Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе


НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейки»

  • 20 января 2016

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

НОД по подготовке детей к обучению грамоте (старшая группа) Тема: «Путешествие в страну Абвгдейки».

Цель: обучать детей звуковому анализу и синтезу слов.

Задачи:

  • формировать знания детей о гласных и согласных звуках;
  • учить определять количество слогов в слове;
  • учить соотносить звук и букву;
  • развивать фонематический слух детей, зрительное восприятие;
  • развивать речь детей;
  • закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;
  • закреплять графические образы букв;
  • воспитывать желание познавать родной язык.

Оборудование: Демонстрационный материал: «Замки для звуков», пособие «Елочка», магнитная доска, фланелеграф с силуэтом дерева, фигурками животных и птиц, игрушки, мяч. Раздаточный: картинки с изображениями: лук и люк, цветные квадратики для обозначения звуков в схеме слов, смайлики: грустный и веселый.

Словарь: люк, кроль, брасс.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня в нашу группу пришло письмо от Мудрой Совы. Она приглашает нас в сказочную страну «АБВГДЕЙКУ». Хотите? Чтобы попасть в эту страну нам надо пройти по волшебному мостику, но давайте сначала проверим можно ли вас всех взять туда. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите, и отвечайте на мой вопрос, кто ответит правильно, сможет перейти через волшебный мост.

Игра с мячом. «Поймай мяч, если услышишь в слове звук р» (звук а, звук к).

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием, значит, вы все сможете перейти через мост и попасть в страну звуков. (Все проходят через мост).

Воспитатель: В этой стране звуков есть два замка, в них живут звуки. Посмотрите внимательно и скажите, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Какие звуки живут в красном замке? Какие звуки живут в сине-зеленом замке? Почему второй замок сине-зеленого цвета? Почему дверь в красный замок открыт? Почему дверь в сине-зеленый замок закрыт? Молодцы.

Воспитатель: А из чего можно построить еще замки. Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: 1. – из соломы? – соломенный; 2. – из камня? – каменный 3. – из дерева? – деревянный 4. – из стекла? – стеклянный 5. – из железа? – железный 6. – из резины? – резиновый 7. – из пластмассы? – пластмассовый 8. – из кирпича? – кирпичный.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: А теперь попробуем построить дом с помощью нашего язычка Сначала ставим стены (заборчик). В стене сделаем большие светлые окна (окошко). На окна поставим ставни (парус). На крыше соорудим трубу (вытянуть губы в трубочку) А теперь покрасим потолок, окна (вкусное варенье, помоем полы (чистим зубы). Наш дом готов можно готовиться и к празднику.

Игра «Украсим ёлочку».

Воспитатель: Какой праздник приближается? Как мы его празднуем? (Наряжаем елку). У нас тоже есть елочка, но она не наряженная. Я предлагаю украсить нашу елку шарами. Но эти шары не простые на них есть картинки. Так вот вы, получив шар должны определить, сколько слогов в названии этой картины. Если один слог вешаете шар на самый верхний треугольник, если два слога – на второй средний треугольник, если три слога – на самый большой нижний треугольник. (Дети проверяют, сколько слогов в названии их картинок и, комментируя, вешают шары на елку). Какая красивая нарядная елочка у нас получилась!

Составление схемы слов.

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, нарядили елочку, а теперь садитесь за столы и послушайте загадки Мудрой Совы, а отгадки мы должны составить в виде схемы, узнаем, какие звуки живут в этих словах. Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставили Егорушку плакать и без горюшка. (Лук) Положите перед собой картинку с изображением лука. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Под картинкой три клеточки, значит в слове три звука. Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово и как мне указка будет помогать. А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук Лллук. Повторите слово, выделяя первый звук. Какой он? (л-согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Послушайте как звучит второй звук –Лууук, повторите, какой звук у (гласный, красным цветом) Отгадайте как звучит в слове третий звук –луК, какой он? (согласный, твердый, синим). Какое слово получится, если в слове лук заменить букву у на букву ю? (люк).

Возьмите картинку с изображением люка. (Такой же разбор слова производим со словом люк.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове «лук», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» — назови слово на свой звук, звук «Л», — назови своего братца, звук «У» — покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.

Артикуляционная игра «Угадайте, какой гласный звук я произнесу?». Воспитатель, без голоса, одними губами «произносит» гласные звуки. Ребенок должен угадать, потом дети «загадывают» свои гласные звуки.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться дальше. Посмотрите, на нашем пути выросло дерево, а под деревом сидят зверюшки и не знают, что им делать? Давайте поможем им найти свои места. — Посадить на макушку дерева птицу, название которой начинается со звука [ с ] (сорока) — Посадить на ствол дерева животное, название которого начинается на звук [б] (белка) — Под дерево справа посадить птицу, название которой начинается на [у] (утка) — Посадить под дерево животное название которой начинается на звук [к] (кошка) — Над кошкой летает насекомое, название которой начинается на звук [о] (оса) Молодцы.

Мы помогли всем животным найти свои места и можем возвращаться в детский сад. Сова говорит вам спасибо и дарит вам игрушки. Надо выбрать только те предметы, в названии которых есть звук к. (кубик, кораблик, книга, карандаш, ручка, собачка, сумка, снежинка, бабочка, кошка, лягушка, краска).

Нам пора возвращаться в группу, но смотрите, наш мост куда-то делся, наверно его водой смыло. Как же мы сможем переправиться на другой берег? (Дети высказывают мнения). Да можно реку переплыть. К речке быстро мы спускались, Наклонялись, умывались, 1, 2, 3, 4 – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль, все мы как один поплыли, Мы похожи на дельфинов. Вот и переплыли реку.

Итог.

Воспитатель: Где мы с вами были? Что интересного увидели, узнали в сказочной стране, что вам больше всего понравилось? Мудрая Сова передала мне сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит? Это смайлики, посмотрите какие они разные. Есть веселый смайлик и грустный. Я предлагаю вам выбрать себе смайликов. Если вам наше путешествие понравилось, вам было легко справляться с заданиями, возьмите веселого смайлика, а если вам было скучно, не очень легко выполнять задания – грустного.

Автор: Нищева Вера Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №69 «Мальвина», г. Тамбов.

НОД по обучению грамоте в детском саду. Старшая группа

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте). План-конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы д/с
(целесообразней проводить по подгруппам)
Тема. Знакомство детей со словом.
Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно – смысловой единице речи. Программные задачи: 1. Ознакомление ребенка со словом. 2. Приобретение умения вслушиваться в звучащее слово. 3. Учить задавать и различать вопросы «Кто это?», «Что это?». 4. Закреплять в речи детей слово обозначающее «живой», «неживой» предмет. 5. Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно. Материалы и оборудование: проигрыватель для аудиозаписей; красиво оформленная шкатулка, в ней картинки-загадки; кукла; медвежонок; фотография медведя; набор картинок «Веселая зарядка», изображающие человеческую фигуру в движении; в конспекте использована дидактическая игра автора И. Токмаковой «Добавь словечко»; разминка Е. и С. Железновых «Мы ногами топ-топ-топ».
Ход НОД:

I часть.

— Ребята, вокруг нас много разных предметов, и о каждом предмете мы можем сказать. Я вам сейчас буду показывать картинки и спрашивать «Что это?», а вы мне отвечайте одним словом (указываю на разные неодушевленные предметы). Дети отвечают, например, книга, стол, мяч и т.д. — Как можно спросить про эти предметы? Что это? — А сейчас я вас спрошу иначе «Кто это?» (показываю картинки, указываю на одушевленные предметы: птичка, рыбка, кошка, показываю рукой на няню, на детей, на себя). Как можно спросить? Кто это? — Теперь я вам буду называть разные предметы, а вы задавайте мне вопрос «кто?», «что?» (Таким образом, подвожу постепенно детей к понятию «живой», «неживой»). — Приглашаю девочку по желанию, рядом с ней ставлю куклу и обращаюсь к детям с вопросом. — Чем отличается девочка от куклы? (дети называют отличия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка). Затем показываю иллюстрацию с изображенным на ней медведем и медвежонка игрушку. — Ребята, чем-нибудь они отличаются друг от друга? Выясняем, что игрушка медведь неживой, а картинка изображает живого медведя. Подводим итог: — Все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «кто?».

II часть.
Физпауза «Веселая зарядка», на карточках схематично изображены человечки в разных позах. Детям нужно повторить такие же движения.
III часть.

— Ребята, посмотрите, какая у меня есть необычная шкатулка, она непростая и очень загадочная, потому что там много загадок для вас, которые ждут, не дождутся, когда же им помогут, наконец-то, их разгадают. — Интересно? Тогда слушайте внимательно до конца каждую загадку и ответьте на вопросы «кто это?», «что это?». Живой это предмет или неживой? •Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы) •Зимой и летом одним цветом? (ель) •Всех я во время бужу, хоть часов не завожу? (петушок) •Красные лапки щиплют за лапки? (гусь) •В воде она живет, нет клюва, а клюет? (рыба) •Без языка, а говорит, без ушей, а услышит? (телефон) Далее предлагаю детям самостоятельно придумать или вспомнить загадку и задать ее всем детям. Дети загадывают и отгадывают. Называют живой это предмет или неживой.

IV часть.
Физпауза «Мы ногами топ-топ-топ», дети под музыку выполняют упражнения: Мы ногами топ топ топ, Мы руками хлоп хлоп хлоп, И туда и сюда повернемся без труда. Мы головками кивнем, Дружно ручками махнем, И туда и сюда повернемся без труда. Мы подпрыгнем высоко Прыгать вместе так легко И туда и сюда повернемся без труда.
V часть.

— Сейчас, я произнесу слово, а вы скажите, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте, книга! Что означает это слово? (Ответы детей). — Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово книга, какое значение, смысл оно имеет. — Теперь, я произнесу разные звукосочетания. Слушайте: на, му, рум, по, ба и т.п. Скажите, понятно ли, что они значат, какое имеют значение, смысл? (Ответы детей). — Это не слова, это просто звукосочетания, слоги, которые сами по себе, отдельно друг от друга ничего не значат, не имеют смысла. А когда слоги вместе они составляют слова, а каждое слово имеет значение, смысл. — А давай поиграем в игру «Добавь словечко». Ложка — это ложка, ложкой суп…(едят) Кошка — это кошка, у кошки семь…(котят). Тряпка — это тряпка, тряпкой вытру…(стол). Шапка — это шапка, оделся и пошел… А я придумал слово, смешное слово — плим. И повторяю снова — плим, плим, плим. Не прыгает, не скачет плим, плим, плим, И ничего не значит плим, плим, плим. — Что такое «плим»? Правильно, это слово ничего не обозначает. (Детям предлагается сказать слово «плим» с разной интонацией). -Теперь, давайте поиграем в игру «Назови словечко» (цель: учить различать слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия). Перед детьми раскладываю на столе предметные картинки, изображающие стол, бабочку, кубик, сидящего человека, бегущего ребенка и т.п. -Дети, посмотрите, на картинки и назовите по одному слову к которому можно задать вопросы: кто это? Что это? Что делает? (за каждый правильный ответ ребенок получает картинку).

VI часть.
Заключительная. — Спасибо, мне понравилось, как мы сегодня играли. Сегодня мы узнали столько нового (здесь можно спросить нескольких детей, что нового они узнали). Подвести итог. — Сегодня мы узнали, что все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а живые предметы отвечают на вопрос «кто?», также мы знаем что слова состоят из слогов, и каждое слово имеет смысл.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно — игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности НОД в детском саду для старших дошкольников

Похожие статьи:

Пословицы про слово

Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]