Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста


Финансовый словарик для малышей

  • Банк — это место, где люди могут совершать разные операции с деньгами.
  • Вклад — деньги, которые принесли в банк и отдали, чтобы они там хранились.
  • Банкомат — устройство, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту.
  • Активы — все, что приносит деньги.
  • Пассивы — то, что забирает деньги.
  • Деньги — это бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине, или сходить в кино. В разных странах – разные деньги.
  • Карточка — полностью называется банковская платежная карточка. Это кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазине, в интернете и многих других местах.
  • Кредит — это деньги, которые человек, если ему на что-то не хватает, может попросить в долг у банка. Например, захотелось купить компьютер, но денег не хватает – банк может дать в долг. Но потом долг банку придется возвращать и платить ему проценты.
  • Купюра или банкнота — так называют бумажные деньги. Купюра или банкнота — это одна бумажка.
  • Денежный поток или прибыль — разница между доходами и расходами за период времени.

В России в настоящее время действуют следующие разновидности монет и купюр:

Дидактические игры по экономике для старших дошкольников с целями

Картотека дидактических игр по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Материал будет полезен воспитателям ДОУ любого типа, реализующим игровую технологию в своей работе.

Игра «Поезд монет и купюр» Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинст-ва монет и купюр. Материал: Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся после-довательности; Ход игры: — К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты) — Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне? — Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета? Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства. — Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинст-ва (1 копейка). Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками? — Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют ку-пюры по вагонам). Игра «Если…, то…» Цель: ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтовар-ный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты; уточ-нить у детей представления о разных видах магазинов. Ход игры: — Ребята, я вам буду говорить предложение, а вы должны будете продолжить это пред-ложение, например, «Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?». • Если пойти в обувной магазин, что там можно купить? • Если пойти в магазин одежды, что мы там купим? • Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим? • Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить? • Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить? Игра «Что где продается?» Цель: учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов. Материал: картинки с изображением товаров разного вида. Ход игры: — Посмотрите, ребята, здесь у нас много товаров, которые можно купить в магазине. В каком магазине вы можете купить эти товары? Рассматриваем с детьми картинки с изображением товаров (хлеб, батон, колбаса, юбка, шампунь, стиральный порошок, зубная паста, кофта, и другие). Вместе с детьми опре-деляем, в каком магазине продается представленный товар.Игра «Дорого – дешево». Цель: учить детей соотносить цену и качество товара. Материал: морфологическая таблица с наименованиями разных видов магазинов и то-варов, продаваемых в них. Красные таблички, обозначающие дорогой товар, синие таблички, обозначающие дешевый товар. Ход игры: — Посмотрите, ребята, у нас здесь лежат различные товары. И у меня есть такие интерес-ные таблички – синяя и красная – синяя табличка обозначает дешевый товар, а красная таблич-ка обозначает дорогой товар. Как вы думаете, какой товар самый дорогой и самый дешевый? Разложите таблички. — Разложите таблички красную возле дорогого товара, а синюю возле дешевого товара. Почему вы так решили? Игра «Магазин» Цель: учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров, прогова-ривать вслух фразу «СТОИТ», «ПЛАЧУ», «СДАЧА». Материал: мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, ценники; деньги на покупку товаров на каждого ребенка, каталоги товаров, ценники. Ход игры: — Ребята, давайте поиграем в магазин. — Что нам для этого нужно? — Правильно товар, повесить на товар ценники, разложить его по полкам. Определяем с детьми цены товаров, пишем ценники, раскладываем товар по полкам. Выбираем продавца или эту роль в начале игры может сыграть сам воспитатель. Требуем от детей следующей последовательности вопросов и ответов:
— Что, Маша, хочешь купить? — Я хочу купить молоко. Оно стоит 12 рублей. Я даю 15 рублей. — Вот вам сдача 3 рубля.
Опрашиваем несколько детей. Затем можно поменять продавца.Игра «Аукцион» Цель: учить детей устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей. Материал: мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, деньги. Ход игры: Всем детям раздаются деньги для приобретения товара.
— Посмотрите, ребята у меня в руках красивый плюшевый Мишка. Кто хочет его купить? — Мишка стоит – 5 рублей. — Кто купит Мишку? -Много желающих купить Мишку, тогда я добавляю цену. Мишка стоит – 6 рублей. У кого есть такая сумма денег?
Далее продаем детям еще несколько игрушек. Можно использовать слово «Стоимость» (Какова стоимость Мишки?), чтобы ввести его в активный словарь ребенка.Подвижная игра «Найди пару» Цель: учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег. Материал: монеты и купюры разного достоинства (по одному набору монет и купюр на каждого ребенка). Ход игры: Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти па-ру по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства. Игра «Что делает?» Цель: Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; за-крепить у детей представления о профессиях. Ход игры: — Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает. Повар – варит кашу; Токарь – изготавливает детали; Врач – лечит людей; Учитель – учит детей; Водитель – водит машину; Продавец – продает продукты и товары; — Какие профессии вы еще знаете? Что люди этих профессий делают? Игра «Кто, где работает?» Цель: учить устанавливать связь места работы и профессии человека. Ход игры: — В милиции работает… — В магазине работает… — На пекарне работает… — В такси работают … — В пожарной части работают… — В школе работают… — В больнице работают… Следует обратить внимание детей на то, что можно назвать не одну профессию, а несколько: В больнице работают врачи, медицинские сестры, уборщицы, гардеробщицы и т.д.Игра «Магазин». Цель: — закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов; — познакомить с правилами поведения в магазине; — практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации; — воспитывать культуру поведения в общественных местах; Материал: Товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров. Ход игры: Вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать 3 детей для работы в самом магазине. Первый ребенок – кассир, сидит на кассе и отбивает чеки. Двое детей выполняют роли продавцов: предлагают детям – покупателям товары, представленные в магазине. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине. Правила поведения. — Придя в магазин, как вы должны себя вести? — Какие правила поведения существуют в общественных местах? • По залу магазина нужно ходить тихо и спокойно. Можно разговаривать вполголоса, советоваться друг с другом. Почему? • В магазине нужно внимательно рассмотреть товары на полках, выбрать понравившийся товар, выяснить его цену, проверить, сколько денег у вас в кошельке, а потом принять решение о покупке. Почему? • При необходимости нужно обратиться за советом, узнать, как можно поль-зоваться выбранной вещью. Предпочтение нужно отдавать качественному товару. По-чему? • Не нужно забывать в разговоре с продавцом и кассиром о таких словах, как «спасибо», «пожалуйста» и др. • В разговоре с продавцом будьте терпеливы, не перебивайте, выслушивайте до конца. • Приняв твердое решение о том, какой товар вы купите и, запомнив его це-ну, отправляйтесь в кассу, оплатите покупку, получите чек. • С чеком подойдите к продавцу, объясните, какую игрушку вы покупаете. • Проверьте еще раз качество приобретенной вещи: нет ли у нее поломок, не испорчен ли внешний вид. Почему? • Вспомните, какими словами нужно поблагодарить продавца. Вопросы помогут детям раскрыть сущность некоторых правил, осознать их важность и необходимость. Воспитатель поясняет детям некоторые правила сам, а некоторые можно попросить пояснить детей.

Рекомендуем посмотреть:

Экономическое воспитание дошкольников Конспект НОД по экономике в старшей группе ДОУ Эссе воспитателя детского сада. Формирования финансовой грамотности у дошкольников Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ

Похожие статьи:

О профессии банковского работника для детей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]