Комплекс упражнений для физкультминуток
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле, 1 – голову наклонить направо, 2 – и. п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и. п., 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.
2. И. п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 – поворот головы налево, 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища
1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И. п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и. п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В МЛАДШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения
И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 – поворот головы налево, 4 – и. п., 5 – голову наклонить вперед, 6 – и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища
И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повернуть туловище направо, 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти
И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания
И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 3-4 – быстрый, 1-2 – медленный.
Получить текст
Тематические физминутки на уроках в начальной школе
Тематические физкультминутки на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов Дудина Лилия Ивановна
Цель физминуток — активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий. Основные задачи: 1)снять усталость и напряжение; 2)внести эмоциональный заряд; 3)совершенствовать общую моторику; 4)вырабатывать четкие координированные действия по взаимосвязью с речью; 5)тренировка скоростных навыков и выполнения мыслительных операций. В своей работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии, среди которых особо выделяю тематические физминутки. Считаю, что данный материал будет полезен любому учителю, идущему на урок в начальные классы.
1.Физминутки на уроках окружающего мира
«Где много витаминов?» Дети встают в круг. Я бросаю мяч любому ученику, называя продукт. Если в этом продукте много витаминов, то ученик ловит мяч, а остальные хлопают в ладоши. Если витаминов нет в продукте, отбрасывают, все топают ногами. «Травы, кустарники, деревья» Называю различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья. «В Светофор мы поиграем» Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы писать. (Потягивания.) В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.) Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.) Красный свет нам «Стой!» — кричит, Ждать зеленого велит. Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад. И вперед. (Наклоны.) Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.) Вот и желтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.) Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.) Вверх поднимем, Вниз опустим, Пролетим как самолет. (Прыжки.) Вот зеленый загорелся, Можно нам идти вперед. Левой, правой, Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.) Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.) Светофор — помощник славный Уставать нам не дает. На уроке по теме «Как развивается растение» можно провести игру «Как росло растение»: предлагаю детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек). Далее рассказываю, как развивается из семени растение. — Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (мышечное напряжение, глаза зажмурены). Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц). Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
2. Физминутки на уроках математики
На уроках математики в первом классе провожу игру «Море волнуется …», потом показываю рыбку с примером и называю ответ. Если правильно, то дети хлопают, если нет, то топают. Текст произносится до начала выполнения упражнений. – До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх — в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз)) – Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед — вниз) – Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. — стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны) – Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. — стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед) – На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. — основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх — в стороны, потянуться) – Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. — основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны — вверх, ладони ниже уровня плеч) – Будем считать, Грибы собирать (и. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов) – Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. — стоя, руки на поясе, прыжки на носках) – Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. — основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая) Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи – Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.) Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
3.Физминутки на уроках письма и русского языка
В первом классе чтобы дети быстрее запомнили прописные буквы, использую минутку «Угадай букву» один ребенок стоит спиной ко всем и в воздухе волшебной палочкой записывает прописную букву, а остальные угадывают. Ведущий меняется с тем, кто угадал. Минутки с мячом кидаю, называю слово дети — делят на слоги, — называют синонимы, антонимы, — ставят ударение.
«Мягкий разделительный знак» Если услышите в слове мягкий разделительный знак, вы присядете, если его нет – прыгнете. «Мягкий знак» Бежишь, спешишь, поешь, о мягком знаке вспоминаешь? «Имена существительные» Услышите существительные мужского рода — надо похлопать, если женского надо подпрыгнуть, если среднего развести руками. «Имя прилагательное» Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький и т. д. «Фразеологический зверинец» Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Дети называют животных и пантомимой или мимикой изобразить их. Голоден, как … (волк). Хитёр, как …(лиса). Труслив, как … (заяц). Надут, как … (индюк). Неповоротлив, как … (медведь). Упрям, как …(осёл). Здоров, как … ( бык). Колюч, как … (ёж). Если буква гласная вызвала сомнения, Ты её не медленно ставь под ударения. Я ТЫ, ОН, ОНА — вместе дружная семья. Вместе учимся читать, вместе учимся писать. И конечно, и конечно — звук от буквы отличать. Раз, два, раз, два – написать нам звук нельзя. Звук мы произносим, слышим, А в тетради буквы пишем. Состоят из букв слова . Знает это он, ты, я. Раз, два, три, четыре, пять- Надо четко всем нам знать. Буквы мы читаем, пишем, Звуки произносим, слышим. Звук от буквы отличай И пятерки получай Раз, два, три, четыре, пять- Это всем нам надо знать. Сочетанье ЖИ и ШИ Пишем только с буквой И. Чаща, роща- здесь ЧА- ЩА Дружит только с буквой А. Щуку я тащу, тащу , И от счастья всем кричу- ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ Все пишите с буквой У. (Проговаривая слова физминутки, дети повторяют за учителем движения) Запомни раз и навсегда, Что гласные Е,Ё,Ю,Я, В начале слова, как всегда Обозначают звука два. Вот в слове ЕЛКА букв четыре, А если звуки посчитать, То их, конечно, не четыре . А в ЕЛКЕ звуков будет пять. И если в слове после гласной Окажутся Е, Ё, Ю, Я. То будет в каждой такой букве Звук не один, а целых два. Нужно слитно написать. «Части слова» На доске записан текст. Прежде чем выполнить физические упражнения, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки. Милым детям нужно _стать, Руки медленно _нять. Пальцы _жать, потом _жать, Так секунду _стоять. Руку плавно _пустить. Всё ещё раз повторить С при – приставкою присесть, С по – приставкою подняться, С под – подпрыгнуть, подмигнуть, С по – приставкой посмеяться. С вы- вытягиваем руки. С о – опустим их опять. Вот и все. Настало время С за – зарядку завершать Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
Рекомендуем посмотреть:
Комплекс минуток — отдыха для начальной школы Космическая физкультминутка для детей 5-6 лет Физминутки для младших школьников Анимационные физминутки для глаз в программе PoverPoint пошагово с фото
Похожие статьи:
Гимнастика для глаз. Упражнения для детей
Доклад «Физкультминутка в ДОУ и её значение»
Физкультминутка в ДОУ и её значение
В последнее время все более широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающие технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно — координаторных систем. Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Физкультминутка — это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей. Комплексы — это упражнения, составленные из разных движений, направленные на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.
Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) — повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение.
Воспитывать детей физически совершенными — значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.
Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.