Конспект доминантного музыкального занятия в средней группе «В гостях у доброго мастера»


Волшебная шкатулка

Конспект доминантного музыкального занятия для детей подготовительной группы с использованием музыкально-


дидактических игр.

Музыкальное занятие «Волшебная шкатулка» разработано с целью развития музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.

Обучающие задачи:

закрепить представления о разновидностях танцевального жанра, ритмическом рисунке мазурки и польки; формировать ладотональный и звуковысотный слух.

Развивающие задачи:

развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, умение понимать содержание и характер музыкальных пьес, творческое воображение средствами музыкально-ритмических движений.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь и интерес к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского.

Оборудование:

фортепиано, музыкальный центр, фланелеграф.

Демонстрационный материал:

музыкальная шкатулка; «гармошка» из цветной бумаги; куклы Мажор и Минор, шапочки Мажора и Минора; куб с изображениями музыкальных инструментов; снежинки, бутафорский снежок; схемы фигур танца.

Раздаточный материал: «

гармошки» из бумаги; белые шифоновые шарфики; детские музыкальные инструменты.

Ход занятия

(Дети входят в зал под «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, их внимание привлекают к музыкальной шкатулке.)

Муз. рук.:

Ребята, сегодня я обнаружила эту шкатулку с загадками. Если мы их отгадаем, то шкатулка останется у нас в саду. Без вашей помощи здесь никак не обойтись! Вы согласны помочь?
(Дети выражают согласие.)
Шкатулка не простая, она музыкальная!

Ты, шкатулка, открывайся поскорей.

Постарайся очень-очень, чтобы стало веселей.

Шкатулка наша тайнами и песнями полна,

Секреты музыкальные откроет нам она.

(Педагог открывает шкатулку, из которой звучит музыка, и достаёт сложенную из бумаги «гармошку».)

Муз. рук.:

Эта гармошка может совершать волшебные превращения в зависимости от музыки! Если зазвучит полька, то она превратится в юбочку, если мазурка — в веер, а если зазвучит вальс, то станет бабочкой.
(Педагог демонстрирует превращения «гармошки».)
Давайте попробуем!
(В музыкально-дидактической игре «Гармошка-говорушка» дети выполняют эти превращения под звуки «Детской польки» М.И. Глинки, «Ната-вальса» и «Мазурки» П.И. Чайковского.)
Муз. рук.:

Молодцы! Как вам удалось безошибочно отличить мазурку от польки?

Дети:

У неё свой ритмический рисунок, не такой как у польки.

Муз. рук.:

Давайте, прохлопаем его, чтобы лучше запомнить!
(Проводится игра «Повтори ритм». Дети прохлопывают ритмический рисунок мазурки.)
Теперь прохлопаем ритмический рисунок первой музыкальной фразы польки и выложим его на фланелеграфе.
(Дети прохлопывают ритмический рисунок польки, и один ребёнок выкладывает его значками, обозначающими долгие и короткие звуки.)
Муз. рук.:

Есть ли ещё что в шкатулке?
(Педагог достаёт кукол Мажора и Минора.)
Ребята, кто это? Из какой они сказки?


Дети:

Это Мажор и Минор из «Сказки о музыке».

Муз. рук.:

Подскажите, какой характер у Мажора? Что он любит? Что можно сказать о Миноре?
(Дети отвечают на вопросы.)
Сегодня эти два музыкальных лада появятся у нас на занятии.
(Педагог одевает двум детям шапочки Минора и Мажора.)
Минор:

Ребята, угадайте, из какой зимней сказки эта снежинка?
(Показывает снежинку.)
Какой танец она танцевала со своими подругами?

Муз. рук.:

Ответить Минору поможет снежок. У кого он будет в руках, тот скажет о музыке.
(Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского; дети передают снежок друг другу.)
Дети:

Музыка сказочная, волшебная, стремительная, летящая, волнующая.

Муз. рук.:

Ребята, звуки каких инструментов подходят по звучанию к этой музыке? Посмотрите на куб и выбирайте!
(Дети рассматривают изображения музыкальных и шумовых инструментов на гранях куба.)
Дети:

Подходят колокольчик, треугольник, бубенцы. У них звучание «холодное».

Муз. рук.:

Как интересно смотреть на падающие снежинки! Каждая свой танец исполняет, кружась в воздухе. Давайте, устроим вьюгу! В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь! Вы, девчонки, покружитесь и в снежинки превратитесь! Эй, мальчишки, прыг да скок, превратитесь в ветерок!
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Передай характер музыки движениями». Под муз. П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» девочки с шарфиками импровизируют танец снежинок, мальчики изображают ветер; дети, выбравшие музыкальные инструменты, подыгрывают на них.)
Муз. рук.:

Получился замечательный вальс снежных хлопьев! А теперь вы покружитесь и в ребяток превратитесь.
(Педагог подносит к уху снежинку.)
Зима приходит к нам весёлая, задорная. Дети, снежинка хочет услышать песню. Угадать её вам поможет Мажор.
(При выполнении игрового упражнения «Узнай песню по губам» Мажор поёт без звука, дети угадывают и называют песню «Приходи, зима».)
Муз. рук.:

Только что здесь кружила вьюга, мы её изобразили движениями, а сейчас попробуем передать голосом завывания ветра.
(Дети выполняют фонопедическое упражнение.)
Свистели метели: «У-у-у»
(глиссандо снизу вверх)
; летели снега: «О-о-о»
(глиссандо сверху вниз)
. Стелила постели морозом она: «А-а-а»
(глиссандо сверху вниз)
. Какой же характер у этой зимней песни?
(Дети отвечают.)
Постарайтесь в пении передать характер музыки.
(Дошкольники исполняют песню «Приходи, зима!», муз. Э. Большаковой.)
Мажор:

А теперь самое время играть в снежки и кататься на санках!

Муз. рук.:

Давайте, продолжим разучивать весёлый танец!
(Педагог демонстрирует схемы 3-х элементов 1-й фигуры танца. Дети разучивают танец-игру «Русская зима», муз. Л. Олифирова.)
Муз. рук.:

Ребята, каков характер этой музыки? К какому из ладов его можно отнести: к мажору или к минору?
(Дети отвечают на этот и следующие вопросы.)
Давайте вспомним, какие разновидности танцевального жанра вы знаете? Какие танцы мы слушали сегодня? Музыку какого русского композитора вы старались изобразить движениями? Как считаете, удалось вам это? Ребята, вы справились со всеми заданиями! Музыкальная шкатулка остаётся у нас, а в ней ещё много разных секретов хранится.
(Сюрпризный момент: Мажор и Минор дарятдетям снежинки.)
Светлана Кожедуб, муз. Руководитель

МБДОУ Д/с № 81 «Электроник», г. Новороссийск

Тема моего выступления «Доминантные занятия»

Тема моего выступления «Доминантные занятия».

В структуре доминантного занятия превалирует один из видов музыкальной деятельности. Используется для того, чтобы развить какую-либо музыкальную способность и активизировать ребёнка. Если на доминантном занятии преобладает определённый вид музыкальной деятельности (остальные, вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать её.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели — привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если включить в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит, затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально — ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры — угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах, симфонического оркестра), с помощью аудиозаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности — песенное творчество, творчество в музыкально – ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все в музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал.

Пример Доминантное занятие – пение. Электронная презентация.

Получить текст

Конспект доминантного занятия по слушанию музыки для детей 3-4 лет «Кто сказал «Мяу?»

Галина ОСИПЧУК, музыкальный руководитель ГУО «Ясли-сад № 9 г. Гродно»

Программное задачи: формировать у детей умение различать шумовые и музыкальные звуки, сравнивать и различать высокие и низкие звуки; развивать музыкально-слуховые представления в процессе слушания музыки, воспроизводить голосом звуки легко, напевно; воспитывать интерес к звучащему миру, доброжелательность и взаимоуважение.

Материал и оборудование: игрушки: собачка, петушок, лягушка, пчелка, мышка; стаканчики по количеству детей; листочки из бумаги (по количеству детей); шапочки котов (по количеству детей); звукозаписи: С.Майкапара «Осенью», С.Майкапара «Сказочка», украинская народная мелодия, звуки природы.

Предварительная работа: слушание произведений С.Майкапара.

Звучит фонограмма «Звуки природы». Дети свободно входят в зал.

Музыкальный руководитель (далее – М.Р.). Ребята, что вы слышите? (Ответы детей).

Да, нас встречают звуки природы. Они все одинаковые? (Нет).

М.Р.: Нет, конечно. А какие звуки вы слышите? (Звуки осени).

М.Р.: А почему осени? (Ветер, дождик, птички улетают в теплые края). Правильно.

М.Р.: Ой! Что я слышу? Неужели звуки расшумелись? И даже знаю почему. Потому, что эти звуки шумовые. Они шумят, как и дети, иногда, в группе или на улице.

М.Р.: Ребята, а какие еще бывают звуки? Шумовые и… (Музыкальные).

Да, есть звуки шумовые.Только есть ещё другие.Не шуршания, ни стука –МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки!

М.Р.: Совершенно верно, все время на музыкальных занятиях мы слышим музыкальные звуки. Музыку пишет композитор. С пьесами какого композитора мы познакомились? (Майкапара).

М.Р.: Давайте попробуем совершить чудо. Мы соединим музыкальные и шумовые звуки. Возьмем свои шумовые тучки. Под музыку С.Майкапара «Осенью» окажемся в моей любимой сказке.

Звучит музыка С.Майкапара «Осенью», дети аккомпанируют (бумажный оркестр).

М.Р.: Вот мы и прилетели в гости к собачке. Какая она маленькая, еще совсем щенок. Давайте мы с ним поздороваемся.

Попевка «Здравствуй, Бобик, добрый пес».

М.Р.: Мы же про него песенку знаем.

Песня «Тяв-Тяв!» (муз. В.Герчик, сл. Ю.Разумовского).

М.Р.: А теперь, ребята, послушайте историю, которая произошла с Бобиком на самом деле:

Пообедав, в уголок спать улёгся наш щенок.Под диван засунул хвост, в лапы спрятал мокрый нос. (М.Васильева)

М.Р.: Спит наш щенок, а во сне видит сказочку. Хотите побывать в его сне? А поможет нам музыка композитора Майкапара, которая называется «Сказочка». Слушайте внимательно, не шумите, чтобы не разбудить щенка, двигайтесь бесшумно, иначе сказка закончится.

Слушание – «Сказочка» С.Майкапара (с мыльными пузырями).

М.Р.: Наш щенок заснул. А в это время…

Вдруг над ухом «мяу-мяу» очень громко раздалось.Бобик заглянул под стол, в буфет – никого в квартире нет.Побежал щенок во двор… (М.Васильева)

М.Р.: Ребята, давайте и мы отправимся со Щенком на улицу. (Дети под музыку на носочках подходят к забору, на котором сидит Петушок).

М.Р.: Ребята, посмотрите, кого встретил Бобик на улице. Кто это? Правильно, Петушок.

Бобик спрашивает у Петушка:«Ты мяукал или нет?Дай скорее мне ответ!И сказал Петух Щенку:«Я пою…» (М.Васильева)

М.Р.: Ребята, а как поёт петушок?

Давайте все вместе споём громко: ку-ка-ре-ку!

М.Р.: А наш Щенок пошёл дальше. И мы пойдём с ним.

Дети подходят к пруду. Появляется рыбка.

Щенок: Это ты, рыбка сказала: «Мяу»?

М.Р.: Ребята, рыбка может сказать: «Мяу»? (Нет! Рыбы не разговаривают).

М.Р.: Как же не разговаривают? Они же открывают рот.

Имитационная игра «Маленькие и большие рыбки»Появляется Лягушка.

Лягушка: Ква-а-а! Ква-а-а!

Щенок: Это ты сказала: «Мяу»?

Лягушка: Какой ты глупый, Щенок. Я говорю только: «Ква-а-а! Ква-а-а!»

М.Р.: Бобик расстроился…и вдруг опять услышал: «Мяу!». А на цветочек села…

– Кто, ребята? (Пчелка).

М.Р.: Давайте покажем щенку, как она разговаривает. (Ж-ж-ж-ж!).

Щенок: Бежим скорей отсюда! Сейчас она нас ужалит!

Дети под музыку шагают по залу и подходят к кустам.

М.Р.: И снова наш Бобик услышал, как кто-то сказал: «Мяу!». Посмотрел Щенок и увидел, что в кустах прячется маленькая мышка. (Достаёт мышку).

М.Р.: Ребята, а как мышка пищит? Правильно: пи-пи-пи.

Но наша Мышка живёт не одна, а с мамой. А как мама-мышка пищит?

Игра «Высокие-низкие звуки» (Музыкальный руководитель играет на одном звуке в разных регистрах, а дети должны сказать, кому принадлежит голос).

М.Р.: Мышки – очень шустрые зверьки. Бегают быстро. И так же быстро съедают крупу. Посмотрите, в этих стаканчиках недавно были зернышки, теперь их нет. Давайте с ними поиграем. Опять соединим шумовые и музыкальные звуки, чтобы наша сказка не заканчивалась.

«Оркестр стаканчиков» (украинская народная мелодия)

М.Р.: Ребята, а если здесь живёт Мышка, то рядом, наверное, обязательно живёт… (достаёт Кошку).

Щенок: Ой, кто это? (Кошка).

М.Р.: Правильно, Кошка. Так вот кто сказал: «Мяу». Теперь Бобик знает, кто его разбудил.

Вот она какая. Лапки у нее мягкие, ходит она бесшумно. А котята у нее игривые, хитренькие, любят пошалить, как и все дети. Мы сейчас превратимся в маленьких котят и спрячемся от мамы-кошки.

Танец «Серенькая кошечка» (муз. В.Витлина).

Дети прощаются со Щенком и выходят из зала.

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]