Картотека дидактических игр для детей старшей группы


Особенности развития детей 5-6 лет

Формируя картотеку игр для детей 5-6 лет нужно учитывать особенности этого возраста. Ведь это уже не те малыши, готовые часами подбирать нужную деталь к сортеру, собирать пирамидку или перемещать каталку, получая от этих занятий удовольствие. Дети, посещающие старшую группу детского сада, уже накопили немалый багаж знаний и умений. Они:

  • самостоятельны;
  • хорошо владеют речью;
  • умеют анализировать ситуацию;
  • объясняют некоторые явления;
  • отстаивают свое мнение;
  • работают в команде;
  • могут выполнять задания по инструкции.

Меняются и приоритеты в играх. Старшие дошкольники предпочитают играть со сверстниками, а не родителями, приходит время сюжетно-ролевых развлечений. Однако это не единственные любимые занятия. Малыши не прочь порезвиться на прогулке, поиграть в настольные игры, заняться творчеством, поучаствовать в соревнованиях или музыкальных забавах.

Игр, доступных для 5-6 летних детей, немало. Их классификация достаточно условна. Мы же предлагаем подборку из трех видов игр для ДОУ — активных, проводимых в помещении или на свежем воздухе; малой подвижности (с дидактическими пособиями); сюжетно-ролевых.

Задачи дидактических игр и игрушек

Основные задачи использования развивающих игр и развивающих игрушек в обучении детей раннего возраста:

Лень читать?

специалистам и получите ответ за 15 минут!

Задайте вопрос

  1. Обогатите сенсорный опыт ребенка, обеспечив развитие восприятия.
  2. Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения выражать свои чувства и мысли.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Воспитывайте дисциплину, корректность, честность, порядок и волевые качества личности ребенка, соблюдая правила игры.
  5. Формирование нравственных понятий и представлений, усвоение общепринятых норм и правил.
  6. Воспитание эстетических чувств.

Дидактическая игра как метод обучения детей раннего возраста имеет свою специфическую структуру:

  1. Ориентация: ребенок знает тему игры, ее правила, общий ход и содержание.
  2. Подготовка к игре: распределение ролей, ознакомление с игровыми действиями, рассмотрение текущих процедурных задач.
  3. Прямая игра: дети играют самостоятельно, учитель только наблюдает за ходом игры и, при необходимости, помогает, исправляет или направляет.
  4. Обсуждение игры: Анализ игры проводится в форме обсуждения.

В развивающих играх помимо дидактического материала часто используются развивающие игрушки. В качестве обучающих игрушек используются различные конусы, башенки, пирамиды, сферы, мозаики и т.д.

Малоподвижные дидактические игры в старшей группе

Для старших дошкольников еще характерны недостаточная устойчивость внимания, преобладание непроизвольной памяти, наглядно-образного мышления, несформированная познавательная мотивация. Не стоит забывать, что эти дети — завтрашние школьники, а для успешного обучения нужно не только выучить с ребенком цифры, буквы или подготовить руку к письму, но и позаботиться о развитии когнитивных функций. Дидактические игры позволяют преодолеть все эти трудности. Они направлены на:

  • создание и поддержание интереса к предмету или процессу;
  • развитие механизмов психики (памяти, воображения, наблюдательности, восприятия, сообразительности, внимательности, скорости мышления, речи, чувств и эмоций);
  • формирование стремления к достижению цели (целеполагание);
  • повышение самооценки;
  • социальное утверждение.

Для организации увлекательного процесса потребуются развивающие игрушки. Такие, как:

  • Конструкторы. Если в 3-4 года малыши, играя с конструктором, тренируют мелкую моторику, то в 5-6 лет, основная задача — достижение поставленной цели. Это может быть строительство сооружения по предложенной воспитателем схеме или по самостоятельно придуманному проекту. Главное — получить нужный результат.
  • Пазлы. Собирать картинки из разрозненных элементов — одно из самых любимых занятий малышей. В 5-6 лет дети легко справляются с наборами из 40-50 фрагментов. Картинки можно собирать поодиночке или устроить соревнование, разделив группу на несколько команд. Кто быстрее составит картинку — победитель.
  • Танграм. Головоломка, родом из Китая, позволяет создавать из 7 геометрических фигур тысячи различных силуэтов. С ней можно организовать увлекательные занятия, предложив детям пофантазировать и собрать как можно больше образов за ограниченное время.
  • Бусы-шнуровки. На шнурок можно нанизывать предметы в определенном порядке: по цвету элементов, их форме или содержанию. Для детей старшей группы шнуровка станет не только увлекательной игрой, но и поможет подготовиться к школе. Кто сможет правильно расположить цифры в порядке возрастания/убывания, составить слоги, сделает самое красивое ожерелье, нанизывая бусины в продиктованном воспитателем порядке — молодец!
  • Домино. Это заслуженный лидер среди настольно-печатных игр для садика. Можно приобрести детские тематические наборы, где вместо точек на фишках нанесены рисунки: транспорт, фрукты, овощи, животные, цветы. Такие пособия позволяют дошкольникам не только приобрести коммуникативные навыки, научиться логически мыслить, но и становятся тренажером для познавательного развития. В старшей группе детям можно предлагать классический вариант игры, «Закрывашки», «Крест» или придумать свои правила, учитывая возраст и наклонности участников турниров.
  • Мемори. Для тренировки памяти и внимания лучше занятия, чем эта «настолка», сложно отыскать. Цель игры — быстрее всех найти пары своим фишкам среди закрытых, расположенных на общем поле. Каждый участник открывает на секунду одну карточку, а другие запоминают, что там изображено, и в дальнейшем могут использовать это знание в своих целях.
  • Прищепки (счетный материал). Подготовив таблички с цифрами и знаками «+», «-», «=», воспитатель раздает их детям и предлагает к каждой табличке-цифре прикрепить соответствующее количество прищепок. Цель игры — знакомство со счетом и простейшими математическими вычислениями.
  • Музыкальные инструменты. Для организации музыкально-дидактических занятий, направленных на развитие слуха, потребуется как можно больше детских инструментов: ксилофон, металлофон, барабан, бубен, маракасы. Спрячьте их за занавеску и предложите детям угадать в каком порядке они прозвучали. Чтобы внести в игру элемент соревновательности, можно разделить группу на несколько команд. Кто определит правильно очередность звучания инструментов — победил.

Малоподвижные игры можно организовывать не только с помощью игрушек. Для этого подойдут картинки с различными изображениями. Обычно их используют для занятий по развитию речи. К примеру:

  • «Кому угощение?» Каждому ребенку дают карточки с изображенными на них животными (заяц, лиса, слон, обезьяна и т.д.). Воспитатель говорит, что у него есть корзинка с едой, но он не знает, кому из зверей что предложить, и называет одно из угощений, например — банан. Дети должны выбрать из набора картинку с обезьяной и поднять ее.
  • «Зоопарк». Дети садятся в круг, а воспитатель каждому дает по одной картинке с птицей или животным, которые дети не показывают друг другу. В центре круга устанавливают волчок со стрелкой, на кого она укажет, тот должен создать словесный образ своего зверя или птицы, не называя его. Например, где он живет, что ест, какого он цвета. Волчок запускают повторно — в этот раз он укажет на того, кто будет отвечать.
  • «Назови детали». Воспитатель показывает картинки с транспортом, сооружениями, растениями, ягодами, а дети должны назвать их части. Кто сможет вспомнить большее количество деталей — победил.

Помните, что малоподвижными играми дети 5-6 лет могут заниматься без перерыва не более 20-30 минут. Именно столько времени они способны концентрировать свое внимание. Поэтому занятия обязательно нужно чередовать, переходя от спокойных к активным забавам.

Дидактические игры для младшей группы детского сада

В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.

Отыщи пару

Для игры подготовьте картинки варежек и шапочек 4-х цветов: зеленого, красного, желтого, голубого.

Расскажите детям, что куклы собираются на прогулку. Шапочки они уже надели, а варежки такого же цвета подобрать не могут, нужно им помочь. Хаотично разложите картинки на столе. Задача играющих – найти для каждой шапочки подходящие по цвету варежки.

Играть могут несколько человек, каждый подбирает свои 4 пары. В этом случае можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто первым подберет все 4 пары варежек к шапочкам.

Слушай внимательно

Раздайте воспитанникам по флажку. Включите музыку или, при наличии музыкальных способностей, играйте на каком-либо инструменте. Когда музыка звучит тихо, дети должны сидеть спокойно, опустив флажок. А когда музыка начинает играть громко, воспитанники поднимают флажок над головой, размахивают им.

Сделай бусы

Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.

Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного колера.

Игра может быть соревновательной. Играют 4 ребенка, каждый делает бусы заданного цвета. Справившийся быстрее остальных становится победителем.

Найди свою пару

Для игры сделайте картонные геометрические формы разных цветов. Фигуры распределите попарно по числу игроков.

Положите картонки в коробочку, попросите детей вынуть по одной. Пусть игроки рассмотрят фигуры, затем найдут такую же у товарища. Повторять действие можно много раз. Можно его усложнить, разделив геометрические формы не только по цветам, но и размеру.

Собери картинку

Подготовьте для игры картинки, изображающие знакомые дошкольникам предметы, разрежьте их на 4 части. Также расставьте перед детьми реальные предметы, соответствующие изображениям.

Задача игроков – собрать картинку. Игрок, выполнивший задание, соотносит получившееся изображение с реальным объектом. Побеждает тот, кто первым соберет картинку, правильно укажет на соответствующий ей предмет.

Плохой или хороший поступок

Распечатайте для игры картинки с сюжетами положительного и отрицательного характера. Пусть воспитанники рассмотрят изображения, оценят поступки персонажей. Например: «Мальчик дернул девочку за косичку. Девочка заплакала. Он поступил плохо».

Бабочки летят

Для игры вырежьте из цветной бумаги 5 бабочек. Каждую подвяжите на нить 50 см. А нить закрепите на веревке, протянутой горизонтально. Расстояние между фигурками должно быть примерно 40 см, а высота их расположения должна соответствовать уровню глаз дошкольника.

Расскажите, что бабочки красиво летают. Подуйте на одну из них, попросите воспитанников сделать то же самое. Дети поочередно становятся возле бумажных фигурок, дуют на них. Игра соревновательная, побеждает тот, у кого бабочка дальше пролетит. Следите, чтобы игроки держали спину прямо, не напрягали плечи при выдохе, не раздували щеки. Каждый игрок делает один выдох, причем он должен длиться не больше 10 секунд, иначе может начаться головокружение.

Подвижные игры в старшей группе

Если позволяет погода, активные занятия лучше проводить на свежем воздухе. Ведь тогда к тренировке координации, ловкости, меткости, выносливости, добавляется мощное насыщение клеток организма (в том числе мозга), кислородом. А это положительно сказывается на эффективности мыслительной деятельности.

Вариантов подвижных игр для дошкольников очень много. Это командные состязания, забавы, обучающие определенным навыкам: прыгать через скакалку, попадать мячом в цель, строиться в шеренгу и разбегаться врассыпную. В старшей группе, как правило, упор делается на игры, воспитывающие командный дух, упорство, волю к победе. В число самых интересных из них вошли:

  • «Эстафета с мячом». Натягивают четыре веревки, длиной 3-4 метра, образуя дорожки, шириной 70 см. Дети делятся на две команды. Цель каждого игрока — провести мяч, не выходя за обозначенные границы до ориентира, и, вернувшись, передать его следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая игру.
  • «Марафон». Чертят две линии на расстоянии 50 м. Дети бегут в среднем темпе от одной до другой, а затем возвращаются. У каждого есть возможность в любое время сойти с марафонской дистанции или бегать, пока не иссякнут силы. Побеждает самый упорный, тот, кто останется на поле последним.
  • «Передай мяч». Соревнуются две команды. Участники каждой выстраиваются в шеренги, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде воспитателя все садятся, а первым из них дают по мячу. Он через голову передает мяч позади сидящему участнику, а сам встает, поворачиваясь лицом к команде. Так поступают все остальные игроки. Кто уронит мяч, должен его догнать и, вернувшись на свое место, продолжить игру. Выигрывает команда, участники которой первые оказались стоящими на ногах.
  • «Бездомный заяц». На площадке раскладывают обручи или чертят круги — это домики для зайцев. Воспитатель назначает волка и бездомного зайца. Все зверушки сидят по своим норкам, а бездомный бегает от волка. Спастись он может, только забежав в чей-то домик, но тогда хозяин должен выскочить из него и убегать от хищного зверя. Если волк успел поймать зайчонка, они меняются ролями.
  • «Мышеловка». Дети делятся на две неравные группы. Меньшая из них –– мышеловка. Они встают в круг и берутся за руки, поднимая их вверх, изображая открытые дверцы ловушки. Вторая группа — мыши, гуляющие по площадке. Они забегают в мышеловку и беспрепятственно покидают ее, пока не прозвучит сигнал: «Хлоп!». Ловушка захлопнулась, а кто не успел ее покинуть, становится «звеном» мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, воспитатель меняет детей ролями.

Маленькие дети — это неугомонные непоседы, готовые резвиться днями напролет. Это далеко не бессмысленное времяпрепровождение, а очень нужный процесс, особенно для гиперактивных малышей. Подвижные занятия помогают ребенку сбросить накопившуюся энергию, излишнее напряжение, агрессию и с новыми силами приступить к очередным забавам, например, сюжетно-ролевым играм.

Значимость дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста

Развивающие игры и развивающие игрушки имеют большое значение в обучении, обучении и развитии детей младшего возраста. Ведь именно игра и игрушка могут одновременно учить, воспитывать и приносить радость ребенку.

С раннего возраста ребенок активно познает окружающий мир, через изучение происходящего вокруг него. В этом познании ему активно помогают развивающие игры и игрушки, которые способствуют расширению кругозора ребенка, учат его наблюдать и выделять характерные особенности предметов, устанавливать между ними простейшие отношения.

Лень читать?

специалистам и получите ответ за 15 минут!

Задайте вопрос

Развивающие игры и игрушки имеют особое значение в обучении детей раннего возраста, поскольку с их помощью дети изучают и усваивают нормы и правила поведения в обществе и приобретают навыки взаимодействия с другими. Все эти навыки необходимы детям не только для успешного последующего обучения в школе, но и для успешной социализации в обществе.

Наблюдение 1

Дидактическая игра и игрушка неотделимы друг от друга. Таким образом, развивающая игрушка может стать началом игры, в ходе которой разворачивается сюжетная линия, требующая дополнительных игрушек.

Ценность развивающих игр и игрушек заключается в том, что они знакомят детей с жизнью, способствуют их умственному развитию и предоставляют возможность для всех видов деятельности детей.

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

В 5 лет ребенок осознает свою гендерную принадлежность. Мальчики начинают подражать папам, супергероям из любимых мультфильмов, а девочки — изображать из себя фей и маленьких принцесс. Значит, что пришло время сюжетно-ролевых игр. Это очень важный момент в воспитании ребенка, ведь эти забавы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Они помогают:

  • усвоить правила и нормы поведения;
  • ускорить речевое развитие;
  • научиться оценивать свои и чужие поступки;
  • воспринимать себя частью общества;
  • развивать эмоции, воображение, интеллект;
  • укрепить коммуникативные навыки.

Сюжетные игры можно разделить на несколько групп: социальные, бытовые, постановочные и патриотические. Для гармоничного развития личности важны любые из этих видов развлечений.

Социальные

Узнать, чем занимаются взрослые на работе, о различных профессиях, правилах поведения в общественных местах, а также пройти скорейшую социализацию, помогут сюжетно-ролевые игры социального направления. В старшей группе ДОУ детям будут интересны:

  • Школа. Как вести себя на уроках, почему не надо бояться учителя, как оцениваются знания и что такое переменка — об этом и многом другом дети узнают из игры в школу. Воспитатель, как правило, берет на себя роль учителя, а воспитанники — учеников. В игровой форме детям объясняют правила поведения в этом заведении и основные принципы обучения.
  • Поликлиника. Воспитатель выбирает врачей: окулиста, стоматолога, хирурга и их помощников — медсестер. Дети приводят на прием «заболевших» игрушек. Прежде чем занять очередь, надо понять, к какому специалисту нужно обращаться. Доктор осматривает пациентов, назначает лечение, а медсестра делает уколы, помогает «вырезать аппендицит», измеряет температуру и давление.
  • Банк. Выбирают управляющего, операциониста, охранника. Дети могут взять кредит, снять наличные с банковской карты, открыть вклад, а заодно понять, чем занимаются сотрудники этого заведения. Игру можно сделать более увлекательной, если в банк вдруг нагрянут грабители.

Кроме этого, дети с удовольствием поиграют в полицию, МЧС, магазин, салон красоты или кафе.

Бытовые

Игра в «семью» — классика жанра. Девочки с удовольствием исполняют роль мамы, бабушки, а мальчики, соответственно, не прочь попробовать себя в качестве главы семейства. Воспитатель может предложить любую тему: «Празднование Нового года», «День рождения бабушки», «Поездку за грибами или в отпуск» и т.д. Задача взрослого — обозначить сюжет и распределить роли, остальное сделают дети сами. Они ведь частенько становятся участниками таких же событий, только реальных.

Очень интересная игра «Магазин вежливости». Здесь вместо товара продают вежливые слова. Карточки заранее готовит воспитатель. Он рассказывает воспитанникам о ситуациях, которые зачастую возникают в семье, между близкими людьми, и предлагает найти выход с помощью «волшебных» слов. К примеру, ребенок разбил вазу и скрыл свой проступок от мамы. Воспитатель предлагает посетить магазин и выбрать из всех имеющихся там слов, нужные, с помощью которых можно извиниться и попросить прощения.

Постановочные

Выбирайте вместе с детьми любимую сказку и готовьте театрализованное представление. Задача воспитателя — подобрать нужные предметы для постановки, познакомить детей с произведением и озвучить обязанности каждого действующего лица. Как правило, постановочные игры начинаются с «Репки», «Теремка» и «Колобка».

Патриотические

Игры патриотической направленности учат выносливости, подчинению определенным правилам, воспитывают волевые качества. Для воспитанников старшего дошкольного возраста подойдут:

  • «Разведчики». Воспитатель заранее готовит реквизит (пакет с заданиями, сооружения-препятствия, медали). После этого распределяет роли: разведчиков, снайперов, командира, медсестры, и рассказывает о подвигах солдат в годы войны. Среди задач — небольшой квест по поиску карты, переход «бурной реки» по узкому мостику (скамейки), попадание в цель мешочками с песком, для медсестры — перевязка «раненого», наложение шины на сломанную руку. Задание выполнено успешно. Играет марш, а разведчики выстраиваются в шеренгу и получают медали из рук главнокомандующего.
  • «Застава». Воспитатель рассказывает, что такое граница и как важно ее охранять. Объясняет, где живут пограничники, как проходят их дни в мирное время. В числе участников: командир заставы, пограничники, собаководы, медсестра, повар и вражеские лазутчики. По легенде — нарушена граница. На заставе объявлена тревога. Отряд отправляется на поиски нарушителей. Не все уцелеют, но на заставе есть медсанчасть, где раненым окажут помощь. Не останется без работы и повар — он будет готовить вкусный обед и угощать уставших солдат.

Игры нужны для подготовки ребенка к будущему и для того, чтобы настоящее было интересным и счастливым. Эти задачи будут выполнены, если к детским забавам относиться со всей серьезностью, вдумчиво подходить к выбору и создавать все условия для их проведения.

Дидактические игры для средней группы детского сада

Для дошкольников 3-4-летнего возраста дидактические игры – способ расширения индивидуального словаря, ознакомления с объектами окружающего мира. Дети узнают параметры и характеристики предметов, учатся классификации и сопоставлению, закрепляют ранее полученные знания.

Когда это происходит

Для игры подготовьте картинки с сюжетами повседневной жизни дошкольника, разложите перед воспитанниками. Когда вы скажете «утро», дети должны отыскать соответствующие этому времени суток изображения, например, чистку зубов, выполнение зарядки, расчесывание волос. Игроки, поднявшие правильную картинку, получают балл. Побеждает игрок с наибольшим числом баллов.

Бывает ли так

Произносите фразы, касающиеся объектов и явлений времен года, а воспитанники должны сказать, бывает ли так. К примеру: «В жаркий летний день мы вышли из дома с санками, чтобы покататься с горки». Или: «Весной птицы стали собираться в стаи, чтобы лететь в южные края».

Что можно делать в этом месте

Задавайте вопрос, касающийся определенного места, а дети должны сказать, что там можно делать. К примеру: «На речке можно… плавать, загорать, строить замки из песка, рыбачить, кататься на лодке». Или: «На огороде можно… полоть грядки, поливать растения, собирать урожай, ставить пугало».

Назови признаки

Говорите слова, а дети должны поочередно называть их признаки. Например: лиса – рыжая, хитрая, красивая, ловкая, хвостатая, пушистая. Или: дом – высокий, кирпичный, деревянный, новый, разрушенный, просторный.

Что это звучит

Для игры подготовьте несколько коробочек с разным содержимым: песком, дерном, зерном, бобами, галькой. Продемонстрируйте воспитанникам, как звучат разные субстанции: потрясите каждую коробочку. Затем перепутайте их и, не показывая детям содержимое, снова потрясите. Игроки должны догадаться по звуку, какая субстанция находится внутри.

Магазин

Организуйте импровизированный магазин, разложите на прилавке разные игрушки. Объясните детям, что они могут купить игрушку, когда не назовут ее, а опишут ее признаки. Причем при описании нельзя глядеть на предмет, чтобы не дать продавцу догадку. Продавец должен по представленным признакам догадаться, о какой игрушке идет речь, отдать ее покупателю. К примеру, покупатель говорит: «Мне нужна круглая, прыгучая, сделанная из резины игрушка». Продавец выбирает мяч.

Прятки

Организуйте игру на площадке детского сада, если там много деревьев и кустарников разных видов. Или отправьтесь с воспитанниками в городской парк.

Дети выбирают того, кто будет искать, сами прячутся за деревьями и кустами. Ваша задача – направлять ищущего, подсказывать, где следует искать, не называя вид растения. Например: «Найди того, кто спрятался за высоким деревом с дуплом и резными листьями».

Назови действие

Задавайте вопросы, а воспитанники должны отвечать глаголами. Правильно ответивший игрок получает балл. Побеждает тот, кто соберет наибольшее число баллов. К примеру: «Что делает учитель? – ведет урок, проверяет тетради, воспитывает, ставит оценки, пишет на доске». Или: «Что можно делать на кухне? – варить суп, чистить картошку, заваривать чай, обедать, мыть посуду, печь пироги».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]