Картотека «Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов» в старшей группе


Игры на величину для детей старшей группы.

Игры на величину для детей старшей группы.

«Три квадрата»

Цель:

научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Оборудование.

Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Педагог:

Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь — самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» — говорит В.

«Три медведя»

Цель:

упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование.

У В.силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает’: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

«Красивый узор»

Цель:

учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

Оборудование.

Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносы, наборное полотно.

Методика руководства:

Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

«Ежик»

Цель:

учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование.

Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Методика руководства:

Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, — предложила мама ежиха. — Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой — маме-ежихе; следующего ребенка — почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.

«Построим дома»

Цель:

учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование.

1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.

Методика руководства:

Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».

«Длинное — короткое»

Цель:

развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Оборудование.

Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Методика руководства:

Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Фрагменты занятия на тему «Величина» в старшей группе.

  1. Фрагмент

Ребята, посмотрите, какой беспорядок в лесу. Елочки растут беспорядочно, даже тропинок не видно. Куда идти? Давайте рассадим елочки в порядке убывания начиная с самой высокой до самой низкой. После того как мы рассадим ёлочки посчитаем их. Как вы думаете, что вы можете сказать о высоте елочек? Ответы детей- Ёлочки посажены в порядке убывания.

Теперь, предлагаю рассадить елочки начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. После того, как мы рассадим посчитаем елочки. Как вы думаете, что вы можете сказать о высоте елочек? Ответы детей- Ёлочки посажены в порядке возрастания.

  1. Фрагмент

Ребята, обычно в гости ходят с подарками. Я предлагаю подарить животным ленточки. Возьмите ленточки и разложите их, в порядке убывания начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Назовите длину каждой ленточки. А теперь разложите ленточки в порядке возрастания начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Назовите теперь длину каждой ленточки. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих ленточек: синей и желтой? Ответы детей-Желтая ленточка длиннее.

Что вы можете сказать о длине синей ленточки по сравнению с розовой?

Ответ детей-Синяя ленточка длиннее розовой.

Молодцы. Отложите ленточки на поднос, мы их подарим животным.

3. Фрагмент

1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»

— Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.

2. Работа с раздаточным материалом.

— Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске)

— Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.

— Назовем, какие дорожки по ширине.

— По какой же дорожке пойдет лиса? (Ответы детей).

3. «Домики» — работа с демонстрационным материалом.

Лиса пошла по самой узкой дорожке и дошла до домиков.

— Посчитайте домики.

— Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.

— Назовите их по высоте

— Как вы думаете, в каком домике живет журавль? (Ответы детей).

— А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика (проверяет ребенок).

— Журавль живет в самом большом доме.

Лисичка нашла дом журавля.

4. «Орехи» — работа с раздаточным материалом.

— Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать. Девочки собирают в одну корзину, а мальчики в другую. Посчитаем орехи и от самого маленького, до самого большого и разложим их слева направо. Назовите их величину. Все собранные орехи лиса отдала журавлю, он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.

Игры-упражнения на тему геометрические фигуры и форма.

«Подбери фигуру»

Цель:

закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание:

Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Собери фигуру»

Цель:

учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание:

Педагог предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну — по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«Почему овал не катится?»

Цель:

познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание:

На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а затем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. Педагог обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. Педагог учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Кто быстрее найдет?»

Цель:

упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Содержание:

Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Педагог задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

«Незаконченные картинки»

Цель:

знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

Содержание:

Педагог предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выясняют, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

«Путешествие по комнате»

Цель:

учить находить предметы разной формы.

Содержание:

Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Педагог начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, — воскликнул он. — Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, — ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» — начал он. «А какой он формы?» — тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

Игры на тему «пространство» в подготовительной группе.

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры — пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, а с зелеными — в правый.

Сравни три фигуры

Игра предназначена для развития навыка сравнения. Для ее проведения возьмите логические блоки.

Перемешайте фигуры, выложите их в произвольном порядке. Возьмите две первые, положите перед воспитанниками. Первый игрок, взяв следующий блок, кладет ее рядом с двумя первыми фигурами. Затем внимательно рассматривает, пытаясь определить, есть ли у фигур общие параметры: величина, форма, цвет. Если есть, игрок берет себе все 3 блока. Если фигуры ни в чем не сходны, то последний блок нужно положить в конец основного произвольного ряда.

Следующий игрок продолжает сравнение, берет из начала ряда следующий блок, сравнивает с двумя другими. Если сходство находит не тот игрок, у которого ход, а его соперник, то второй забирает все 3 фигуры. Побеждает в игре тот, у кого окажется больше логических блоков.

Сравни геометрические фигуры

Игра формирует у дошкольников начальные геометрические знания, развивает навык логического и зрительного анализа расположения фигур. Для ее проведения сделайте комплект картинок геометрических форм. Также начертите одну или несколько таблиц, в зависимости от числа игроков, с ячейками, соответствующими по размеру изображениям фигур.

Разложите фигуры по ячейкам в определенном порядке. Одну из ячеек оставьте пустой. Предложите игроку выявить закономерность в том, как разложены фигуры. Исходя из этого, выбрать правильное геометрическое изображение для пустой ячейки.

Игру можно сделать соревновательной, раздав таблицы нескольким детям. Побеждает тот, кто быстрее остальных и правильно выполнит задание.

Сравни предметы

Дидактическая игра «Сравни предметы» развивает способность логически мыслить, строить связную и грамматически правильную речь. Для ее проведения подготовьте несколько пар карточек. В каждой паре должны быть изображены предметы, относящиеся к конкретной категории, например, одежда, сезоны года, цветы, фрукты, транспорт.

Существуют 2 варианта игры:

  1. Индивидуальная. Положите перед игроком пару карточек. Ребенок внимательно их рассматривает, выискивает, чем схожи изображенные предметы, чем различаются. Игрок должен давать развернутые ответы, формировать словосочетания. Например, изображены лимон и апельсин. Ребенок объясняет, что это фрукты. Сходны оба фрукта тем, что сочные, состоят их долек. Различаются тем, что лимон кислый, желтый, овальный, а апельсин сладкий, оранжевый, круглый.
  2. Соревновательная. Положите пару карточек перед двумя игроками. Дети выискивают сходства и различия, как в первом варианте игры, только делают это по очереди. Здесь тоже важно контролировать, чтобы дети давали развернутые и грамотные ответы. Побеждает игрок, назвавший наибольшее количество правильных сравнительных признаков.

Вот примеры парных изображений для игры:

  • яблоко – груша;

  • скрипка – гитара;

  • смородина – виноград;

  • туфли – сапоги;

  • туча – облако;

  • панама – шапка;

  • свитер – майка;

  • зима – лето;

  • лодка – теплоход;

  • кружка – кастрюля;

  • лошадь – зебра.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]