Какая продуктивная деятельность доступна дошкольникам


Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

«Картотека дидактических игр по продуктивной деятельности в разных возрастных группах»


«Картотека дидактических игр по продуктивной деятельности в разных возрастных группах»

Выполнила: Хайрулина Елена Васильевна

преподаватель ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Младшая группа
«Разрезанные картинки»
Цель:

Формирование представления о русских народных игрушках: дымковской, городецкой, филимоновской .

Правила:

Правильно собрать картинку

Ход игры:

Педагог демонстрирует детям игрушки, называет их, дает посмотреть, интересуется, видели ли они такие игрушки. Далее педагог рассказывает, что принёс открытки с изображением этих игрушек, которые тоже хотела им продемонстрировать, но случайно выронила поднос, все рассыпалось и перепуталось. Педагог вспоминает, что ребята знают как выглядят эти игрушки и просит помощи.

«Что бывает красного цвета»

Цель:

Закрепление знания названий цветов.

Правила:

Назвать и показать красный предмет

Ход игры

: Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т. д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.

«Дорисуй картинку»

Цель:

: Формирование умение создавать композицию добавляя недостающие объекты

Правила:

Правильно дорисовать недостающий элемент .

Ход игры:

Ребята, посмотрите. Из-за сильного урагана у дома снесло окна и дверь, у машины колеса, а цветы вовсе остались без стебля и листочков. Ребята, вы поможете дорисовать снесенные ураганом детали, пока хозяева дома не вернулись домой ?

Средняя группа
«Радуга»
Цель:

Ознакомление детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре.

Правила:

Правильно составить радугу

Ход игры:

Воспитатель спрашивает детей, кто из них видел радугу после дождя. Воспитатель предлагает детям составить свою радугу из имеющихся полосок. При необходимости подсказывает и помогает детям.

«Матрёшки сарафан»

Цель:

Развитие композиционных навыков

Ход игры:

Ребята, к нам в гости пришла матрешка, но она очень грустная, потому что ее платье и платочек никак не украшены. Ребята, вы поможете матрёшке?

«Составь узор по образцу»

Цель:

Закрепление умение различать геометрические фигуры

Правила:

Правильно составить узор, используя образец.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке, рассмотреть её и ответить на вопросы:

— Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?

— Какого цвета фигуры?

— Где они расположены?

1. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор в пустой карточке.

2. Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур.

3. Можно предложить ребенку составить свой узор.

Старшая группа
«Собери гусеничку»
Цель:

Формирование умений у детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Правила:

Расположить цвета в правильной цветовой гамме

Ход игры:

Ребята, к нам в гости заглянули гусенички. Но вот беда, пока они ползли, они растеряли свои части. Поможете им? Вам надо собрать одну гусеничку из теплой цветовой гаммы, а другую из холодной.

«Несуществующее животное»

Цель:

Развитие воображения, развитие мелкой моторики.

Ход игры:

Ребята, представьте далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Я предлагаю вам слепить таких животных, а потом рассказать истории о них.

«Волшебные цвета»

Цель:

Закрепление знаний о составных цветах

Правила:

Правильно получить оттенок цвета, добавляя или вычитая из цвета другой цвет

Ход игры:

Ребята, вы уже умеете смешивать разные цвета друг с другом и получать новый цвет. Сейчас с вами хочу поиграть в игру «Волшебные цвета». Ваша задача – правильно определить цвет, который получится, если сложить 2 цвета, или «вычесть» из одного цвета другой.

«Жанры живописи»

Цель:

Уточнение представлений детей о разных жанрах живописи.

Правила:

Правильно распределить картины по жанрам

Ход игры:

Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть картины определенного жанра. Сейчас я предлагаю положить на стол картины, изображающие только натюрморт ( пейзаж, портрет)

Подготовительная группа
«Дорисуй-ка»
Цель:

Развитие творческое воображение.

Ход игры:

Ребята, у меня для вас есть творческое задание. Посмотрите на картинки, как думаете, чего не хватает предметам? Верно, второй половинки. Ребята, вы поможете мне нарисовать вторые половинки предметов?

«Перспектива»

Цель:

Закрепление знаний о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов.

Правила:

Правильно расположить объекты на картинке

Ход игры:

Ребята, я предлагаю вам немного поупражняться и разложить объекты на картинке с учетом перспективы

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Также интересно почитать, какие особенности имеет речевое развитие старшего дошкольника.

Психологические характеристики ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство — это период от момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). В этом процессе решающую роль играют социальные факторы формирования личности. В дошкольном детстве формируются основные индивидуально-психологические характеристики ребенка, создаются условия для формирования социально-нравственных характеристик личности.

Эта фаза детства характеризуется:

  • В крайнем случае, ребенок нуждается в помощи взрослого для удовлетворения основных жизненных потребностей;
  • максимально возможная роль семьи в удовлетворении всех основных потребностей (материальных, духовных, познавательных);
  • минимальная возможность самозащиты от вредных воздействий окружающей среды.

Обращение. К шести годам словарный запас ребенка расширяется настолько, что он может легко объяснить другому человеку все, что относится к повседневной жизни и сфере его интересов. В то время как трехлетний ребенок с нормальным развитием использует до 500 и более слов, шестилетний ребенок использует от 3 000 до 7 000 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и связок.

Сенсорное развитие. Ребенок, посещающий детский сад, не только различает цвета, формы, размеры предметов и их положение в пространстве, но и может правильно назвать предложенные цвета и формы предметов и правильно распределить предметы по размеру. Он также может изображать простые фигуры и раскрашивать их в определенный цвет. Очень важно, чтобы ребенок мог установить идентичность предметов с определенной нормой. Стандарты — это модели человечества основных разновидностей качеств и свойств объектов. Так, эталонами восприятия (сенсорными эталонами) являются: цвета спектра, белый и черный цвета, всевозможные формы, уровень звуков, временные интервалы и т.д. Они возникли в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве моделей, эталонов, с помощью которых определяется соответствие воспринимаемой реальности тому или иному стандарту из системы упорядоченных стандартов.

Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с нормой, то можно предположить, что он может установить тождество (шар круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально похоже на шар), несходство (шар и куб). Внимательно рассматривая, трогая или слушая, ребенок выполняет соотносительные действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

Развитие мышления. Особенностью здоровой психики ребенка является познавательная активность. Любопытство ребенка постоянно направлено на познание окружающего мира и формирование собственной картины этого мира. Ребенок играет, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Например, он сам может понять, какие предметы будут тонуть, а какие плавать. У него много вопросов о явлениях жизни. Чем более интеллектуально активен ребенок, тем больше вопросов он задает и тем более разнообразными становятся эти вопросы.

Развитие внимания. Познавательная деятельность ребенка по исследованию окружающего мира организует его внимание к исследуемым объектам в течение довольно длительного времени, пока его интерес не ослабевает. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, он может играть два или даже три часа, не отвлекаясь. Он может сосредоточиться на продуктивной деятельности (рисование, конструирование, работа, имеющая для него смысл) на такое же время. Однако такие результаты концентрации внимания — следствие интереса к тому, что делает ребенок. Он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, когда ему приходится заниматься деятельностью, которая ему не подходит или совсем не нравится.

Развитие памяти. Дошкольный возраст — это возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим когнитивным процессом. На самом деле, ребенок дошкольного возраста осваивает язык настолько, что становится настоящим носителем родного языка. Память фиксирует и сохраняет события и информацию, значимые для ребенка. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю жизнь.

Шестилетний ребенок уже может произвольно запоминать предметы. Когда запоминание становится условием успешной игры или важно для реализации стремлений ребенка, он легко запоминает слова в определенном порядке, стихи, последовательности действий и так далее. Шестилетний ребенок уже сознательно способен использовать приемы запоминания. Он повторяет то, что нужно запомнить, пытается понять, усвоить то, что было заучено в определенном порядке. Тем не менее, непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь также все определяется интересом ребенка к тому, с чем он занимается.

Развитие воображения. Шестилетний ребенок может создать в своем воображении множество ситуаций, в которых он предстает в своих самых прекрасных проявлениях. Сформировавшись в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Это наиболее ярко проявляется в рисовании и в сочинении детских стишков и сказок. Здесь наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети сосредоточены на воссоздании реальной действительности, другие — на создании фантастических образов и ситуаций. Фантазия играет большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого, она проявляется гораздо чаще и допускает более частые нарушения реальности жизни. Неустанная работа воображения — это основной способ познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]