«Дидактические игры для детей дошкольного возраста по изодеятельности»


Конспекты занятий по ИЗО с дошкольниками

Конспект НОД для детей 6-7 лет по теме «Какого цвета радуга»

Автор. Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского творчества, п. Сява.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-7 лет, 1 года обучения по дополнительной образовательной программе кружка «Изостудия». По теме «Какого цвета радуга». Данный конспект урока будет полезен для воспитателей детского сада и учителей 1 класса общеобразовательной школы. Этот конспект познавательного занятия является вводным в дополнительной образовательной программе кружка «Изостудия». Изображения для компьютерного сопровождения занятия педагог может подобрать по своему усмотрению.
Тема занятия «Какого цвета радуга»
Цель: Ознакомление детей с содержанием занятий изобразительного искусства в кружке «ИЗОстудия». Выявление уровня знаний, умений и навыков детей в области изобразительного искусства. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Познакомить с правилами работы на занятии и материалами для занятий изобразительного искусства. • Формировать навыки организации рабочего места и навыки работы кистью и красками. • Научить изображать природное явление без предварительного рисунка. РАЗВИВАЮЩИЕ: • Развивать умение аккуратно рисовать акварельными красками. • Развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира. • Развивать зрительную память у детей и умение изображать по памяти и впечатлению. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: • Воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. • Воспитывать любовь к родной природе и бережное к ней отношение. • Воспитывать дружеские отношения в коллективе, стремление помочь друг другу. Тип занятия: Изучение нового материала. Вид занятия: Практическое занятие с элементами беседы. Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-исследовательский с использованием практического метода. Первый год обучения. Введение в дополнительную образовательную программу. Возраст детей. 6-7 лет. Время занятия. 35 минут. Оборудование: Для педагога: — презентация урока, — выставка рисунков детей, выполненных в разной технике, — магнитофон, кассеты с мелодиями, — гуашь. — Для детей: — альбом, — акварельные краски, — кисточка, — баночка с водой. План занятия. Организационный этап. 1 минута / приветствие/ • Подготовительный этап. 8 минут / сообщение темы, цели и задач/ • Основной этап. 20 минут а/ теоретический. б/ практический. • Итоговый этап. 5 минут / подведение итогов занятия/ • Рефлективный этап. 1 минута /самооценка занятия / Ход занятия 1.Организационный этап. Цель: Организация рабочего места, психологический настрой на предстоящую работу. Приветствие, проверка группы к занятию. 2.Подготовительный этап. Цель: Подготовка детей к восприятию нового материала занятия. Педагог: — Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Сергеевна, я педагог изобразительного искусства. — А теперь вы представьтесь. (дети называют свои имена)
Я очень люблю рисовать Деревья, и птиц, и зверят, Мне нравится думать, мечтать О будущей жизни ребят. Улыбайся, солнышко,нам почаще. Улыбайся, солнышко,нам на счастье.(Слайд 2: рисунки детей)


Педагог: — Посмотрите, сколько детских рисунков на нашей выставке. Как вы думаете дети, нарисовавшие их, любят рисовать? (выставка рисунков, детских поделок), (ответы детей)
Педагог: — Ребята, а вы любите рисовать?
(ответы детей)
Педагог: — На занятиях изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, мастерить различные поделки, учиться изображать все то удивительное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать. Педагог:
Цель занятия: Сегодня мы будем рисовать красивое природное явление — радугу. Освоим первые приемы работы с красками и кисточкой. Будем развивать фантазию, творческое мышление, умение работать в парах и самостоятельно. Педагог: — Ребята, к нам в гости пришел «Веселый карандаш» и сейчас он проведет интересную игру «Портфель художника», вам нужно отгадать принадлежности необходимые для занятий рисованием. Ребята, тот кто знает правильный ответ, поднимите вверх сигнал — цветного карандаша. (Проводится игра «Портфель художника». Педагог загадывает загадки)
-Утром в школу я иду Принадлежности беру. На плечах несу свой дом, А в нем для рисования…. (Альбом)
(слайд 3: после ответов детей на экране появляются картинки отгадок)
— Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (Карандаш) — Свою косичку без опаски, Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка) — Если ей работу дашь — Зря трудился карандаш. (Ластик) — Разноцветные сестрички Заскучали без водицы Дядя длинный и худой Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Краски, кисточка) Педагог: — Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки, а теперь давайте вместе правильно расположим наши принадлежности на рабочем столе. 1.Размещать все принадлежности на рабочем столе следует так, чтобы они не мешали тебе работать. 2.Бумага для рисунка лежит точно перед глазами и ничем не загораживается. 3.Над альбомом помещается вода, коробка с красками. 4.С правой стороны
(у левшей — слева)
располагается карандаш, ластик кисти. Педагог: — Проверьте, правильно ли вы расположили инструменты и материалы для рисования,
(самопроверка детьми по опорному сигналу) (слайд 4)
Педагог: — Ребята, как называются краски, которые используют художники? Дети: Акварель, гуашь, масляные, витражные краски. — Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Разноцветные краски». На ваших столах стоят баночки с гуашью. Назовите цвета красок и скажите, что бы вы раскрасили этим цветом.
На столах у детей стоит баночка с краской (у всех разного цвета). Работа в парах.(слайд 5: на экране изображены краски. После ответа детей появляются рисунки солнышка, облаков, травы и др.)
3. Основной этап. а/ теоретический. Цель: Знакомство детей с природным явлением — радуга, её характерными особенностями. Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Но пройти в них не легко, Те ворота высоко. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот. Не одну, не две, не три, Целых семь ты посмотри. Как ворота эти звать? Можно их нарисовать? (радуга)
(слайд 6: изображение радуги)


Педагог: — Удивительное явление — радуга. Как же она появляется на небе?
(ответы детей, дополнение педагога)
В летний день, когда пройдет теплый дождик, солнечные лучи преломляются в капельках воды. — Как еще называется такой дождик? — Грибной. — Радуга имеет много названий — коромысло, кольцо, мост. Педагог: — Ребята, посмотрите на изображение радуги и назовите все ее цвета, (ответы детей) Педагог: — Цвета радуги всегда располагаются в определенном порядке. Для того чтобы запомнить этот порядок, послушайте считалочку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Педагог: — По начальным буквам каждого слова этой фразы легко запомнить порядок цветов, расположенных в радуге. Назовите их. Дети: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. — Ребята, а сейчас послушайте, какие добрые советы для юных художников даст вам «Веселый карандаш». — Аккуратно смачиваете кисточку в воде, её излишки вытирайте о край баночки, можно использовать тряпочку для промакивания кистей. — Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить её «прическу», а также держать опущенной в воде.
(искривиться волос)
— Каждый раз промывайте кисть, чтобы не пачкать краски, — После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она. не высохла, а акварель, наоборот, не закрывать, дать краскал просохнуть. — Во время рисования сидеть нужно прямо, чтобы острых кончик кисточки не попал в глаз. Педагог: — Наш приятель «Веселый карандаш» приготовил для вас интересную загадку — зарядку.
Физкультминутка. По бумаге я бегу, Всё умею, всё могу: (бег на месте)
Хочешь — домик нарисую,
(встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь — елочку в снегу,
(приседания)
Хочешь — дядю, хочешь — сад.
(повороты в стороны, руки на поясе)
Мне любой ребенок рад!
(прыжки на месте)
б/ практическая Цель: Формирование практических умений и навыков детей при изображении природного явления — радуги. Педагог: — А теперь давайте, все вместе изобразим радугу: — расположите лист по горизонтали; -берем краски, которые нужно заранее смочить водой; -рисуем первую дугообразную линию красным цветом, прижимая весь ворс кисти к бумаге; — все полоски радуги располагайте друг к другу вплотную. / самостоятельная практическая работа детей, сопровождаемая музыкальным оформлением/
(слайд 7)
4. Итоговый этап. Цель: Подведение итогов проделанной работы на занятии. • Игра «Краски радуги» Педагог: Ребята, цвета радуги перемешались. Помогите расставить их в правильном порядке,
(цветные карандаши расставляются детьми у доски в соответствии со спектром радуги)(слайд 8)


• Обобщение материала изученного на занятии. — Чем мы будем заниматься на занятиях изобразительного искусства? — Какие законы юных художников вы запомнили? — Чтобы вы хотели рассказать о нашем занятии друзьям, родителям? • Выставка работ детей и их обсуждение. Педагог: — Ребята, у вас получилась замечательная радуга. Что помогло вам её изобразить? Дети: — Разноцветные краски. 5. Рефлективный этап. Цель: Самооценка эмоционального состояния детей на занятии. Педагог: — Ребята, на столе у вас лежат картинки солнышка и капельки воды, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите солнышко, а если настроение плохое, то покажите капельку воды.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий


Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса


Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу


Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 — 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Домино» Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи , научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманные мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызывать интерес к росписи. Материал. Карточки прямоугольной формы. Разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветам, деталями. Игровые правила. Игрок выкладывает карточки, чтобы изображение какого – либо элемента точно соответствовали такому же изображению другой карточки. Выиграет тот, кто первый выложит все свои карточки. За ход можно выложить только одну карточку.

Ход игры. Принимают участия от двух и более детей. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. «Найди пару» Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи , научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманные мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызывать интерес к росписи. Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части одна с элементами узора, другая –пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образуя пару с рисункам на полосе. Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисункам на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет все элементов на своих карточках. «Лото» Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи , научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманные мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызывать интерес к росписи. Материал. Большие карты с изображением предметов, украшенные какой либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи . Карточки с вариантами элементов узоров. Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. «Разрезная картинка» Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенности, стремления к достижению результат, наблюдательности, творчество, вызывать интерес к предметам декоративного искусства. Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Следующая >

Дидактические игры по изобразительной деятельности в старшей группе

Задание:

Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.

Д/И «Чудесный лес»
Цель:
Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал:

Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.

Цветные карандаши.

Задание:

Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,

полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Д/И «Перевертыши»
Цель:
Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал:
Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание:

Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Д/И «Составь портрет»

Цель:

Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал:
Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.

Задание:

Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.

Определить настроение и нарисовать портрет.

Д/И «Подводный мир»

Цель игры:

Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Материал:

Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.

Задание:

Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Д/И «Нарисуй теплую картинку»

Цель:

Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал:
4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Задание:

Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества оренбургского района Оренбургской области»

«Использование дидактических игр на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с младшими школьниками»

Анциферова Л.В.,

методист ДДТ

Оренбург, 2017

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам

относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К
дополнительным компонентам
: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Дидактическаяиграпохудожественно-эстетическомуразвитию«Сложи радугу».

Цель:закрепитьзнаниеосновныхцветоврадугииучить

образовыватьрадугуиз частей последовательнымицветами.

Дидактическийматериал:листбелогокартонаспунктирнымизображениемрадуги,

цветныеполоски,разрезанные начасти.

Ходигры:Ребенкунужносоставитьрадугуиз предлагаемыхцветныхполосок.

Дидактическая игра «Подбери к каждому предмету цвет»

Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей соотносить предметы с предложенными цветами. Дидактический материал: картинки с предметами определенного цвета, квадраты разных цветов. Ход игры: ребенку предлагается картинка с предметом определенного цвета. Он должен подобрать квадрат такого же цвета, как и предмет.

Дидактическая игра «Волшебный ковер»

Цель: Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), развивать умение подбирать цветовую гамму узора. Дидактический материал: картонные круги, квадраты, полоски разных размеров и цветов, вырезанные декоративные элементы. Ход игры: ребенку предлагается выбрать основу, на которой он будет делать узор, и декоративные элементы для композиции.

Дидактическая игра «Сложи узор из квадратов и кругов»

Цель: развивать внимание, умение анализировать образец, подбирать нужные геометрические фигуры для составления композиции. Дидактический материал: карточки с образцами узоров, выполненные из картона, отдельные детали для составления узоров. Ход игры: ребенку предлагается выбрать картинку с изображением узора, а затем составить такой же.

Украшение сервиза.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.

Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Цель игры: приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.

Задачи: — расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;

— развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;

— украшать предметы по образцу;

— обогащать представления детей о многообразии способов украшения;

— побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

— инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;

— развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;

— формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

Материалы:

— карточки с изображением чайного сервиза;

— отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;

— картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;

— разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).

— ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;

— фишки за правильные ответы.

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения. Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

Дидактическая игра «Чудесный лес»

Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения. Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши. Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Дидактическая игра «Симметричные предметы»

Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах,

знакомство с профессией гончара.

Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси

симметрии.

Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для

продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару

собрать и «склеить» все его изделия.

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народногодекоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Ход игры : Ведущий показывает силуэт изделия народного творчества, а ребёнок подбирает предмет и объясняет почему он её выбрал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]