Этап 1: играют малыши
Малыши 2-3 лет едва ли будут ломать голову над задачей о том, как сделать из квадрата….. Им нужны игры другого рода, а именно выкладывание фигур, предметов, а еще лучше сказки из спичек.
Нам было комфортно играть за низким журнальным столиком (он отведен у нас для детского творчества и игр). Итак, высыпаем несколько пачек спичек на середину и начинаем рассказ. Например, такой:
Жил был ежик
У него был свой домик
Однажды он встретил змею
Змея жила в густой траве
И так далее: расскажите о том, как они подружились, встретили лошадку, человека, пытались залезть на дерево и почему у ежика это не получилось. Ребенок обязательно втянется, если его не трогать, а просто интересно творить, рассказывать и строить. Пройдет немного времени и уже вы будете слушать сказки в исполнении малыша.
Игры со счетными палочками в детском саду
Методическое пособие для детского сада: «Выложи из счётных палочек»
Дидактическая игра со счётными палочками для детей 3 — 7 лет
Дидактическая игра со счётными палочками для детей дошкольного возраста
Автор: Верхотурова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, МБОУ Дубининская ООШ № 13, Красноярский край, Шарыповский район, село ДубининоОписание: работа предназначена детям дошкольного возраста, будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности. Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, любящим родителям. Интеграция образовательных областей:«Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание». Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи: Образовательные: -создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт. Развивающие: — развивать сенсорные способности; — развивать конструктивные навыки, координацию движений; — развивать творческое воображение, фантазию. Воспитательные: -формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; -воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке. Материал: счётные палочки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, волшебная шкатулка. «Воспитатель дошколят, воспитай самого себя, дети учатся подражая» Макаренко. Ход игры: I.Интрига. Воспитатель: Что у меня в руках? Дети: Шкатулочка. Воспитатель: Как вы думаете. Что в ней лежит? Дети: Бусы, колечки, нитки, пуговицы. Воспитатель: А вот и не угадали, в шкатулке лежат предметы, они тонкие, разноцветные, длинные, твёрдые, их можно считать, теперь догадались, что там? Дети: Карандаши, веточки, счётные палочки. Воспитатель: Да, в шкатулке лежат счётные палочки, как вы думаете, зачем они нам понадобились, что мы с ними будем делать? Дети: Играть, считать. Воспитатель: Правильно, мы будем их не только считать, но и выкладывать из них рисунки. II. Проведение игры. Воспитатель: У меня картинки, скажите, что на них изображено. Дети называют картинки. Воспитатель: Выложите рисунок из счётных палочек, правильно подбирая по цвету, брать палочки надо по одной из коробочки. Дети выполняют задание. Дети 3-5 лет палочки накладывают прямо на рисунок, дети 6-7 лет смотрят на картинку и выкладывают самостоятельно. Можно предложить придумать свой рисунок. Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его, спрашивает сколько палочек понадобилось и предлагает выложить другую картинку. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи. III. Итог игры.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали? Дети: Выкладывали из палочек узор, рисовали палочками, считали палочки, подбирали палочки по цвету, называли картинки. Воспитатель: Вам понравилось играть с палочками? Дети: Да! Воспитатель: Вы молодцы, все быстро справились с заданием, выложили красивые рисунки. 1.Солнышко.
2.Грузовик.
3.Кораблик.
4.Ваза.
5.Девочка.
6.Ёлочка.
7.Рыбка.
7.Две ёлочки.
9.Звезда.
10.Ёжик.
11.Самолёт.
12.Паровоз.
13.Флажки.
14.Божья коровка.
15.Мальчик.
16.Домик с деревом.
17.Телевизор.
18.Стрекоза летит к цветку.
19.Ракета.
20.Конфета.
Моторику мы развиваем, Счётными палочками играем. Закрепляем мы цвета, Занятие-просто красота.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Напольная игра «Рыбалка» для детского сада своими руками Сценарий танцевального развлечения с детьми 5-7 лет Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа
Похожие статьи:
Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет
Развивающая игра в подготовительной группе детского сада
Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями
Самые простые «подготовительные» игры
1. Сложи из 5 спичек 2 треугольника
2. Добавь одну спичку, чтобы получилось 2 квадрата. (Более сложный вариант: Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 четырехугольника)
3. Переставь одну спичку так, чтобы стул зайца повернулся к капусте
4. Сколько здесь квадратов? А прямоугольников? А является ли квадрат прямоугольником?
5. Добавь 2 спички, чтобы стало 3 квадрата
6. Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 треугольника
7. Разверни следы в обратную сторону, переставив 4 спички
8. В корзине лежит морковка. Переложи 2 спички, так чтобы морковка лежала под корзиной
9. Сделай из буквы Н, букву П, переложив одну спичку
Математика дошкольникам на палочках Кюизенера. С чего начать знакомство с палочками?
Предлагаем Вам обзор упражнений, записанных на вебинаре автора развивающих игр Беллы Борисовны Финкельштейн.
Хотите верьте, хотите нет, но все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.
Покажем это на основных игровых упражнениях.
Простые математические понятия:
Один и много. Много и один.
Где один? Где много?
Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче.
Понятие равенство показываем на палочках.
Понятие цифры.
Каждая палочка имеет имя, оно записы
вается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).
Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!
Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.
Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=
Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание.
3 больше 2 на 1 | 6 меньше 7 на 1 |
Натуральный ряд. Построение натурального ряда.
Первый этап: строим ряд до 5 , второй этап – от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)
Еще одна исследовательская работа – доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.
Палочки можно объединить в семейки:
Белая семейка: | Черная семейка: |
Красная семейка: | Синяя семейка: |
Желтая семейка: | |
Можно отметить, что некоторые числа входят в несколько семеек. Как вы догадались, в семейки объединяются числа кратные 2,3,5 и простые числа. Один и семь – семейки – одиночки. |
7. Состав числа из двух меньших.
Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.
Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.
Пример упражнений:
Соткем коврики.
Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7:
Или соберем взлетную полосу для самолета..
Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.
Решение примеров:
Дополняем решение примеров цифрами и знаками.
Сложение. | Вычитание: |
Составление задач по моделям.
Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.
На ветке сидели 7 воробьёв, прилетели еще 2 воробья, сколько воробьев сидит на ветке? На парковке было 7 машин, припарковались ещё 2…. и т.д. Фантазия детей безгранична. Про что у тебя будет задача?
Подготовка к пониманию действий умножения и деления.
Умножение: Сколько рядов? Сколько в одном ряду? Сколько всего? | Деление: Двойка является меркой предмета. |
11. Переход через десяток.
На многих языках числа второго десятка звучат одинаково: пять на дцать. Берем Десять (дцать) и кладем на него пять. Получается пятнадцать.
Давай сложим из палочек тринадцать, семнадцать!
Название чисел кратных десяти. Пятьдесят – пять десятков.
Как выглядит тридцать? или восемьдесят?
Мы увидели возможности использования палочек для решения арифметических задач.
Рассмотрим использование палочек в геометрии.
Квадрат.
Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).
Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.
Треугольник. Считаем количество углов и сторон.
Многоугольники, углы: прямой, острый, тупой.
Все эти упражнения могут постепенно вводиться как часть занятия (НОД).
Для использования на занятиях понадобится одна коробка цветных счетных палочек Кюизенера на 2-3 человек.
И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать с цветными счетными палочками Кюизенера.
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
Описание комплекта
Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.
Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.
Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.
Игры для 4−5 лет
С четырёх лет добавляют математические задачи. Уроки становятся более содержательными, а цели — конкретными. Примеры заданий:
- сдвигают две белые палочки вместе и просят ребёнка найти одну, равную по длине образованной линии;
- называют вслух числа по порядку, а малыш произносит соответствующий цвет;
- ученик должен найти блоки с цифрами и выложить их по мере возрастания или убывания.
Желательно использовать для обучения картонные цветные карточки с цифрами. Их оттенок должен соответствовать блокам. С их помощью дети научатся соотносить размеры и цвета со зрительными образами.
В пятилетнем возрасте ребёнок должен заниматься полноценными математическими задачами. Взрослый задаёт вопросы, а малыш должен ответить на них, продемонстрировав соответствующие палочки. Спрашивают детей о разнице в длинах блоков. Затем приступают к упражнениям на умножение и деление чисел. В это время используют классические задачи с фруктами и овощами.
Кроме математических действий методика Кюизенера для дошкольников позволяет изучить языки:
- расставляют ударение палочками на листах бумаги с напечатанными словами;
- строят ритмическую схему предложений — палочками обозначают знаки препинания;
- с помощью кубиков с буквами делят слова на слоги;
- делают синтаксический разбор предложения, цветами обозначают разные члены — подлежащее и сказуемое, дополнение и причастные обороты.
Изготовление своими руками счетных палочек
В наборе содержатся параллелепипеды размером от 10 до 1 см, они отличаются цветами и материалом, из которого изготовлены. А также есть инструкция к цветным счётным палочкам Кюизенера, шаблоны разных цифр и методичка с рекомендациями и перечнем этапов, задач и примеров. Длина брусков обозначает числа, а цвета указывают на их классы.
Чем длиннее палочка, тем больше цифра, каждый сантиметр прибавляет единицу. Группы и классы разделяют по оттенкам: красный — числа, кратные двум, зелёные и синие делятся на три, единицы обозначены белым, а делимые на 5 и 10 — оранжевым и жёлтым. В классическом сборнике содержится 241 палочка, но для дошкольников выпускают упрощённые наборы по 119 или 144 блоков. В некоторых моделях зелёный цвет заменяется синим или фиолетовым, а красный — розовым.
Родителям необязательно приобретать готовый набор, можно изготовить его самостоятельно. Палочки создают из деревянных брусков или цветного картона. Первый вариант позволит ребёнку ориентироваться не только по оттенкам и длине изделия, но и по его объёму. В интернете можно найти таблицу размеров каждого блока, а также трафареты и шаблоны. Их распечатывают, используют для вырезания палочек из выбранного материала. Деревянные палочки покрывают слоем акриловой краски в тон, соответствующий классу чисел.
На картонных изделиях желательно написать цифры, так дети быстрее их запомнят. Если занятия проводятся с помощью магнитной доски, то к задней части блоков также крепят маленькие магниты. Предварительно подготавливают коробку для хранения. В ней должны быть разные секции для каждого цвета палочек. После уроков ребёнок будет самостоятельно раскладывать блоки по соответствующим ячейкам. Это поспособствует воспитанию самодисциплины и приучит малыша к порядку.