Конспект занятия по рисованию на тему: «Осенние листья» (старшая группа)


Конспект занятия на тему «Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ОСЕННЯЯ ОКРАСКА ЛИСТЬЕВ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ. ЛИСТОПАД»

Автор — составитель:

Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цели:

познакомить детей с осенним явлением – листопадом, причинами листопада; научить детей определять листья растений с осенней окраской; воспитание любви к природе родного края, воспитание эстетических чувств.

Оборудование:

лупы
,
цветные карандаши, раскраска «Листья деревьев и кустарников», карточки «Какие это деревья?»

Наглядные пособия:

гербарий листьев деревьев и кустарников с осенней окраской; ветка клена;

Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. 1. Сообщение темы и задач занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с загадки.

Желтые крылья осины, березы, Красные — ясеня, дуба и розы, В воздухе кружат и шелестят. Это осенний идет…(Листопад)

Итак, тема нашего занятия: «Осенняя окраска деревьев и кустарников. Листопад»

2.Рассказ с демонстрацией.

Какого цвета листья на деревьях и кустарниках летом? А какого цвета листья осенью? Как вы думаете почему?

Дело в том, что зеленый цвет листу придает хлорофилл. Он легко разрушается под влиянием света, и он вновь образуется в растении (но только на свету). Летом образование хлорофилла не отстает от его разрушения, и лист все время остается зеленым. В листве есть и другие красящие вещества, кроме хлорофилла.

Опыт (схема)

Зеленые листья + спирт = листья побледнеют, спирт станет зеленым;

Зеленый спирт + бензин = бензин станет зеленым, спирт желтым.

Из опыта видно, что в листьях кроме зеленых частиц, есть и частицы другого цвета, но летом много света и зеленых частиц больше, они заглушают другие. Осенью деятельность листа начинает затухать. Света мало, образование хлорофилла отстает от разрушения. Все меньше и меньше остается в листве «зеленой краски», и все заметнее и заметнее становятся желтые красящие вещества; лист желтеет.

Разные породы деревьев и кустарников приобретают разную осеннюю окраску. Давайте рассмотрим гербарий листьев деревьев и кустарников с осенней окраской.

Вы заметили, что некоторые деревья и кустарники бывают осенью только желтого цвета. Это береза, липа, ясень, дуб, ива. А вот листья клена, осины могут быть желтого и красного цвета. Листья рябины, бересклета, барбариса осенью окрашены в красный цвет. Наряду с этим некоторые остаются зелеными очень долго (сирень, ольха).

Быстрее всех изменяют окраску клены, липы, черемуха, осины, ясень, орешник. Позже рябина, калина, бузина, ива.

В пасмурную, сырую осень листья дольше остаются зелеными, т.к. хлорофилл активно разрушается на свету, и образуются другие красящие вещества.

Какое еще осеннее явление, связанное с жизнью растений можно наблюдать?

Листопад. К листопаду деревья готовятся заблаговременно, еще летом.

Давайте внимательно рассмотрим ветку клена. Посмотрите, в пазухе черешка листа образуется почка, а в клеточках древесины откладываются запасы питательных веществ. Придет весна и за счет этих запасов из почки разовьется молодой побег с листьями. Обратите внимание на лист клена. С помощью лупы рассмотрите основание листового черешка. Здесь к осени образуется пробковый слой. Он словно перегородкой разделяет черешок листка от ветки. Поэтому листья осенью без особого труда покидают родное дерево при малейшем дуновении ветерка.

Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Он идет по-разному не только у разных пород, но даже и у одной породы. В городских садах, парках листопад у березы идет в более короткие сроки, чем в лесах. Молодые деревья сбрасывают листья позже, чем более старые. Больные деревья скорее теряют листья, чем здоровые.

Почему осенью деревья и кустарники сбрасывают листву?

Оказывается причин несколько:

1.В первую очередь, листопад спасает растения от высыхания. Деревьям нужно много воды, а зимой ее нет. Представьте, что береза за теплые месяцы испаряет до 7 тонн воды. Если бы деревья не сбрасывали листву, они погибали бы от засухи. Хвойные породы испаряют влаги на много меньше, чем лиственные деревья. Сосна и ель так экономно испаряют воду, что им не страшен «зимний водяной голод».

2.Кроме, того, если бы деревья не сбрасывали листву, то на их ветках скапливалось большое количество снега. Под его тяжестью ветки ломались.

3.За весеннее — летний период в листьях растений накапливается огромное количество вредных веществ. От которых, они избавляются во время листопада.

3.Физкуль

Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

4.Осенние приметы

С давних времен люди наблюдали за тем, как проходит листопад у деревьев и кустарников. На основе их наблюдений появились народные приметы:

1.Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.

2.Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

3.Если летом на деревьях рано желтеют листья, то будет ранняя осень.

4.Преждевременный листопад – к ранней зиме.

5.Если осенью листья быстро с деревьев осыпались, то жди крутой зимы.

6.Поздний листопад – к тяжелому году: зима будет долгой и продолжительной.

7.Если с берёзы и осины листья чисто опадут, то следующий год будет урожайным.

Однако на Руси наблюдали не только за тем, как и когда, начинается листопад, но и смотрели, как падающий лист ложится на землю:

1.Если осенний лист на землю ложится лицевой стороной кверху, то зима будет холодная; изнанкой – теплая; наполовину лицом – зима будет умеренная, а холода и тепло будут чередоваться.

2.Если осенью березовые листья начинают с верхушки дерева желтеть, то весна будет ранняя, а если снизу – поздняя.

5.Работа с карточками «Какие это деревья?»

Облетели листья. По стволам и веткам узнай, какие перед тобой деревья.

6.Раскрашивание раскраски «Листья деревьев и кустарников»

Перед вами раскраски листьев деревьев и кустарников. Давайте определим, каким растениям они принадлежат. Сейчас вы должны раскрасить листья таким цветом, каким они бывают осенью.

Выставка раскрасок «Вальс листьев»

III.Подведение итогов занятия.

«Осенние листья»

Конструкт проведения совместной образовательной деятельности

по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Забродиной Валерии Алексеевны

Дата: 16.10.2019

ДОУ №: 86

Группа:

Старшая (5-6лет)

Воспитатель:

ИвановаЕкатерина Владимировна , Леонова Вера Ивановна

Руководитель практики:

Темерева Людмила Петровна

Образовательная область:

художественно-эстетическое развитие

Вид ОД:

рисование

Тема:

«Осенние листья»

Формы

: фронтальная, индивидуальная

Цель:

развивать детско-художественное творчество через рисование осенних листьев с натуры

Планируемый результат:

Дети проявляют интерес к рисованию осенних листьев с натуры

Дети испытывают интерес к изобразительной деятельности

У детей развито творческое воображение

Дети умеют рисовать с натуры осенние листья, передавая их форму и окраску

Дети умеют рисовать с натуры осенние листья кисточкой

Дети умеют смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита

Дети умеют правильно располагать лист, рисовать на А4

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Воспитательная

: воспитывать интерес к рисованию осенних листьев с натуры

Развивающая:

продолжатьразвивать интерес детей к изобразительной деятельности
;
развивать творческое воображение.

Обучающая:

изобразительная:

учить детей рисовать с натуры осенние листья, передавая их форму и окраску

техническая:

познакомить с рисованием осенних листьев с натуры кисточкой

цветовая:

совершенствовать изобразительную технику ( смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита)

композиционная:

учить детей правильно располагать лист, рисовать на А4

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы обучения

: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]