Картотека дидактических игр и опытов по ознакомлению детей с комнатными растениями


Младшая группа

Для младших дошкольников рекомендуются несложные познавательные, подвижные и музыкальные игры.

Выложи цветок

Сделайте для игры две бумажные ромашки с отделенными от сердцевины лепестками. Число лепестков должно соответствовать количеству игроков. Разложите ромашки на полу возле стены. Разделите воспитанников на 2 группы с равным количеством игроков.

Предложите командам перенести свою ромашку к противоположной стене. Каждый игрок переносит только одну часть растения: первый – желтую сердцевину, второй – лепесток и так далее. Брать сразу два лепестка игроку нельзя. Следующий участник начинает движение, когда предыдущий вернется на старт. Побеждает команда, которая первой соберет свою ромашку.

Собери букет

Перед игрой расскажите детям, из каких частей состоят цветы: сердцевины, лепестков, стеблей и листьев. Вырежьте из цветной бумаги части растений, склейте в букетную композицию, но лепестки не приклеивайте. Сделайте для каждого цветка лепестки определенного колера из основного спектра. Расскажите воспитанникам, что ветер сорвал лепестки, которые теперь нужно подобрать по колеру для каждого растения в букете.

Также можно предложить воспитанникам похожую дидактическую игру «Собери цветок».

Колокольчики

Дети по жребию выбирают ведущего. Он выходит из помещения. Игроки прячут картинку, изображающую цветущий колокольчик, в игровой комнате, сами разбирают музыкальные инструменты – маленькие колокольчики, распределяются по помещению. Причем один из игроков должен стоять близко к спрятанному изображению.

Ведущий входит в игровую комнату, начинает ходить по ней, подходить к ребятам. Когда он подходит к игроку, который стоит далеко от картинки, тот не звенит в колокольчик. Когда приближается к участнику, стоящему ближе к картинке, тот издает тихий звон. Ведущий приближается к цели еще ближе – игрок издает звук громче. Участник, находящийся ближе остальных, звенит громче всех. Так ведущий понимает, куда ему двигаться в поиске картинки.

Распускается цветок

Игра познавательная. Предварительно расскажите детям, как в природе распускаются цветы. Подготовьте шаблоны растений, раздайте воспитанникам. Покажите, как закрутить лепестки. Пусть дети поставят цветы в стакан с водой, наблюдают, что происходит с лепестками. Под воздействием влаги лепестки начнут «распускаться».

Средняя группа

Дошкольники постарше должны знать, где растут цветы, какие особенности и свойства у разных видов растений. Важно прививать воспитанникам любовь к природе родного края. Нельзя забывать о физической активности ребят.

Где растет цветок

Для игры подготовьте картинки клумбы, поля, леса. Сделайте карточки, изображающие знакомые детям цветы. Предложите игрокам распределить карточки по картинкам мест произрастания.

Конкурс рисунков цветов

Участвуя в художественном конкурсе, дети развивают воображение, творческие навыки, цветовое восприятие.

Для конкурса приобретите или сорвите в своем саду крупный цветок: тюльпан, пион, розу, подсолнух, ирис или другой. Дети подготавливают художественные принадлежности, рассаживаются за мольбертами, если они есть, или столами. Из готовых работ составляют выставку, выбирают победителя конкурса, чья работа им больше всего понравилась.

Цветы

Дидактическая игра «Цветы» развивает речевые навыки, образное мышление, умение подбирать описательные признаки.

Задавайте вопрос, а дети должны давать описания. Повторяться нельзя, за каждый правильный ответ игрок получает балл. Побеждает участник с наибольшим количеством баллов.

Вот примеры вопросов:

  • Роза какая? – красивая, красная, пышная, ароматная, нежная;
  • У каких цветов есть колючки? – роза, шиповник, кактус, терновник, репейник;
  • Из каких цветов делают духи? – жасмин, лаванда, роза, ландыш, пион;
  • Из каких растений делают мед? – одуванчик, липа, акация, клевер;
  • Какие цветы желтого цвета? – подсолнух, одуванчик, нарцисс, лютик.

Цветочные догонялки

Каждый игрок выбирает себе название цветка, они не должны повторяться. Жребием игроки определяют догоняющего. Пусть это будет «Василек». Он называет какое-либо другое растение, например, «Одуванчик». Игрок, который выбрал себе название «Одуванчик», убегает. «Василек» его догоняет. Когда «Одуванчик» чувствует, что вот-вот его настигнут, он может произнести вслух другой цветок, например «Ромашка». Тогда приходится убегать «Ромашке», «Василек» переключается на нее. Если же «Одуванчик» не успевает произнести слово, оказывается пойманным, то становится догоняющим.

Дидактические игры на тему «Комнатные растения» 3-4 года

Дидактические игры на тему «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»

«Что изменилось?»

Дидактическая задача.

Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.

Игровые действия.

Поиски изменений в расположении растений.

Правило.

Смотреть, что убирает воспитатель,
нельзя.
Оборудование

4-5 растений.

Ход игры

. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, каких растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

«Найди такой же»

Дидактическая задача.

Найти предметы по сходству.

Игровое действие

. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило.

Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование.

На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры

. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Найди по описанию растение»-1

Дидактическая задача.

Найти растение по описанию.

Игровые действия

. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило

. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование

. 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов ( пеларгония душистая и зональная )

Ход игры.

Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности одного и того же названия ( скажем , традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

«Найди по описанию растение»-2

Дидактическая задача.

Найти растение по описанию.

Игровые действия

. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило

. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование

. 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов( пеларгония душистая и зональная )

Ход игры.

Воспитатель кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, если ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они( прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность( гладкий, негладкий, мохнатый), окраску(темно-зеленый, светло-пестрый, с полосками и т.п.)

«Магазин цветов»

Содержание занятий.

Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.

Дидактическая задача

. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.

Правило.

Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры.

На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

«Где спряталась матрешка?»

Дидактическая задача.

Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое действие.

Поиск спрятанной игрушки.

Правило.

Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Оборудование.

На столе расставляют 4 – 5 растений.

Ход игры.

Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

« Опишите, я отгадаю»

Дидактическая задача.

Найти растение по описанию взрослого.

Игровое действие.

Угадывание растений по загадке – описанию.

Правило.

Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры

. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т.д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

«Где растут цветы»

Содержание занятий

. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растение выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача.

Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование.

Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.

Ход игры

. Дети рассматривают все предложение растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

«Найти такой же»

Дидактическая задача

. Найти предметы по сходству.

Игровые действия.

Поиск похожего предмета.

Правило.

Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование.

Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.

Ход игры.

Воспитатель показывает какое-либо растение на одном из слов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.

«Где спрятано растение?»

Дидактическая задача

. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

Игровые действия.

Поиски изменений в расположении растений.

Правило

. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование.

Для первой игры нужно 4 – 5 растений, для последующих – до 7 – 8.

Ход игры

. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два — три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, — предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

Старшая группа

Игры для старших дошкольников должны быть направлены на развитие логического мышления, речи, интеллекта, любознательности, усидчивости. В этом возрасте дети должны классифицировать растения по разным признакам, начинается подготовка к школе.

Превращаемся в цветок

Игра укрепляет лицевые мышцы, способствует общему физическому развитию.

Предложите воспитанникам изобразить с помощью мимики и телодвижений цветок, как он распускает лепестки, тянется к солнечному свету, склоняет стебель под дождевыми каплями, закрывается на ночь.

Назови лишнее

Для игры подготовьте группы карточек: луговые виды, лесные, полевые, садовые, водные. В каждой группе по 4 растения, из них одно не соответствует категории. Раскладывайте карточки перед игроками, просите назвать лишний вид, объяснить свое мнение.

Например: роза, тюльпан, клевер, пион. Клевер относится не к садовым, а к луговым растениям.

Цветы

Помимо знакомства с растениями, цель дидактической игры «Цветы» физическая тренировка, развитие ловкости и чувства ритма.

Дети играют по очереди. Игрок берет мяч, бьет его о пол или стену, ловит, при каждом ударе называет растение. Он должен назвать 5 видов. Повторяться нельзя. Если игрок не может вспомнить растение, то отдает мяч и право играть следующему игроку.

Назови прилагательное

Игра формирует навык образования прилагательных от существительных. Называйте цветок и объект. Игрок должен назвать прилагательное, являющееся качественным признаком этого объекта:

  • мак, а зерно… маковое;
  • ромашка, а поле… ромашковое;
  • роза, а бутон… розовый;
  • акация, а мед… акациевый;
  • василек, а глаза… васильковые;
  • одуванчик, а варенье… одуванчиковое.

Дидактические игры направленные на развитие цветовосприятия

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

Подарки Феям

I
вариант
Цель.

Закреплять представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)

Материал.

Куклы-феи разных цветов и оттенков. Игрушки и предметы разных цветов.

Детям предлагается подарить подарок Феечке-цвета. толь такого же цвета, как сама фея.

На начальных этапах используется одна кукула-фея, определенного цвета.

II
вариант
Цель.

Закреплять представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)

Материал.

Куклы-феи разных цветов и оттенков карточки — «коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

Детям предлагается подарить подарки Феечкам-цвета. Раздать цветные «билетики», назвать цвет, форму, величину.

Найди цветок такого же цвета

Цель.

Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка.

Материал.

Наборное полотно. Цветы разных цветов, оттенков и размеров.

Посади бабочку на цветок нужного цвета

Цель

. Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка.

Материал

. Наборное полотно. Цветы разных цветов, оттенков и размеров. Бабочки.

Воспитатель называет цветок, или описывает его отличительные признаки. Предлагает найти его и посадить на этот цветок бабочку.

Собери цветик-семицветик

Цель.

Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра.

Материал.

Наборное полотно зеленого цвета. Лепестки-сердечки 7 цветов, каждого цвета по 4 шт.

Найди два одинаковых сердечка

Цель.

Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра. Учить соотносить предметы по величине и цвету.

Материал.

Наборное полотно зеленого цвета. Лепестки-сердечки разного цвета и размера цветов, каждого цвета по 2 шт.

Жучок-солнышко

Цель.

Знакомить детей с цветами и оттенками, их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Материал.

Цветы с 6 лепестками разного оттенка — синего, зеленого, красного цветов, 1 цветок с разноцветными лепестками. Жучки- солнышко такого же оттенка как каждый из лепестков.

Подбери предмет по цвету

Цель.

Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Материал.

I
вариант.
Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-квадраты 6 основных цветов.

II
вариант.
Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-пазлы основных цветов и оттенков.

Дети выбирают серединку пазла любого понравившегося цвета, подбирают карточки соответствующего цвета.

Теплые и холодные цвета
Цель.

Закреплять представления о группировке цветов спектра на теплые и холодные.

Материал.

Картинка солнышка и снежинки, круги разных цветов спектра и их оттенков.

Детям предлагается определить цвета которые подходят солнышку, и которые подходят снежинке, объяснить свой выбор.

Подбери палитру

Цель.

Учить детей находить цветовую-палитру в которой создана картина.

Материал.

Карточки-картинки исполненные в разной цветовой гамме и жанре. Карточки-палитры.

Дети выбирают большую карточку с изображением и из карточек-палитр подбирают ту, которая соответствует изображению. (Для удобства, с обратной стороны, приклеены одинаковые цифры-цифра карточки и цифра палитры соответствуют друг другу).

Игру можно проводить как соревнование: кто больше подберет правильных палитр к картинкам.

Составь Дымковский узор

Цель.

Учить детей составлять узор по мотивам Дымковской росписи.

Материал.

Элементы Дымковской росписи вырезанные из губки для посуды.

Я буду парикмахер

Цель.

Развивать умение детей обводить шаблоны и дорисовывать и вырезать «прическу».

Материал.

Шаблоны-портреты, цветная бумага разного оттенка и формата, простые карандаши, ножницы.

Дети моделируют прическу используя шаблон-портрет.

Собери цветок

Цель.

Упражнять в умении подбирать половинки одного цветка в соответствии с цветом и оттенком.

Материал.

Карточки-половинки с изображением цветов, различающиеся окраской и стилем.

Из предложенного набора карточек дети составляют цветок. Когда все цветы собраны, детям предлагается объединить карточки в группы по стилю изображения цветка.

Подбери вазу для цветка

Цель.

Развивать у детей цветовое восприятие – умение различать до пяти оттенков одного цвета, соотносить эти оттенки между собой.

Материал.

Карточки, по пять оттенков одного цвета, с цветами и горшками.

Составь картинку из геометрических фигур

Цель.

Учить детей составлять фигуры-силуэты используя геометрические фигуры. Развивать воображение. Закрепить названия основных цветов.

Материал.

Карточки-образцы, набор геометрических фигур разных цветов и размеров.

Колумбово яйцо

Цель.

Учить детей составлять фигуры-силуэты используя все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Развивать сенсорные способности, пространственные представления, целостность восприятия.

Материал.

Овал размером 15×12см разрезанный на 9 частей: 3 треугольника (2 больших 1 маленький), 2 фигуры похожие на четырехугольник, одна из которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры использован картон, одинаково окрашенный с одной стороны и разноцветный с другой. Карточки-образцы.

На начальном этапе дети находят сходства формы элементов игры с реальными предметами.

Далее детям предлагается составить фигуру-силуэт по предложенному образцу.

Когда дети усвоили приемы: самостоятельно придумывают и составляют фигуры.

Танграмм

Цель.

Упражнять детей в умении составлять новые образы, из имеющихся геометрических фигур, с опорой на образец и по замыслу.

Материал.

Квадрат из картона, окрашенный с одной стороны одним цветом, а с другой- разноцветный, разрезанный на 7 частей: 2 больших, 1 средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллерограмм.

Подготовительная группа

В этом возрасте детсадовцы готовятся к школе. Они должны владеть навыком повествования, рассказывать по памяти и наглядному материалу. Важно с помощью игры развивать у будущих школьников воображение, память, пространственное и цветовое восприятие, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного, умение строить диалог, внимательность, усидчивость.

Что ты за цветок?

Предложите воспитанникам «превратиться» в цветы. Каждый игрок выбирает, каким растением стать, но не рассказывает об этом товарищам. Дети по очереди выходят вперед, изображают свой цветок при помощи мимики, телодвижений, при этом не произносят ни слова. Остальные ребята должны догадаться, о каком растении идет речь.

Цветочный магазин

Для игры подготовьте натуральные или искусственные цветы. Дети выступают флористами. Игра коллективная, учит общению, совместной работе, организованности.

Воспитанники составляют красивый букет. Затем стараются его продать воспитателю. При этом они должны расхвалить букет, объяснить, какие растения использовали, почему выбрали их, для какой цели предназначена цветочная композиция.

Цветочные названия

Игроки образуют круг. Воспитатель становится в центр, бросает мяч поочередно каждому ребенку, произнося имя либо объект, названный схоже с цветком. Игрок, поймавший мяч, должен назвать соответствующее растение. Например: Василий – василек, гвоздь – гвоздика, Роман – ромашка, кувшин – кувшинка, Лиля – лилия, Виолетта – виола, ириска – ирис. Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]