«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»


Инновации в современном ДОУ

Управленческая структура: программа развития.

Организационная структура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.

Жизненный цикл новшеств.

1. Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.

2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).

3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.

4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

Линейность этапов может нарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т.д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.

С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:

· старт;

· быстрый рост;

· зрелость;

· насыщение;

· кризис.

Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу.

1. Ознакомление: человек впервые слышит об инновации, ещё не готов к получению дополнительной информации.

2. Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).

3. Оценка: субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.

4. Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.

5. Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа).

Представленные параметры инновационного процесса необходимо адаптировать к ДОУ, которое характеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования.

Заключение

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Алгоритм введения инноваций в дошкольном учреждении статья

Алгоритм введения инновации

Процесс введения инновации состоит из нескольких этапов: диагностический; прогностический; организационный; практический (реализационный); обобщающий; внедренческий.

Диагностический этап заключается в системном анализе деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в образовательном процессе. Результатом аналитической деятельности является выявление проблем, формирование темы исследования и ее обоснования. Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения исследования: кадровых, материально — технических, культурно-исторических, социально-экономические и др. На этом этапе определяется база эксперимента, участники образовательного и управленческого процесса.

Прогностический этап предусматривает разработку концепции инновационной деятельности и ее плана-программы.

Концепция разрабатывается группой подготовленных педагогов под руководством заведующего или заместителя заведующего по воспитательно — образовательной работе при согласовании с коллективом образовательного учреждения. Важной процедурой является определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач инновационной деятельности.

Цель можно рассматривать как ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях образовательного процесса.

Цели и задачи инновационной деятельности определяются на основе тщательного анализа текущей обстановки в дошкольной организации, с одной стороны, и из прогнозов развития — с другой.

Отобранные цели и задачи в комплексно-целевой программе должны быть согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль.

При обдумывании цели опытно-экспериментальной работы рекомендуется ответить на следующие вопросы: что хотите внедрить, изменить или апробировать? что хотите получить (создать) в результате инновации? При разработке задач исследования целесообразно определить: какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели, какие промежуточные результаты необходимы для этого и какие шаги следует предпринять.

Затем определяются объект и предмет исследования.

Объект исследования — это педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться.

Предмет исследования — это свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте. Это та конкретная часть объекта, в которой будет непосредственно происходить изменения, то на что в процессе будет направлено педагогическое или управленческое воздействие.

Гипотеза исследования — это научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, система мер по его реализации. Для того чтобы гипотеза была четко определена, следует продумать, что именно будет проверяться в ходе эксперимента, как более успешно можно реализовать его идею и замысел, какие управляющие воздействия по реализации задач эксперимента необходимо применить.

Далее необходимо определить этапы инновационной деятельности, их конкретное содержание, сроки реализации и предполагаемые результаты по каждому этапу. Важным моментом при разработке концепции является определение показателей оценки эффективности инноваций и контроля за их результатами.

Организационный этап. Необходимость этого этапа связана с получением образовательным учреждением статуса инновационной площадки. Для этого администрация ДОУ внимательно изучает следующие вопросы:

 состояние ресурсов учреждения: финансовых, материально-технических, информационных, кадровых, нормативно-правовых и др., необходимых для организации инновационной деятельности;

 возможность привлечения дополнительных ресурсов для обеспечения инновационной деятельности;

 готовность участников образовательного процесса к предстоящей деятельности (их компетентность, мотивацию, творческий потенциал и др.).

Следующей стадией работы на организационном этапе является прохождение процедуры присвоения учреждению статуса инновационной площадки в экспертном совете. Экспертный совет формируется органом управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Для экспертного совета администрация ДОО готовит пакет документов:

 заявку на присвоение учреждению статуса инновационной площадки;

 концепцию инновационной деятельности;

 план инновационной деятельности (на весь ее период);

 дополнительную смету расходов на ее организацию и проведение.

В реализации программы инновационной деятельности принимают участие компетентные педагоги, имеющие высокий уровень квалификации.

В образовательном учреждении создается творческая группа, в состав которой входят: научный руководитель (если инновация носит научно-экспериментальный характер), заведующий ДОУ, заместитель – заведующего по воспитательно-образовательной работе или старший воспитатель, педагоги, участвующие в инновационной деятельности, представители органов управления образованием. Руководитель учреждения издает приказ об утверждении состава творческой группы, разрабатывается положения о деятельности творческой группы по реализации инновации в ДОО, разрабатывается план-график введения инновации.

Задача творческой группы — осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности. Творческая группа заслушивает на своих заседаниях отчеты участников инновационной деятельности, вносит коррективы в ее организацию, разрабатывает критерии и порядок оценки результативности инновационной деятельности.

Организационный этап предполагает разработку новой редакции Устава ДОУ, распределение управленческих функций, разработку должностных инструкций для всех участников инновационной деятельности.

Важным моментом на данном этапе является разработка плана повышения квалификации педагогов, специалистов, родителей и др. участников эксперимента. Инновационная деятельность требует углубленного изучения научной и методической литературы, разработки и освоения новых способов работы с детьми, освоения исследовательских методов и др. Организацией этой деятельности занимается научный руководитель (консультант, если он участвует в инновационном процессе) и заместитель заведующего по воспитательно-образовательной части дошкольного учреждения.

Также данный этап включает в себя подготовку научно-методического обеспечения: подготовку конкретной программы, изложение технологии инновационной деятельности, подготовку методических разработок и дидактических пособий, материалов, связанных с управлением инновационной деятельностью.

Практический (реализационный) этап. Работа на этом этапе начинается с определения исходного уровня состояния проблемы, избранной для инновационной деятельности. С этой целью используется системная диагностика состояния педагогического процесса в экспериментальных и контрольных группах[1]. Для изучения начального состояния педагогического процесса в ДОУ отбираются наиболее адекватные методики исследования, помогающие осуществлять диагностику, проанализировать и обобщить результаты и довести их до сведения всех участников педагогического процесса. На основе полученных результатов может быть откорректирована гипотеза, внесены изменения в программу инновационной деятельности.

Практический этап исследования представляет собой последовательное воплощение инновационного проекта, сбор и анализ различных материалов исследования, свидетельствующих о динамике воспитательно-образовательного процесса, их систематическое обсуждение на заседаниях научно-методического совета, решение проблем, возникающих по ходу работы, своевременное внесение корректив в ход исследования.

Для получения более объективных и достоверных результатов о влиянии той или иной технологии на развитие ребенка (педагогов и специалистов, образовательного процесса, моделей управления и пр.) осуществляется сравнение результатов с контрольными группами детей, коллективами педагогов, другими моделями управления. Важно, чтобы объекты, взятые для контроля, работали в сходных социально-экономических, кадровых и прочих условиях. Отличие одного объекта от другого заключается в том, что в контрольном объекте работа осуществляется по иным, обычным для массовой практики, правилам.

Практический (реализационный) этап продолжается как правило, длительное время. Общая продолжительность инновационной деятельности зависит от специфики разрабатываемой проблемы.

Обобщающий этап инновационной деятельности представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Положительные результаты инновационной деятельности подтверждают гипотезу. Следствием этого являются факты, установленные закономерности, добытые исследователями в ходе работы. Достоверность и объективность

результатов подтверждается итоговой диагностикой.

Внедренческий этап. На данном этапе происходит распространение инновационных технологий в коллективе данного учреждения или за его пределами (районный методический Центр и т.п.). Результаты инновационной деятельности могут быть представлены в виде докладов на педагогических советах, научно-практических конференциях, а также опубликованы в специальной литературе.

Таким образом, введение инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы в ее новое состояние — инновационное пространство. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого — педагогической науки в практику.

[1] Для изучения уровня освоения образовательных программ и особенностей развития детей можно использовать ряд пособий: «Готовимся к аттестации» (СПб., 2004 г.); «Самооценка деятельности руководителя как фактор повышения качества управления ДОУ» Л.М.Маневцовой и С.С.Лебедевой (2002 г.) и др., связанные с конкретной темой исследования

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]