Тема: «Перелетные птицы». Неделя с по Старшая группа. Воспитатель Короткова О.В. Понедельник


Планирование

Одна из задач, стоящих перед воспитателем, планирующим подготовку выбранной темы обогащение словарного запаса обучаемых детей и активное использование лексики проводимого занятия. В связи с этим в ежедневных беседах важно употребление терминов, понятий и обсуждение вопросов, имеющих прямое отношение к теме:

Скворечник

  • «перелётные птицы», «зимующие», «водоплавающие», «лететь на зимовку», «скворечник», «гнездо», «высиживать яйца», «выводить потомство»;
  • лебеди, утки, грачи, ласточки, аисты, скворцы, жаворонки;
  • где живут птицы, как выводят потомство, чем питаются подрастающие птенцы;
  • зима — тяжёлый период в жизни пернатых; чем люди могут поддержать птиц.

Кульминацией проведённой работы должно стать запоминающееся мероприятие, в ходе которого ребятам удастся воспользоваться приобретёнными знаниями. В качестве заключительного аккорда подойдёт тематическая викторина, выставка поделок или рисунков по заданной теме. Участие родителей в творческом процессе всегда усиливает в детском понимании значимость происходящего события. По-настоящему запоминающимся станет вывешивание на участке кормушек, созданных с помощью мам и пап воспитанников.

Рисунок

Мини–проект тематической работы

Для развития и поддержания интереса к предложенной теме в течение проводимой тематической недели желательно создать у детей дополнительные эмоции и переживания, способные превратить абстрактно звучащие понятия в более реалистичные.

Интересно! Прослушивание и обсуждение литературных произведений, театрализация и просмотр видео и анимационных материалов, посвящённых жизни птичьей стаи, поможет ребёнку в большей степени проникнуться желанием помогать птицам и любить живую природу.

Планирование тематической недели «Перелетные птицы»

Когда планируется тема недели «Перелетные птицы» в подготовительной группе, целью является проведения ежедневных занятий на одну тематику. Занятия проводятся в различной форме, что помогает дошкольникам сохранять интерес к теме на протяжении всей недели.

Изучение детьми птиц полезно для общего развития

Цель

Целью тематической недели «Перелетные птицы» является:

  • получение дошкольниками новых знаний о животных;
  • систематизация уже имеющихся;
  • формирование устойчивого интереса к природе родного края;
  • умение различать разные виды;
  • формирование понимания важности животных в природе.

Лексическая тема

Лексическая тема «Перелетные птицы» преследует следующие цели:

  • расширить лексический запас детей;
  • повторить слова, уже знакомые детям;
  • правильно формулировать предложения при составлении рассказа.

Обратите внимание! Для достижения этих целей воспитатель даёт детям задания из раздела лексики «Дополни!». Воспитатель читает короткие стихотворения о перелетных птицах, в которых пропущено последнее слово. Малыши должны вставить в рифму пропущенные слова.

Тематический словарный запас пополняется за счёт следующих слов:

  • грач;
  • стриж;
  • ласточка;
  • журавль;
  • аист;
  • трясогузка;
  • кукушка;
  • скворец;
  • цапля;
  • лебеди;
  • жаворонок;
  • гусь;
  • пух;
  • перья;
  • клин;
  • перелёт;
  • скворечник;
  • гнездо;
  • насекомые;
  • личинки насекомых;
  • семена;
  • певчие птицы;
  • вить;
  • выводить;
  • высиживать;
  • яйца;
  • выкармливать;
  • клевать;
  • улетать;
  • весна;
  • зимовать.

Обязательно организовывается чтение книг

Итоговое событие

Итоговое событие в подготовительной группе рекомендуется провести в виде викторины. Группа делится на две или более команды с капитаном. Каждая получает задания по теме «Перелетные птицы». Каждое задание оценивается по бальной системе и по итогам определяется победитель.

Мини-проект

Для подготовки мини-проекта даётся одна неделя (поэтапный метод подготовки). Дети готовят его совместно с родителями дома. Каждый воспитанник и родитель получает название перелетной птицы, по которой он должен собрать информацию:

  • Фото на съемном носителе, чтобы продемонстрировать его на мультимедийной доске с помощью проектора.
  • Описание внешнего вида.
  • Место обитания.
  • Время возвращения в Россию и перелёта на зимовку.
  • Особенности питания.

Дидактическая игра на тему экология в подготовительных группах ДОУ

После подготовки проекта, каждый ребёнок защищает его перед группой. Это итоговое занятие даёт возможность дошкольникам не только самостоятельно подготовить информацию, но и даёт опыт публичного выступления, помогает побороть робость и страх перед аудиторией.

Интересно! В мини-проекте может участвовать и старшая группа.

Таблица перспективного планирования мероприятий

Для достижения наибольшего эффекта от краткосрочного (1 неделя) проекта имеет смысл составлять календарный план, учитывая естественные обстоятельства — готовность птиц к отлёту в тёплые края (осенью) или прилёт после зимовки (весной). В весенние дни в народном календаре также есть даты и события, символами которых являются некоторые породы птиц. Народные традиции воспитывают уважение к истории своего народа, умение ценить культурное наследие родной земли и поддерживает связь времён.

Памятки по ПДД родителям в детских садах: консультации и собрания

Время года (точный месяц определяется в зависимости от климатических особенностей региона и народного календаря)Наблюдения и действия, проводимые на уличном участке во время прогулкиМероприятия, проходящие в дополнение к ежедневным тематическим занятиям.
Осень (конец сентября, октябрь, начало ноября)
  • Наблюдения за изменениями природы, условиями жизни птиц.
  • Размещение на участке кормушек, наблюдение за оставшимися на зимовку птицами.
  • Изготовление кормушек, птичьих лакомств, обсуждение важности помощи, оказываемой птицам людьми.
  • Ведение календаря времён года.
Весна (конец февраля, март, начало апреля)
  • Наблюдения за изменениями природы, условиями жизни птиц.
  • Развешивание скворечников.
  • Празднование Дня Жаворонка, праздника Птиц.
  • Беседы о выведении потомства, о строительстве гнёзд и заботе взрослых птиц о детёнышах.
  • Объяснение правил поведения человека, помогающего птицам, без вреда для них.

НОД на тему «Перелетные птицы» в старшей группе

Если тема недели «Перелетные птицы», старшая группа должна проводить разноплановые занятия, воспитывающие любовь и интерес к живой природе. Дети с удовольствием примут участие в изготовлении вкусного лакомства для пернатых друзей.

Для проведения занятия потребуются оговорённые заранее с родителями и принесённые ребятами из дома продукты:

  • Сливочное масло или растопленное сало (смалец);
  • Семечки тыквы и подсолнечника;
  • Сушёные ягоды.

Семена, ягоды и смалец перемешиваются в большой ёмкости. Дети складывают пополам заранее подготовленные верёвочки длиной 35-40 см. Верёвочка должна помещаться в центре шаров, слепленных детьми из получившейся смеси. Готовое лакомство развешивается на ветках растущих на участке деревьев.

Занятия по оригами

Техника оригами развивает аккуратность, точность движений и глазомер.

Интересно! Дети, имеющие способности к складыванию, особенно маленьких бумажных миниатюр, имеют шанс в дальнейшем овладеть профессиями, требующими развитой моторики рук.

Схема-конспект Утка

Аппликация

Для аппликации на тему «Птицы» в старшей группе воспитатель выбирает технику по собственному усмотрению с учётом требований ФГОС.

Занятие по рисованию во второй младшей группе на тему «Самолеты летят»

Для проведения занятия потребуется заранее подготовленный шаблон, изображающий контур птицы. Дети, перенеся изображение на плотный лист бумаги или картона, могут

  • заполнить контур кусочками цветной бумаги в мозаичной технике;
  • выполнять аппликацию путём накладывания вырезанных деталей друг на друга, используя для разных частей тела разноцветную бумагу
  • сделать витражные аппликации из цветной кальки; подойдёт аппликация «перелетные птицы» и подготовительной группе

Витраж

Ход наблюдения

На безобразных зимних перекрестках

Ещё лежал позавчерашний снег,

Он не любил весенних теплых нег,

Но уберечься было так непросто!

Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны. Что происходит со снегом, когда припекает солнце? Каким цветом становится снег? Где быстрее тает снег – в тени или на солнце?

Исследовательская деятельность. Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Трудовая деятельность Смести снег с построек, лавочек.Цель: учить доводить начатое дело до конца

Подвижные игры «Волк во рву»

,
«Горелки»
— Цель: учить по сигналу
перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед;
«Волк и коза»

— Цель: совершенствовать выполнение движений при беге и ходьбе.

Индивидуальная работа «По прямой»

— Цель: учить ездить на велосипеде.

Познавательно-исследовательская деятельность

«Испарение воды»

Цель: установить зависимость испарения воды от температуры воздуха, освещенности и площади водной поверхности

Работа перед сном

Чтение.

Самообслужив. и эл. быт труд Чтение Л. Толстого «У Вари был чиж…»

Цель: Учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности.

Упражнение «Что должно быть у каждого»

.Цель:напомнить детям о предметах личной гигиены: зубной щётке, расчёске, носовом платке.

Вечер: Двигат.

Коммукативная

Трудовая Постепенный подъем детей, воздушные ванны, бодрящая гимнастика, ходьба по тропе здоровья.

Беседы с детьми «Как помочь птицам весной»

— повторение названий
птиц, знакомство с простейшей классификацией; воспитание бережного, трепетного отношения к пернатым представителям животного мира.
Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего птицы строят гнезда

Цель: выявить некоторые особенности образа жизни
птиц весной. Речевые игры и упражнения «Сравни и назови по образцу»
Цель: образование сравнительной степени прилагательных.

Разучивание стихотворения «Десять птичек — стайка»

И. Токмаковой.Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями
птиц. ИЗО «Гнездо для птицы»
.Цель: Закреплять умение рисовать цветными карандашами с разным нажимом на карандаш.

Беседа «Добрый доктор Айболит»

.Цель: формировать навыки ЗОЖ.Внести: атрибуты для С. Р. И.
«Птичье семейство»
Цель: расширить представление о птицах, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать коммуникативные способности путем общения в команде;

Материалы для конструктивно-модельной деятельность из бумаги «Скворечник»

.Цель: учить выкладывать геометрические фигуры по
словесной инструкции.
Прогулка Д. И П. И, игровая Подвижная игра. «Воробышки и автомобиль»

Цель: упражнять в беге, учить бегать, не сталкиваясь друг с другом, Развивать умение действовать по сигналу.

Дидактическая игра «Кто за кем полетит»

Цель: закрепить представления о
перелетных птицах, активизировать словарь.
Четверг Утро:

СПФ

приём детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность. после завтрака, подготовка к ООД. Двигат.

Коммукативная

Трудовая Утренняя гимнастика.

Беседа Знакомство с моделью «Птица»

Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Совершенствовать умение пользоваться знаково-символической схемой строения птиц

Д. И. «Назови ласково. Птицы»

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Знакомство с природоведческими писателями

Цель: расширение кругозора детей; воспитание интереса к художественной литературе.

Чтение А. И. Куприн «Песня скворца»

.Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Д. И.
«Описание птиц. Составление рассказа по картинкам»
.

Цель: учить описывать птиц, отмечая их характерные признаки. Учить

составлять рассказ по картинкам. Учить разгадывать загадки по теме.

Развивающая интерактивная игра «Право — лево»

.Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве. Дидактическая игра
«Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Рисование по песку «Следы птиц»

.Цель: развивать моторику.Внести: Лото
«Полезные продукты»
.Цель: вспомнить правила игры. атрибуты для С. Р. И.
«Покормим птиц»
Цель: расширить представление о птицах

, о их рационе питания, развивать умения устанавливать причинно

-следственные связи, развивать интерес к

совместным играм.

Внести портреты писателей.

Организовать выставку книг

Цель: формирование интереса к книге, как к будущему источнику информации.

Внесение схемы для составления описательного рассказа о птице.Цель: упражнять детей в составлении рассказов о птицах.

НОД

Ком Программное содержание Оборудование и материалы

1. Логопедическое по подгруппам (по плану логопеда)

ХЭР 2. Аппликация (ХЭР)

№ 12.
«Сказочная птица»
Т. С. Комарова Стр. 87

Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации)

. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка
(на каждого ребенка)
.

Прогулка

Д. И П. И, игровая Наблюдение за высотой стояния Солнца Цель – закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]