Направления психологической диагностики
- Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
- Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.
- Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
- Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.
- Диагностика социально-психологического климата коллектива.
- Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.
Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.
Шпаргалки педагогов-психологов ДОУ
Шпаргалки
педагогов-психологов ДОУ
Методическое пособие.
Часть 1.
.
Данное методическое пособие написано с опорой на документы РФ и общие требования к организации деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений. В пособии дано подробное описание основной отчетной документации психолога ДОУ, ее структуры и образцы заполнения. В первой части описано поэтапное составление годового плана, циклограммы, журналов специалиста, программ и аналитического отчета. Данное пособие содержит как стандартные формы, так и собственные наработки психолога по ведению документации, которые являются, по мнению автора, более рациональными и удобными.
Пособие также содержит Этический кодекс психолога и приказ Мин.образования и науки о распределении рабочего времени, что является важной нормативной опорой для специалистов.
Пособие адресовано психологам, работающим или обучающимся по данной специальности, а также методистам и заведующим ДОУ для помощи и контроля за работой педагогов-психологов.
Рекомендуется к использованию в деятельности педагогов психологов ДОУ.
От автора.
Начиная работу психологом, я столкнулась с большими трудностями и расхождениями мнений по поводу организации работы, ведению документации, использованию тех или иных диагностик, поиску программ для работы. Большинство начинающих психологов сталкиваются с этим. Возможно, именно отсутствие образцов, правильной системы организации работы и приводит к «текучести» кадров в образовательных учреждениях. Молодые специалисты не успевают справляться со своей работой, а приходится выполнять еще и различные дополнительные поручения, общественную нагрузку. Учитывая все эти трудности и свой опыт по их преодолению, написано это пособие.
Теоретические и практические материалы будут полезны не только начинающим специалистам, но и психологам со стажем для поиска новых идей, совершенствования организационно-методических навыков и направлений для своей работы. Также пособие будет полезно как справочник для подготовки к аттестации.
Пособие адресовано психологам, работающим или обучающимся по данной специальности, а также методистам и заведующим ДОУ для помощи и контроля за работой педагогов-психологов.
Пособие состоит из нескольких частей.
В первой части отражена документация психологов, примеры ее заполнения.
Вторая посвящена диагностике, заключениям, протоколам, диагностическим комплектам, обзору методик и программ по работе со всеми участниками образовательного процесса.
Направления деятельности педагога–психолога ДОУ.
Глава 1. С чего начать?
Педагог-психолог обязан начать работу с оформления документов и знакомства со своими должностными инструкциями. Знание должностных обязанностей, прав, функций и ответственности позволяет решить спорные и конфликтные ситуации. Необходимо уметь обосновывать свой отказ от выполнения тех или иных требований, нежелательной работы, знать когда и к кому обратиться за помощью.
Очень важно следить за издаваемыми приказами федерального, краевого и городского уровня, чтобы своевременно отреагировать на изменения в деятельности и принять необходимые меры. Для этого можно использовать Интернет или периодические издания.
Обязательными для каждого педагога-психолога документами, подлежащими проверке вышестоящими органами, являются:
1.
Годовой план
2.
Циклограмма (график работы).
3.
Журнал консультаций
4.
Карта психологического обследования воспитанника.
5.
Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.
6.
Журнал коррекционной работы.
7.
Программа коррекционно-развивающих занятий.
8.
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за учебный год.
Дополнительная документация:
Журналы учета проведенной работы, по направлениям.
1.
Журнал учета групповых форм работы с родителями и педагогами (тренинги, семинары, Школы для родителей, групповые консультации). В нем отражаются даты проведения, темы, категория участников (педагоги, родители, психологи), их количество.
2. Журнал групповой коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми. Здесь отражаются фамилии детей данной рабочей группы, даты занятий, их темы и посещаемость.
3. Журнал Диагностической работы с указанием
— даты обследования,
— фамилией и именем ребенка (группы детей родителей, педагогов),
— кодом обращения – целью диагностики (определение уровня актуального развития – У, оценка эмоционально – волевой сферы – Э, проблемы поведения – П, проблемы обучения – О, проблемы воспитания – В, готовность к обучению в школе – Г),
— характером диагностики – указание конкретных методик, анкет.
Данные журналы удобны для отражения текущей деятельности, составления статистических справок в течение года и для годового отчета.
Рекомендуется составлять План на месяц, а начинающим специалистам План на неделю или вести дневник работы, где планируются или фиксируются все конкретные мероприятия по часам и направлениям деятельности.
План работы на ___________ месяц.
(рекомендуется развернуть лист)
Направление работы | Виды работ, контингент | Дата | |||||||||||||||||
Профилактическая работа и просвещение | |||||||||||||||||||
Диагностика | |||||||||||||||||||
Коррекционно-развивающая | |||||||||||||||||||
Консультативная | |||||||||||||||||||
Организационно-методическая |
Во второй колонке указывается мероприятия, например Групповые занятия по программе Катаевой, с кем оно проводится — дети подготовительной и старшей группы, ставится + под конкретной датой и № занятия по тематическому плану — № 7.
План работы на 12 – 16 октября.
Пн 16. 10 | Время проведения | Вид и форма работы | Место проведения |
с 8 до 9.00 | Подбор материала и составление родительского собрания (Подг. гр.) «Скоро в школу» | Библиотека | |
С 9 до 9.30 | Групповое профилактическое занятие в младшей группе «Радость» | Кабинет | |
Отчет | За неделю проведено 8 групповых занятий с детьми, 1 семинар практикум для педагогов, родительское собрание, 7 индивидуальных занятий, продиагностированно 8 детей и 3 родителей. |
Данный план удобно вывешивать на дверь кабинета или уголок, чтобы родители, педагоги и руководители могли узнать о вашей работе.
Для систематизации накапливаемых материалов рекомендуется завести ряд папок, каждая из которых должна иметь список имеющихся в ней материалов:
1 Нормативная документация
, где в обязательном порядке должны быть
Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ, Положение о службе практической психологии образования в РФ; Этический кодекс педагогов-психологов (Приложение1).
1 Организационно-методическая
документация
, содержащая
годовой план; циклограмму работы; должностные инструкции; ксерокопии документов о прохождении курсов повышения квалификации; Приказ Мин. Образования и науки от 27 марта 2006 г № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (или выписку из него)- см. Приложение 2; Формы1-10 (в зависимости от вида дошкольного учреждения); документ о приблизительном распределении рабочего времени педагога-психолога – см. Приложение 3, тематические планы семинаров-практикумов, тренингов, групповых профилактических и коррекционно-развивающих занятий с детьми.
1 Консультативная, просветительская и профилактическая работа
, куда заносить все
ксерокопии интересных материалов, встречающиеся источники литературы по данной теме, названия журнальных статей с пометкой источника… Можно систематизировать материал по трем категориям: дети, родители, педагоги
.
1 Все это позволит быстро находить информацию по нужной теме, легко готовить консультации, собрания, листовки, занятия для всех категорий образовательного процесса.
1 Реализация годового плана,
куда складывать все проведенные семинары, родительские собрания, тренинги, листовки и т.д., что поможет отследить объем и качество вашей работы, учесть это при планировании работы на следующий год.
1 Список используемых методик.
Эта папка позволяет находить быстро нужную диагностику, сократить время на ведение журнала диагностики, где просто прописывается № методики, а не ее название, автор и характер. Оформляется в виде таблицы. В колонках указывается номер методики по списку, название, ее цель категория (дети, родители, педагоги), автор, год издания или модификации, литературный источник.
1 Список используемых развивающих, коррекционных, профилактических программ.
Указывается номер программы по списку, название программы, направленность, автор, литературный источник. Позволит в зависимости от итогов диагностики подбирать соответствующий профилактический и коррекционно-развивающий материал.
1 Тематические планы занятий.
Например, по используемым программам с детьми. Позволяют быстро подготовить необходимые материалы для занятия, отражают его содержание. Можно использовать колонки № занятия, тема или название, содержание (перечисление используемых упражнений), материалы. Если планируется использовать программу не один год, то конкретные даты занятий можно прописать карандашом под темой в соответствии с их цикличностью. По работе с педагогами это может быть план групповой работы, с указанием цели, задач, перечислением
содержания и форм работы, ответственных и сроков.
1 Тематические папки.
В них собирается материал по темам (агрессивные дети, гиперактивные дети, тревожные, память, внимание, воображение, восприятие, мышление, дети 2-3 лет, 3-4, 4-5, 5-6), различные занятия, консультации, информационные материалы.
1 Архивы.
При формировании новой группы в детском саду на нее заводится папка-архив, где будут храниться все материалы по данной группе до выпуска (анкеты для родителей, детские рисунки, протоколы…). Эти папки хранятся еще в течение 5 лет после выпуска детей из ДОУ.
Глава 2. Как правильно вести документацию.
1. ГОДОВОЙ ПЛАН.
При составлении годового плана необходимо использовать рекомендованную форму (Форма 1), обязательную для всех дошкольных учреждений. Мы также приводим 2 допустимые модификации данной формы, продиктованные удобством работы с ними. (Форма 1А и 1Б).
Приступая к написанию плана необходимо изучить цель и задачи дошкольного учреждения на учебный год, программу, по которой работает детский сад, и отразить это в пояснительной записке
к своему годовому плану. На основании этих данных психолог определяет свою цель и задачи работы на год. Если имеется
опыт работы
, то необходимо определять приоритеты в работе, исходя из прошлогодних результатов, анализа психологического климата в ДОУ, проблем детей, запросов родителей, педагогов, администрации. В пояснительной записке желательно кратко указать актуальность выбранной цели и задач работы, используемые в работе программы.
Чтобы не тратить время на составление нескольких дублирующих друг друга планов рекомендуется составить подробный годовой план с указанием конкретных мероприятий, диагностик, консультаций и занятий.
Структура годового плана | Рекомендации по написанию | |
Заголовок (титульн. лист) | Перспективный план работы на 20__ — 20__ учебный год Педагога психолога МДОУ № ФИО Стаж, категория или разряд | Заверяется заведующей ДОУ и руководителем ГМО педагогов-психологов ДОУ города. |
Пояснительная записка | Основные задачи детского сада. | Определяются руководством ДОУ (методист, заведующая) |
Программа (ы) детского сада: | ||
Анализ опыта работы. | Учитываются прошлогодние результаты работы, особенности психологического климата в ДОУ, проблемы детей, запросы родителей, педагогов, администрации | |
Цель работы педагога-психолога | Должна быть одна, для ее реализации выбираются более узкие и конкретные задачи. Или она вообще не указывается, заменяется приоритетами работы | |
Задачи работы педагога-психолога | Их не должно быть много. В плане обязательны мероприятия по достижению этих задач | |
Приоритетные направления и программы | Указать перечень используемых программ с указанием автора и названия программы | |
План | Используются формы 1, 1А или 1 Б |
Цель.
Может быть выбрана одна из предложенных формулировок.
— Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
— Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Задачи
(по различным источникам).
В зависимости от особенностей ДОУ и направленности педагога психолога, могут быть поставлены различные задачи:
— Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
— Содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
— Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
— Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
— Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
— Обучение дошкольников способам преодоления трудностей, способам регулирования своих эмоций и поведения.
— Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
— Содействие внедрению … подхода в образовательный процесс (в зависимости от задач ДОУ, города, разработки инновационных проектов, наличия экспериментальных площадок. Образец сопровождения психологом аналогичной работы смотри в журнале Дошкольное воспитание № 9, 2000, с. 42)
— Разработка и реализация групповых профилактических и коррекционно-развивающих программ.
— Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
— Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
— другие
План.
Годовой план должен отражать:
1.
Все направления деятельности педагога психолога:
— психопрофилактическая работа
— психодиагностическая работа
— коррекционно-развивающая работа
— консультативная работа и психопросвещение
— организационно-методическая работа
Реализация этих направлений производится через различные виды деятельности и со всеми участниками образовательного процесса (дети, родитель, педагоги).
Психопрофилактическая, консультативная работа
и
психопросвещение
могут быть представлены:
o профилактическими занятия с детьми всех возрастов 1 раз в неделю, (например, Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа психопрофилактических занятий для детей 3-4, 4-5, 5-6 лет);
o выступлениями на родительских собраниях по планам ДОУ, запросам и своим пожеланиям;
o организацией клубов, школ для родителей по актуальным темам, поставленным задачам работы, запросам;
o ведением постоянно действующих семинаров-практикумов для педагогов (например, Типичные проблемы детей дошкольного возраста, Преодоление стресса и эмоционального выгорания педагогов …);
o тренинговой работой с детьми, родителями (например, Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком), педагогами (например, Монина Г.Б., Лютова Е.К. Коммуникативный тренинг и Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психологического здоровья педагогов –газета Школьный психолог, ), психологические игры;
o периодически обновляемым уголком, газетой, стендом с информацией (например, Зачем психолог в детском саду, Как приучить ребенка к наведению порядка…);
o отраженным в циклограмме индивидуальным консультированием (по итогам диагностики, по запросу для решения текущих проблем и вопросов);
o Обязательно освещение своей деятельности на педсоветах (в начале года о задачах и планах, в конце года о достижениях).
Диагностика:
Основное правило:
диагностики не должно быть слишком много, она должна иметь цель и результат. Т.е. проведенное обследование должно быть количественно и качественно проанализировано и по результатам должна вестись коррекционно-развивающая работа.
˚ В начале учебного года (август-сентябрь или сентябрь-октябрь) проводится диагностика познавательного развития
детей по диагностическим комплектам для каждой возрастной группы. По ее результатам заполняются карты психологического развития на каждого ребенка. Также отслеживается
эмоционально-волевое развитие
детей (в течение года в зависимости от приоритетов работы). Для этого проводятся наблюдения различных режимных моментов, специальное тестирование, беседы, анкетирования воспитателей, родителей. На основании диагностики формируются группы РИСКА и РАЗВИТИЯ, определяются дети для индивидуальной и подгрупповой работы.
˚ В середине и в конце года проводятся промежуточная
и
итоговая
диагностика детей, посещающих занятия психолога, для отслеживания динамики корректируемых и развиваемых процессов.
˚ В конце года проводится исследование уровня готовности к школьному обучению
детей подготовительной группы по блокам (интеллектуальная, личностная, мотивационная готовность). По результатам заполняются медицинские карты, даются рекомендации родителям.
˚ Летом и течение года по мере поступления детей в детский сад ведется наблюдение за адаптацией
, анкетирование т беседы с родителями на предмет готовности ребенка в поступлению в детский сад, сбора сведений о новом ребенке, помощи в адаптации.
˚ Также в течение года могут быть запланированы групповые и индивидуальные диагностики педагогов и родителей
для решения текущих проблем и повышения интереса к психологическим знаниям (например, для проведения собрания «Кнут и пряник», проводится анонимная анкета для выявления преобладающих в воспитании методов воздействия, или оценка психологической атмосферы в коллективе).
˚ При наличии условий можно организовать компьютерное тестирование, что вызывает больше интереса и доверия, т.к. обрабатываете результаты не психолог, а компьютер.
Коррекционно-развивающая работа:
o Для групповой коррекционной и развивающей работы с детьми можно использовать готовые программы (например, Катаева Л.И. Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), а можно самостоятельно разработать систему занятий, зафиксировав ее по Форме № 9 (Приложение 4). Это будет считаться авторской разработкой, что при аттестации оценивается выше, чем использование готовых программ и разработок занятий.
o Для индивидуальной работы программа составляется для каждого ребенка в отдельности. Возможна работа с использованием тетрадей (например, с домашними заданиями для работы с родителями по развитию моторики), играми с песком, водой, куклами – в зависимости от опыта, приоритетов психолога, проблем ребенка.
o Работа с семьей (совместные с ребенком и родителем занятия)
o Семинары-практикумы, собрания, тренинги с родителями и педагогами по готовым или составленным программам.
Организационно-методическая работа.
˚ Составление годового плана, годового отчета, циклограммы, ведение журналов и другой отчетной документации.
˚ Составление анкет, диагностических комплексов, подбор и изготовление материалов для диагностики, обработка полученных результатов диагностик, обобщение, написание справок и отчетов.
˚ Подготовка к занятиям с детьми, подбор содержания, материалов, составление коррекционно-развивающих программ.
˚ Подготовка к индивидуальным и групповым консультациям, семинарам, собраниям с родителями и педагогами.
˚ Заполнение карт психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития, документов на группу Риска.
˚ Посещение библиотеки, городского методического кабинета, ГМО психологов для повышения научной и психолого-педагогической квалификации.
˚ Подготовка информационных листовок для родительских уголков.
˚ Практическая работа по развитию учебно-методической базы кабинета.
˚ Взаимопосещения.
В плане обязательно должны быть отражены все 12 месяцев работы, т.к. не всегда можно учесть отпускное время, летние месяцы могут быть объединены (если планирование помесячное) или подробно прописаны в организационно-методическом блоке.
2.
Виды деятельности (мероприятия) должны быть конкретные. Например (подробно смотри образцы планов):
Направление работы | Вид деятельности | |
Психодигностика | Дети | î Диагностика познавательных процессов – Диагностические комплексы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. î Методика Лесенка. î Групповая методика Кодирование î Наблюдения на занятиях и прогулках î Тест Темлл, Амен, Дорки î Промежуточная диагностика детей группы риска î Итоговая диагностика детей группы риска î Определение готовности к школе (Тест Керна-Иерасека, словесно-логическое мышление, мотивационная готовность) |
Педагоги | î Анкета опрос «Моя группа», Анкета «Пожелания на год». î Определение уровня тревожности, профессионального стресса, нервно-психической устойчивости (№ 14,25, 26, компьютерная диагностика). î По запросу. | |
Родители | î Анкета для подготовительной группы, для средней и т.д. î Диагностика детско – родительских отношений (Родительское сочинение). î По запросу. |
3.
Объект деятельности и условия проведения (конкретная группа детей – младшая 1-2, средняя, старшая, подготовительная, родители, педагоги и форма работы – индивидуальная, групповая).
4.
Ответственным может выступать не только педагог-психолог, но и воспитатели (например, при анкетировании родителей или выявлении особенностей группы), методист (при подготовке семинара практикума или пед. совета), узкие специалисты (при проведении совместных мероприятий)
5.
Сроки проведения, периодичность (в течение года, май, 1 раз в месяц)
6.
Предполагаемый результат (формулировки типа: формирование …, заполнение карты психологического развития, оценка уровня развития…, выявление детей группы Риска…)
Форма 1
.
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Диагностика адаптации к ДОУ
Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.
- Роньжина А.С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению».
- Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка у ДОУ».
- Методика Ватутиной Н. Д. «Определение степени адаптации к ДОУ».
Диагностика готовности к школе
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
- Семаго Н.Н., Семаго М.Я «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
- Екжанова Е.А. «Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы».
- Вархатова Е.А., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. «Экспресс диагностика готовности к школе».
- Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностейдетей6-7-летнеговозраста (МЭДИС)
- Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
Диагностика познавательных процессов
Сейчас существует много различных диагностических комплектов, где уже подобраны все необходимые методики для диагностики познавательных процессов у детей разных возрастов. Вам остаётся только выбрать, который вам больше нравится. Ниже я привела перечень самых популярных.
- Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
- Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей
ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА
Экспертная деятельность – это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г.А.Мкртычян, 2002).
Основные направления экспертной работы в ДОУ:
- Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
- Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
- Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.
- Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка.
- Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей
- Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) ( Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)
- Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) (Цель: определение уровня тревожности).
- Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» (Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет).
- Восьмицветовой тест Люшера (Цель: исследование эмоционального состояния ребенка).
- Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. (Цель: исследование самооценки).
- Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) (Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка).
- Методика исследования детского самосознания ( Н.Л. Белопольская) (Цель: исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста).
- Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).
- Методика «Волшебная страна чувств» (Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка).
- Махортова Г.Х. Проективная методика исследования личности «Расскажи историю». (Цель: исследование личности).
Диагностика детско-родительских отношений
В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» такое направление, как диагностика детско-родительских отношений не выделяется, но я посчитала, что его нужно озвучить. Ведь работать с ребёнок мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.
- Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.
- Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Данный тест направлен на изучение эмоциональных отношений ребёнка в семье.
- Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений
- Детский апперцептивный тест (Children’sApperceptionTest – САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак)
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. В современном обществе пока ещё недостаточно распространены психологические знания и умения, особенно уважение особенностей личности ребёнка. Так же, и в педагогических коллективах, и в семьях, возможны конфликты, в основе которых – неумение и нежелание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться друг к другу, понять. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в виде лекций, бесед, семинаров, распространения печатных материалов, публикаций на сайте МБДОУ.