Методическая разработка для педагогов «Работа педагога – психолога ДОУ с воспитателями»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области — детский сад комбинированного вида «Лучик» п. Садовый
Педагог – психолог: Швенк Екатерина Валерьевна
Методическая разработка для педагогов
«Работа педагога – психолога ДОУ с воспитателями»
Цель:
повышение компетентности педагогов в области представления о работе педагога – психолога ДОУ с воспитателями.
Задачи:
• познакомить педагогов с теоретическими основами работы педагога – психолога ДОУ с воспитателями;
• познакомить педагогов с практическими основами работы педагога – психолога ДОУ с воспитателями;
• способствовать развитию интереса к взаимодействию воспитателя и педагога – психолога.
Место проведения:
музыкальный зал.
Время:
1ч.20 мин.
Необходимое оборудование:
магнитофон, запись: «Китайская традиционная музыка для медитации».
Раздаточный материал:
анкета «Стиль педагогического общения», памятки.
Подготовительная работа:
изучение литературы по работе педагога – психолога с сотрудниками ДОУ; подборка материала и изготовление памяток «Стили педагогического общения»; подборка музыки для практического упражнения «Мудрец из храма».
Ход собрания:
Для начала хотелось бы развеять, наверное, самый распространенный «миф» о психологах
. Большинство людей полагают, что слово
«психолог»
образуется от слова
«псих».
И это наталкивает их на совершенно неверный вывод: «если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные».
Уверяю вас это не так
. Педагог — психолог в детском саду работает с
нормальными
детьми и их индивидуальными
особенностями
, а не отклонениями. Так, к моему сожалению, происходит и с сотрудниками ДОУ, куда впервые приходит работать психолог. Как только заходит речь о проведении, каких – либо практикоориентированных мероприятиях (будь то диагностика, тренинговое занятие и т.д.) педагоги «впадают» в некоторую панику и с опаской относятся к такого рода встречам: а вдруг у них что – нибудь не так или на них будут ставить какие – либо опыты? Или другая крайность: некоторые педагоги воспринимают психолога как проверяющего, который может критиковать их работу. И такое представление очень осложняет взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Основная цель работы педагога – психолога в ДОУ – создание условий для полноценного развития и укрепления психологического здоровья детей.
Но только в здоровом коллективе можно создавать такие условия. Вот здесь и «выходит на сцену» психолог, который помогает воспитателям в «оздоровлении» коллектива.
Что это значит? Это оказание помощи в виде предоставления необходимой информации: диагностика (индивидуальная), консультирование (индивидуальное), рекомендации (общие, индивидуального характера), памятки, круглые столы, тренинги, семинары — практикумы.
Сегодня я хотела бы немного поближе познакомить вас с практической работой, которую я планирую провести в этом учебном году.
Взаимодействие педагогов с психологом происходит по 3 направлениям:
1. Диагностика
2. Консультирование
3. Психопрофилактика и просвещение.
Диагностика проводится для выявления: психологического климата в коллективе, оценки синдрома эмоционального выгорания, уровня развития креативных способностей и т.д.
Для наглядности я хотела бы вам предложить анкету на выявление стиля педагогического общения, которым вы руководствуетесь в образовательном процессе (см. Приложение № 1).
Это так же будет нашим первым небольшим знакомством (проводится анкетирование, подсчитываются результаты). По оглашении результатов педагогам раздаются памятки: «Стили педагогического общения».
В формате группового консультирования в этом учебном году вам будет предложена тематика: «Как помочь ребенку в период адаптации» (сентябрь). В индивидуальном: «Консультации по результатам диагностики психической готовности к школе» (апрель), а так же индивидуальные консультации в течение года по возникшим вопросам. Тематика вопросов, для индивидуальной консультации, может быть разнообразна: отношения между детьми в группе, помощь в построении отношений с «особым» ребенком, взаимоотношения с родителями, педагогами и т.д.
Что же подразумевается под психопрофилактикой и просвещением?
Как я уже говорила, главная цель работы психолога в ДОУ – развитие и укрепление психологического здоровья детей. Но психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не изменит отношения к нему педагогов. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы с педагогическим коллективом. Ведь совершенно очевидным остается тот факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка-дошкольника, испытывают трудности в работе с детьми, у которых отмечаются проблемы в психическом развитии. Поэтому с целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ и формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития педагог-психолог может использовать разнообразные формы и методы работы (такие как семинары – практикумы, тренинги, лекции и т.д.). Так же в этот раздел работы входит выпуска памяток, разработка рекомендаций для воспитателей. Это и будет являться психопрофилактикой и просвещением.
Сейчас, с учетом длительного нахождения здесь, хотелось провести с вами одно из практических упражнений тренинга это упражнение будет направлено на снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление. Упражнение называется «Мудрец из храма» (см. Приложение № 2).
Уважаемые педагоги! На сегодня наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что полученная информация дала вам представление о нашей с вами совместной деятельности. Если у вас возникнут какие – либо вопросы – обращайтесь. Мои рабочие дни: понедельник, среда, пятница.
Приложение № 1
АНКЕТА «Стиль педагогического общения»
Уважаемые коллеги!
Для определения стиля вашего общения с воспитанниками предлагаем ответить на вопросы данной анкеты. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
А) делится с вами своими мыслями, чувствами
Б) говорит вам только то, что он сам захочет
В) оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
А) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
Б) дети сами разберутся в своих проблемах
В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
А) похвалите и всем детям покажете его работу
Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
В) скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
А) заставите его поздороваться
Б) не обратите на него внимание
В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
А) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
Б) помочь, подсказать, сделать замечание
В) заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
А) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
Б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
В) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
А) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
Б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
В) ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие
Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
В) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
А) сказали бы «ну и не надо»
Б) заставили бы выполнить работу
В) предложили бы выполнить задание
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
А) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
Б) если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
В) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Ключ к обработке:
Ответ | Число баллов по номеру вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
В | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
ИТОГО:
25 – 30 очков
– тяготеет к демократическому стилю.
Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
20 – 24 очка
– преобладает авторитарный стиль.
Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.
10 – 19 очков
– характерен либеральный стиль.
Для либерального воспитателя характерны: безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным, требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
Приложение № 2
Мудрец из храма
Цель:
снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление и диагностика актуального психического состояния.
Необходимое время:
40 минут.
Материалы:
спокойная музыка.
Подготовка:
Специальной подготовки не требуется
«…Сядьте удобнее. Вы чувствуете, как расслабляются ваши руки… ноги. Тепло как где – то в груди появляется тепло… Оно проходит по всему телу… Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.
Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.
Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали… Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него… Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ… Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата, запомните ее…
Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами…
Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг… и вновь переноситесь сюда, в эту комнату…»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Венгер Л.А., Агаева Е.Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булычева А. И., Бурлакова И. А., Венгер Н. Б., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., РудовскаяИ.А., Холмовская В. В., Цеханская Л. И. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование. № 5 (101), 1-15 марта, 2003.
2. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 256 с.
3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. «Работа педагога-психолога в ДОУ», — М.: Айрис-пресс, 2005
4. Электронный ресурс: https://psylist.net
Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом.
Общеизвестен тот факт, что основная цель дошкольной ступени образования есть подготовка детей к обучению в школе, и особую значимость этот процесс приобретает именно в старших и подготовительных группах.
Психологическая готовность к школе – интегративная характеристика, в качестве компонентов которой выделяют: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую (коммуникативную) готовности. И если развитию первых трех уделяется достаточно внимания в рамках образовательной деятельности ДОУ, то формирование коммуникативной компетенции дошкольников часто остается стихийным процессом. Хотя от уровня ее развития во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе и успешность его обучения.
Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.
Под коммуникативной компетенцией дошкольников мы понимаем формируемое интегративное качество личности, включающее в себя гибкое владение способами установления и поддержания взаимоотношений, развитие потребности в общении, умение действовать совместно. Реалии нашего времени (быстрый темп жизни, занятость родителей, высокий уровень технократизации общества) оказывают негативное влияние на формирование коммуникативных навыков детей. Попадая в зависимость от компьютерных игр, просмотр телепередач и мультфильмов, не соответствующих возрасту и не имеющих образовательного потенциала, ребенок перестает нуждаться в живом общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.
Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?
1. Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.
2. Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).
3. Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.
Занятия по развитию коммуникативных навыков должны способствовать:
- формированию потребности в общении;
- закреплению навыков установления и поддержания контактов,
- развитию качеств, помогающих в общении и купированию тех, которые мешают,
- формированию навыков совместной деятельности, которая возможна только при соблюдении правил, уважительном отношении к другим детям.
Примерами упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, могут быть: «Поздоровайся разными частями тела», «Чем мы похожи», «Правила дружбы», «Паровозик «Я-хороший»», Совместный рисунок».
Успехов Вам в таком нелегком, но увлекательном деле – воспитании подрастающего поколения!
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №386 городского округа Самара
Авторы-составители: педагог-психолог Вязовцева Е.И. воспитатель Жукова Г.Н.
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) «Я наблюдаю, я чувствую, я воображаю»
Мир полон красок и звуков. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем интереснее ассоциации. У детей с рождения уже все есть:
- они умеют видеть то, что не видно остальным
- слышать непонятные волшебные звуки
- окрашивать мир в свой любимый цвет.
А взаимодействие воспитателя и педагога-психолога помогает детям делать первые шаги в индивидуальный мир творчества и фантазии, учитывая их индивидуальные особенности, желания и интересы: ребенок играет с неоформленным материалом, превращая предметы в персонажи с определенным характером. Погружаясь в мир природы, наслаждаясь её гармонией у ребёнка рождаются в душе различные настроения. Ему предоставляется возможность реализовать свои ощущения, чувства и образы с помощью различных изобразительных средств. В основе работы с детьми лежит принцип – «Я наблюдаю, я чувствую, я воображаю»
Предлагаем вашему вниманию интегрированное занятие в старшей группе, на тему «Как мы для Весны краски искали», которое проводят совметно воспитатель данной группы и педагог-психолог. Это занятие из цикла занятий по временам года.
Задачи.
- Формировать у детей познавательный интерес к миру природы.
- Развивать восприятие, память, внимание, мышление и воображение воспитанников.
- Активизировать словарный запас детей по теме «Весна», способствовать развитию связной речи.
- Закрепить умение рисовать предметы, передавая особенности цвета и строения.
- Развивать творческие способности (подводить детей к созданию несложной сюжетной композиции, располагать изображения по всему листу).
- Налаживать положительный психоэмоциональный контакт с детьми (эмоциональное раскрепощение детей).
- Развивать эстетический вкус у воспитанников посредством цвета, формы, слова, музыки.
Предварительная работа. (с использованием интерактивной доски)
- Прослушивание музыкальных произведений. (Ф. Шопен, Г.Свиридов, П.Чайковский)
- Рассматривание репродукций известных художников на тему весна.
- Наблюдение за весенними явлениями на прогулке с детьми.
- Чтение художественной литературы на тему «Весна».
- Проведение игр на развитие восприятия и мышления у детей.
Музыкальный ряд.
- Г. Свиридов «Метель. Ч.3 Весна»
- Детская песенка «Облака — белокрылые лошадки».
Материал.
- Тонированные листы бумаги (формат А 4)
- Гуашь, кисти.
- Материал для имитаци «облачка», «ручейка».
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, какое время года у сейчас? (Ответы детей).
Вот и к нам пришла весна. Весной природа просыпается, и появляются нежные весенние краски.
Педагог-психолог. И просыпаются новые весенние звуки. Все начинается со звука (звук треугольника), когда ему надоедает блуждать в одиночестве, он находит другой звук, Саша твой звук, (… все дети по очереди ударяют по треугольнику). Эти звуки берутся за руки, как и мы, и получается музыкальный хоровод.
(Дети берутся за руки и встают в круг или полукруг)
Точно так же, в музыкальный хоровод, все звуки весны собрал в своем музыкальном произведении композитор Г. Свиридов. (Можно предложить детям расположиться на ковре или специальных подушечках)
В нем мы услышим звуки весенней природы. Давайте его послушаем.
(Звучит муз. произведение Г.Свиридова)
Музыка рассказала нам о Весне, что вы в ней услышали? (Ответы детей, и помощь педагога: «А я услышала…»)
Воспитатель. Попытаемся раскрасить музыку в разные краски. Как вы думаете, какие краски живут в этой музыке?
(Ответы детей)
Как много красок вы назвали. Когда все краски возьмутся за руки – рождается картина.
Педагог-психолог. Я уже начала рисовать картину о весне. Но какими красками её раскрасить я не знаю.
Воспитатель. Ребята, поможем Елене Исхаковне, и найдем краски для весны, но для этого нам необходимо отправиться в увлекательное путешествие в весенний лес.
Педагог-психолог. Ребята, а на чем бы вы хотели отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Педагог-психолог. Я предлагаю полететь на воздушном весеннем облачке (белый или голубой материал расстеленный на полу).
(Дети садятся на облачко, звучит детская песенка «Облака –белогривые лошадки»)
Педагог-психолог. Вот мы и приземлились. Скажите, а какое было весеннее облачко? (воздушное, пушистое, белое и т.д.) Какие краски нам может подарить весеннее облачко?
(Ответы детей) «Берутся» краски у «облачка».
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне, облачко оставило вам загадку.
Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горечей, А с пригорка нас встречает Разговорчивый… (дети – ручей)
Педагог-психолог. А вот и наш ручеёк, подойдите к нему поближе. Отпустим в ручеёк свои ладошки. Что вы чувствуете? Какой ручеёк? (звонкий, сверкающий, журчащий, веселый…)
(Ответы детей). А почему ручеёк такой прохладный (Потому что солнышко пригревает и под его горячими лучами тает снег, снег холодный и ручеёк холодный.)
Воспитатель. Ручеёк нам подарит холодные краски. Назовите их.
(Ответы детей).
Педагог-психолог. Умоемся прохладной водой из ручейка.
(Дети играют с ручейком)
Педагог-психолог. Интересно куда же бежит наш весенний ручеёк?
Воспитатель. Давайте и мы пойдем вместе с ручейком. Может мы там найдем краски для весенней картины. А вот и наш ручеёк, он привел нас в весенний лес (лес представлен на интерактивной доске и звучат голоса птиц)
Педагог-психолог. Лес встречает нас приветливо. Войдемте же в него и представим, что мы тоже превращаемся в деревья, наши ноги длинные и толстые корни деревьев, они глубоко уходят в землю, почувствуйте, как крепко они стоят на земле. Наши руки превращаются в красивые ветви, которые тянутся высоко-высоко в небо. И вот подул весенний теплый ветерок, он заиграл с ветками деревьев и стал тихонечко их раскачивать, поиграв, ветерок полетел дальше, а деревья затихли, прислушиваясь к звукам в лесу.
(Дети выполняют релаксационное упражнение на снятие психоэмоциональных зажимов)
Лес такой добрый, что тоже подарит нам свои краски. А какие краски он нам подарит? (Ответы детей).
Воспитатель. А вот и солнышко осветило наш лес своими лучами, и в лесу появились новые краски – теплые, солнечные. Назовите их.
(Дети отвечают)
Давайте возьмём их для нашей картины.
Педагог-психолог. Оглянувшись вокруг, мы увидели много интересного, оказывается облако, ручеёк, лес, солнышко имеют свои краски. И при помощи всех красок, которых нам подарили, мы уже можем раскрасить нашу весеннюю картину. Ребятки, и вы нарисуйте свою картину о Весне. Давайте вспомним, что мы сегодня видели (ответы детей: ручеёк, лес, облачко, солнце)
Воспитатель. А это мы все с вами наблюдали на прогулке и знаем как это можно нарисовать.
(сколько способов рисования с помощью руки, имитация и т.д.).
Воспитатель. Ребята, давайте сегодня мы с вами попробуем изобразить весенний пейзаж. Краски уже ждут нас. Вспомним, что краски очень любят смешиваться, и так получается новая краска.
Дети выполняют работу. Педагоги оказывают индивидуальную помощь. По окончанию работы дети выкладывают свои рисунки на «облачко» (или специально отведенное место), проводится рассматривание работ и беседа по содержанию.
Воспитатель. Сегодня мы побывали в гостях у Весны и нарисовали о ней картину.
Рефлексия:
- Дети, расскажите, какие краски вы использовали для своей картины? (ответы детей). Все они разные?
- Если б все на свете было одинакового цвета?
- Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным. Пусть же всё вокруг нас будет Удивительным и разным!
Педагог-психолог. В следующий раз мы узнаем, что у каждой краски есть своё настроение. Давайте ещё раз полюбуемся на свои картины.
Список используемой литературы.
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
- Т.А. Копцева «Природа и художник»
- Н.Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке»
- Алябьева «Занятия психогимнастикой для дошкольников»
Следующая > |
Психологическое зеркало
Формы взаимодействия
педагогас психологоми логопедом:
– совместная диагностика детей на разных возрастных этапах;
– создание развивающей среды;
– построение индивидуальных маршрутов развития детей;
– участие в проведении «Недели психологии»;
– участие в семинарах-практикумах, тренингах, консультациях и других мероприятиях, проводящихся психологом и логопедом в детском саду;
– организация совместных выставок, конкурсов для детей и родителей;
– планирование и проведение совместной работы с родителями.
Формы взаимодействия педагога с медсестрой:
– анализ медицинских карт детей;
– учет индивидуальных особенностей здоровья детей при организации занятий;
– организация пространства в группах ДОУ;
– совместное ведение журнала здоровья;
– организация двигательной активности детей в течение дня.
Формы взаимодействия педагога с музыкальным руководителем:
– совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности;
– изучение репертуара к проведению занятий;
– совместная организация работы с родителями;
– планирование работы;
– совместная научно-практическая деятельность по внедрению регионального компонента в образовательный процесс;
– создание развивающей среды
При оказании помощи особому ребенку требуется согласование деятельности всех узких специалистов образовательной организации. Взаимодействие должно осуществляться как в работе с самим ребенком, так и с его родителями. Осуществляться взаимодействие может в рамках ПМПК или текущей работы.
Также виды и формы взаимодействия необходимо фиксировать, например в таких таблицах.
Журнал взаимодействия педагога-психолога с узкими специалистами ДОУ в 20___– 20___ учебном году.
Сроки | Взаимодействие с логопедом | Взаимодействие с инструктором по физической культуре. | Взаимодействие с музыкальными руководителями | Примечания и отметки о выполнении. |
1 квартал | ||||
2 квартал | ||||
3 квартал | ||||
Летний оздоровительный период |
Журнал взаимодействия педагога-психолога с воспитателями в 20___ – 20____ учебном году.
Группы | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | Летний оздоровительный период | ||||
Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 |
В данной таблице представлены еще варианты взаимодействия.
Педагог – психолог | Учитель-логопед | Воспитатель по физической культуре | Музыкальный руководитель | Медицинский персонал | Воспитатель |
|
|
|
|
|
|
Просмотры 588 , Сегодня 5