Конспект занятия по эстетическому воспитанию для 7-9 классов
Конспект занятия по эстетическому воспитанию «Русский лес как песня для души…»
Конспект занятия по эстетическому воспитанию «Русский лес как песня для души»для детей 13-15 лет с ОВЗ.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе, к лесным богатствам, помочь увидеть их красоту Задачи: 1. Познакомить с многообразием природных богатств России, воспитывать стремление беречь и приумножать красоту природы 2. Повышать заинтересованность детей к природе, развивая их способность любоваться и очаровываться ее красотой. 3. формировать и корректировать имеющиеся навыки внимательно слушать, не перебивая других, формировать связную речь 4. Обогатить и расширить словарный запас(багряный, расписной, лазурь, лиловый, пестрый и т.д.) 5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание 6. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ход занятия.
Звучит музыка Широка страна моя родная Много в ней лесов полей и рек Я другой такой страны не знаю Где так вольно дышит человек… Ребята, всем вам известны эти слова, вы, конечно же, знаете, в какой огромной стране мы живем. Скажите, как она называется? Россия. Правильно, наша необъятная страна называется Россия. И ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как наша. На Севере очень холодно, там льды, айсберги и вечные снега,
на юге жаркие пустыни,
в средней полосе природа богата и разнообразна. Одно из богатств нашей природы- это леса. Посмотрите, какие бывают леса.
Хвойные .Какие деревья там растут?(Сосны, ели, ) Лиственные. Липа, клен, береза, дуб Смешанные.(И то, и другое) А теперь мы проверим, внимательные ли вы слушатели и распределим названия деревьев по месту их произрастания. Леса Лиственные Хвойные ( дети вешают на доску картинки с изображением деревьев) Видите, какое разнообразие деревьев и красок царит в лесу! Давайте послушаем стихотворение Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой Как мышки елочки темнеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца Лес пахнет дубом и сосной За лето высох он от солнца И очень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Вот вы сейчас прослушали такое волшебные стихотворение, а может быть значения некоторых слов вам неизвестны? «Лиловый, золотой, багряный» Подумайте, что означают эти слова?(Ответы детей) (За рассуждениями детей следует подсказка на экране.) В самом начале занятия вы сказали, что у лиственных деревьев листья, у хвойных хвоя, давайте сейчас поиграем в игру «С какого дерева листок?» Я называю дерево, а вы говорите правильное название его листка(лист клена- кленовый и т.д.) Лист дуба- дубовый, хвоя сосны – сосновая, лист ивы- ивовый, шишка кедра -кедровая, лист тополя- тополиный, лист осины- осиновый, лист липы- липовый, шишка ели- еловая, лист березы- березовый. Правильно, ребята, березовый.
Береза- любимое дерево России, это ее символ. Березку можно встретить и в лесу, и в парке, и в школьном дворе. . Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге встречаются березы огромные, как мачты,
а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.
Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
Очень много стихотворений посвятил русский народ этому деревцу. — Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке: «Словно девица русская, приумолкнув стоит. »
А сейчас мы послушаем отрывок из еще одного стихотворения Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой И стоит береза в сонной тишине И горят снежинки в золотом огне… Ребята, только что мы слушали зимнюю березовую сказку..
А весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
Как он называется? березовый. А сейчас мы с вами попробуем его сами и угостим наших гостей. Дети пробуют березовый сок и угощают гостей. Видите, ребята, какие сладкие мгновения может подарить нам русская природа, сколько удовольствия и приятных минут переживает человек, общаясь с ней. Об этом никогда не стоит забывать. Давайте еще немного поговорим о богатствах леса, его жителях , его звуках и красках. Весной роняет слезы Белая…(БЕРЕЗА) Если дует ветерок Задрожит ее листок Ветерок совсем не сильный Но дрожит листок …(ОСИНЫ). В каждый дом под Новый год Это дерево придет. Зеленое и колкое Оно зовется…(ЕЛКОЮ) На дубовых ветках Вырастают детки Маленькие озорные На них шапочки резные(ЖЕЛУДИ) Так много деревьев в лесу! Каждое дерево звучит по-своему то шелестит, то скрипит. Все это звуки леса. Стихотворение (Романцова Лиза) Садись на камень под сосну Лесную слушай тишину Журчит лепечет ручеек О том, что путь далек-далек Упала шишка, скрипнул сук Жужжит, жужжит тяжелый жук Листва рассказывает сны Ты слышишь голос тишины… Давайте и мы с вами, не выходя из класса, тоже послушаем лесную тишину…Какая она? Необычная, чудесная, волшебная.(Релаксация под звуки леса 2 мин) Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Чудесный концерт в лесу дают птицы. Голоса животных – это их разговор. И так важно не помешать этому разговору, ведь если мы будем шуметь в лесу, слушать громкую музыку, мы можем не услышать пения птиц, порхания бабочек, а животные не смогут сообщить друг другу что-то важное, напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Вот поэтому так важно ходить по лесу осторожно и аккуратно, ведь так чудесно насладиться красотой родной природы, зеленой лужайкой на лесной опушке, звонким пением птиц, радужным порханием бабочек и стрекоз. Это же несложно- без беготни, не крича и аукая, а тихо-тихо, спокойно пройтись по лесной тропе. Не забывайте, пожалуйста, об этом. Давайте проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Игра на внимание. Я буду называть вам примеры поведения в лесу, а вы, если вы согласны, будете говорить «Это я, это я, это все мои друзья, а если нет, то промолчите -По тропинке кто шагает, на жуков не наступает? -Веточки мы не ломаем когда по лесу гуляем -Магнитофон мы взяли в лесок, и заглушили птичек голосок -Муравейник мы найдем, понаблюдаем и уйдем. -Мухомор увидел я, мимо прохожу, друзья -В лес собачек мы возьмем, спокойней птичкам будет в нем. -Кто бруснику собирает, с корнем кустик вырывает? Молодцы, ребята. Есть ли в нашей группе лесные хулиганы? Нет, и это хорошо. Человек должен бережно относиться к лесным богатствам, потому что это не только красота и отдых для души, но и огромная польза. В лесу растут деревья, из которых производят бумагу для книг, альбомов, тетрадей. А еще в лесу растут грибы и ягоды, живут многочисленные звери и насекомые. Давайте поговорим об этом. Какие грибы растут в лесу? СЪЕДОБНЫЕ и НЕСЪЕДОБНЫЕ Белые мухоморы Подберезовики, бледная поганка ложные опята Лисички, Сыроежки Вам нужно правильно с помощью стрелок распределить названия грибов по группам А какие лесные ягоды вы знаете? Земляника, малина, клюква, черника, брусника Ребята, а как используют лесные ягоды? Сушат, замораживают, варят варенье, соки, компоты. А какое варенье вы любите? Вот видите, ребята, сколько радости и наслаждения доставляет нам природа! Лес- это главное богатство России. Он дает человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес- это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц. А каких лесных жителей вы знаете? (ЛИСА,ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ВОЛК, БЕЛКА, ЕЖ) Отгадайте, о ком пойдет речь сейчас. По лесу бежит петляет К лету шубу он меняет На снегу его невидно Волку и лисе обидно…. (Заяц) Я скачу туда-сюда По деревьям ловко Не пустая никогда У меня кладовка… (Белка) Трав колючками касаясь Ходит по лесу красавец Ходит смело и легко Рога раскинув широко…. (Лось) День и ночь по лесу рыщет День и ночь добычу ищет Ходит, бродит он молчком Уши серые торчком…. (Волк) Без тропинки без дорог Серый катится клубок Он в иголках острых сплошь Потому что это…. (Ёж) Зимой спит, летом ульи ворошит(Медведь); Меньше тигра, больше кошки, над ушами- кисти-рожки, с виду кроток, но не верь, страшен в гневе этот зверь(Рысь); Водяные мастера строят дом без топора, дом из хвороста и тины и добротные плотины (бобры); Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.(Олень); Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый -краса! Как зовут ее…(Лиса); возле дуба острым рылом деловито землю рыл он(Кабан); Немытое в рот ни за что не возьмет и ты будь таким, как крошка…(Енот); Роскошный полосатый мех имеет это хищный зверь, он ходит тихо, словно ветер, живет в природе, словно царь(Тигр) Да, ребята, действительно, лес- это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой дом. А как называются дома лесных жителей? Кто где живет? Давайте попытаемся дать правильные названия домикам лесных жителей. Белка – в дупле
медведь- в берлоге,
лиса -в норе,
волк -в логове,
птица -в гнезде
муравей -в муравейнике,
Давайте послушаем стихотворение «Есть у каждого свой дом». 1. У лисы в лесу глухом Есть нора — надёжный дом Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры Спит в берлоге косолапый До весны сосёт он лапу Есть у каждого свой дом Всем тепло, уютно в нём. В лесу у каждого есть свой дом, А для человека таким домом является природа , она для нас считается родным домом. И от нас с вами зависит, в каком доме будем жить мы и наши дети дети. Человек- он ведь тоже природа Он ведь тоже закат и восход И четыре в нем времени года И особый в нем музыки ход. Деревья, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. Что значит человек без трав и птиц? И без любви к пчеле жужжащей? Без журавля над хвойной чащей Без миловидных лисьих лиц? Когда поймет он, наконец, Врубаясь в мертвые породы, Что человек-венец природы И без природы нам конец? На земле мы живем с тобой. Нет прекрасней земли родной. Так давайте беречь и любить. Красоту ее не губить
Ну что же, давайте подведем итоги. О чем мы говорили? О России, о разнообразии и богатстве ее природы, об одном из главных богатств- русском лесе, его красках, жителях, растениях, слушали звуки леса, пение птиц . Вот видите, ребята, сколько тайн и секретов таит в себе богатый русский лес?. А в завершение нашего занятия я бы хотела предложить вам небольшой видеоклип о красках леса, Давайте еще раз полюбуемся его волшебством.(видео «Краски леса») Надеюсь, все это доставило вам хоть немножечко удовольствия ,и позволило еще раз искренне залюбоваться природной красотой. Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий познавательной программы «Города России» для младшего и среднего школьного возраста Сценарий конкурсной программы по профориентации, 7-9 класс Внеклассное мероприятие для школьников. Путешествие в страну здоровья Внеклассное мероприятие для школьников
Похожие статьи:
Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Конспект внеклассного мероприятия для детей 9-12 лет «Интуиция. Круг профессий»
Внеклассное мероприятие против СПИДа
Внеклассное мероприятие. Профилактика наркозависимости
Эстетическое воспитание дошкольника
Эстетическое воспитание ребенка-дошкольника.
Основные понятия эстетического воспитания. Исследования в области эстетического воспитания ребенка (В. Н. Шацкая, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.). Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы, задачи, средства и методы эстетического воспитания. Система эстетического воспитания в детском саду.
Эстетика как наука
– это система законов, категорий, понятий, которая осмысливает эстетические свойства реальности с точки зрения законов красоты.
Эстетическое воспитание
— целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев).
Эстетическое развитие
— это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Эстетическое сознание —
это совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, эстетического восприятия, которые формируются в процессе непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством.
Эстетическое восприятие
— это процесс отражения эстетической сущности предметов и явлений окружающей действительности во всей совокупности их элементов, первичное соотнесение воспринятого с имеющимися у личности эстетическими критериями, характеризующимися взаимосвязью эмоционального и интеллектуального.
Е.А. Флерина
в книге «Эстетическое воспитание дошкольника» указывает, что в эстетическом воспитании ребенка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, быту, общественной жизни). Опрятный и красивый вид помещения, светлая, спокойная окраска стен, удобная и красивая мебель, посуда, игрушки, цветы, картинки, скульптура, опрятный вид детей и взрослых — все это не только радует ребенка, но и воспитывает в нем культурно — эстетические привычки, развивает вкус. Она считает глубоким и ярким средством эстетического воспитания все виды искусства, которые воздействуют на ребенка и, которые являются доступными для их восприятия.
Л.С. Выготский
в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи.