Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

  • улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
  • превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
  • создавать закономерные цепочки событий;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать развитие фантазии и мышления;
  • развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.

Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.

Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

  • Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

  • Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

  • Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

  • Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

  • Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Оглавление

Лупонос Зоя Николаевна, учитель – логопед МДОУ детский сад №1 «Аленушка»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, воспитателей и логопеда является именно развитие речи. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Коррекционное воздей­ствие должно основываться на максимальном использовании возможностей ре­бенка. При обучении связной речи я в своей работе использую приемы мнемо­техники. Мнемоника,или мнемо­техника,— система различ­ных приемов, облегчающих запоминание и увеличиваю­щих объем памяти путем об­разования дополнительных ассоциаций. Так как у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают фак­ты, предметы, явления, дидактическим материа­лом у меня служат мнемотаблицы — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мыш­ления;
  2. развитие мелкой мотори­ки рук при частичном или полном графическом воспроиз­ведении текста.

Использование опорных рисунков для обучения заучи­ванию стихотворений увлека­ет детей, превращает занятие в игру. Зритель­ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива­ния, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом­нить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу. Сначала я подбираю опорные элементы и фрагменты картин­ки к выбранному стихотворе­нию (желательно на каждую строчку), сканирую и при помощи компьютера обрабатывая отдельные фрагменты создаю картинку. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. За период моей работы в качестве учителя-логопеда мною создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Хлеб», «Весна пришла», «Снежная баба», «В лесу», «Защитники», «Моя мама» и многие другие. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем провожу словарную работу по произведению, беседу по смыслу прочитанного, и предоставляю возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Таблица-рисунок висит на видном ме­сте в кабинете логопеда. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Жизнь диких животных зимой.

Коррекционно — образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» {животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж, мех, шкура, лапа, берло­га, нора; дикий, хищное,). Обучение детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы ( мнемотаблицы.). Совершенство­вание грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, ре­чевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внима­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Общих речевых навыков, звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к чтению художественной литературы, поэзии; бережного отношения к природе. Оборудование. Компьютер, сухой бассейн (фасоль), фигурки животных, султанчики для дыхательной гимнастики, мнемотаблица для стихотворения «Медведь в лесу», пирамида игр, произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима» (в записи). Предварительная работа. Разучивание пальчикового массажа «Медведь». Чтение сказки М. Рапова «Ёжинька и белочка», рассказов В. Бианки «Готовятся к зиме», «Приспособился».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона.
  2. Развитие тонкой мо­торики, тактильной чувствительности. Работа в сухом бассейне (фасоль или горох) Поиск плоскостных фигурок.
  3. Составление описательного рассказа. Описание по схеме внешнего вида и особенностей диких животных (найденных в сухом бассейне).

Спросить 3-х 4-х детей.

  1. Выразительное чтение стихотворения Л. Квитко «Медведь в лесу»
  2. Словарная работа. Работа над фразами и словами: «Стужа на носу», «Лес почти совсем раздет», «Ветер веет, сеет», «Вечер упал».
  3. Беседа по содержанию.
  4. Повторное чтение стихотворения с установкой на заучивание.
  5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми (1-2 ребенка).
  6. Физминутка. Дыхательная гимнастика.
  7. Чтение стихотворения остальными детьми. (Анализ и оценка рассказывания стихотворения – после каждого прочтения ребенком).
  8. Игра – лабиринт: «Помоги медведю добраться до берлоги», «Какие животные спрятались?»
  9. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в ка­бинет, где при входе на полу стоит ёмкость с горохом или фасолью. В ней спрятаны плоскостные изображения диких животных. Логопед. Подойдите к сухому бассейну и опустите в него руки и найдите по одному предмету. Дети выполняют задание. Логопед. Что вы нашли? Дети. Мы нашли фигурки белки, медведя, лисы, волка. Логопед. Кто это такие? Дети. Это дикие животные. Логопед. Почему их так называют? Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу. Логопед. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой, а еще я расскажу вам историю, которая произошла с одним из животных. 2. Основная часть Логопед. Ребята, сейчас вы составите рассказ — описания о тех живот­ных, фигурки которых достали из бассейна. Сначала вы скажете, как называется ваше животное и далее по схеме описания животного (Приложение 3). 1 -й ребенок. Белка живет в дупле дерева. У нее длинный пушистый хвост, а уши кисточкой. К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». Детеныш у нее — бельчонок. 2 -й ребенок: Волк — хищное животное, живёт в логове, которое устраивает. Внешне похож на соба­ку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Волки охотятся на оленя, круп­ных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей. Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят. 3-й ребенок: Лиса — хищное животное, ростом больше кошки, но меньше со­баки, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса и гордость лисы. Тело её покрыто пушистым, коричне­вым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё: по следам она нахо­дит мелких зверей — мышку, ежа, зайца. 4-й ребенок: Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его де­теныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет мура­вейники. Логопед хвалит каждого ребенка за составленный рассказ.

3. Чтение стихотворения Л. Квитко: «Медведь в лесу» Логопед: Ребята, сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла с медведем в самом начале зимы, когда он готовился к зимней спячки. Это стихотворение, а написал его поэт Л. Квитко. (Дети садятся на стульчики, и логопед демонстрирует презентацию на стихотворение Л.Квитко «Медведь в лесу». Показ слайдов сопровождается выразительным, эмоциональным чтением стихотворения наизусть).

Л. Квитко «Медведь в лесу»

Ходит по лесу медведь, Бродит по лесу медведь -Стужа, стужа на носу — Очень холодно в лесу! Лес почти совсем раздет: Ни гнезда, ни птицы нет. Только ветер стонет, стонет, По тропинкам листья гонит То туда, то сюда. Стал на цыпочки медведь, Лапы вытянул медведь: — Ветер, ветер, не свисти! Тучей снежной налети! Все деревья запуши, Все кусты запороши! Ветер веет, веет, веет. Теплым снегом сеет, сеет, Пух да пух — Бело вокруг. Сразу тихо-тихо стало. Снег лежит, как одеяло. Вечер на землю упал… А куда ж медведь пропал? Кончились тревоги — Спит в своей берлоге

4. Беседа по содержанию. Словарная работа

Логопед. Дети. Вам понравилась история про медведя?

Дети. Да.

Логопед. Скажите, ребята как вы понимаете «Стужа на носу»?

Дети. – Моя мама говорит: отчет на носу.

Логопед. Правильно ребята, это значит, скоро будет стужа, холод. А что, значит «Лес почти совсем «раздет»?

Дети. – Листья – это одежда деревьев, а ветер дует листочки срывает и как бы «раздевает» деревья.

Логопед. Правильно. Дети, скажите, с кем разговаривал медведь?

Дети. – С ветром.

Логопед. Что просил медведь у ветра?

Дети. – Что бы он ни свистел, а снегом все запушил.

Логопед. А как он просил?

Дети. Стал на цыпочки медведь, лапы вытянул медведь…

Логопед. Давайте вместе с медведем попросим ветер: (Хоровое повторение просьбы медведя)

Дети. — Ветер, ветер, не свисти! Тучей снежной налети! Все деревья запуши, Все кусты запороши!

Логопед. Ребята, как вы думаете, ветер выполнил просьбу медведя?

Дети. Выполнил, он стал потихоньку веять и снегом сеять, и насыпал снега как «покрывало».

Логопед. Да ветер молодец выполнил просьбу медведя. Скажите дети, что значит, снег лежит как «одеяло»?

Дети. Под снегом тепло – и муравьи не замерзают и мышки и корешки.

Логопед: Молодец! Саша ты правильно понимаешь. А кто скажет как вечер на землю упал?

Дети. Зимой день короткий, солнце садиться и быстро темнеет. Вот и говорят, что упал вечер — быстро стемнело.

Логопед. Правильно! Ребята послушайте еще раз это Стихотворение

5. Повторное рассказывание стихотворения с установкой заучивание стихотворения. ( Выставить мнемотаблицу) Логопед читает стихотворения эмоционально, выразительно соотнося каждую часть с картинкой мнемотаблицы показывая указкой последовательность.

6. Физминутка. Дети имитируют:

  • походку медведя,
  • стояние во время просьбы:

— стал на цыпочки медведь, — лапы вытянул медведь.

  • Спит в берлоге.

7. Дыхательная гимнастика. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима» дети выполняют упражнения гимнастики:

  • Ветер: — свистит,
  • — стонет

  • Буря
  • Веет

8. Повторное рассказывание стихотворения с установкой заучивание стихотворения. Логопед. Дети, я прочитаю стихотворение еще раз. Вы постарайтесь запомнить интонацию, высоту голоса с которой я произношу слова стихотворения на каждой картинке. (Читается стихотворение логопедом с опорой на картинки мнемотаблицы).

9. Чтение стихотворения детьми. Дети рассказывают стихотворение с опорой на картинки мнемотаблицы, логопед помогает детям, с разным уровнем речевого развития используя приемы: подсказки первых слов строки, трудных слов, прием сопряженной речи и другое. 10. Анализ детского прочтения стихотворения. После каждого прочтения стихотворения детьми следует анализ рассказывания с привлечением детей с хорошей памятью.

11. Игра. Ребята, медведь оставил свои припасы нам с вами, но чтобы добраться до них нужно выполнить задания: первое найти всех животных, которые спрятались на картинке (детям предлагаются картинки-загадки «Какие животные здесь спрятались?») Приложение 4 . Второе задание: Игра – лабиринт «Помоги медведю добраться до берлоги». Приложение 3.

12.Итог занятия. Логопед: Ребята, что нового мы узнали на занятии? Дети: — Историю о медведе, которая приключилась с ним в начале зимы. — мы помогали медведю дойти до берлоги и дорисовывали правильно буквы, которые мы знаем. — находили на картинке спрятавшихся животных и описывали их по схеме. — учили новое стихотворение. Логопед: Молодцы, ребята, много мы сегодня успели сделать и узнать на нашем занятии. А самое главное мы с вами выучили стихотворение Л. Квитко «Медведь в лесу», трудно было запоминать его? Дети: Нет. С таблицами мы учим стихи быстро.

Приложение 1

Приложение 2 Схема описания животных.

  1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7. Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?

Приложение 3 Игра — лабиринт

Приложение 4 Картинка — загадка Какие животные здесь спрятались?

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
  2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

Особенности использования

При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:

  1. рассмотреть логопедические карточки;
  2. запомнить описанное;
  3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.

Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

  • просмотр схем и осознание увиденного;
  • превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
  • составления рассказа, на основе рисунков;
  • запоминание сказки, рассказа и др.

Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

  • совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
  • регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
  • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
  • карточки Домана;
  • методические рекомендации по развитию связной речи; иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

В средней группе« Рассказывание по набору игрушек «Дикие животные» с использованием мнемотаблиц.

Програмное содержание: Упражнять детей в умении составлять небольшой ,связный рассказ по игрушке. Развивать психические процессы:память,воображение,внимание,наглядно-действенное мышление.Формировать умение соотносить знаковые символы с образами животных.Совершенствовать коммуникативные способности,умение вести диалог.Воспитывать доброе отношение к животным,проявление заботы о них.Приучать детей к выполнению элементарных правил поведения. Расширять словарный запас,называя отличительные признаки дикого животного,подбирая определенияАктивизировать в речи слова и выражения,позволяющие начать и законьчить свой рассказ.

Предварительная работа:рассматривание сюжетных картин по теме,рисование и обсуждение значения символов на мнемотаблицах,чтение стихов,рассказов,загадок о диких животных,просмотр иллюстраций к книгам,атласов,открыток,альбомов,дидактические игры,игры-драматизации,этюды.

Материал:мнемотаблица,игрушки животных,засушенные листья с различных деревьев,светлая накидка,маска волшебницы,аудиозапись.

Ход: ( дети стоят в кругу.)

-Недавно я узнала,что есть страна загадок.Очень хотелось бы в ней побывать,но сомневаюсь,что одна могу справиться с загадками,которые встретятся.Что же мне делать.Может вы,ребята,что-то предложите.(подвести детей к цели,используя наводящие вопросы) -Я очень рада,что вы отправляетесь со мной в страну загадок,где есть много разных игрушек животных,с которыми можно подружиться,если сочинить про них загадку.А поможет вам сочинять загадки эта схема описания. -Вы уже знакомы с этими символами и знаками.Давайте вспомним что они обозначают.(если дети хорошо знают,то повторение не нужно)(дети садятся на стулья)

-В стране загадок живут животные,только они не настоящие,а игрушечные.(обращая внимание детей на настольный театр,где спрятаны игрушки.) -Я решила подружиться с одним из них.Если я с помощью схемы ,расскажу загадку-описание,то смогу забрать эту игрушку для игры.(образец воспитателя.Например:Это животное не живет дома,а живет в лесу.Его тело покрыто густой короткой темно-коричневой шерстью.У него 4 лапы.Это не хищное животное.Большие зубы ему нужны чтобы перегрызать ветки и даже стволы деревьев.Своих детенышей он вскармливает молоком.Живет у воды и в воде.) -Верно.Я описала бобра.Теперь ваша очередь загадывать.(несколько детей по желанию.Предлагаю поиграть в игру «Назови какой»)

Медведь(толстопятый,косолапый,косматый,сильный,огромный,лохматый,неповоротливый,крупный,неуклюжий,мощный…)

Заяц( легкий,юркий,проворный,ловкий,быстрый,длинноухий,косой,трусли-вый,пушистый…)

Волк(хмурый,хищный,злой,голодный,одинокий,выносливый..)

Белка(юркая,прыткая,изящная,грациозная,быстрая,шустрая,хозяйственная,запасливая,хлопотливая…)

Лиса(быстрая,хитрая,проворная,вороватая,красивая,плутоватая.)

-В стране загадок животные решили похвалить себя. Давайте им в этом поможем(раздаю остальные игрушки всем детям)Расскажите как двигаются звери.-Лиса крадется…..(осторожно)

-Медведь бредет…(неуклюже)-Волк смотрит…(зло)-Рысь нападает…(внезапно)-Белка скачет…(грациозно)

-Лосьидет…(величаво)-Еж фыркает…(шумно)-Заяц скачет…(быстро)

-Ребята,у вас в руках игрушки.Вы знаете игрушки можно мастерить из чего угодно.Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»Например:игрушки из резины-резиновые.

-Из бумаги,из стекла,из дерева,из песка,изльда,из снега,из картона,из железа,из металла,из пластилина,из пластмассы,из карамели,из фарфора,из глины(дети хором заканьчивают начатое предложение)

Физминутка (звучит музыка из цикла «Звуки природы» гром)

-Однажды в царстве загадок раздался гром.Появилась волшебница.(дети встают с мест ,на одного ребенка по желанию надевают маску волшебницы.Все дети приседают прячутся от волшебницы под белой накидкой.когда гром стихает,дети возвращаются на места и обнаруживают,что вместо игрушек на полянке лежат сухие листья) -Смотрите,ребята,что-то случилось.Злая волшебница заколдовала всех животных.превратила их в сухие листики.неужели вы теперь не будете с ними играть.Давайте поможем им заговорить.(дети ведут диалог от имени выбранного животного.Воспитатель помогает вести диалог) -Нам пора возвращаться из страны загадок.Расставаться сживотными не хочется,вы с ними подружились.Я думаю вы рады этой дружбе (Рефлексия занятия)

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.


Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

  • повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
  • облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
  • сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.

Мнемотаблицы «Любимые сказки»

Доброго времени суток! Я очень люблю заниматься театрализованной деятельностью с моими воспитанниками. Помимо выступления на праздниках и в театральных постановках, очень важно, чтобы в групповых комнатах были необходимые условия для развития творческого потенциала детей. Предлагаю вашему внимаю карточки — мнемотаблицы.

Мнемотаблица — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В моих мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.

На обратной стороне карточек я поместила саму сказку в виде текста. Он расчитан на педагога, если вдруг он не знаком с данной сказкой или забыл некоторые детали.

Картинки сказок я брала с «просторов» интернета, но в основном, с данного сайта: https://www.detiam.com/

Далее, я хочу предложить возможность коллегам воспользоваться моей нароботкой.
Волк и 7 козлят. Таблица DOCX / 2.8 Мб Волк и 7 козлят. Текст DOCX / 14.18 Кб Заюшкина избушка. Текст DOCX / 14.93 Кб Заюшкина избушка. Таблица DOCX / 2.8 Мб Колобок. Таблица DOCX / 4.27 Мб Колобок. Текст DOCX / 19.28 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Таблица DOCX / 22.51 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Текст DOCX / 753.89 Кб Курочка Ряба. Таблица DOCX / 3.65 Мб Курочка Ряба. Текст DOCX / 12.63 Кб Лисичка со скалочкой. Таблица DOCX / 796.68 Кб Лисичка со скалочкой. Текст DOCX / 17.42 Кб Лисичка-сестричка. Таблица DOCX / 542.95 Кб Лисичка-сестричка. Текст DOCX / 16.21 Кб Маша и медведь. Таблица DOCX / 687.65 Кб Маша и медведь. Текст DOCX / 17.88 Кб Петушок-гребешок. Таблица DOCX / 774.23 Кб Петушок-гребешок. Текст DOCX / 18.04 Кб Под грибом. Сутеев. Текст DOCX / 17.19 Кб Под грибом. Таблица DOCX / 1.01 Мб Репка. Таблица DOCX / 5.51 Мб Репка. Текст DOCX / 14.51 Кб Теремок. Таблица DOCX / 605.37 Кб Теремок. Текст DOCX / 16.55 Кб Три котенка. Сутеев. Текст DOCX / 18.4 Кб Три котенка. Таблица DOCX / 539.71 Кб Три медведя. Таблица DOCX / 706.85 Кб Три медведя. Текст DOCX / 16.98 Кб Три поросенка. Таблица DOCX / 1.1 Мб Три поросенка. Текст DOCX / 24.51 Кб Цыпленок и утенок. Сутеев. Текст DOCX / 17 Кб Цыпленок и утенок. Таблица DOCX / 577.2 Кб

Результативность применения

Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:

  • пополнить багаж знаний об окружающей среде;
  • заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
  • привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]