Знание английского языка дает большое преимущество, открывая перед человеком массу возможностей. Поэтому неудивительно, что многие родители дошкольников озабочены этим вопросом, и, не надеясь на общеобразовательную школу, записывают своих детей на курсы по его изучению. Чем же являются такие занятия для малышей — развлечением или созданием хорошего задела на будущее?
В каком возрасте начинать изучение?
Имеющиеся в истории примеры детей-маугли убедительно иллюстрируют, что научить человека разговаривать можно только в детстве, позже это сделать уже невозможно. В случае с изучением иностранного языка ситуация похожая: чем раньше ребенок начинает его изучение, тем лучше он усваивается — так говорят ученые. С другой стороны, многие родители и педагоги уверены, что нет смысла тратить время и деньги на обучение английскому языку дошкольников, так как в среднем или старшем школьном возрасте дети способны за 1-3 месяца освоить материал в том объеме, на который малыши тратят целый год.
Взвесить «за» и «против» поможет анализ особенностей усвоения иностранного языка детьми и взрослыми в разрезе следующих категорий.
- Фонетика и произношение. Благодаря отличной способности к подражанию, которая осталась у детей после того, как они полностью усвоили фонетическую систему родного языка, дошкольникам легко дается имитация непривычных иностранных звуков. Взрослый, если он не имеет незаурядных способностей, не сможет воспроизвести многие звуки правильно, если фонетическая база не была заложена в детстве.
- Грамматика. Этот раздел иностранного языка осваивается уже при целенаправленном его изучении, поэтому доступен только детям среднего школьного возраста и старше. Дошкольники могут лишь механически запоминать и повторять отдельные фразы.
- Чтение. Способность читать даже короткие тексты на иностранном языке подразумевает хотя бы элементарные знания правил грамматики. Малыши могут читать только отдельные слова или заученные песенки и стихи.
- Словарный запас. Здесь перевес тоже в пользу старшего возраста, так как количество новых слов возрастает по мере изучения различных тем, а для дошкольников их количество ограничено.
Получается, что основное преимущество курсов английского языка для детей дошкольного возраста — создание основы для хорошего произношения. Если ребенок посещает занятия 2 раза в неделю, в лучшем случае он получит приблизительное знакомство с предметом и усвоит звуковую систему. Другое дело — параллельное изучение двух языков, как это бывает в билингвистических семьях. В этом случае оба языка непроизвольно усваиваются ребенком как родные на разговорном уровне, а чтение и письмо развиваются позднее.
Английский язык в 3-4 года
Споры о раннем обучении стары как мир — единого мнения на этот счет не существует. Но общепринятым «стартовым» возрастом можно считать 3 года. Что касается первого знакомства с иностранными языками, то период от 3 до 7 лет считается лучшим для этого временем.
Это связано с тем, что именно в этом возрасте у ребенка развиваются логические формы мышления и произвольное внимание. Формирование последнего приводит к тому, что ребенок начинает прибегать к уже освоенным приемам запоминания информации: повторяет услышанное, пытается осознать запоминаемое в нужной последовательности.
В этот же период интенсивно развивается речь и фонематический слух, расширяется словарный запас и фиксируется в сознании морфологическая система языка, на котором говорят все вокруг.
Некоторые родители отказываются от дошкольного обучения ребенка, чтобы «не лишать его детства», ведь обучение связано с принуждением, рутиной, наказаниями за ошибки. Толстые учебники с пожелтевшими страницами и, никогда не бывавшие в англоязычных странах, учителя — стена между нами и свободным английским. Преодолеть или даже сломать эту стену предстоит нашим детям, юные миллениалы сегодня — это завтрашние билингвисты.
Постепенно страх перед ранним обучением отступает, потому что, кажется, уже не нужно объяснять, что маленького человека можно научить чему угодно, просто с ним играя.
На таком раннем этапе не обязательно отдавать ребенка на специальные курсы. Вы сами сможете прекрасно справиться с первой ступенью освоения английского. К тому же, занятия с родителем исключает стресс-фактор в виде незнакомого места, преподавателя и других детей. Вот как это сделать.
Кстати, занятия английским для детей 7 лет онлайн проходят в комфортной обстановке: ученики могут заниматься хоть у себя дома, хоть у бабушки, хоть на даче. На индивидуальных уроках никто не будет отвлекать ребенка от получения новых знаний, а также не нужны учебники и тетради — только интернет.
Рекомендации по проведению занятий, игры
Несмотря на ограниченные возможности дошкольников в усвоении иностранного языка, многие педагоги отмечают, что дети, занимавшиеся английским в раннем возрасте, легче и успешнее овладевают им в рамках школьной программы. Не последнюю роль в этом играет позитивное отношение к занятиям, сформировавшееся у малышей благодаря игровой форме обучения, к которой они привыкли. Игры на уроках английского языка хороши еще и тем, что они могут носить не только учебный, но и развивающий характер.
Игры с карточками
Наглядно-образное мышление, свойственное детям, делает карточки с написанными на них английскими буквами, словами, изображенными действиями и предметами одним из наиболее востребованных средств обучения на всех его стадиях. Вот лишь несколько примеров.
- «Назови картинку». Эта игра хороша для начинающих: преподаватель показывает детям карточку и называет нарисованное на ней животное, например кошку (cat), а затем передает ее одному из учеников. Ребята по очереди повторяют слово «cat», передавая друг другу картинку. Такое упражнение позволяет всем участникам потренироваться в произношении, а также создает «ситуацию успеха», которую психологи считают очень важной для повышения мотивации к обучению. Со временем эту игру можно усложнять. Например, дети могут говорить не просто «cat», а «this is a cat» – сложность произношения повышается, появляется простейшая грамматическая конструкция.
- «Опиши картинку». На следующем этапе можно дать задание каждому из участников добавить к слову какое-то подходящее по смыслу описание: «little cat», «black cat», «lazy cat» — разумеется, после изучения соответствующих слов.
- «Что пропало?» Нужно закрепить на доске несколько карточек и попросить детей запомнить их, а потом пусть они ненадолго закроют глаза. Ведущий убирает 1-2 картинки, после чего ученики вспоминают и называют исчезнувшие изображения. Эта игра развивает память и внимание.
Стихи и песенки
Один из лучших помощников в работе с дошкольниками — музыка. Она ассоциируется у детей с весельем и укрепляет их симпатию к изучаемому предмету. Простые стихи и песенки легко запоминаются, способствуют пополнению словарного запаса и создают ощущение быстрого результата: рассказывая стишок, малыш как будто уже разговаривает по-английски, а это намного интереснее, чем просто повторять слова или алфавит. Это мотивирует. Кроме того, стихи часто содержат полезную информацию: например, о временах года, днях недели, цветах радуги, цифрах. Бывают песенки с названиями частей тела или каких-то физических действий — их исполнение обязательно нужно сопровождать соответствующими движениями.
Мультфильмы и обучающие видео
Урок в группе дошкольников предполагает чередование нескольких видов деятельности, так как дети не могут концентрироваться на каком-то одном задании больше 10-15 минут. Придумывая для них разнообразные игры, не стоит пренебрегать достижениями технического прогресса: обучающие мультфильмы на английском языке не только порадуют маленьких учеников, но и позволят им закрепить в памяти аутентичное звучание, узнать новые слова и механически запомнить правила употребления грамматических конструкций, суть которых они постигнут через несколько лет в школе. После просмотра видео полезно будет устроить небольшую сценку по его мотивам, используя прозвучавшие в нем фразы и слова.
Игры с угадыванием
Задавать вопросы и делать логические выводы на основании ответов — полезное упражнение для детей, даже если оно проходит на родном языке. Во время занятий английским языком к логическим мыслительным операциям подключается еще и работа памяти. Угадывать можно животных, людей, овощи, фрукты — все в рамках пройденного материала.
В игре можно использовать не только разные группы предметов, но и разные грамматические лица.
- Третье лицо — один из играющих загадывает овощ, а остальные задают ему вопросы: «is it red?», «is it round?», «is it a tomato?» Когда предмет угадан, ведущий дает утвердительный ответ: «Yes, it is a tomato».
- Второе и первое лица: «Are you a tomato?» – «Yes, I am a tomato».
Таким образом дети автоматически запоминают грамматические шаблоны, что способствует развитию их способности говорить на английском языке, а не просто запоминать отдельные слова.
Общие рекомендации, литература
Разнообразить уроки английского языка для малышей можно безгранично. Рисование и раскрашивание, лепка, поделки, песни и танцы, сценки, подвижные и ролевые игры — все это можно и нужно органично включать в занятия. Детям полезно и весело заниматься в группе, но при желании несложно организовать обучение для своего ребенка и самим дома. В этом случае стоит выбрать хороший учебник, на который можно было бы опираться.
Специалисты рекомендуют пользоваться учебниками англоязычных авторов, написанными полностью на английском языке. Среди них есть пособия для начинающих — например, Activity Book for Children издательства Oxford, где в нескольких частях представлена увлекательная раскраска, на которой объекты подписаны определенным цветом. В процессе раскрашивания ребенок будет запоминать названия цветов.
Picture Grammar for Children — еще один учебник на основе картинок. Он предназначен для детей, которые уже прошли начальный уровень. Здесь обучающимся предлагается не только запоминать новые слова, но и учиться их писать, составлять из них предложения, отвечать на вопросы. В легкой и ненавязчивой форме ребенок будет тренировать навыки устной речи, а ведь это именно то, что в первую очередь понимается под владением языком. Есть и отличные русскоязычные учебники и самоучители, например «Английский для малышей» под редакцией Н. А. Бонк (авторы И. А. Шишкова, М. Е. Вербовская). Снабженный интересными аудиоматериалами, он прекрасно подходит для работы с детьми 4-6 лет.
Для домашнего обучения подойдет книга «Английский язык для детей. Большой самоучитель» Сергея Матвеева. Информация в ней подается понятно и подробно, чтобы родители могли легко работать с детьми самостоятельно.
Принимая решение о том, нужно ли обучать английскому языку малыша до 6-7 лет, стоит учитывать, что такие занятия не только принесут ему пользу в рамках подготовки к школе, но и расширят кругозор, помогут чувствовать себя более уверенно в компании сверстников. Не стоит ожидать, что ребенок сразу заговорит по-английски, но то, что заложенные знания ему обязательно пригодятся при изучении языка в более старшем возрасте, несомненно.
Методика Зайцева
Следующая распространенная методика – Николая Зайцева. Подходит как для малышей, так и более старших дошкольников. Для обучения младших детей преподаватель (или родители) дают им специально разработанные кубики со слогами, чтобы из них составлять слова. Т.е. запоминание происходит в игровой и наглядной форме. На следующем уровне тоже используются кубики.
Основная идея – сделать понятным и простым алгоритм построения предложений в английском языке. Для каждого члена предложения есть определенный цвет, и ребенок, запомнив порядок цветов, скажем, для отрицательных предложений, тренируется под диктовку выстраивать слова. Это не простое задание для детей, но его эффективность проверена.
Также в методику входят различные пособия и таблицы, благодаря которым уроки могут без проблем проводить сами родители.