Детский этикет: понятие, важность, основы. В каком возрасте учить детей этикету?

Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе. Дети, так же как взрослые, должны знать как себя вести. А мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, все близкие и родные люди должны помочь им в освоении этикета.

Важность детского этикета

Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет, и лишать его беззаботного детства? Кому это нужно? Ответим на эти вопросы и расскажем о важности детского этикета. А ведь он им очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.

Виды этикета

Условно этикет на каждый день можно поделить на две большие группы. Первая – общепринятые правила для всех ситуаций. Второй – это правила поведения в каких-то отдельных сферах, например, траурный, военный, религиозный этикет и так далее. Существуют также правила танцевального этикета, поведение при пожаре и так далее. Родители должны четко понимать, что обучать малыша правилам поведения следует начинать с раннего возраста.

Этот процесс должен происходить постепенно и в виде игры. Для начала ребенку объясняют, как вести себя за столом, как обращаться к взрослому человеку, как вести себя в магазине. Позже можно осваивать и другие виды этикета, например, правила поведения в больнице, детском саду, школе и так далее.

Правила поведения для дошкольников в картинках

Обучать ребенка этикету можно как своим примером, так и по наглядным пособиям. Можно объяснять, как вести себе в обществе, и показывать иллюстрации. Для этого подойдет книга «Этикет для малышей» в картинках под авторством Е. В. Соколовой и Н. Н. Янковской.

Показывая малышу картинку, можно задавать наводящие вопросы: «Как думаешь, что здесь изображено? Как нужно себя вести?». Пусть ребенок пробует сам сформулировать правила поведения.

С какого возраста следует учить ребенка правилам поведения?

Психологи считают, что знакомить кроху с хорошими манерами следует начинать с первых лет жизни несмотря на то, что сознательный возраст наступает приблизительно с 5 лет. Уже с 2-3 лет ребенку важно рассказывать, как нужно вести себя за столом. На этом этапе развития многие карапузы уже кушают самостоятельно, а это означает, что самое время осваивать правила хорошего тона за столом.

Малыши дошкольного возраста получают необходимые знания в первую очередь от родителей. Позже этикет изучается в детском саду. Именно так проходит первичная социализация. К этому возрасту ребенок должен уже четко осознавать, что в жизни есть ситуации, в которых следует проявлять уважение и вежливость к своим сверстникам и старшим людям.

Играем и учимся

Часто в гостях, оказавшись в тесном кружке, самые тихие малыши начинают бузить. Чтобы предотвратить это, про ведите заранее „репетицию» того, как вы пойдете в гости. Домашний обеденный стол — лучший полигон для того, чтобы отработать правила поведения. Можно рассказывать ребенку за обедом сказки о волшебниках, а можно — быль о том, как себя вести и благодаря этому чудесно преуспеть в обществе. Обед пройдет незаметно и с пользой. Вам также не обязательно изнурять себя и свое чадо подробным изучением правил этикета для детей.

Сначала помогите малышу понять главные позиции:

• этикет — это свод правил, принятых для того, чтобы люди могли свободно и уверенно общаться друг с другом, не мешая своими действиями другим. Понимая это, ребенок легко усвоит, почему в гостях не следует без спроса совать свой маленький носик в чужие вещи, вмешиваться в разговор взрослых, бросаться кусками, шуметь и так далее;

• скромность, спокойное поведение и терпимость — подлинное украшение гостя, даже если он не знает всех тонкостей этикета. Поэтому лучше всего подождать, когда тебе предложат какое-то блюдо или подадут десерт, чем шумно его требовать. Большая компания, тем более за общим столом, — для малыша это первое испытание его детскому эгоизму. Желание вызвать особое внимание к своей персоне должно отступить, а чтобы подкрепить его хорошее поведение, неплохо поощрить ребенка призом. Каким? Попробуйте разбудить свою фантазию. Никто лучше вас не знает пристрастий малыша;

• для ребенка окружающий мир — это поле для игры и исследования. Поэтому ему интересно находить новые способы еды и использования ложек с вилками. Этикет он воспринимает как нечто мешающее его любопытству и творчеству. И только одно объяснение примирит его с жесткими правилами — они придуманы, чтобы все жили в мире друг с другом;

• спросите его: „А тебе понравилось, если бы с тобой рядом сидел маленький буян, кричал и безобразничал? Думаю, что нет, поэтому веди себя, как человек, с которым другому приятно оказаться рядом».

Что должны понимать родители?

Правилам поведения малыши в первую очередь учатся от своих родителей. Именно мама и папа показывают сыну или дочке пример, как следует вести себя в той или иной ситуации. Родители должны помнить, что ребенок во всем берет пример с них, поэтому поведение взрослых должно быть обдуманным и уравновешенным.

Мама и папа должны помнить, что насильно заставить свое чадо выучить те или иные правила, нельзя. Это может вызвать у сына или дочки только протест. Обучение лучше всего проводить во время игры. Например, выучить столовый этикет можно, играя в куклы.

Если родители ведут себя грамотно, ребенок непременно будет копировать их манеры. Хорошие манеры будут проявляться и в социуме, что позволит избежать неловких ситуаций.

КОГДА ПРИВИВАТЬ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА?

Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.

Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.

Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.

Правила речевого этикета

Хорошие манеры у детей и взрослых – это залог их признания в обществе. Назовем главные моменты, касающиеся речевого этикета:

  • Утром следует говорить: «С добрым утром», а перед сном пожелание «Спокойной ночи».
  • С соседями нужно здороваться даже тогда, когда вы лично с ними незнакомы.
  • При встрече с родными и близкими необходимо здороваться, а на прощание говорить: «До свидания».
  • Важно знать слова «Спасибо», «Пожалуйста», «будьте добры» и применять их в подходящей ситуации.
  • К взрослым чужим людям и учителям обращаться на «Вы».
  • Если случилась какая-то неприятность, например, малыш случайно кого-то ударил или что-то сломал, следует извиниться.
  • Если во время разговора ребенок хочет обратиться к взрослому, нужно использовать такие слова: «Могу ли я спросить» или «Извините, но могу ли я вас перебить».

Эти несложные правила помогают проявить уважение к другим людям, что крайне важно в социуме.

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.

Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.

Правила поведения за столом

Столовому этикету малыша следует учить с раннего возраста, как только кроха научится кушать самостоятельно. Помимо обучения сына или дочки, родители должны и сами соблюдать хорошие манеры.

Личный пример – это самый действенный способ привития правильного поведения младшему поколению. Назовем главные правила:

  • Прием пищи должен осуществляться только в местах, специально отведенных для этой цели, например, на кухне или в гостиной.
  • Нельзя брать еду руками, которую принято кушать вилкой или ложкой.
  • Важно пользоваться только своими столовыми приборами.
  • Принимать пищу необходимо только из своей тарелки, не нужно брать еду из чужой тарелки.
  • Нельзя бросать еду на пол или размазывать ее пальцами по тарелке.
  • Некрасиво набрасываться на еду, важно учитывать, что блюдо должны попробовать все члены семьи.
  • Не стоит разговаривать с полным ртом. Это некрасиво, к тому же можно подавиться.
  • Некрасиво пить сок через трубочку слишком громко, это же касается и супа.
  • Жевать нужно с закрытым ртом и медленно.
  • Недопустимо ковыряться во рту за столом.
  • При необходимости нужно пользоваться полотенцем или салфеткой. Ни в коем случае нельзя вытирать лицо рукавом.
  • Не стоит брать кусок из общей тарелки, откусывать, а затем класть его обратно.

После приема пищи следует убрать свою тарелку и поблагодарить повара, если речь идет о домашней трапезе. В кафе посуду оставляют на столе.

Родителям на заметку

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.

Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.

Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»

ВозрастНа что обратить внимание
До 1 годаУпотребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
1-3 годаПрививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
3-5 летСовершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
5-6 летПродолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
Школьный возрастНе забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах

Как правильно вести себя в гостях?

Если родители с малышом отправляются в гости, важно объяснить крохе, что в чужом доме следует вести себя спокойно и вежливо, нельзя брать игрушки и другие вещи без разрешения.

Правила гостевого этикета:

  • В гости некрасиво приходить с пустыми руками. Лучше взять с собой какое-то символическое угощение, например, коробку конфет.
  • Не нужно просить угощения или чай без приглашения хозяев дома. Некрасиво также садиться за стол без приглашения, даже если он уж накрыт.
  • При встрече с хозяевами дома следует обязательно поздороваться, а на прощание сказать: «До свидания» или «До скорой встречи».
  • Некрасиво ходить из комнаты в комнату без приглашения.
  • Ни в коем случае нельзя что-то требовать от хозяев.
  • Не стоит бросать фантики от конфет и другой мусор.
  • На прощание следует обязательно поблагодарить хозяев дома за теплый прием и пожелать всего хорошего.

Многие дети так разыгрываются, что при необходимости прощаться закатывают истерику. Важно объяснить крохе, что он сможет доиграть в следующий раз, а сейчас пора уходить.

Правила поведения

Правила приветствия

Пра­вила при­вет­ствия — очень важ­ный шаг в изу­че­нии пра­вил эти­кета. Ведь пер­вое, что мы делаем при встрече со зна­ко­мым чело­ве­ком — это при­вет­ствуем его. Эти­кету обще­ния нужно учить с мало­лет­ства, чтобы потом у взрос­лого чело­века не воз­ни­кало труд­но­стей в общении.

• Очень важно знать, что вос­пи­тан­ный чело­век нико­гда не ждет, что с ним поздо­ро­ва­ются. Не давай опе­ре­дить себя – делай это сам, осо­бенно если встре­ча­ешь зна­ко­мого старше себя по возрасту.

• Непри­лично махать руками и кри­чать «во все воро­нье горло», если люди, с кото­рыми ты хотел бы поздо­ро­ваться, нахо­дятся далеко от тебя. Доста­точно будет, встре­тив­шись с ними взгля­дом, про­сто при­вет­ливо кив­нуть им.

• Никак нельзя назвать при­вет­ствием гром­кие, удив­лен­ные воз­гласы: «ба — кого я вижу», «ну нако­нец-то», «где ты пропадал».

• Не бойся лиш­ний раз поздо­ро­ваться с чело­ве­ком, если повстре­чал его в тече­ние дня не одна­жды. Попри­вет­ствуй его улыб­кой, либо кив­ком головы, или лег­ким взма­хом руки.

• Любое обще­ние начи­на­ется с при­вет­ствия. По эти­кету, при­вет­ство­вать чело­века нужно сло­вами: «Здрав­ствуйте!», «Доб­рое утро!», «Доб­рый день!», «Доб­рый вечер!». Это наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные и при­ем­ле­мые формы при­вет­ствия. Среди близ­ких людей чаще всего при­нято гово­рить «при­вет».

• В при­вет­ствии очень важна инто­на­ция, теп­лая и дру­же­люб­ная, потому что даже обыч­ные при­вет­ствен­ные слова, выска­зан­ные гру­бым или сухим тоном, могут оби­деть чело­века, с кото­рым вы здо­ро­ва­е­тесь. А если при сло­вах при­вет­ствия вы будете улы­баться, это сразу рас­по­ло­жит к вам чело­века. Только улыбка должна быть искренней.

• При­вет­ствие при­нято сопро­вож­дать покло­ном, кив­ком головы, руко­по­жа­тием, объ­я­ти­ями. Во время при­вет­ствия не сле­дует опус­кать глаза. Нужно встре­титься взгля­дом с тем, кого вы при­вет­ству­ете, а иначе чело­век поду­мает, что вам непри­ятно с ним общаться, что вы что-то скры­ва­ете и т. д. Во время при­вет­ствия непри­лично дер­жать руки в кар­ма­нах. Это выра­жает неува­же­ние к собеседнику.

Ситу­а­ции обмена при­вет­стви­ями бывают раз­ные. Сле­дует пом­нить неко­то­рые осо­бен­но­сти, если вы хотите быть веж­ли­вым чело­ве­ком и не оскорб­лять чув­ства других.

• Если вы заме­тили зна­ко­мого вда­леке (на дру­гой сто­роне улицы, в авто­бусе и т. п.), и если заме­тили и вас, нужно попри­вет­ство­вать чело­века кив­ком головы, взма­хом руки, покло­ном, улыб­кой. Кри­чать во весь голос не сле­дует — вы поста­вите в нелов­кую ситу­а­цию и его, и себя.

• Если вы уви­дели зна­ко­мого, кото­рый при­бли­жа­ется к вам, не нужно кри­чать «Здрав­ствуй» изда­лека. Дожди­тесь, когда рас­сто­я­ние между вами сокра­тится до несколь­ких шагов, и тогда попри­вет­ствуйте его.

• Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спут­ник поздо­ро­вался с незна­ко­мым вам чело­ве­ком, сле­дует поздо­ро­ваться и вам.

• Если вы встре­ча­ете зна­ко­мого в ком­па­нии незна­комца, нужно попри­вет­ство­вать их обоих. Также нужно попри­вет­ство­вать всех в группе, к кото­рой вы подходите.

Если вы идете в группе и встре­ча­ете сво­его зна­ко­мого, необя­за­тельно зна­ко­мить с ним осталь­ных. Можно, изви­нив­шись, на несколько секунд отойти в сто­рону и пого­во­рить со зна­ко­мым. Но не затя­ги­вайте раз­го­вор, ведь вас ждут дру­гие люди.

• Обя­за­тельно нужно при­вет­ство­вать тех людей, с кото­рыми часто встре­ча­е­тесь, даже если вы с ними и не зна­комы. Напри­мер, с про­дав­цом бли­жай­шего мага­зина, с поч­та­льо­ном, сосе­дями из подъ­езда. Это эле­мен­тар­ная вежливость.

• Если вы вхо­дите в ком­нату, где нахо­дится много людей, нужно не здо­ро­ваться с каж­дым в отдель­но­сти, а ска­зать общее «здрав­ствуйте».

Часто здо­ро­ва­ясь, люди обме­ни­ва­ются руко­по­жа­ти­ями. Тут эти­кет тоже обра­щает вни­ма­ние на неко­то­рые тонкости.

• Пер­выми подают руку стар­шие млад­шим, а не наоборот.

• Среди ровес­ни­ков пер­выми подают руку жен­щины мужчинам.

• Если встре­ча­ются две супру­же­ские пары, то сна­чала здо­ро­ва­ются друг с дру­гом жен­щины, затем муж­чины при­вет­ствуют жен­щин, после этого муж­чины здо­ро­ва­ются между собой.

• Перед руко­по­жа­тием муж­чина дол­жен обя­за­тельно снять пер­чатку. Жен­щине это делать необя­за­тельно. Однако, при­вет­ствуя заметно стар­ших по воз­расту, пер­чатку должны сни­мать все.

То, как мы начи­наем обще­ние с чело­ве­ком, во мно­гом опре­де­ляет даль­ней­шую судьбу этого обще­ния, поэтому стоит соблю­дать нехит­рые пра­вила эти­кет, это точно не повредит!

• Пер­выми при­вет­ствуют млад­шие стар­ших, муж­чины — женщин.

• Жен­щина пер­вой при­вет­ствует муж­чину, если он намного старше ее. Исклю­че­ния из этого пра­вила: вошед­ший в ком­нату, будь то муж­чина или жен­щина, пер­вым здо­ро­ва­ется с при­сут­ству­ю­щими, ухо­дя­щий — пер­вым про­ща­ется с остающимися.

Поведение в семье

С раннего возраста сыну или дочке важно рассказать о том, что правильно вести себя стоит не только при чужих людях, но и в кругу семьи. Здесь важно придерживаться таких манер:

  • К старшим людям обращаться вежливо и на «Вы».
  • Нельзя разговаривать груби и дерзко.
  • Некрасиво кричать на братьев, сестер или других членов семьи.
  • Не нужно ябедничать и обманывать.
  • Если необходимо войти в комнату к родителям, старшему брату или сестре, следует обязательно постучать и спросить разрешения войти.
  • Необходимо с уважением относиться к членам семьи. Если кто-то отдыхает, не стоит шуметь.
  • Не стоит мешать родителям работать или выполнять домашние обязанности.
  • Утром нужно желать доброго утра, а на ночь желать спокойной ночи.

Уважительное отношение позволит предотвратить конфликты и сформировать доверительные отношения между родными людьми.

Если произошла ссора, важно постараться загладить конфликт, и попросить прощения, если он произошел по вашей вине.

Станьте примером

Взрослые, к сожалению, часто живут по двойному стандарту. Дома, у ребенка на глазах, многие из нас позволяют себе все, что угодно, но, выходя „в люди», буквально преображаются.

А малышу трудно понять, почему мама, которая только что сидела на подоконнике, качая ногами, одновременно шумно прихлебывая чай и громко болтая по телефону с соседкой, вдруг резко изменила свое поведение и теперь за чужим столом застыла с замороженным видом, требуя того же от него. Детям не свойственны лицемерие и быстрый переход от одной модели поведения к другой. Чем большее различие в поведении близких, тем сложнее воспитать кроху в рамках общепринятых правил.

Английская поговорка гласит: „Наилучшая проповедь — хороший пример». И не забудьте, что пример должен быть постоянным. Иначе, забывшись на минуту, вы шокируете окружающих резкой переменой поведения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок всегда и при любых обстоятельствах вел себя так, чтобы его ставили в пример в качестве образца воспитанного человека, то ведите себя постоянно в соответствии с правилами. И в гостях, и дома. Чем раньше вы начнете уроки поведения в обществе, тем лучше. Мамы водят своих детей на разные обучающие курсы, забывая о том, что самые затейливые знания и навыки не помогут, если ребенок ведет себя, как „медведь в посудной лавке».

Учить этикету с детства, может быть, важнее, чем иностранному языку или чему-то еще. Человек может освоить чужеземный язык в любом возрасте, а вот взрослый невежа неисправим. У него сформировались привычки и шаблоны поведения на подсознательном уровне, а это значит, что, даже признав необходимость вести себя более скромно, он автоматически будет поступать некрасиво.

Но как сделать так, чтобы замечаниями и запретами не заглушить характер, его творческое начало, которое существует в каждом ребенке? Постоянно читая ему нотации, он будет себя чувствовать в гостях скованно, опасаясь поступить не comme il faut (как полагается), выражаясь по-французски. Можно построить воспитание так, что и воображение у ребенка будет развиваться, и правила поведения запомнятся.

• Дети любят делать все наоборот. Спасает только то, что играть они любят еще больше. Сыграйте несколько раз в игру „Принцесса на горошине»— пусть ваш малыш превратится в царственного отпрыска и в этом качестве выходит на прогулку, здоровается и принимает трапезу за столом. Задача мамы — говорить „ваше высочество» и вести себя так, словно вы сами — королева или по крайней мере придворная дама. Первое время ребенок будет жеманничать и переигрывать, но потом войдет в роль.

• Можете поиграть в этикет, используя игрушки. Пусть куклы ходят в гости друг к другу, гуляют по улице и там… Далее подскажет ваша фантазия. Придумывая импровизированные сценки, можно показать, как смешно бывает смотреть на невоспитанного невежу и как приятно выглядит тот, кто корректно ведет себя. Можно придумать двух постоянных героев с ярко выраженными негативным и положительным характерами. Не забывайте похвалить „хорошую» куклу и дать шанс другой: „Ну а ее подружка скоро исправится».

• У многих детских поэтов и писателей есть произведения на эту тему, которые понятно и в картинках разъясняют правила поведения. В стихах это запоминается лучше. Выбирая на ночь книжки, отдайте предпочтение именно таким стихам и рассказам. Не одно поколение выросло, читая роман Марка Твена „Принц и нищий» или стихи „Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…». Заучите наизусть самые полезные строки. Таким образом вас поддержит больший авторитет.

• Обращайте внимание вашего ребенка на воспитанных людей. Этим можно заниматься на прогулке, в гостях и даже во время просмотра телевизора. Посмотрите исторические к фильмы с точки зрения этикета в разные эпохи и у разных народов. Объясняйте вашему сыну или дочери, почему люди ведут себя так или иначе. Не стоит повторять фразу, которая ничего ребенку не объясняет: «Так принято!», если он спросит, почему люди смешно раскланиваются. Скажите, что подобным образом раньше выражали почтение и доверие к собеседнику.

• Существует два способa воспитать человека — ругать за неправильное поведение и хвалить за примерное. Богатый человеческий опыт подсказывает, что второй способ все же эффективнее.

Правила этикета на улице

Важно учить ребенка правильно вести себя не только дома, но и на улице. Если малыш не знает хороших манер, он, скорее всего, получит осуждение со стороны социума. Рассмотрим главные принципы поведения:

  • Мусор следует выбрасывать только в урну или мусорный бак.
  • Нельзя рвать цветы с клумб, ходить по газонам, залезать в фонтан и другие места, не предназначенных для этих целей.
  • Некрасиво указывать на человека пальцем и говорить о нем вслух.
  • Дорогу следует переходить только по пешеходному переходу.
  • В магазине необходимо соблюдать очередь.
  • К незнакомым людям нельзя приставать с вопросами и навязывать им свои рассказы.
  • Запрещено во время прогулки убегать от родителей далеко и прятаться.
  • Если во время прогулки по тротуару нужно остановиться, например, чтобы завязать шнурки, следует отойти в сторону.

Кроме этого, важно научить ребенка не обижать других мальчиков и девочек на детских площадках и в парке.

Нельзя отнимать игрушки, говорить обидные слова, толкаться на горках и драться.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДОШКОЛЬНИК?

Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.

Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:

  • здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
  • здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
  • здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
  • употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
  • к чужим людям обращаться на «Вы»;
  • не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
  • извиняться, если сделал пакость;
  • говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ

Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.

За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:

  • кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
  • во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
  • кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
  • не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
  • не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
  • жевать с закрытым ртом;
  • не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
  • неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
  • неприлично класть локти на стол, толкаться;
  • некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
  • нельзя ковыряться во рту за столом;
  • нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
  • брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
  • тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
  • перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
  • нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.

ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ

В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:

  • не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
  • не напрашиваться на чай без приглашения;
  • всегда здороваться с хозяевами дома;
  • нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
  • категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
  • не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
  • соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
  • спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
  • обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.

СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ

Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.

Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:

  • к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;
  • ругаться, кричать на членов семьи нельзя;
  • если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;
  • ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;
  • важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:

  • для мусора существует урна;
  • запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;
  • неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;
  • нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;
  • нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;
  • запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;
  • нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;
  • двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);
  • не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.

ПОВЕДЕНИЕ В ТРАНСПОРТЕ

Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:

  • в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);
  • предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);
  • в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;
  • не кричать, не стучать по стене купе поезда;
  • в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;
  • в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;
  • запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ, ЦИРКЕ ИЛИ НА ДРУГОМ КУЛЬТУРНОМ МЕРОПРИЯТИИ

Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:

  • не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;
  • прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;
  • если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;
  • не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;
  • не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:

  • чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;
  • лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;
  • кричать, бегать, хлопать дверями;
  • грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;
  • кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;
  • кричать в общественном транспорте;
  • бегать и наступать на ноги;
  • шаркать ногами при ходьбе;
  • жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

Принципы поведения в общественном транспорте

В общественном транспорте также существуют какие-то определенные нормы поведения. Всем детям и родителям когда-либо приходится ездить в трамвае или на автобусе. Что нужно знать:

  • Необходимо уступать место пожилому человеку или людям с ограниченными физическими особенностями.
  • Уступать место также следует беременным женщинам.
  • Нельзя вести слишком громкий телефонный разговор. Если необходимо поговорить по телефону, это нужно делать в полтона.
  • Что касается общения между собой, беседу следует вести тихо, не кричать.
  • Во время путешествия на поезде не нужно бегать по вагону, громко разговаривать и приставать к пассажирам с вопросами.
  • В самолете запрещается вставать со своего места. Если необходимо выйти в туалет, это нужно делать только в сопровождении с родителями.
  • Ни в коем случае нельзя пачкать других пассажиров, если у вас грязная обувь.
  • Запрещено громко смеяться и петь песни.

В каком бы транспорте ни находился ребенок, запрещено далеко отходить от родителей.

Телефонный этикет

Мама и папа должны научить сына или дочку правильно разговаривать по телефону.

Здесь существуют такие нормы:

  • Дружеские звонки лучше не совершать до 8:00 утра и после 21:00 вечера. Не стоит также совершать несколько звонков подряд, если трубку никто не берет. Возможно, человек занят.
  • Любой разговор должен начинаться с приветственных слов: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый вечер» и так далее.
  • Если во время предыдущего разговора вы обещали перезвонить, не забудьте это сделать.
  • Если трубку взял не тот человек, который вам нужен, поприветствуйте его, представьтесь, а лишь потом попросите к телефону своего знакомого.
  • Если номер был набран неправильно, важно извиниться и лишь потом положить трубку.
  • Нельзя использовать телефон для баловства.

После окончания разговора следует попрощаться. Первым кладет трубку тот, кто совершает звонок.

Если вам позвонили в неподходящий момент, извинитесь и попросите перезвонить немного позже.

Как обучать ребенка этикету

Нет лучшего способа обучения этикету, чем пример мамы и папы. Малыши копируют близких людей, подражают им. Родители должны взять под жесткий контроль свое собственное поведение: не срываться на крик, не проявлять грубости, невежества. В случае плохого поведения ребенка, оставаясь спокойными, взрослым придется быть твердыми в своих словах и решениях. Не стоит сомневаться, что в дальнейшем дети так же спокойно проявят себя в подобной ситуации.

Повторение вежливых слов при каждом уместном случае – это тоже обучение. Достаточно напомнить малышу, что нужно поздороваться с соседом, сказать «спасибо» после еды, «спокойной ночи» перед сном. Со временем это войдет в привычку, и ребенок будет произносить такие слова автоматически.

Самая большая ошибка родителей – «навязывание» этикета. Часто взрослые делают грубые замечания, постоянно одергивают по разным поводам и без них. Малыш чувствует давление, начинается противостояние. Родители раздражаются, сердятся, настаивают на своем и в итоге получают полное отрицание каких-либо правил своим ребенком.

Проводить обучение стоит ненавязчиво, лучше всего в игровой форме. Тогда маленький человечек даже не почувствует, что происходит процесс учебы, он охотно и с удовольствием будет выполнять игровые задания, усвоение материала пойдет быстрее и принесет больше пользы.

Очень хорошо и результативно пройдет ролевая игра с куклами. Взрослым нужно помочь ребенку придумать игровую ситуацию: куклы пришли в гости к медвежонку, одна ведет себя хорошо, другая – плохо; зайчонок балуется, когда ест; куклы собираются на бал и многое другое.

Игра в театр так же будет эффективна, можно дать ребенку возможность побыть как положительным героем, так и отрицательным. Принесет пользу просмотр с малышом мультфильмов, которые как раз и рассматривают вежливое отношение к окружающим, прививают правила хорошего тона, в которых идет обсуждение персонажей, особенности их поведения. Не стоит забывать и про чтение книг: сказок, стишков, потешек.

Правила этикета на культурных мероприятиях

Дети 6-7 лет часто ходят с родителями в кинотеатры, цирк, на различные концерты или выставки. Важно знать, как вести себя в такой ситуации.

Назовем главные правила:

  • Нельзя опаздывать к началу представления.
  • Перед входом в зал нужно снять верхнюю одежду, если это холодное время года.
  • В зал необходимо пройти раньше начала мероприятия, чтобы после его начала не мешать другим людям, занимая свое место.
  • Если по какой-то причине вы задержались или выходили в уборную, возвращаться на свое место нужно лицом к сидящим людям.
  • Не стоит разговаривать во время сеанса или слишком громко есть попкорн или другую пищу.

После окончания программы не стоит бежать к выходу, толкая других людей. Следует спокойно выходить с другими посетителями.

Когда начинать обучение ребенка этикету

Скорее всего, каждый родитель сам почувствует тот момент, когда его ребенок готов понимать и принимать обучение этикету. Но, уже в младенческом возрасте дети неосознанно впитывают в себя эмоции, полученные от родителей. Ласковые слова, нежное отношение, добрый голос, улыбки – все это помогает малышу уловить позитивный жизненный настрой. Поэтому, чем раньше родные люди начнут приобщать чадо к доброжелательному отношению, тем легче пройдет процесс обучения этикету в дальнейшем.

Уже с годовалого возраста ребенок начинает вести активную жизнь: пытается разговаривать, играет со сверстниками, начинает ходить. Поэтому можно утверждать, что это как раз то самое время для начала формирования осознанного поведения. Пора приучать малыша к тому, чтобы по интонации голоса родителей он понимал, как нужно себя вести. Став немного старше, в двухлетнем возрасте, ребенок должен владеть минимальными навыками поведения за столом, использовать вежливые слова либо жесты в общении с окружающими.

Осознанное, глубокое обучение этикету до маленьких детей можно донести только после достижения пятилетнего возраста. На помощь родителям приходят педагоги детских садов. Крайне важно, когда за хорошее поведение ребенка ставят в пример сверстникам, хвалят. Желание вести себя положительно растет, появляется больше друзей, общение приносит удовольствие.

Когда ребенок станет школьником, требования к его поведению в обществе повысятся, жизнь станет более насыщенной, разнообразной. Родителям стоит использовать такой момент для закрепления привитых хороших манер. Необходимо донести до ребенка, что теперь он вдвойне ответственен за свое поведение, что от этого зависит отношение к нему окружающих людей, его успехи в учебе и жизни в целом.

Задача родителей заключается и в культурном обогащении школьника. Нужно стараться чаще посещать с ребенком выставки, театры, музеи, культурные мероприятия.

Не стоит игнорировать замечания школьных педагогов по поводу поведения ребенка. А самое главное, на любом этапе обучения этикету своего чада, родители сами не должны забывать о соблюдении хороших манер и оставаться примером для подражания в любой ситуации.

Правила поведения во время школьного урока

Малыши раннего школьного возраста, а также дети 10-12 лет и старше должны знать нормы поведения на школьном уроке.

Назовем их:

  • Сидеть нужно тихо.
  • Важно внимательно слушать учителя.
  • При входе учителя в класс дети встают.
  • Если нужно выйти в туалет, необходимо поднять руку и спросить разрешения.
  • Нельзя разговаривать с одноклассниками.
  • Если вас спросили, важно встать и выйти к доске.

В каждом классе правила поведения могут немного отличаться. Учитель рассказывает детям о нормах поведения и следит за их выполнением.

Вывод

Вы видите, что в целом правила поведения за столом не так уж и сложны, и не требуют таких уж больших усилий от детей. Все ограничения строятся лишь на уважении чужого пространства и комфорта.

Значение, которое имеет столовый этикет для детей, сопоставимо со значением других правил вежливости. Такие правила делают из них достойных людей, приятных собеседников и развивают чувство собственного достоинства.

В заключение хочу поделиться интересным обучающим видео про столовый этикет для детей:

А на этом у меня все. Надеюсь, мои советы оказались для вас полезными! Читайте, размышляйте, применяйте их на практике, показывайте друзьям и делитесь записью в соцсетях. И обязательно заходите еще. До новых встреч!

Основные нормы безопасного поведения в летний период на воде и на природе

Во время отдыха на море или в лесу для малышей и детей более старшего возраста существуют отдельные нормы этикета. Рассмотрим их подробнее:

  • Запрещено далеко уходить от места отдыха.
  • Запрещено лезть в огонь, если взрослые разожгли костер.
  • Во время еды важно придерживаться тех же правил, которые используются за столом.
  • Нельзя бросать мусор, и ломать ветки деревьев.
  • Запрещено заходить в воду без родителей и далеко отплывать от берега.
  • Важно соблюдать правила гигиены и не тянуть руки в рот.

На картинках ниже можно увидеть иллюстрированные правила поведения на воде.

На следующей иллюстрации можно ознакомиться с основными правилами поведения в лесу. Они касаются детей и взрослых.

Детские шалости

Когда ребенок лезет рукой в общее блюдо, раскидывает куски, стучит ложкой и требует чего-то, некоторым мамам кажется, что все должны умиляться милым шалостям. Все это „списывается» на детскую непосредственность. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если вам не удалось привить правила поведения вашему ребенку с трех лет (позднее с пяти) и вы только перед походом в школу начинаете рассказывать ему о том, „что положено», то рискуете безнадежно опоздать. Возможно, в тех ситуациях, которые ваш ребенок посчитает важными, он еще сумеет сдержать себя, но если забудется на минуту, сразу же совершит бестактность.

Как себя вести, если ребенок один дома

Нередко складываются такие ситуации, что родители вынуждены оставить сына или дочку дома на некоторое время. При этом крайне важно объяснить малышу, как следует вести себя в таком случае. К главным правилам относят:

  • Нельзя открывать окна или балкон, если это многоэтажный дом.
  • Запрещено открывать газ или пользоваться спичками, зажигалками.
  • Не стоит открывать воду и играть с ней.
  • Время лучше проводить спокойно, читать книги или смотреть мультфильмы.
  • Запрещается без спросу звать гостей.
  • В любой непредвиденной ситуации следует звонить родителям.
  • Запрещено выходить на улицу, бросая квартиру.
  • Если случился пожар, необходимо звонить «01», если в квартиру ломятся незнакомые люди, нужно звонить «02».

Ни в коем случае не нужно открывать двери чужим людям. Если посторонний человек спрашивает, один ли ты дома, скажи: «Папа спит, можете прийти позже».

ОБУЧАЕМСЯ, ИГРАЯ

Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.

Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:

  1. «Этикет для детей различных лет», А. Усачев;
  2. «Правила поведения», Э. Бомон;
  3. «Вежливые слова», О. Корнеева;
  4. «Общительные сказки», Т. Шорыгина;
  5. «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
  6. «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
  7. «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
  8. «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;
  9. «Этикет для непосед», издательство Clever;
  10. «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.

В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.

Общие правила поведения ребенка

Предлагаем рассмотреть презентации на тему поведения детей в различных местах в стихах. Вы можете показать их и своему чаду.

На улице

За столом

На дороге

В гостях

Как меняются методы по мере роста ребенка?

С возрастом, по мере того, как ребенок становится старше и умнее, его способность к обучению увеличивается. Примерно к пяти годам у него уже вырабатывается определенная модель поведения. Ребенок такого возраста уже отлично знает основные правила, но со временем к ним прибавляются другие.

Во-первых, не стоит приучать чадо к тому, что прием пищи сопряжен с просмотром мультиков по телевизору. Это неблагоприятно сказывается на пищеварении и отвлекает от процесса еды.

Во-вторых, приучайте его к тому, что есть можно не где угодно в доме, а в специально предназначенном месте – на кухне.

Кроме этого, во время еды нужно вести себя прилично, чтобы не портить аппетит другим членам семьи. Нельзя чавкать, болтать, кричать, лезть в тарелку руками (если блюдо полагается есть приборами), тянуть свою вилку к общему блюду, играть с едой, хвататься за последний кусок, и т.п.

В пятилетнем возрасте ребенок восприимчив к другим видам обучения. Он способен учиться не только на положительном, но и на отрицательном примере.

Хорошим подспорьем для него станут книжки, где есть яркие веселые картинки, всевозможные «вредные советы». Их чаще пишут в стихах, чтобы ритмичный текст легче ложился на память.

Таким образом, малыш на чужом примере учится, как не надо делать.

Такие методы используются педагогами в детских садах во время занятий, чтобы в игровой форме обучать этикету. Наряду с обычной беседой это действенный способ привить хорошие манеры.

Также для обучения будут полезны и мультфильмы рассказывающие что такое столовый этикет для детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]