Интересные статьи
Конспект занятия по математике в детском саду по ФГОС
Все родители хотят, чтобы их малыш был умным и достиг успеха в жизни. В пять лет дети уже много что знают и могут поддержать небольшой разговор и сделать выводы. Некоторые дети даже умеют читать в этом возрасте. В настоящее время очень много разных кружков, секций и клубов по развитию дошкольника. Многие родители хотят подготовить ребенка к школе и отдают его на различные подготовительные курсы. Но не стоит забывать, что это ребенок, он хочет играть и веселится. Чтобы не навредить малышу и не отбить у него желание учится, нужно понять его желания и следовать им, немного направляя в сторону развития и обучения. Если ребёнку нравятся настольные игры, он усидчив, и вы заметили интерес к шахматам. То стоит отдать его в шахматную секцию или начать обучение дома. При условии, что ваши навыки игры вам это позволяют. Шахматы для ребенка в 5 лет это самый подходящий момент для начала обучения.
Польза шахмат для детей
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.» В.А Сухомлинский — талантливый советский педагог и писатель.
Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.
Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:
- развивает мыслительный процесс;
- малыш становится усидчивым и внимательным;
- дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
- развивает логическое мышление;
- учит нестандартно думать;
- учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.
Уроки шахматной игры в ДОУ
- Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
- Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
- Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.
Шахматный спектакль
Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.
Проект в средней группе «Моя семья»: план занятий НОД
Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.
Шахматы с 5 лет и старше
Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.
Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.
Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:
После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.
Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска — это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.
Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.
Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.
Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.
Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски. И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.
LiveInternetLiveInternet
Шахматы — игра, развивающая у ребёнка способности к анализу, пространственное мышление и навыки принятия решений. Даже маленькие дети легко учатся играть в шахматы, запоминают правила и с удовольствием играют. Самое сложное в обучении ребёнка игре в шахматы — начать.
Шахматы — игра, требующая способности представлять себе игровую доску и ориентироваться на ней. Чтобы маленький шахматист лучше запомнил, как выглядит шахматная доска, можно использовать различные развивающие упражнения. Например, попросите его нарисовать — на белом листе или мелом на асфальте — фрагмент шахматной доски. Или сложите фрагмент шахматной доски из кубиков двух цветов. Или возьмите лист разлинованной бумаги и попросите ребёнка раскрасить клеточки в шахматном порядке. На прогулке или в гостях обращайте внимание на предметы, имеющие «шахматный» орнамент. Попросите ребёнка вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел такой же узор. Во всех упражнениях обращайте внимание на чередование светлых и тёмных полей и подсказывайте ребёнку, если он допустил ошибку.
Горизонтали и вертикали Вот что Пешка рассказал Славе о Шахматной стране. На шахматном поле белые и чёрные клетки всегда чередуются. Дорожки, образованные из клеток, называются линиями. Линии бывают вертикальными и горизонтальными. Положи палец на любую клетку возле левого края доски. А теперь проведи пальцем по всем клеткам слева направо — он «прошёл» по дорожке из восьми клеток. Это горизонтальная линия.
Горизонтальных линий всего восемь. Проведи пальцем по каждой. Посмотри на картинку на предыдущей странице, чтобы не ошибиться. Такие же дорожки ведут от тебя в сторону противника. Они называются вертикальными линиями. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. Проведи пальцем по каждой вертикали. Вверху этой страницы расположена картинка на случай, если ты запутаешься. Чтобы указать на какую-либо клетку, не надо тыкать в неё пальцем: это невежливо. К тому же, когда на доске стоят фигуры, их можно случайно задеть. Нужно просто сказать, на пересечении каких вертикали и горизонтали находится нужная клетка.
У каждой клетки на шахматной доске есть свой адрес, чтобы её нельзя было перепутать с другими. Адрес состоит из названия вертикали и горизонтали, которые пересекаются на этой клетке. Вертикали называются буквами латинского алфавита: а, b, с, d, е, f, g, h. Если ты играешь белыми, то поле а находится слева от тебя. Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8. Потом, когда на доске окажутся фигуры, ты увидишь, что номер 1 — у горизонтали, на которой стоят белые король и королева, а номер 8 — у горизонтали, на которой стоят чёрные король и королева. Взгляни на карту на следующей странице: теперь на ней видны названия клеток. Посмотри, на какой клетке находится белый король. Это вертикаль с буквой е и горизонталь с цифрой 1. Значит, надо сказать: «Король стоит на клетке el». — Получается, мне нужно попасть на клетку el? — спросил Слава, когда Пешка закончил рассказывать. — Именно так. Там ты найдёшь королевский дворец, а в нем — Белого Короля. — А как я его узнаю? — Я уверен, что ты сразу догадаешься. Конечно, горизонтали и вертикали — самые главные линии шахматного королевства. Но нужно знать не только о них. Есть и другие линии. Видишь, как клетки одного цвета соприкасаются углами? Прямые цепочки таких клеток образуют диагонали. Диагонали не похожи на другие линии. В каждой диагонали все клетки одного цвета.
Ещё одно отличие заключается в том, что все горизонтали и вертикали имеют одинаковую длину, а диагонали — разную. Проведи пальцем по всем диагоналям и сосчитай их. Какие диагонали самые длинные? А какие самые короткие? В большой белой диагонали и большой чёрной диагонали по восемь полей. Там, где они пересекаются, находится центр шахматной доски. Это квадратик из четырёх клеток — двух белых и двух чёрных. Попрощавшись с Пешкой, Слава отправился искать королевский дворец. Мальчик довольно долго шёл по белым и чёрным полям, но наконец добрался до большого здания. Подходя к огромным дверям дворца, Слава услышал, как внутри кто-то громко возмущается: — Безобразие! Где я найду генерала?! Почему никто в королевстве не может найти мне генерала?! Это возмутительно! Скоро важное сражение, а армией командовать некому! Слава осторожно приоткрыл дверь и заглянул внутрь. Он увидел большой зал с колоннами. Посреди зала возвышался постамент, на котором стоял трон, как в мультфильмах. На троне сидел небольшой человечек в мантии и короне. Перед ним стояли Пешки — все они вели себя очень тихо и то и дело почтительно кланялись так, что их беретики едва не падали на пол.
Человечек на троне и издавал те вопли, которые Слава услышал ещё снаружи. Дверь скрипнула, и все тут же повернулись и уставились на Славу. Мальчик смутился и покраснел. — Кто ты такой и что здесь делаешь? — спросил человек на троне. — Меня зовут Слава, здравствуйте. А вы, наверное, Белый Король? — Как ты догадался? — Вы сидите на троне и кричите на всех остальных. В сказках обычно короли так и поступают. — Я знаю, кто ты! — тут же заявил Белый Король. С этими словами он спрыгнул с трона и проворно подбежал к Славе. — Ты мой новый генерал! Пойдем смотреть на твои войска! — Вы ошиблись, Ваше Величество, — вежливо ответил Слава (из мультфильмов он помнил, как полагается обращаться к королям). — Я совсем не генерал. Генералами бывают только взрослые и в фуражках. — Ерунда, — отрезал Король. — Не в фуражке дело. А если хочешь, я найду для тебя фуражку. Ну так что, будешь моим генералом или нет?
— Зачем вам генерал? — Чтобы командовать моим войском, разумеется. Ведь скоро сражение — кто-то должен сражаться на моей стороне! Солдаты у меня есть, не хватает лишь генерала. — А что, ваши солдаты сами не умеют сражаться? — удивился Слава. — Ещё как умеют! — обиделся Король. — Лучше всех! Но во всём должна быть дисциплина. Они так воспитаны: без приказа никуда не пойдут, чтобы не возникло путаницы. Во всём нужен порядок! — Разве вы не можете сами командовать? — спросил тогда Слава.
https://isoveti.ru/dlya-mam/znakomstvo-rebenka-s-shaxmatnoj-doskoj.html
Ромашка 2012
Основы стратегии
После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:
- король — это главная фигура и ее нужно защищать;
- захватить контроль над большей частью доски;
- не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
- прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.
Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:
- Пешка — 1 очко;
- Конь – 3 очка;
- Слон – 3 очка;
- Ладья — 5 очков;
- Ферзь — 9 очков;
- Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.
Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки.
Контроль центра доски.
Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.
Все фигуры должны быть задействованы.
Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.
Как играть с юным гроссмейстером
- Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
- Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
- Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
- Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
- Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
- Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.