интереса к процессу обучения у ребенка нет, и вы никак не можете заставить ваше чадо сесть за прописи или букварь, значит, нужно просто изменить подход.

Существует множество развивающих игр для изучения алфавита, в которых ваш ребенок будет получать информацию не скучно и нудно, заучивая непонятные значки, а – с интересом и погруженностью в сам процесс. Именно так вы сформируете готовность к обучению в школе у вашего ребенка.

Рекомендации по знакомству с алфавитом

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий — учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом — достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бэ», м, р, с, но не «эм, эр, эс»). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а — а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а — арбуз, о — осень, у — улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

Игры и упражнения для домашних занятий

Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

Строим необычный дом

Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

  • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
  • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
  • покажем правильный кубик — отгадку, например, на загадки с буквой б:

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белка)

Есть в реке работники Ни столяры, ни плотники, А выстроят плотину — Хоть пиши картину (бобры)

  • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

Где спряталась буква

Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу «горячо — холодно». Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов «холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо». На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

Кто быстрее соберет буквы

Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: «К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка». Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

Мешочек с буквами

Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту «чудесного мешочка». Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, «р»: ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

На что похожа буква

Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О — баранка, колесо, У — веточка с дерева упала, Ж — жучок, П — воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

Б похожа на трубу, Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!

Похожа В, сомнений нет, На крендельки, велосипед.

Буква Д смотрите, вот К нам корабликом плывет.

Буква Ж совсем как жук Примостилася на сук.

Развивающие онлайн — игры

Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн — игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное — помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн — игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников — запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

Говорящий алфавит для детей

Говорящий алфавит прямо чудеса творит! Любую букву нажимай и сразу слово получай! В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

Cоединить точки

Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн — игр «Лисята», в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) — раскрашены в красный цвет, согласные — в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

Конспект урока и презентация по русскому языку для начальных классов на тему «Алфавит»

Задачи урока:

формировать представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке;

совершенствовать умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

формировать умение пользоваться алфавитом;

развивать фонематический слух, речь;

воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Планируемые результаты:

Личностные.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические — построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем — самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формировать умение работать в паре и группе;

формировать умение слушать и понимать других.

Предметные.

— запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

— учиться располагать слова в алфавитном порядке;

— отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (1 мин)

II. Этап мотивации к познавательной деятельности, актуализация знаний.

У: Вот первое задание: прочитайте слова, какие это слова, поставим ударение, вставим пропущенные буквы (показывают буквы на веере)

Русский, язык, пенал, лисица, ворона. (на доске)

Составьте слова в определённом порядке, запишите.

Прочитайте, что получилось.

Объясните, почему так расставили. Почему у всех получилось по- разному?

Не было конкретно заданного вопроса.

Как эти слова записаны в орфографическом словаре? Посмотрите в учебнике на с.137. Есть ли определённый порядок? Как называется этот порядок? Давайте расставим по алфавиту. (5 мин)

— Назовите тему урока? Презентация (1 слайд)

— На какие вопросы об алфавите, вы хотели бы получить ответы?

Презентация (2 слайд)

Узнать, что такое алфавит.

Выяснить, для чего нужен.

Научиться располагать слова в алфавитном порядке.

Это цели нашего урока

— На уроках обучения грамоте мы уже говорили об алфавите. Давайте вспомним и расскажем то, что мы уже знаем о нём.

— Сколько в русском алфавите букв? (33)

— Что такое буквы? (это знаки, которые обозначают звуки речи на письме)

— Сколько гласных букв? (10) Сколько согласных букв? (21) Сколько букв, не обозначающих звуки? (2)

— Каждая буква имеет своё место и своё название.

— Давайте хором назовём все буквы алфавита. (3 мин)

— Что такое алфавит? Вам поможет ответить на этот вопрос учебник. Откройте с. 52 по закладке, сведения о языке, найдите правило, прочитайте его про себя.

Так что же такое алфавит ? Давайте хором повторим. (Расположение букв в определённом порядке.) надпись на доске (2 мин)

III. Первичное усвоение новых знаний.

1. Проблемная ситуация

На доске запись «Алфавит = Азбука»

— Попробуйте объяснить смысл равенства. Для уточнения ответа можно обратиться к учебнику (стр. 53)

— По-вашему, азбука и алфавит — это одно и то же? Презентация (2 слайд) (3 мин)

2. Определение значения алфавита

— Для чего нужен алфавит? Где он используется?

Презентация (3 – 9 слайд)

Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит! (5 мин)

Весь материал — в архиве.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]