Цель: Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования (рисование ватными палочками).
Задачи: 1. Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками. 2. Закреплять умение узнавать и называть цвета (красный, желтый). 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Формировать познавательный интерес. 5. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. Интеграция областей: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, музыка. Материалы и оборудование: Готовые силуэты осенних деревьев на альбомных листах формата А5, листья желтого и красного цвета, гуашь желтая и красная, салфетки, ватные палочки, тарелочки для использованных палочек, иллюстрация готовой работы, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года. Осень» Формы работы: беседа, сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, подвижная игра, пальчиковая гимнастика. Предварительная работа: Рассматривание осенней листвы на прогулке. Игры с опавшими листьями: «Найди пару листочку», «Раз,два, три красный лист возьми». Составление букетов из листьев. Виды детской деятельности: Изобразительная, познавательно-исследовательская, игровая.
Содержание организованной деятельности детей: Дети и воспитатель заходят в группу, где звучит аудиозапись с произведением Чайковского. На полу лежат красные и желтые листочки. Воспитатель: Ребята, а Вы заметили как тихо стало на улице… слышно только как птицы поют, и листочки шелестят на деревьях. Слышите? Как они шелестят на ветру: «Ш-ш-ш». (Дети повторяют за воспитателем, как листочки шелестят: «Ш-ш-ш».) Воспитатель: «А это значит, что наступила? (Ответы детей.) Правильно, осень. Заметили ли Вы как красиво Осень украсила все вокруг? Все стало ярким, золотым. «Осень золотая» В яркие наряды деревья одевает. В теплые края птиц отправляет. Спелыми фруктами всех угощает». Осень-волшебница краски взяла, Листья раскрасила в разные цвета. Воспитатель: Ребята, как изменилась природа? Какие цвета взяла Осень для раскрашивания листьев? (Берут листья в руки рассматривают, ответы детей.) Воспитатель читает стихотворение: «Падают, падают листья- В нашем саду листопад… Желтые, красные листья По ветру вьются, летят». (Дети выполняют движения с листочками: качают листочками над головой, кружатся на месте, совершают волнообразные движения руками. При слове «летят» подбрасывают листочки вверх.) — А теперь давайте соберем листья в букеты-красный и желтый. Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Но посмотрите, что же это? Ветер озорник, пока мы играли, сорвал все листочки с деревьев.
(Педагог приглашает детей подойти к столу, на котором лежат ватные палочки, салфетки, гуашь и заготовки рисунков.)
И теперь они стали скучными и не красивыми. Как же быть? Ответы детей. (Нарисовать листочки.) Воспитатель: И правда, надо всем вместе помочь Осени вернуть деревьям их яркие наряды. Но как мы это сделаем? Чем будем рисовать? Ответы детей: (фломастерами, кисточками, красками). Воспитатель: Правильно. Да только ни фломастеров, ни карандашей, ни кисточек у нас нет, похоже ветер –проказник вместе с листочками и их унес. Но не время расстраиваться. Я покажу Вам другой способ рисования. Воспитатель: Сегодня мы будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточек мы возьмем ватные палочки. Обмакнем палочку в краску и прижмем ее к бумаге в верхней части листа рядом со стволом. Посмотрите, остается отпечаток. Это и будут листочки. Педагог берет палочку, окунает ее в краску и заполняет отпечатками всю крону дерева. Показывает, что можно использовать два цвета. Для этого нужно пользоваться двумя палочками – одну макать в красный, другую в желтый цвет. Дети выполняют самостоятельную работу. Воспитатель помогает тем, кто не справился с заданием.
Воспитатель: Вы не устали? Очень кропотливая у Осени работа. Давайте немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Листопад»: Листопад, листопад! Листья по ветру летят: Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. С осины – осиновый, Указательный и большой пальцы соединить в виде колечка. С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! Хлопки в ладоши. Итог Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? А что для этого сделали? Чем рисовали? Какие цвета мы использовали? Ребята, вы молодцы. У вас красивые, разноцветные листья получились. Мне очень понравились деревья (имена детей). Какие молодцы (имена детей) старались, порадовали своей работой (ответом) и т.д. А Осень за Ваши старания прислала гостинцы (воспитатель показывает корзину с фруктами).
Рисуем зимний пейзаж
В зимнее время изучение рисования ватными палочками придется как нельзя кстати. В технике пуантилизм получается легко и быстро изобразить снежинки. Для зимней тематики за основу берут цветной картон – синий, черный или серый. На темном фоне отчетливо виден белый цвет.
Примеры рисунков детей на тему «зимняя фантазия»:
Работы у детей получаются всегда разные, даже если образец был взят один. Рисунок отражает индивидуальное видение, характер, знания, навыки и умения маленького художника.
Когда дети освоят рисование ватными палочками, будет полезно провести занятие с использованием сразу нескольких нетрадиционных техник. Цель урока – закрепить знания и научить ребенка использовать подручные предметы для получения нужной текстуры и воплощения творческой задумки.
Опытные педагоги и медики полагают, что рисование играет важную роль в развитии детей. Занятия оказывают положительное действие на центральную нервную систему. Они способствуют развитию речевых навыков и мелкой моторики. Нетрадиционные техники примечательны тем, что позволяют приобщать к искусству ребят самого младшего возраста, так как не требуют искусных мазков кисточкой или штрихов карандашом. Овладеть техникой рисования ватной палочкой нетрудно. На занятии каждый ребенок сможет ощутить себя художником, создающим произведение искусства.
Нетрадиционная техника рисования «методом тычка». Мастер-класс с фото
Мастер класс «Волшебные палочки» Нетрадиционная техника рисования «методом тычка».
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Дом детского творчества» с. Молчаново Томской области Мастер-класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 5 лет и выше. Работы, выполненные по «методу тычка», могут стать коллективным делом при оформлении праздников, украшением интерьера и подарком для родных и близких друзей. Нетрадиционную технику рисования «метод тычка» освоила совсем недавно. Сначала она мне почему-то не понравилась. Но для летнего лагеря запросили занятия, которые бы способствовали развитию детей и создавали ситуацию успеха. «Ниткография» (можно посмотреть здесь /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html), «Монотипия» и другие способы нетрадиционного рисования были уже хорошо поставлены на поток. На свой страх и риск решила попробовать рисовать ватными палочками «методом тычка». Так и мастер класс назвала «Ватные палочки». Сначала даже мыслей особых не было: решила, пусть каждый ребёнок выложит по контуру своё имя. Пока ребятишки работали, внимательно наблюдала за ними, что-то советовала, примечала. Сработало то, что каждому ребёнку нравилось собственное имя, которым его нарекли родители. Итог первого эксперимента понравился не только мне. На планёрке решили дать детям задание: сделать ватными палочками надпись: «С днём рождения! ДОЛ «Восход» — 35 лет!». Отпечатали детям буквы и цифр на компьютере, чтобы был выдержан единый стиль, и раздали каждому ребёнку по листу. Дети опять смогли удивить взрослых! Каждая буква была по-своему интересна, необычна. После таких экспериментов мы стали работать по сюжетным картинкам: наблюдать, подмечать, создавать. Добавили к ватным палочкам зубочистки – получилось ещё интереснее. Оказывается, при создании рисунков «методом тычка» можно играть цветом, тоном, нажимом, насыщенностью точек на листе бумаги. Естественно, рисунки получаются декоративными, необычными, а главное, всегда получаются у ребятни. Работала с разными возрастными категориями детей. Малышам распечатывала рисунки на компьютере, и их главная задача была – не выйти за границы рисунка, более старшие дети создавали свои шедевры.Цель: создание условий для экспериментальной деятельности обучающихся. Задачи: — познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка»; — создавать ситуацию успеха на занятии; — закреплять технологию растяжки тона, умение смешивать краски механическим путём; — подмечать связь изобразительного искусства с геометрией; — развивать мелкую моторику рук; — воспитывать аккуратность, терпение; — содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации. Материалы и инструменты, которые Вам пригодятся: — ватман, формат А -4; — ватные палочки, зубочистки; — гуашь; — палитра; — баночка под воду; — салфетки.
Итак, в добрый путь! Для МК решила нарисовать простенький сюжет. Сделаем эскиз будущей композиции. Наметим на листе бумаги лёгким касанием карандаша стебельки.
Место бутона обозначим овалам. Вверху самый большой цветок, второй поменьше и ниже – самый маленький. Нарисуем три овала.
Наметим центр овалов.
Обозначим середину цветов.
Обозначим 4 лепестка: их прорисовываем по направляющим линиям стебелька и class=»aligncenter» width=»439″ height=»625″[/img] Добавляем ещё 4 листочка каждому цветку.
Волнистыми линиями добавляем цветку листья.
Убираем ластиком не нужные линии. Эскиз готов!
Если у детей получились жирные линии, предлагаю им пройтись полностью по рисунку ластиком, рисунок всё равно виден – работа от этого только выиграет. На палитре разведём разные оттенки синего, малинового и зелёного цветов. Как готовить разные оттенки, можно посмотреть по ссылке /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/cvety-dlja-mamy.html. Начинаем работу с заполнения фона: сверху вниз.
Не забываем играть оттенками голубого цвета (белила + синий цвет): наш фон идёт от светлого к тёмному. Молодцы, фон готов!
Цветы в работе тоже заполняем «методом тычка» сверху вниз, по порядку: большой, средний, маленький. Цветок начинаем заполнять с центрального лепестка: по контуру пустим ярко-малиновый тон.
Затем заполняем лепестки внутри, ряд за рядом. Каждый последующий ряд на тон светлее. По центру лепестка проходит самый светлый тон малинового цвета.
Заполняем сердцевину цветка. Ярко-зелёным цветом выложим стебельки. Листья заполняем более светлым тоном (вместо белил возьмём жёлтую краску, тогда зелёный цвет будет звучать), при этом не забываем главное правило: вся работа выполняется сверху вниз.
Ваш рисунок почти готов.
Теперь внимательно посмотрите, что получилось (отодвиньте рисунок примерно на метр от глаз). Сердцевина цветка просматривается слабо. Возьмите и усильте плотность точек, не забывая при этом держать форму-овал. По нижней части овала-серединки пройдитесь более тёмным цветом. По верхней части овала — светлым и белым: получился объём. Зубочисткой сделаем небольшие акценты в композиции. Пройдёмся бордовой краской по контуру лепестков цветов, а тёмно-зелёной – по листьям. Поздравляю! Ваш рисунок готов! Его можно поместить в рамочку и подарить маме, бабушке, или просто украсить комнату.
Привожу примеры первых букв, заполненных методом тычка. Сюжетные картинки. Первые шаги. Небольшие зарисовки.
Желаю творческих Вам успехов и необычных рисунков!
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс Рисование пейзажа в комбинированной технике «сырым по сырому» и «сухим по сухому» Нетрадиционные способы рисования в детском саду для старших дошкольников Техника рисования. Выдувание
Похожие статьи:
Рисование осенних листьев, 1-2 класс
Материалы и правила рисования
Рисование ватными палочками – относительно чистая техника. Застилать столы клеенкой не потребуется.
Подготовьте материалы:
- бумагу, картон (можно цветные) либо раскраску;
- краски (акварель, гуашь);
- ватные палочки – по количеству используемых красок;
- стаканчик с водой.
Правила рисования:
- Держите палочку перпендикулярно бумаге.
- Обмакнув ватку в краску нужного цвета, оставляйте отпечатки короткими тычками.
- Заполняйте сначала контур и постепенно переходите от краев к центру.
- Для каждого цвета используйте отдельную ватную палочку.