План-конспект коррекционного занятия по развитию познавательных процессов для 3 класса умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)


Индивидуальное занятие с детьми интеллектуальной недостаточности

Индивидуальное занятие с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Конспект

Цель:

— Ребенок научится ориентироваться на плоскости по словесной инструкции, отражать в речи место расположения предметов: посередине, вверху, внизу, слева, справа.
Задачи:
— Закрепить счет до 4х, состав числа 4 из двух меньших (2 и 2) в процессе игровой деятельности. — Коррекционная задача: Развивать общую и мелкую моторику рук в процессе игры, используя различные средства: массаж, рисование на песке, упражнения для пальцев рук (с использованием пипетки, пинцета, прищепок). — Развивать психические процессы: зрительное, тактильное и слуховое восприятие, зрительную память, внимание. — Воспитывать интерес к окружающей природе, умение любоваться ее красотой через упражнение на релаксацию «Звуки природы».
Оборудование
: Ящик с песком (со стеклом и подсветкой). Декорация леса. Мешочки-норы с наполнителями из гороха, гречки, риса ,4 ежа, заяц, лиса. Цветы на

прищепках, пипетка, вода, пинцет, тарелочки для ежей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

По дорожке к сказке в дом Мы сейчас с тобой пойдем: По прямой — идем, идем По извилистой пойдем Домик мы с тобой найдем.
2. Дидактическое упражнение: «Угадай, кто в доме живет».
— Как ты думаешь. Кто живет в этом доме? — Узнай жителей на экране и покажи пальчиками, тогда они появятся. На мониторе последовательно появляются изображения частей тела животных: рога коровы, хвост собаки, ноги козы, иголки ежа. Ребенок называет животных и показывает на пальцах. На мониторе последовательно появляются изображения коровы, козы, собаки, ежа. Появившееся животное подает голос. — Как корова подает голос? ( «му», корова мычит) — Как коза (собака, еж) подает голос? ( «бе», коза блеет; собака лает; еж пыхтит)
3. Д/игра: «Четвертый лишний».
— Кто здесь лишний? Почему? -Каких животных больше домашних или диких? -Отвернись. Вспомни, кто пришел первым? ( вторым, третьим, четвертым). -Куда исчезли животные?

4. Д/игра «Найди ежа».

— Попробуй найти ежа в нашем сказочном лесу. Ребенок на ощупь ищет ежа последовательно в трех норах (мешочках с различными крупами). — Кого ты нашел? Почему ты думаешь, что это заяц? (лиса, еж). — Сколько ежей ты нашла? (ребенок достает и пересчитывает — 4 ежа и 1суджок). — Здесь все ежи? Почему ты перепутал ежа и мяч? — Наши ежики немного отдохнут. А мы поиграем мячом.

Массаж пальцев рук и ладоней суджоком по подражанию

Покатился круглый ежик По ладошке, по ладошке, Он по пальчикам бежит, Потихонечку пыхтит
5. Д/игра «Угостим ежей»
— Чем можно угостить наших друзей? ( яблоками, грибами). — Дай каждому ежу столько яблок, сколько листьев на иголках. (1, 2, 3,4) (яблоки раскладывает пинцетом). — Весной всем не хватает витаминов. Капни столько витаминов, сколько яблок у ежей (использование пипетки). Поели наши ежи и захотели погулять. И мы вместе с ними. Динамическая пауза «Дом» (по подражанию) Мы с тобою строим дом, Есть окошко в доме том, Рядом елочка растет, Ежик в домике живет.
6. Проблемная ситуация.
-Пока ежи веселились налетел злой ветер и замел норку травой и листьями. Не могут ежики найти свой дом, замерзли. Как им помочь? ( варианты помощи предлагает ребенок). -У нас нет инструментов, чтобы построить дом. Но в нашей сказке есть волшебный песок. Он нам поможет.
7. Упражнение: «Рисуем избушку для ежей»
Работа с песком: Ориентировка на плоскости и рисование на песке по инструкции: — Вот песчаная полянка. Покажи середину полянки ( верх, низ, правую сторону, левую сторону). — Посередине полянки стоит избушка. — Вверху светит солнышко. У него 2 длинных луча и 2 коротких. — Справа от избушки растут 2 елки. Одна высокая, одна низкая. — Слева от избушки растут 2 высокие березы. — Внизу, под горой бежит ручей. — У ручья растет трава. — А где же ежи? Посади коричневых ежей между елками. Розового ежа— под березу. Ежа в шляпе — перед домом.

Словесный отчет.

— Расскажи ежам: — Где стоит избушка? С какой стороны от избушки растут елки? (березы), — Что находится вверху? ( внизу). — Только почему — то наши друзья загрустили. — Покажи, какие они грустные (ребенок мимикой изображает грусть). — Чего-то не хватает на весенней полянке. Как ты думаешь — чего? (цветов)
8. Упражнение «Посадим цветы».Работа с прищепками.
— Давай найдем и посадим цветы для ежей. Посади на травку 2 ромашки и столько же маков. Сколько всего цветов? (показывает на пальцах 2 и 2 —всего 4) — Красиво стало на полянке. Обрадовались ежи, улыбнулись. Покажи, как они радуются (ребенок мимикой изображает радость).
9. Упражнение на релаксацию
— Побегали ежики по травке и решили отдохнуть и полюбоваться весенним лесом. И мы вместе с ними сядем поудобней и полюбуемся на лесную полянку.
10. Итог
— Ежики говорят тебе: «Спасибо за сказку. Приходи играть еще». Ребенок прощается с друзьями и уходит.

Конспекты уроков для обучающихся с глубокой умственной отсталостью и ТМНР

УРОК №87 Речь 2кл. Тема:

Знакомство со стихотворением А. Барто «Слон».
Образовательные цели: —
Познакомить со стихотворением А. Барто «Слон». — Формировать у детей эмоциональный контакт, побуждать к совместным действиям.
Развивающие цели:
— Развивать внимание, зрительное, слуховое восприятия через упражнения на сравнение, обобщение. — Развитие мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.
Воспитывающие цели:
— Формировать позитивную эмоциональную реакцию на интонацию, голос учителя, совместное общение с учителем. — Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
слон, игрушка разборного слона с магнитом, кровать, коробка, бычок, мишка, слон для зрительной гимнастики, иллюстрация к стихотворению.
I. Организационный момент.
— Посмотри, какой у меня есть колокольчик, давай позвоним в него и начнем урок.
Упражнение«Здравствуй».
Здравствуй, солнце! ( руки вверх, пальцы лучиками) Здравствуй, небо! ( руки вверх, пальцы сомкнуты) Здравствуй, вся моя Земля! (руками образуем круг) Мы проснулись очень рано, (беремся за руки) И приветствуем тебя! (символ «Здравствуйте!»)

Артикуляционная гимнастика

Учитель: выполняет своими руками каждому ребенку
1.
«Вот какой наш язычок». В море рыба – кит живет, По волнам она плывет, У нее огромный рот. Вот такой! ( Широко улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время) 2. Наши губки очень гибки, Ловко тянутся в улыбке. А теперь наоборот: Губы тянутся вперед. (Повторять упражнения 2-3 раза)

Упражнение «СЛОН».

Очень много силы в нём
(
изображаем силача, сжав кулачки) Ростом он почти, что с дом (изображаем крышу) У него огромный нос (ставим кулачки к носу) Будто он лет двести рос (ладошки вперед)
II. Сообщение темы и цели урока.
— (Имя), тебе упражнение понравилось? — Что, (имя), делал? — Выполняли упражнение «Слон». — Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением А. Барто «Слон».
III. Объяснение нового материала. Знакомство с игрушками – зверятами.
— Посмотрите, кто к нам в гости пришел? Он совсем не похож на других игрушек — зверят. Посмотрите, какие у него большие уши. А хобот вместо носа. — Это слон. — К нам ещё в гости пришли игрушки: бычок и мишка.
Упражнение «Большой – маленький».
— Слон – большой, бычок – маленький. — Какие большие уши у слона, а у бычка и мишки уши маленькие. Давайте погладим бычка, мишку и слона. Наши игрушки мягкие и нам приятно к ним прикасаться.
Упражнение «Назови одним словом»
Слон, мишка, бычок – это животные.
Рассматривание иллюстрации к стихотворению «Слон».
Наступила ночь. Мишка лег спать в кровать. Бычок спит в коробке. А слон не хочет спать, он кивает головой.
Чтение стихотворения «Слон».
Спасть пора, уснул бычок, Лег в коробку на бочек. Сонный Мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон – Он слонихе шлет поклон. А теперь положим их спать.

Учитель и дети укладывают спать

: бычка в коробку на бочок, мишку в кровать. А слон не хочет спать. Слон кивает головой и шлет поклон слонихе. Учитель второй раз читает стихотворение «Слон».
Упражнение «Собери слона».
Задание: сложить слона из трех частей с помощью магнита. (Передняя и задняя часть туловища соединяются магнитом). Дать ребёнку три части слона.
Упражнение «Колыбельная для слоненка»
На лесной полянке тихо-тихо Малыша баюкает слониха. Нежно льётся песенка её: — Баю, баю, СЛОНышко моё!
Упражнение «Найди слона».
Иллюстрации: слон, бычок, мишка. Задание: покажи слона.
Зрительная гимнастика «Слон»
. Слон большой и ходит он тихо. Посмотрите, как он идет влево – вправо, вверх – вниз.
VI. Заключительный этап. Итог урока.
— Сегодня на уроке познакомились со стихотворением А. Барто «Слон».
V.Рефлексия.
Молодец, (имя), хорошо (жест) работал на уроке. Урок окончен.

Упражнение «Две подружки»

Прыгали лягушки – ( Сгибаем и разгибаем пальцы на обеих Зеленые квакушки. руках при движении по поверхности стола) Комариков ловили (хлопаем ладонями по столу) К воде поспешили, Прыг-скок ножками, передавая звук прыжков) И хлопок ладошками! (Дети хлопают ладошками)
II. Сообщение темы и цели урока.
— (Имя)
,
понравилось упражнение? — Что мы с тобой делали? — Выполнили упражнение. — Понравилась упражнение? — Сегодня на уроке выполним упражнение «Две лягушки».
III. Объяснение нового материала.
К нам на урок пришла лягушки. Давай её рассмотрим. У лягушки есть глазки, лапки, кожа шершавая. Лягушка издаёт звуки ква – ква – ква.
Упражнение «Две лягушки».Две подружки-хохотушки
(Загибают все пальцы, кроме двух, указательный и средний изображают лягушек)
Топали, скакали.
(Нужно изобразить пальцами прыжки)
Лапкой – скок, Другой – скок,
( похлопать ладошками)
Щечки надували.
(Пальчиками показываем свои щеки)
Заметили комара,
( изображают комара и его полет)
Прокричали: «Ква-ква-ква!»
(Изображаем пальцами руки кваканье)
Улетел комар наш, дети!
(Рукой изображаем полет комара вверх)
Красота вокруг, да ветер!
( помахать ладонью).
Упражнение «В воде – на суше»
Лягушки живут в воде, а заяц живет на суше.
Упражнение «Большой – маленький»
Лягушка – маленькая, а заяц – большой.
VI. Заключительный этап. Итог урока.
— Сегодня уроке выполнили упражнение «Две лягушки».
V.Рефлексия.
— Молодец, (имя). Работал на уроке хорошо. Урок окончен.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект занятия по мелкой моторике для детей с нарушением интеллекта

Копытова Екатерина Талгатовна, Сопельник Елена Александровна, Ваулина Ирина Николаевна

воспитатель, МБ ДОУ «Детский сад №247», г.Новокузнецк

Комплекс занятий

Занятие 1. Детский сад и игрушки

Самомассаж «Утюжок»

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок, Постучался на порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.

На первую строчку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую — соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью — поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую — кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки — ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

  • Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).

Десять крепеньких ребят

(сжать пальцы в кулак).

Эти два — всему указки (показать два указательных пальца), Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами). Пальцы — два середнячка (показать два средних пальца), Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами).

Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).

Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).

Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки),

Два больших и удалых. * Надуваем быстро шарик — Он становится большим. Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел — ш-ш-ш! Стал он тонким и худым.

Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них — пальцы принимают форму шара. Воздух выходит — пальцы в исходное положение.

Игра (выложить бобами по нарисованному контуру).

Выложи бобами тонкую дорожку

И узнаешь ты меня, Ведь игрушка я твоя.

Игра «Чудесный мешочек»: выбрать в «Чудесном мешочке» на ощупь из трех игрушек одну нужную.

Занятие 2. Ягоды

Самомассаж «Пила»

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава-мурава! Здравствуй, ягодка лесная! Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несем, Всю тебя мы соберем.

Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.

Травка

Ветерок шуршит травой, Прячет ягодку от нас, Только мы ее найдем, На варенье соберем.

Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «тре-петание» пальцами.

Игра «Нарисуй фигурки»

В лес гулять мы пошли, Корзинку ягод принесли.

Детям предлагается выложить по контуру нарисованные ягоды, используя зерна. Воспитатель загадывает загадки, дети перед тем как выкладывать контур, называют отгадку.

На солнце по чернела я, И вот теперь я спелая.

Занятие 3. Грибы

Самомассаж «Каток»

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел, Оттого и похудел.

Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

За грибами

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрес-тить, пальцы широко раздвинуть — солнышко?)

За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (Показать три пальца?)

Игра «Нарисуй фигурки»

В лес с корзинкой я пошел, У пенька грибок нашел.

Выложить перловкой фигуры грибов по нарисованному контуру.

Корзинка

В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны — ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке? Помогите, пальчики! Вы по контуру бегите, Узнать картинку помогите.

Груздь

Груздь на солнце греет бок… В кузовок иди, грибок.

Указательный палец правой руки — ножка; пальцы левой сомкнуты вместе — шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. Кузовок — переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая» к себе грибок.

Игра «Чудесный мешочек»

Предложить найти грибок в «Чудесном мешочке» среди нескольких различных игрушек.

Занятие 4. Овощи

Самомассаж «Спиралька»

Пальчиковая гимнастика

Засолка капусты

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

Морковка

Не морковка — загляденье, Выросла на удивленье, Сочная да вкусная, Для детей полезная.

Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.

Игра Фигурки из палочек

Машина везет урожай с полей. Выложить горошком по нарисованному контуру.

Загадка

Хотя и сахарной зовусь, От дождя я не размокла, Кругла, крупна, сладка на вкус, Узнали вы? Я… (свекла).

Игра. Удержи свеклу: удерживание теннисного мяча поочередно между пальцами.

Занятие 5. Фрукты

Самомассаж «Утюжок»

Пальчиковая гимнастика

Апельсин

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)

Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут) Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец) Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец) Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец) А для волка — кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру) Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки — как волчьи зубы) Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)

Слива

Мы пришли в фруктовый сад, Стали сливы собирать. Сливы, сладкие как мед, Сами просятся к нам в рот.

Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).

Игра

  • Выложить шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта.
  • Разорвать бумагу на мелкие кусочки и выложить из них грушу (или другой фрукт).
  • Дать детям кусок гибкой проволоки и совместно с ними сделать из нее контуры различных фруктов и овощей (использовать проволоку в игре «Узнай, что это?»).

Занятие 6. Деревья и кустарники

Самомассаж «Согреем ладошки»

Пальчиковая гимнастика

Зайка

Под высокою сосной Сидит заинька косой.

Одна рука — сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.

Елка

Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.

Дерево

У дерева ствол, На стволе много веток, А листья на ветках Зеленого цвета.

Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Лес

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Фигурки из палочек

Сад забором оградили, Чтоб деревья дольше жили. Дождь сейчас в лесу пойдет, Все водой своей зальет,

К елочке скорей беги, От дождя себя спаси.

Игра

Дети рвут желтую и оранжевую бумагу на мелкие кусочки и выкладывают из них осеннюю ветку. Затем шерстяными цветными нитками выкладывают по нарисованному контуру листочки с различных деревьев. Определяют, с какого дерева каждый из получившихся у них листочков. Из сосновых ши-шек выкладывают веселых человечков и читают им свое любимое стихотворение.

Занятие 7. Перелетные птицы

Самомассаж «Буравчик»

Пальчиковая гимнастика

Птичек стая Пой-ка, подпевай-ка! Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, Сонная головушка, Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко, Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж, Ну, а это злой орлан… Птички, птички, по домам!

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь. Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

Игра. Птичья кормушка: с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох.

Занятие 8. Домашние птицы

Самомассаж «Согреем ладошки»

Пальчиковая гимнастика

Утята

Раз, два — шли утята, Три, четыре — за водой, А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал, А девятый всех догнал, А десятый напугал:

Громко, громко запищал: * Пи-пи-пи! Не пищи Мы тут рядом, поищи. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук

Гусь

Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

Ладонь согнута под прямым утлом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Курочка прыг на крыльцо:

— Я снесла тебе яйцо.

Большой и указательный пальцы образуют овал ( «глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении.

Игровые задания для детей

Желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыпленка, нарисованного воспитателем. Скомкать бумагу в маленькие комочки — крошки для птичек.

Предложить обвести утенка по контуру и выложить его рисом.

Подарил утенку ежик Пару кожаных сапожек.

Уточка

Уточка-вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла.

Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы прижать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе.

Занятие 9 «Овощи на витрине магазина»

Цель: Учить детей изображать предметы овальной формы, воспиты-вать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги.

Задачи:

  1. Учить называть верх, низ листа.
  2. Закреплять приемы закрашивания предметов красками.
  3. Учить рисовать хвостик у огурца, помидора.

Наглядность: Изображения помидора и огурца (или настоящие).

Материалы: У воспитателя одноцветные геометрические формы: овал и круг, корзиночка с огурцом и помидором (муляжи), лист бумаги для показа рисования огурцов. У детей листы бумаги в 1/2 альбомного листа, мягкие кисточки, краски гуашь.

Ход занятия

Воспитатель вносит корзиночку с овощами:

Дети, у меня в корзинке лежат два овоща. Один похож на эту фигуру (показать круг), а другой — на эту (показать овал). Кто догадался, какие овощи лежат у меня в корзинке?

Чтобы было легче догадаться отгадайте загадки:

Как на нашей грядке, Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые.

Летом зеленеют, К осени краснеют. Ответ (Помидоры) Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ (Огурцы)

Растут на грядке Зелёные ветки, А на них Красные детки.

В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут,

И так едят. Ответ (Помидоры)

Развалились в беспорядке, На своей перине-грядке, Сто зелёных медвежат, С сосками во рту лежат,

Беспрерывно сок сосут, И растут, растут, растут.

Ответ (Огурцы)

Воспитатель достает овощи из корзинки, обводит по контуру помидор, спрашивает:

— Какой формы помидор, какую геометрическую фигуру напоминает.

Ответы детей.

Воспитатель:

— Какой формы огурец, какую геометрическую фигуру напоминает.

Ответы детей.

Воспитатель:

— Посмотрите внимательно: концы у огурца сильно закруглены, а боковые стороны закруглены меньше. Чтобы нарисовать овальный огурец, нужно начать рисовать его как круг. Посмотрите, я рисую дугу, потом движение кисточки замедляю и начинаю рисовать дугу более выпрямленную. Снова рисую дугу, как у круга, и вновь выпрямляю ее».

А теперь возьмите сухую кисточку и на бумаге «нарисуйте» огурец под «диктовку». Воспитатель проходит и смотрит правильность выполнения задания.

Воспитатель:

— Чтобы красиво нарисовать овощи, нам необходимо подготовить пальчики для рисования, Давайте немного займемся засолкой капусты.

Пальчиковая игра.

Капустка

Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем, Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Сказать детям, что рисовать круглый помидор и овальный огурец надо так, чтобы оба они поместились на листе бумаги.

В процессе работы следить, как дети рисуют круглую и овальную формы, правильно ли пользуются красками при закрашивании и т.п.

Физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны) Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны) Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд) Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Предложить детям нарисовать мелкие детали у овощей: у огурца хвостик, у помидора маленькие листики (чашелистики) и черешок.

В конце занятия выставить на стенд 5 — 6 рисунков детей.

Воспитатель:

Вот какой урожай мы собрали со своего огорода. Мы их выставили на витрину магазина, и теперь хозяйки могут выбрать овощи, чтобы законсервировать на зиму. Помогите мне, дети, отобрать для засолки только овальные огурцы и только круглые помидоры. Покажите такие же на этих рисунках.

Вызванные дети определяют наиболее правильные по форме огурцы и помидоры. Такая же работа проводится и с другими рисунками.

Воспитатель:

— А те огурцы и помидоры, у которых форма не совсем похожа на круг и овал, мы используем для приготовления салата. Все равно они, наверное, тоже вкусные. Спасибо вам, ребята!

Занятие 10. «Люди собирают фрукты с фруктовых деревьев»

Цель: Продолжать учить детей изображать предметы овальной и округлой формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать мелкие предметы на рисунке.

Задачи:

  1. Учить проводить лилии округлые и прямые
  2. Учить находить верх, низ листа.
  3. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.

Наглядность: Изображения фруктов (яблоки, лимоны, груши и т.д.), изображения фруктовых деревьев.

Материалы: у воспитателя игрушка бабушки Пчелы, у детей листы бумаги, с нанесенными трафаретом контурами деревьев, мягкие кисточки, краски гуашь.

Предварительная работа. Экскурсия с детьми к плодовым посадкам, рассматривание как растут плоды на деревьях, какой высоты бывают плодовые деревья.

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята сегодня к нам на занятие пришла бабушка Пчела, она принесла нерадостную весть. Их плодовый сад навестил злой волшебник ураган, и теперь все плодовые деревья остались без плодов. И теперь бабушке Пчеле не из чего варить свое знаменитое варенье. И только маленькие волшебники, кисточкой и красками могут исправить ситуацию. Мы поможем бабушке Пчеле?

Дети: Да!

Воспитатель, тогда нам нужно правильно нарисовать фрукты на деревьях. Давайте вспомним, как мы рассматривали деревья в саду, еще раз посмотрим какого цвета и формы фрукты.

Воспитатель показывает яблоко, обводит его по контуру, спрашивает: какое яблоко (круглое), цвет, какой бывает у яблок (красный, желтый, зеленый). Подобная работа проводится со всеми фруктами. Затем воспитатель напоминает, что крепятся фрукты к ветке специальной плодоножкой. Затем идет показ прорисовывания разных фруктов на ветках деревьев.

Воспитатель:

— А теперь возьмите кисточки и начинайте рисовать плоды на одном из деревьев.

Во время рисование воспитатель с бабушкой Пчелой обходят рисунки детей, подсказывая, напоминая, что фрукты должны расти равномерно, а не на одной ветке, чтобы не сломать ее.

Пальчиковая гимнастика Палец толстый и большой, В сад за сливами пошел. Указательный с порога,

Указал ему дорогу. Средний пальчик — самый меткий: Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик, В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

А теперь рисуем плоды на втором дереве, только уговор, пусть это будут другие плоды.

Динамическая пауза.

Воспитатель выносит блюдо с очищенными апельсинами, дети становятся по кругу.

Апельсин

Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежат, Эта долька — для ужат,

Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда. Разбегайтесь кто куда!

В конце занятия дети выстраивают из рисунков фруктовый сад и воспитатель с бабушкой Пчелой обходят, показывают наиболее удавшиеся плоды и благодарят детей.

Следующая >

«Чудо-дерево»: занятие по социализации детей с умственной отсталостью на занятиях в ДОУ

  • 10 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В нашем маленьком городе, в детском саде комбинированного вида №27 есть очень нужная группа, для детей с умственной отсталостью. Здесь учатся адаптироваться к жизни в современном обществе разновозрастные дети с разными диагнозами. К каждому необходимо найти подход и с мотивировать на обучение и воспитание. Этим занимаются воспитатели и учитель-дефектолог во время непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Тема: «Чудо-дерево»

Цель – создание условий для речевого и социального развития детей с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Привлекать внимание детей к речи взрослого, слушать обращенную речь, учить детей отвечать на поставленный вопрос. Уточнить и расширить знания детей по этой теме «Обувь», учить классифицировать обувь по нескольким категориям. Знакомство с понятиями «правый- левый», «пара».

2. Развивать общую, мелкую моторику и координацию движений.

3. Развивать положительные личностные качества и навыки толерантного поведения.

Оборудование: самодельная модель «Чудо-дерево» из полых кубиков, внутри которых помещены карточки-картинки с изображением разных видов обуви, игрушки по количеству детей (желательно с одетой обувью), пиктограммы – мимика людей.

Ход занятия

Доброе утро, ребята. А какими еще словами можно поприветствовать друг друга? (Привет, хай, здравствуй, добрый вечер…).

– Сегодня у нас в гостях Волшебное дерево, не листочки на нем, не цветочки на нем, а сапоги да башмаки. Вы догадались, о чем я говорю?

– О Чудо-дереве! Давайте поздороваемся с ним (дети по цепочке приветствуют дерево, используя разные формы приветствия).

Посмотрите, что на Чудо-дереве вместо листочков? (ботинки, туфли, сапоги и др.) При правильном назывании обуви на картинке, эту картинку ребенок снимает с чудо-дерева.


– А как одним словом можно назвать то, что растет на нашем Чудо-дереве? (обувь). Давайте подумаем, а зачем нам обувь?

– Расскажите мне об обуви на ваших картинках, как она называется, когда ее одевают, зачем, удобная ли она..?

– Ребята, а почему каждой обуви по 2 штуки: два сапога, два валенка..?

Два – это значит пара: на правую и левую ноги. И они всегда дружат между собой, идет нога в ногу и дорогу друг другу не переходят. А вы знаете о том, что однажды пара ботинок поссорились – нет? – тогда слушайте внимательно, я вам сейчас расскажу!

Заспорили правый и левый ботинок кто из них лучше. Один говорит: «Я главнее, мальчик меня всегда первым обувает». А второй спорит: «Нет, я главнее, мальчик тобой на жвачку наступил, а мною нет, потому что я главный и любимый». Спорили, они спорили и разбежались в разные стороны. Но тут из спальни вышел их мальчик-хозяин, смотрит, а ботинок нет. Сел он на стул и заплакал: «Где мои любимые ботинки-и-и?». Вышел правый ботинок и говорит: «Не плачь, я здесь, я тебя никогда не брошу». А мальчик все равно плачет: «А где мой левый ботинок? Не пойду я в садик в одном ботинке». Вышел левый ботинок. Мальчик обрадовался, обулся и побежал в садик. А ботинки поняли, что любят их вместе и ссориться им ни как нельзя. Поэтому они с тех пор дружат и ходят всегда ПАРОЙ.

– Понравилась вам история? (Да). Дружить очень хорошо. А вы дружные ребята? (Да). Тогда давайте играть.

(Игровые упражнения проводятся в виде подвижных игр).

Игра «Найди пару». Дети выбирают по карточке, на которой изображена правая или левая пара обуви. Задача детей как можно быстрее отыскать пару своей картинке.

Игра «Моя половинка». Дети берут часть разрезной картинки с изображением обуви. Задача детей добежать до противоположного стола, где лежат оставшиеся половинки и отыскать свою половинку картинки.

Работа с пиктограммами. На оборотной стороне разрезных картинок изображены пиктограммы: строгие, грустные, серьезные лица. Задача детей попытаться превратить предложенное пиктограммой лицо в веселое.

– Ребята, я вижу, что вы очень дружные, быстрые, ловкие. Вам можно поручить ОЧЕНЬ ответственное задание. У вас на столах лежат «фотографии» обуви, которая болеет, ее нужно починить. Это можно сделать при помощи фломастеров, главное знать, что случилось с обувью (варианты: нет шнурков – дорисовать, сломался каблук – дорисовать, недокрашен носок и т.п. Все обговаривается в процессе работы).

– Давайте сделаем зарядку для пальчиков, чтоб они нас слушались (пальчиковая гимнастика, любая по выбору детей). Игровое упражнение «Шнуровка».


– Посмотрите, ребята, какие вы молодцы. И Чудо-дерево благодарит вас за помощь – смотрите (на оборотной стороне Чудо-дерева прикреплены конфеты, по количеству на 1 больше, чем детей). Дети угощаются конфетами – 1 лишняя.

– Как дружные ребята поступят с этой лишней конфетой? Обсуждение вариантов ответов детей: подарят воспитателю или, как вариант, оставить для дерева и др.

Автор: Шакирова Татьяна Анатольевна, учитель-дефектолог 2 кв.категории, детский сад комбинированного вида № 27, город Асбест Свердловской области. Пед.стаж 5 лет. Принимала участие в городском конкурсе «Лучший по профессии».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]