Цели и задачи пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика полезна для ребенка в любом возрасте. Дети воспринимают такие занятия как веселую игру. Однако занятия имеют цели, а именно:
- Мелкая моторика пальцев. У детей в ясельных группах, начиная с 3-4 лет, пальчиковые игры вводят в обязательную образовательную программу. Это развивает гибкость кисти и пальцев, что необходимо для дальнейшего обучению навыкам письма. У детей с развитой моторикой пальцев аккуратный почерк и им проще научиться обращаться со школьными предметами, например с линейкой, циркулем.
- Внимание. Благодаря тому, что занятие сопровождается игровыми элементами, внимание ребенка максимально сконцентрировано на занятиях. Таким образом малыши уже с маленького возраста учатся внимательно слушать и повторять. Этот навык также пригодится им в школе.
- Речь. Центры, отвечающие за мелкую моторику и речевой аппарат, находятся в мозгу рядом и взаимосвязаны между собой. Если наблюдаются проблемы с разговорной речью, пальчиковая гимнастика помогает детям в младшей группе научиться быстрее говорить и формировать предложения.
- Воображение. Любые пальчиковые игры по сути являются мини-спектаклем с привлечением ребенка. Во время упражнения ребенок проецирует в воображении картинку из самого рассказа. Это помогает развитию его творческого потенциала и фантазии.
- Память. Во младшем и дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика полезна тем, что постоянно повторение упражнений способствует быстрому запоминанию и развитию памяти. Это поможет в школе лучше запоминать новую информацию.
Рекомендации по выполнению упражнений
Регулярность – самое главное условие для того, чтобы занятия пальчиковой гимнастикой давали положительный результат. Чтобы ребенок выполнял упражнение с интересом, продолжительность занятий рекомендовано сокращать до 5 минут.
Во время пальчиковой гимнастики внимание детей должно быть сконцентрировано непосредственно на самих упражнениях, поэтому лучше не проводить их сразу после подвижных игр.
Маленьким детям нравится повторять за взрослыми и во время таких многократных повторений у них работает умственная и физическая память. Именно поэтому пальчиковые игры рекомендованы для умственного, физического и эмоционального развития ребенка.
Пальчиковые игры
Существует множество вариантов занятий различной сложности. Пальчиковые игры в ясельных группах отличаются самыми простыми действиями и короткими стишками, чтобы было легче запомнить и повторить.
В младшей группе
Эти упражнения рекомендованы для детей 3-4 лет.
Жук
Цель: Небольшая разминка с целью заставить малышей повторять за взрослыми определенные действия и слова.
Я – большой веселый жук. Знаю, что растет вокруг. Над садами я кружу, а зовут меня Жу-Жу. (машут в воздухе зажатым кулачком, имитируя полет жука) А еще часами шевелю усами. (выставляют указательный палец и мизинец, шевелят пальцами, словно жук усами)
Пчела
Цель: Развивает память и концентрацию, помогает выучить название насекомых.
Прилетела к нам одна полосатая пчела, (дети машут ладошками) Вместе с нею шмель-шмелек и красивый мотылек, Два жука, стрекоза. (по очереди загибают пальцы, стрекозу показывают, прикладывая к глазам два кружка, сделанные из указательного и большого пальцев) Все они жужжали, в воздухе летали, (машут ладошками, как крыльями) А потом устали, взяли и упали. (руки кладут на стол)
Как выполнять: При первой фразе про пчелу дети машут ладошками. Когда начинают перечислять остальных насекомых, загибают по одному пальчику. На фразе про стрекозу из указательного и большого пальца делают кружки и прикладывают их к глазам. Потом машут ладошками, а в конце упражнения кладут руки на стол.
Сороконожка
Цель: Игровое, веселое упражнение с коротким стишком для тренировки мелкой моторики.
Вот бежит сороконожка у Алешки по ладошке. Так щекочут ее ножки, что хохочет наш Алешка. (пальцами щекочут ладонь от кончиков до основания, а потом – в другом направлении)
Используйте для пальчиковых игр картинки на тему “Насекомые” для детей
В средней группе
Детям 4-5 лет, занимающимся в средней группе, задания усложняют.
Комар
Цель: Короткое игровое занятие для развития памяти и внимания.
Летит муха возле уха, летят осы возле носа. (указательным пальцем крутят возле уха, затем – около носа) Летит комар, сел на лоб! (кладут палец на лоб) Мы его – хлоп! Поднесли к уху. (накрывают лоб ладонью, прижимают кулак до уха) Возьмем – отпустим? Отпустим! (кулак раскрывают и дуют на него)
Божья коровка
Цель: Упражнение направлено на то, чтобы ребенок запоминал последовательность действий и стимулировал моторику пальцев.
Божьей коровки папа идет, («шагают» пальцами левой руки) Следом за мамой папа идет. (далее правой рукой) За мамой следом детишки идут, (теперь «шагают» обеими руками) Вслед за ними самые малыши бредут. (ладони сжимают вместе) Красные костюмчики носят они, Костюмчики с точками черненькими. (стучат по столу указательными пальцами) Папа семью в детский садик ведет, После занятий домой заберет. («шагают» обеими руками)
Муравей
Цель: Развить моторику пальцев и наблюдательность у ребенка.
На холме стоит домишко, (складывают руки «домиком») ползет в него муравьишко. (пальцами показывают, как ползет муравей) Тащит туда соломинки да щепки, чтоб дом был крепким. (руки складывают в «замок») Вокруг домика его братишки – Старательные муравьишки. (снова показывают, как ползает муравей) Несут в домик-муравейник червячка, Букашку, паучка да жучка. (указательным пальцем показывают червячка) Кто строит, кто кормит Детишек – маленьких муравьишек. Вот так проходит их день в работе, В трудах и заботе. (кулаками ударяют друг об друга)