Конспект занятия НОД по аппликации с элементами пластилинографии «Мухомор»


Конспект по лепке «Мухомор»

Конспект «Пластилиновая ворона

Воспитатель: Радайкина О.А.

Тема: Ядовитые грибы. «Мухоморы».

Задачи:

— Учить детей лепить мухоморы из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка).

— Показать рациональный способ изготовления крапинок (украшение) для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки.

-Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей.

-Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.

Развивать:

любознательность, творческий вкус, желание лепить.

Материалы:

доски для лепки, стеки, пластилин, салфетки, изображения мухомора в природе, схема лепки.

I. Часть. Вводная.

Воспитатель:


«Этот гриб украсил бор.
Знают все: он му-хо-мор!

Хоть красив собой, прекрасен,

Не съедобен он. Опасен.»

Посмотрите ребята это гриб мухомор (показ картинок или фотографий). Давайте рассмотрим его, из каких частей состоит мухомор? На какую геометрическую фигуру похожа шляпка? Пятнышки? А ножка? (ответы детей). Посмотрите и скажите мне, какого цвета у него шляпка? А пятнышки? Подскажите мне, почему его назвали мухо-мор? (ответы детей) Потому, что он морит мух.

Сегодня я вам предлагаю слепить мухоморы. Для начала, давайте, слепим полянку для наших грибов, а потом уже и сам гриб-мухомор.

II. Часть. Основная. Показ воспитателя.

Берем кусочек пластилина белого цвета в правую руку и делаем ножку мухомора. Раскатываем цилиндр, затем лепим «юбочку» для ножки мухомора. Раскатываем столбик, сплющиваем его в ленту, прищипываем оборочку и оборачиваем вокруг ножки.

Берем кусочек пластилина красного цвета и будем лепить шляпку – скатываем шар, сплющиваем и выгибаем, что бы получилась чаша. Украшаем шляпку белыми крапинками. Сначала раскатываем из пластилина белого цвета, жгутик. Разрезаем его стекой на много-много мелких кусочков, и прикрепляем их на красную шляпку.

Теперь соединим шляпку и ножку; сам гриб и полянку.

Вопросы для закрепления: — Ребята, что сначала мы будем лепить? Что потом? Как сделать «чашку-шляпку» мухомора? А когда мы слепим шляпку, что потом? (подробные ответы детей)

Самостоятельная деятельность:

Дети лепят мухоморы по представлению, или при необходимости опираясь на схемы. Если требуется помощь, воспитатель подсказывает, помогает.

III. Часть. Заключительная.

Оформление выставки «Опасная полянка» с мухоморами. Украшаем веточками для ограждения полянки или ставим предупредительные знаки. Хвалим детей, предлагаем полюбоваться на свои труды, закрепляем новые знания, беседуем почему нельзя собирать мухоморы. Просим о помощи в уборке рабочего места, переключаем внимание детей с одного вида деятельности на другой.

Особенности подготовки и организации занятия

В средней группе изобразительная деятельность ребёнка (особенно когда он посещает детский сад регулярно) продолжает развиваться. Более совершенной становится мелкая моторика, что, естественно, сказывается на качестве лепки. Кроме того, у малыша уже накапливается опыт познания окружающего мира, развивается воображение. За счёт этого представления о предметах и явлениях становятся более реалистичными и детализированными.

Так, если во второй младшей группе малыши на занятиях лепкой создают примитивные образы грибов (просто столбик со шляпкой в виде шарика или лепёшки — не уделяется особого внимания цвету, форме, характерным особенностям), то в среднем дошкольном возрасте образ гриба уже прорабатывается более детально.

В младшем дошкольном возрасте дети создают примитивные образы грибов, не уделяя особого внимания их цвету, формы, характерным особенностям, в средней же группе дети уже понимают, что грибы различаются по форме и окраске

Воспитатель объясняет ребятам, что каждый грибок имеет характерные особенности, не похож на остальные. Например, у боровичка будет толстая светлая ножка и коричневая шляпка, у мухомора — более тонкая длинная ножка белого цвета и конусообразная ярко-красная шляпка с белыми крапинками, лисички — рыженькие с вогнутой шляпкой, плавно переходящей в ножку, и т. д. При объяснении необходима опора на наглядность — соответствующие тематические картинки, а ещё лучше муляжи конкретных грибов.

При объяснении характерных особенностей разных грибов необходима наглядность, идеальный вариант — муляжи

В средней группе педагог побуждает детей самим определять цвета пластилина, необходимые им для лепки конкретного гриба. Это формирует у ребят самостоятельность мышления, наблюдательность. Также ребята самостоятельно могут отделить от большого куска необходимое количество материала для изготовления определённой детали.

Приёмы лепки грибов

Соответственно образу конкретного гриба педагог обучает детей подходящим приёмам лепки. Большинство поделок будут создаваться конструктивным способом: отдельно формируются составные части гриба (гриб, ножка, юбочка, крапинки у мухомора), которые затем соединяются в единую композицию (методом придавливания, сглаживания).

Большинство грибов лучше мастерить конструктивным способом

Однако некоторые виды грибов удобнее лепить скульптурным способом — из цельного куска пластилина. Например, это лисички. Шляпка у них как бы является продолжением ножки, края её смотрят вверх (а не опущены, как у многих грибов).

При лепке же отдельных грибочков (к примеру, сыроежки) хорошо сочетать два указанных метода: гриб формируется из цельного куска пластилина (наподобие лисички), а затем сверху присоединяется плоская шляпка розового или сиреневого цвета.

Сыроежки можно лепить комбинированным способом, сочетая конструктивный и скульптурный

В целом ребята продолжают отрабатывать приёмы лепки, знакомые им со второй младшей группы: раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание шарика ладонями для формирования лепёшки. Однако теперь акцент делается на лепке пальцами для уточнения формы: вдавливание шляпки для придания ей вогнутой формы, оттягивание кончика, чтобы придать шляпке вид конуса. Ножка гриба уже имеет не просто форму столбика (цилиндра), а немного сужается кверху, внизу к ней добавляется тёмный пластилин (методом размазывания) для имитации земли.

Дети пятого года жизни уже могут лепить не один грибок, а составлять красивую композицию, например, из двух грибочков разного размера, отклоняющихся один от другого.

Грибочки расположены попарно, по-разному отклоняясь друг от друга

Поделка также может дополняться деталями: травкой, листочками, жучком, гусеницей, ягодками. Кстати, узор на листике ребятам уже могут сами прорисовывать стекой.

Грибная композиция может дополняться травкой, насекомыми, ягодками

Чтобы занятие лепкой было более увлекательным, педагогу стоит предлагать ребятам дополнительные материалы. Например, шляпкой гриба может стать каштан, половинка скорлупы грецкого ореха. Ножку можно соорудить из жёлудя (его обмазывают пластилином или оставляют нетронутой). Белые точки на шляпке мухомора хорошо обозначить рисовой крупой.

Помимо основного материала (пластилин) детям можно предлагать дополнительный для обозначения основных частей гриба и в качестве декора

Поэтапная лепка «Боровички в траве»

  1. Первый этап — лепка ножки. Из пластилина белого или бежевого цвета нужно скатать толстую колбаску и придать ей слегка заострённую с одной стороны форму.

    Ножка у боровика имеет вид толстой, немного заострённой кверху колбаски

  2. Для создания шляпки из коричневого пластилина нужно скатать большой шар. С помощью стеки его следует разделить на две неравные части.

    Большой коричневый шар нужно разрезать на две неравные части

  3. Бо́льшую часть нужно немного подравнять пальцами и продавить внутри углубление.

    Шляпку нужно подравнять пальчиками и сделать внутри углубление

  4. Чтобы грибок был более реалистичным, из бежевого пластилина (из которого лепили ножку) скатывается шарик и формируется лепёшка, по диаметру равная шляпке. Эту деталь нужно прилепить к шляпке, а затем присоединить ножку.

    Из бежевого пластилина формируется лепёшка и лепится к нижней части шляпки, осталось присоединить ножку

  5. Аналогично лепится маленький боровичок.

    Маленький боровичок лепится аналогично большому

  6. Для гриба нужно сделать подставку. Кусочек зелёного пластилина расплющивается в лепёшку — это основание, на которое помещаются боровики. Вокруг формируется травка. Для этого берётся смесь жёлтого и зелёного пластилина, раскатывается колбаска. Затем она сплющивается и надсекается стекой. Грибочки оборачиваются травой (травинки при этом сгибаются в произвольной форме).

    Боровички ставятся на зелёную подставку-лепёшку и оборачиваются жёлто-зелёной травкой

Поэтапная лепка «Лисички-сестрички»

  1. Из оранжевого пластилина нужно скатать колбаску, заметно расширяющуюся кверху.

    Основой гриба будет форма, напоминающая конус

  2. Широкую часть следует расплющить и пальцами сформировать воронку. Чтобы грибок выглядел более реалистично, стекой нужно нанести насечки-пластинки.

    Насечки сделают грибок более реалистичным

  3. Поскольку лисички растут семейками, желательно сделать 3–4 грибочка разного размера. Их нужно прилепить на зелёную пластилиновую основу, смастерить из пластилина (два оттенка зелёного) травинки. На шляпку можно поместить листочек, также вылепленный либо вырезанный из цветной бумаги.

    Для лисичек нужно сделать подставку и украсить композицию травкой и листочком

Поэтапная лепка «Красавец-мухомор»

  1. Из белого пластилина нужно раскатать колбаску для ножки, слегка расширив её книзу. Дополнительно раскатывается тонкая колбаска для «юбочки».

    Колбаски станут основой для ножки и юбочки мухомора

  2. Тонкую колбаску следует расплющить и прилепить к ножке. Стекой обозначаются насечки.

    На юбочке нужно сделать насечки стекой

  3. Из красного шарика формируется шляпка, заострённая кверху (пластилин вытягивается в стороны пальцами). Дополнительно нужно сделать белую лепёшку, по размеру соответствующую шляпке.

    Красной шляпке нужно придать конусообразную форму с углублением внутри

  4. Белая лепёшка лепится к нижней части шапочки, стекой обозначаются пластинки.

    Внутри шляпка будет белой с насечками-пластинками

  5. Внешнюю сторону шляпки необходимо украсить белыми пятнышками.

    Белые пятнышки — отличительная черта мухомора

  6. Осталось соединить ножку и шляпку — и ядовитый гриб готов. Как и другие грибочки, его можно поместить на зелёную подставку, изображающую траву.

    Композицию сделает законченной подставка-травка

Видео: лепка мухомора из пластилина (мастер-класс)

Видео: грибы-боровики из пластилина

Видео: грибы-сыроежки из пластилина (комбинированный способ лепки)

Мотивирующее начало занятия

В средней группе очень важно мотивировать детей к творчеству, привлечь их внимание к теме грибов. Педагог создаёт определённую игровую ситуацию, например, можно использовать такие варианты:

  1. Появляется королева Осень (кукла в соответствующем костюме). Оказывается, она гуляла по лесу и заметила, что там совсем мало грибов. Впереди же долгая зима, и лесным зверям придётся голодать. Королева Осень просит малышей позаботиться о животных и налепить много разных грибочков.

    Королева Осень просит ребят позаботиться о животных — слепить грибы, чтобы те их запасли на зиму

  2. В группе приходит ёжик. У его мамы сегодня день рождения. Зверёк хочет подарить ей корзину грибов, но не успевает собрать их.

    Один из вариантов мотивации — к ребятам из леса приходит ёжик и просит сделать грибы на день рождения его мамы

  3. Появляется гриб Боровик и приглашает ребят на сказочную лесную полянку. Чтобы попасть туда, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. В лесу плачет белочка, потому что не может найти грибочки для своих бельчат.

    Гриб Боровик приглашает детей на сказочную лесную полянку

  4. На занятии по теме «Мухомор» воспитатель рассказывает малышам, что для людей этот гриб несъедобен, ядовит, а вот для животных, наоборот, полезен. Детям предлагается слепить мухоморы для лосей и оленей, чтобы они не болели.

Занятие по лепке грибов можно начать с чтения потешки соответствующего содержания:

  • – Ножки, ножки, где вы были? – За грибами в лес ходили. – Что вы, ручки, работали? – Мы грибочки собирали. – А вы, глазки, помогали? – Мы искали да смотрели — Все пенёчки оглядели, Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком!

На тему грибов существует множество вариантом физкультминуток и пальчиковой гимнастики. Такие динамические паузы только усилят интерес к творчеству.

Таблица: физкуль

ТекстДвижения
На поляне дуб могучий ветви тянет прямо к туче.Встать на носки, потягивания — руки вверх
Он на ветках среди леса щедро жёлуди развесил.Наклоны вправо-влево с поднятыми руками
А внизу грибы растут, их так много нынче тут!Повороты вправо-влево, руки на поясе
Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся!Наклоны вперёд
Раз — грибок и два — грибок, положи их в кузовок.Встать, руки сцепить перед собой, имитируя кузовок, сделать глубокий вдох

Таблица: пальчиковая игра «Соберу грибы»

ТекстДвижения
Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»Дети показывают удивление, разводят руки в стороны
Подосиновик, маслёнок, Подберёзовик, опёнок, пальчики Боровик, лисичка, груздь – Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки

Реализация индивидуального подхода при лепке грибов

Поскольку образ гриба в лепке можно воплощать с разной степенью сложности, эта тема очень подходит для реализации на занятии индивидуального подхода. Так, дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, могут более детально проработать поделку, обозначив у гриба «юбочку», прорисовав стекой насечки-пластинки.

То же самое касается и количества элементов композиции. В рамках темы «Грибы на полянке» кто-то сделает всего два грибочка, а кто-то — целую большую семейку.

При лепке грибов можно успешно применять индивидуальный подход

Варианты композиций на основе темы

В программе по изобразительной деятельности для средней группы лепка грибов детям предлагается в октябре (ведь это такие же дары осени, как овощи и фрукты). Тему можно обозначить более конкретно, например, «Красавец-мухомор» или «Боровичок», сделав акцент на особенностях определённого гриба.

Можно предложить такую тему, как «Грибочки для ёжика» (белочки, лесных зверят). Конкретный образ животного воспитатель обыгрывает в мотивационной части занятия.

Кроме того, ребята могут лепить грибы на полянке. Это может быть индивидуальная (3–4 грибочка на травке) либо коллективная композиция. Во втором случае педагог готовит большую основу: это может быть лист картона формата А3, окрашенного в зелёный цвет, искусственная трава, мох и пр.

Полянку (основу для коллекттивной лепки) готовит воспитатель, используя картон, бумагу, искусственную траву и прочие материалы

Ещё один вариант темы – «Корзинка с грибами». Опять-таки обыграть её можно как индивидуальную и коллективную работу. Ребята могут слепить маленькие корзиночки, куда поместят свои грибочки (несколько штук), или же воспитатель заранее готовит корзину (например, из картонных полосок), а ребята складывают туда свои грибы.

Корзину каждый ребёнок лепит наиболее удобным способом

На занятии также можно одновременно лепить грибы и ягоды (дары леса). Например, на шляпке большого гриба или рядом с ним может лежать малина или веточка смородины из пластилина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]