Как научить детей определять свойства и признаки предметов?


Как научить детей определять свойства и признаки предметов?

Худякова Елена ВячеславовнавоспитательМБОУ «Аганская ОСШ» дошкольные группып. Аган, Нижневартовский район

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2022г.

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ?

  • Аннотация: В статье рассматриваются вопросы: как поэтапно научить детей определять свойства и признаки предметов.
  • Ключевые слова: признак предмета, свойство предмета
  • Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Что такое предмет?

Рекламное сообщение

Предмет – это всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы.

У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета.

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу, из которого они сделаны и по другим признакам.

Чтобы определить признак предмета, можно задать такие вопросы:

  • – какой?
  • – какая?
  • -какие?
  • – какое?

Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами.

Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

В повседневной жизни мы учим своих детей определять свойства предметов постоянно, сами того не замечая. Мы спрашиваем, обсуждаем и разговариваем с ребенком (какого цвета предмет, какой он формы и т.д.).

Итак, давайте попробуем выделить существенные признаки на примере лимона. Покажите ребенку этот предмет (картинку). Попросите описать его, задавая ему вопросы, если ребенок затрудняется помогите ему. Какого он цвета? «Какой формы?», «Какой он на вкус?», «Какой он на ощупь». Лимон: желтый, овальный, кислый, твердый.

Учим детей выделять признак предмета по форме

Спросите ребенка, какой формы бывают предметы? (овальная, круглая, квадратная, прямоугольная).

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы круглой, овальной, квадратной и прямоугольной формы. Или спросить, на какую фигуру похож предмет.

Учим детей выделять признак предмета по цвету

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы красного, желтого, зеленого и др. цвета.

Спросить ребенка, что бывает зеленым цветом, а голубым? и т.д.

Таким образом, учить ребенка выделять существенные признаки путем сравнения следует поэтапно:

  1. этап: Выделять признаки или свойства одного объекта.
  2. этап: Выделять признаки или свойства двух объектов
  3. этап: Выделять признаки или свойства трех и более признаков.

Существует очень много игр и упражнений на формирование приемов выделения признаков объекта. Приведем несколько таких игр.

  1. Игра «Угадай, кто это?»

Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.

Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

  • Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
  • Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
  • Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
  1. Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  • Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
  • Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)
  • Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)
  • Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
  • Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
  • Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
  • Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
  • Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
  • Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
  • Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
  • Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  • Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

3.Игра «Какое это блюдо?»

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

  • Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
  • Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, гречки …)?
  • Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
  • Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
  • Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (стеклянная – сделана из стекла.)
  • 4.Игра «Назови, какой…»

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

  • Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
  • Кровать сделана из железа, …
  • Диван сделан из кожи, …
  • Стул сделан из пластмассы, …

Игра «Скажи иначе»

Цель: расширение словаря антонимов.

  • Не грустные дети – … (весёлые.)
  • Не холодная вода – … (тёплая.)
  • Не долгий дождь – … (короткий.)
  • Не тёмное небо – … (светлое.)
  • Не дождливое небо – … (солнечное.)
  • Не горькая малина – … (сладкая.)
  • Не низкая трава – … (высокая.)

5.Игра «Подбери признак»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

  • Кукла (какая?) – …, мяч (какой?) – …;
  • Снег (какой?) – …, мороз (какой?) – …, Сосулька (какая?) – …, зима (какая?);
  • Лето (какое?) – тёплое, яркое, разноцветное, жаркое.
  • Солнце (какое?) – жёлтое, жаркое, яркое, тёплое.
  • Трава летом (какая?) – зелёная, душистая, высокая, низкая, мягкая.
  • Вода летом (какая?) – тёплая, прохладная, приятная, освежающая.
  • Дождь летом (какой?) – тёплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
  • Дети летом (какие?) – весёлые, радостные, забавные, загорелые.
  • Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Тема: «Свойства предметов». Программное содержание. 1. Формировать представления о признаках сходства и различия, между предметами. 2. Объединять предметы в группы — (по сходным признакам) и выделить из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком. 3. Развивать связанную речь детей. 4. Учить детей аргументировать свои высказывания. 5. Продолжать учить детей отгадывать загадки. 6. Формировать умение предвидеть опасность. Материалы к занятию: Демонстрационный — картинка с изображением зайчика; картинки-лото с изображением фруктов, цветов, овощей; модель корзинки маски-шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна). Раздаточный — кубики: пять красных и один желтый; мешочки или коробочки для кубиков. Содержание НОД. Организационный момент. Математическая разминка. 1. Счёт прямой и обратный 1 – 5. 2. Закреплений знаний цифр 1 – 5. I. Выявление признаков сходства и различия между предметами. 1. Игра: «Соберем урожай». — Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.) — Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов). На фланелеграфе модель корзины и картинки с изображением цветов, фруктов, овощей; картинка с изображением Зайчика. — Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку? Дети по желанию выходят к фланелеграфу и кладут в корзинку картинки с изображением овощей. По ходу действия можно задать вопросы: «Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?». — А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка — цветок, а Зайка собирал овощи.). — А почему осталось яблоко? (Яблоко — фрукт, а не овощ.) — Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это — овощи, они растут в огороде.) 2) Игра: «Волшебный мешочек». На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый, и по «волшебному мешочку» (мешочек или коробка для кубиков). — Что у вас на столах? (Кубики.) — Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковые форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.) — Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.) — Положите в свой «волшебный мешочек» кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков — у них одинаковый цвет, форма, размер, материал. Остался желтый кубик — он не подходит по цвету). II. Физкуль. Стой, зайчонок, не беги По тропинке узенькой, Лучше ты побереги Хвостик свой кургузенький. Лис крадется вдоль тропы. Вряд ли ищет он грибы! Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные — бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-«домикам». III. Объединение предметов в группы по общему свойству и вы¬деление из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством. — Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с нашим Зайчиком путешествие: «отправимся» в лес. Я загадаю вам несколько загадок и думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они. Под кустами, под листами Мы попрятались в траву. Нас в лесу ищите сами. Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы, ягоды.) — Назовите ягоды, изображенные на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.) — Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника, брусника, голубика, морошка и т.д.) — Кто в шляпе родится? (Грибы.) — Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, опенки, мухомор) — Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпа и ножка. Все они растут в лесу.) — А какой гриб здесь лишний и почему? (Опята — растут всегда вместе, а мухомор и белый могут расти по одному; мухомор — ядовитый гриб, несъедобный, а остальные – съедобные). — Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть: Стоит на дорожке На тоненькой ножке, Пестрой шляпкою покрыт, Несъедобен, ядовит. — А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине используют мухомор как лекарство — для приготовления растирки). VI. Итог занятия. — Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились рассказы Саши, Тани и т.д. о том, что растет и кто живет в лесу. Рад он и вашим подаркам. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?
Следующая >

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов»

Автор: Апрелева Марина Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №142 «Росинка», г. Ульяновск

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №142 «Росинка»

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Свойства предметов».

Подготовила:

воспитатель

Апрелева М.Г.

2020

Цель:

Закрепить представление детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы группы по общему признаку (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.).

Задачи:

  1. Повторить и закрепить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Развивать внимательность, творческое воображение, смекалку, умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы.
  • Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Приемы, используемые для руководства деятельностью детей:

Мотивация

: сюрпризный момент, комментирование.

Активизация детской деятельности:

беседа, создание развивающей среды, постановка проблемного вопроса, решение математической загадки.

Организация практической деятельности:

показ иллюстраций, комментирование, использование игры «Геометрические фигуры», математической загадки.

Мотивация и поддержание интереса:

сюрпризный момент, ситуация выбора, физминутка, смена видов деятельности.

Оценка деятельности детей, активизация самооценки:

поощрение.

Предметно-развивающая среда для ООД:

модели геометрических фигур: маленький и большой красные круги, маленький и большой синие квадраты, большой синий ромб, большой синий прямоугольник, большой красный овал, два маленьких зеленых треугольника, большой зеленый равносторонний треугольник, большой зеленый равносторонний треугольник, большой зеленый равнобедренный треугольник, веревка со связанными концами, конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур, украшенный наклейками из геометрических фигур, магнитная доска.

Раздаточный материал:

листы белой бумаги, простые карандаши, линейки с трафаретом (геометрические фигуры)

Деятельность детей в ООД:

познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Образовательные области:

познание (ФЭМП), физическое развитие, коммуникация, развитие речи.

План ООД

1.Вводная часть – 2 мин. Психологический настрой. Сюрпризный момент.

  1. Основная часть – 20 мин. Беседа о формах геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрические фигуры». Динамическая пауза «Волшебники». Игра «Признаки и сходства геометрических фигур». Физкуль
  1. Заключительная часть — 3 мин. Физкультминутка. Подведение итогов ООД. Оценка деятельности детей.

Длительность ООД

– 25 мин.

Ход ООД

  1. Вводная часть.

Психологический настрой.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В:

Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

(обратить внимание на конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур)

В:

Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

«Уважаемые, ребята! Марина Геннадьевна, рассказывала мне как вы хорошо знаете геометрические фигуры. Поэтому я решила прислать вам в подарок игру. Я думаю она вам обязательно понравится!

И конечно же я приглашаю вас к себе в гости в Царство геометрических фигур. До скорой встречи!

Царица Математика»

В:

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Д:

геометрические фигуры.

В:

вспомним названия этих геометрических фигур.

Дети называют геометрические фигуры.

В:

А что вы знаете об этой геометрической фигуре?

(воспитатель показывает геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник

)

Как она называется? Сколько у неё углов? Сколько сторон? Какую форму имеет?

Дети должны назвать цвет, размер, форму.

— Это маленький красный кружок.

— Это маленький синий квадрат.

— Это маленький зеленый треугольник и т.д.

  1. Основная часть.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры».

Давайте посмотрим и мы на наши фигуры

(на доске меняются картинки)

В:

Опишите, пожалуйста, произошедшие с фигурами изменения.

Д:

маленький красный кружок превратился сначала в большой красный круг. Изменился размер, а форма и цвет не изменились.

А потом маленький красный кружок превратился в большой красный овал изменились размер и форма, а цвет не изменился.

Д:

синий квадрат. Сначала изменился размер, форма и цвет не изменились.

Потом изменился размер и форма, а цвет, количество углов и количество сторон не изменились.

Потом изменился размер и цвет, а форма не изменилась.

Д:

с маленьким зеленым треугольником то же произошли изменения. Сначала изменился размер, а форма и цвет не изменились.

Потом изменился размер и форма, а цвет не изменился. Потом изменились размер, форма и цвет, он превратился в красный большой квадрат.

Динамическая пауза «Волшебники».

В:

Вы видели какие превращения происходили с кругом, квадратом и треугольником. А сейчас вы сами немного поиграем и сами построим геометрические фигуры. Для этого нам понадобиться эта верёвка. Я вам буду показывать геометрическую фигуру, а вы все вместе попробуете её сделать.

(дети встают в центре комнаты, получают веревку со связанными концами, берутся за нее обеими руками и по сигналу воспитателя образуют различные геометрические фигуры. При этом повторяются особенности геометрических форм: у овала и круга нет углов; у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата и прямоугольника – четыре угла и четыре стороны; у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные стороны

).

Закрепление представлений свойств предметов.

Игра «Признаки и сходства геометрических фигур».

В:

у меня в руках три конверта с геометрическими фигурами. Вам определить признаки сходства и различия этих фигур.

Примерные ответы детей:

Д:

1) в первом конверте две синие фигуры. Обе фигуры синего цвета, но одна из них – квадрат, а вторая – круг. Они отличаются формой.

2) во втором конверте два треугольника. У них одинаковые форма и размер. Но у этих треугольников разный цвет: первый красный, второй – желтый.

3) в третьем конверте прямоугольник и овал. У них общее свойство – размер. А отличаются они друг от друга по цвету и форме: прямоугольник – зеленый, а овал – оранжевый.

Физминутка.

В:

я вам буду показывать геометрические фигуры, а вы выполнять то действие, которое подходит именно к этой фигуре (
квадрат – наклоны, треугольник – повороты, овал – приседания, круг – прыжки
).

Будьте внимательными.

Самостоятельная работа.

Игра «Ориентировка на плоскости»

В:

Сейчас задание на ориентировку на плоскости. Перед вами лежат листы белой бумаги, простые карандаши и линейки-трафареты с геометрическими фигурами. Покажите мне правую руку, теперь левую. А теперь на листе бумаги покажите правый верхний угол. Теперь нижний левый и т.д. Ваша задача, увидев геометрическую фигуру, которую я покажу, обвести именно в том углу, где я скажу. Это всё мы будем делать молча. А в конце задания проверим, все ли справились с заданием.

(воспитатель показывает квадрат и просит обвести его в правом верхнем углу и т. д. с кругом, треугольником, овалом, прямоугольником

)

Задание выполняется самостоятельно.

В:

какая геометрическая фигура находится в левом верхнем углу? В правом нижнем? И т.д.

  • Заключительная часть.

В:

Ребята, с какими фигурами мы сегодня занимались?

А как их назвать одним словом?

Что мы именно мы делали?

Геометрические фигуры так хорошо спрятались в группе, давайте их найдём.

(дети находят знакомые геометрические фигуры в окружающей обстановке.) Н-р: циферблат часов, оконные рамы и т.д.).

Рефлексия

.

В:

Что вам больше всего сегодня запомнилось?

В:

Что было для вас сложно? Что далось легко?

В:

Оцените свою работу с помощью солнышка.

В:

Я думаю, мы сегодня хорошо поработали. Вы – молодцы! Настоящие знатоки геометрических фигур. Мне было очень приятно сегодня с вами поиграть.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]