Произвольное и непроизвольное
Существует два вида внимания:
- Произвольное (волевое). Имеет социальное происхождение. Развитие произвольного внимания дошкольников связано с общением со взрослым человеком. Целью произвольного внимания становятся задачи, которые ставит перед ребенком взрослый. Оно носит сознательный характер.
- Непроизвольное работает само по себе. Для него не требуется сознательных усилий воли или определенного намерения. Возникает под действием внутренних или внешних раздражителей.
Развивающие игры и занятия для детей 3 лет
Как переключать?
Чтобы внимание удерживалось долго на нужном уровне, нужно менять каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. Пусть малыши сразу послушают, потом посмотрят, затем потрогают, при возможности могут попробовать на вкус или понюхать. Смена внимания на некоторое время концентрирует внимание на объекте.
Важно! Помнить, сколько длится непроизвольное внимание в определенном возрасте. Так в 3-4 года — это не более 10 минут.
Полезно играть в такие игры, как «Лишняя фигура»
Воспитанникам предлагается небольшая последовательность нарисованных фигурок или знаков. Это могут быть фигуры или изображения знакомых ребенку предметов. Дошкольник должен просмотреть последовательность и зачеркнуть одно и то же изображение, например, круг. Воспитатель или родители фиксируют ошибки и время, за которое было выполнено задание.
Таким заданием можно тренировать навыки распределения и переключения внимания. Для этого можно видоизменить задание. Можно попросить подчеркивать круги, а квадраты — зачеркивать. Для детей, которые знают буквы, можно предлагать тексты из книг или журналов. Игру можно проводить каждый день, записывая результаты. Это позволяет анализировать развитие.
Где лишние фигуры
Слуховое внимание
Слуховое внимание — это определение характеризует умение сосредотачиваться на звуке. Без этого умения человек не сможет слушать и понимать человеческую речь. Вслушиваясь в слова, ребенок сопоставляет звучание звуков, повторяет их, тем самым учится слышать. В логопедии такое умение называется фонематическим слухом — это способность воспринимать на слух речь. Он является основой формирования фонематического восприятия.
При несформированном фонематическом слухе возникают проблемы с правильным произношением.
Упражнения на развития слухового внимания направлены на развитие умения слышать и слушать, усвоение звуковой стороны речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая. Поэтому формировать слуховое внимание нужно играя.
При нарушении фонематического слуха возникают проблемы с речью
Способы развития
Для детей важно придерживаться некоторых принципов:
- все занятия проводятся в игровой форме;
- воспитанники должны быть хорошо мотивированы;
- методика организации занятия требует использования разных приемов: лепки, рисования и т. д.
Исследование внимания у детей
В кругах психологов и педагогов внимание часто рассматривалось в тандеме с памятью, воображением, восприятием. Сейчас многие исследователи рассматривают внимание, как важную способность в жизни человека.
Проблема, связанная с вниманием школьников, никогда не потеряет своей актуальности. Поэтому существует много научной и научно-популярной литературы по этому вопросу. Также проведено много исследований внимательности дошкольников студентами педагогических вузов в рамках дипломных и курсовых работ. Большую роль авторы отводят изучению особенностей внимания у детей с различными нарушениями в развитии.
В развитии детей важно чувствовать их психологическое состояние, вовремя применять способы переключения или активации. Регулярные занятия помогут научить малыша сосредотачиваться на нужном предмете.