Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практически всё. А достаточно ли они знают о мире финансов? Умеют ли грамотно обращаться с деньгами и защищать их?
Эта статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников и школьников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребёнок, а также получите много полезных материалов по финансовому воспитанию и просвещению.
Содержание:
- Что такое финансовая грамотность?
- Финансовое воспитание детей В чём важность?
- Что должен знать ребёнок?
- Финансово-экономические игры
- 10 лучших книг по финансовой грамотности для детей всех возрастов
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Е. А. Соловьева, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Росинка» г. Ядрина
Нынешние дети начинают приобретать первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях уже с дошкольного возраста. В повседневной жизни малыш сталкивается с теми или иными финансово-экономическими явлениями. Быстро меняющаяся инфраструктура современной жизни диктует необходимость экономического образования населения уже с дошкольного возраста. В целях формирования у детей правильного и грамотного экономического представления, педагогическим коллективом нашего детского сада было решено с воспитанниками старшего дошкольного возраста изучать финансовую грамотность.
В ходе апробации в старшем возрасте детского сада финансового воспитания ключевой задачей стало повышение экономической компетенции дошкольников.
Экономическое воспитание дошкольников осуществлялось на базе дошкольного учреждения в ходе экспериментальной.
Объектом исследования экспериментальной площадки стали учебно-воспитательный процесс, игровая и творческая деятельности, досуги малышей в детском саду.
Цель эксперимента – выявить и повысить экономические представления дошкольников, формирование у воспитанников умений, навыков и компетенций для принятия грамотных финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми организациями.
Задачи эксперимента
- формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий;
- формировать правильное отношение к деньгам, представлений о способах их зарабатывания и разумному использованию;
- формировать элементарные представления о товаре, как продукте и результате человеческой деятельности, его стоимости, ценности;
- развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главные и второстепенные затраты;
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, ответственность, честность, бережливость, экономность и т.д.
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды.
Над экспериментом работала команда педагогов, творческая группа, которая в ходе совещаний, семинаров и консультаций определяла курс по реализации эксперимента. Реализацию эксперимента начали с подготовки методической и программной документации и создания предметно развивающей среды.
Творческой группой педагогов чётко была определена суть экономического образования дошкольников, которая состояла не в организации специального обучения экономике, что потребовало бы дополнительного времени и могло бы привести к перегрузке детей, а в обогащении и концентрации различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Также интегрировалась и обогащалась экономическим содержанием непосредственно образовательная деятельность — по математике, экологии, художественному творчеству и ознакомлению с социальным и предметным миром.
Создание предметно развивающей среды предполагало пополнение развивающей среды настольно-печатными играми «Монополия», «Деньги», «Веселый бизнесмен», «Бизнес лайф», «Менеджер», «Супермаркет»; дидактическими играми «Что такое деньги», «Доходы семьи Чебурашки», «Задачи», «Хранение денег», «Средства передвижения», «Ребусы», «Реклама для магазина Мишки», атрибутикой для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Сбербанк». Родителями воспитанников даже был изготовлен модель банкомата с функцией распечатки чеков, что побуждало интерес детей к изучению финансовых операций.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями, ситуациями и пособиями поспособствовало развитию у них реального экономического мышления, что сделал этот процесс более осознанным и динамичным.
Примерное содержание освоения финансовой грамотности было отражено в 5 основных темах:
- «Моя семья» (семейная экономика)
- «Мир денег» (деньги, цена)
- «Мой город» (производство полезных товаров)
- «Мир товаров» (основы маркетинга)
- «Моя страна» (ресурсы)
В рамках освоения содержания экономического образования в детском саду прошли циклы занимательных занятий «Дети и деньги», «Какие бывают сбережения», «Обязательные платежи», «Товары первой необходимости», «Потребительская корзина», «Что такое налог», «Моя любимая реклама».
Малыши кроме хорошо известных им профессий познакомились ещё с понятиями и профессиями рекламный агент, рекламодатель, банкир, менеджер, налоговый инспектор.
Для воспитанников детского сада совместно с родителями были организованы экскурсии в банк, на почту, в торговый центр, в швейную мастерскую, под хештегом «Приключения будущего финансиста».
Чтения, обсуждения и драматизации сказок с экономическим содержанием использовались для накопления практического опыта и формирования экономико-финансового представления в различных отношениях и бытовых ситуациях малышей. Народные сказки, собравшие вековой социально-экономический опыт народа, использовались для воспитания таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, хозяйственность, бережливость, расчетливость, практичность и другие.
Педагоги с детьми читали, анализировали и драматизировали народные и авторские сказки с экономическим содержанием: «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Колобок», «мужик и медведь», «Как Миша из покупателя превратился в продавца «, «Маленький бизнесмен», «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом», «Купите лук», «Как мишка хотел открыть магазин» и т.д.
В ходе экономического воспитания активизировалось знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах, о купле – продаже, о богатстве и бедности, о бережливости, о добре, Например: «Кончил дело – гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит» и другие.
Также дошкольниками были проведены беседы: «Знакомство с российской национальной валютой» » Как старину проходил товарообмен», «Что такое реклама», «Где и кем работают Ваши родители», «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет», «Кем я хочу стать».
Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний использовались ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры.
Сделать экономику понятной помогали сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаясь» экономике. В ролевых играх моделировались реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Педагогами проводились игры – занятия по темам «Семейный бюджет: «Доход — расход» «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему», дидактические игры «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров». В ходе игр уточнялись и закреплялись предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретались новые элементарные экономические представления.
Дети очень полюбили рекламные игры. Они с интересом учились рекламировать лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества. На занятиях по художественно-изобразительной деятельности малыши учились рисовать и оформлять рекламные вывески.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольники учились решать логические и арифметические задачи, задачи – шутки, которые сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают воображение и логику рассуждений, а также имеют экономическую идею.
Например, задачи мудрого Филина:
- Какие фрукты дешевле, а какие дороже в России: яблоки или ананасы? В Африке? Почему?
- Какие яблоки стоят дороже на рынке: свежие или немного побитые, подгнившие? И почему?
- В селе Простоквашино все любят мороженое. Но как выдумаете, когда на неё больше спроса: зимой или летом?
Педагогами активно создавались ситуации обсуждений на темы: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Откуда поступает товар?», «Где и кем производится товар?».
Также наши малыши принимали участия в конкурсах по «Финансовой грамотности» для дошкольников. В ходе эксперимента был реализован мини-проект «Моя копилка», в рамках которого родители с детьми в ходе совместного прикладного творчества изготовили копилки. В копилки ребята собирали монеты и тем самым учились накапливать сбережения для исполнения своих желаний.
Таким образом, в ходе эксперимента у детей появился интерес к экономической сфере жизни семьи, общества, повысился уровень сформированных экономических представлений, экономические знания и термины дети умело включают в самостоятельные игры, у дошкольников есть понимание первичных и вторичных потребностей.
Также мы отмечаем, что изменилась позиция родителей финансового воспитания дошкольников, у них появилось понимание актуальности и значимости данного направления работы с детьми с малых лет. У родителей вырос интерес к проводимым в группе экономическим конкурсам, мероприятиям и проектам, они начали активное принимать участие в жизни группы.
Экспериментальная работа показала, процесс освоения дошкольниками основ финансовой грамотности имеет успех, дошкольники старшего возраста способны усвоить элементарные экономические понятия в условиях адекватно организованной образовательной среды детского сада.
Следующая > |
Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.
Финансово грамотный человек – это человек, который:
- умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;
- ведет учёт доходов и расходов;
- ориентируется в экономической обстановке страны;
- может распознать признаки финансового мошенничества;
- выполняет свои обязательства налогоплательщика;
- умеет ориентироваться в банковских услугах.
Долгое время считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но опрос, проведённый в 2017 году Национальным агентством финансовых исследований, выявил, что люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в сомнительных денежных операциях. И только 12% опрошенных считают, что обладают достаточным уровнем финансовой осведомлённости.
Поэтому сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами.
Финансовое воспитание детей
В чём важность?
Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки.
Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.
Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.
Что должен знать ребёнок?
Теперь давайте поговорим о том, что должны знать дети о мире денег и финансов. Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.
Первая группа – знания о деньгах:
- какие бывают деньги;
- как можно пользоваться деньгами;
- как правильно считать деньги;
- разумная трата денег;
- как научиться экономить деньги;
- способы защиты денежных средств.
Вторая группа – знания о потребностях:
- какие бывают потребности;
- желания и возможности человека.
Третья группа – знания о товаре:
- знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
- от чего зависит цена товара;
- как определить качество товара.
Четвертая группа – знания о труде:
- какой бывает труд, знакомство с профессиями;
- как определить продукт труда;
- оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;
Пятая группа – знания о бюджете:
- что такое бюджет, из чего он состоит;
- расходы и доходы семьи;
- какие могут быть источники дохода;
- способы экономии бюджета.
Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 «Гнездышко»
Творческий проект:
«Формирование основ финансовой грамотности
у старших дошкольников»
Автор проекта:
воспитатель высшей квалификационной категории
Тагирова Э. А.
Паспорт проекта Объект проекта | Гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям |
Предмет объекта | Финансовая грамотность |
Типпроекта: | Краткосрочный, групповой, творческий |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной к школе группы (6 – 7 лет), воспитатель, родители |
Сроки реализации: | Сентябрь 2022г – декабрь 2022г |
Проблема: | Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. |
Актуальность | В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста. |
Гипотеза | Финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. |
Цель | Разработка и апробацияметодических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. |
Задачи | Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе; Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности. Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. |
Принципы реализации проекта |
|
Этапы реализации проекта | Подготовительный 1. Знакомство с темой проекта 2. Изучение методических материалов, материалов сети Интернет; 3Выявление проблемы; цели, задачи проекта; 4. Подбор методического материала по данной теме; 5. Создание развивающей среды для работы; 6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон. Основной 1. Коммуникативная деятельность 2. Восприятие художественной литературы 3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность 4. Художественно-эстетическая деятельность 5. Игровая и познавательная деятельность 6. Трудовая деятельность 7. Работа с родителями Заключительный Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта. Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов ДОУ. |
Условия реализации | Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателя, родителей, воспитанников. Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, настольно – печатные игры, презентации. Методы и приёмы реализации проекта:
|
Продукты проектной деятельности | Интеллектуально-познавательная игры «Хочу – надо» или «Желания и потребности», «Учимся экономить», «Доход – Расход»; Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; Коллективная работа «Путешествие Денежки»; Совместная выставка детей и родителей: «Финансовая ярмарка»; Методические пособия: «Куда уходят деньги?», «Где хранят деньги?», «Деньги мира». |
Ожидаемые результаты | Для детей: — приобретение новых знаний социально-экономического характера, — приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи — усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения; — получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам; — развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; — применение практических советов в решении конкретных ситуаций; — развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; — развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; — повышение интереса к изучению окружающего мира. Для родителей: Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам. Для педагога: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников. |
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
- Составление поэтапного плана работы проекта;
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
2.Изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
3.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности;
4.Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;
Основной
1. Беседы, истории и сказки, создание игровых ситуаций на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
2. Экскурсии в магазин, музей, библиотеку, почту, к банкомату.
3. Сюжетно — ролевые игры «Банк», «Кафе», «Супермаркет»
4. Игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли — продажи, производства и сбыта готовой продукции.
5. Сказки экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.
6. Экономические ярмарки, аукционы, развлечения.
7. НОД «Что мы знаем о деньгах».
8. НОД «Дом, в котором «живут деньги»
9. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
10. НОД «Путешествие Денежки»
11. Д\и «Что быстрее купят?
12. Просмотр презентаций: «В гостях у сказок», «Деньги мира», «История о Рублике и его друзьях», «Цветик – семицветик».
13. Рисование: «Бюджет семьи», «Куда уходят деньги?»
14. Пословицы и поговорки на тему: «Экономическое воспитание дошкольников;
15. Аппликация на тему: «Друзья Гнома Эконома»;
16. Ручной труд: изготовление товара – мороженое и его реклама.
Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Провести совместно с родителями «Финансовую ярмарку»
Работа с родителями
- Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.
- Консультации, рекомендации, памятки для родителей.
- Анкетирование родителей по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
- Изготовление поделок для «Финансовой ярмарки».
- Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).
Результаты работы:
- Значительно повысился уровень знаний и представлений детей по финансовой грамотности.
- Трансляция фотоотчёта на сайте ДОУ.
- Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активности.
- Повысилась компетентность родителей в вопросах финансовой грамотности.
- Создание методических материалов по данной теме.
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Васин Д. В. Деньги и бизнес для детей. – Москва: Эксмо, 2022. – 128 с: ил.
7. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
9. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
11. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Играем в «Супермаркет»
Учимся считать деньги
Просмотр презентаций по финансовой грамотности
НООД по ФЭМП: «Знакомство с монетами и купюрами»
Игра по финансовой грамотности: «Учимся экономить»
Игра по финансовой грамотности: «Доход – Расход»
Игра по финансовой грамотности: «Хочу – Надо» или «Желания и потребности»
Работа с
родителями
Изучаем банкомат
Скачали: 3 раз(а)
Знакомим дошкольников с миром финансов
Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.
- Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи
Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.
- Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком
Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.
- Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
- Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях
По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.
- Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки
Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.
Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.
Педагоги предлагают использовать следующие финансово-экономические игры:
«Магазин»
Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.
С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.
«Банк»
Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.
Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.
Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях
«Профессии»
Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.
Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.
Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.
«Знакомимся с деньгами»
В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.
Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.
Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры
Библиографическое описание:
Чекина, А. А. Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры / А. А. Чекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (44). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6489/ (дата обращения: 29.01.2022).
В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, денежные средства, деньги, товарно-денежные отношения, игры, игровая деятельность.
На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предъявляет жесткие требования к развитию личности ребенка, к методам развития, воспитания, образования.
Сегодня современное общество запрашивает образованного, умного, финансово грамотного, коммуникабельного, успешного, экономически воспитанного человека. Для того чтобы отвечать современным требованиям жизни с малых лет каждый ребенок должен получать необходимые знания, опыт.
Важное место занимает в развитии и воспитании дошкольника развитие финансовой грамотности. Как известно, дети с рождения знакомятся с экономической составляющей в семье, а именно посещают с родителями магазины, кино, театры, парки, видят, как родители пользуются денежными средствами, как оплачивают счета в банке, знакомятся с рекламой. Все это формирует у ребенка первые представления о финансовой грамотности. Стоит отметить, что многие дети сегодня не знают цену деньгам, требуют покупать дорогие игрушки, с которыми просто не играют, требуют дорогие подарки, не умеют копить деньги, тратят сами деньги на ненужные вещи. А ведь раньше в области образования не был этот вопрос настолько актуальным. Не только дошкольники, но и многие взрослые люди не владеют финансовой грамотностью. С развитием капитализма товарно-денежные отношения приобрели важную роль. И чтобы люди умели грамотно планировать свои финансы, грамотно распоряжаться, достойно жить, не нуждаясь ни в чем, детей необходимо учить этому с младенчества, требуется научить их распоряжаться своими средствами, умело накапливать, и даже вкладывать накопленные средства в развитие различных предприятий и бизнеса. Вся эта деятельность по «общению» с финансами, важна не только для отдельных граждан, но и в целом выгодна государству. Ему /государству/ важно, чтобы любой человек умел зарабатывать и приумножать денежные средства, чтобы мог обеспечить свою семью, организовывать свой бизнес, обеспечивать себя и других людей рабочими местами. С развитием экономики, новых технологий, государству требуется обеспечить в будущем себя финансово грамотными людьми, которые смогут править страной достойно, преувеличивать её богатства, тратить с умом имеющиеся ресурсы, умело вкладывать деньги. Следовательно, сегодня в дошкольных образовательных учреждениях включаются в воспитательный процесс программы по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.
Развитие финансовой грамотности оказывает благоприятное воздействие на дошкольника. Во-первых, жизнь показывает в действительности, какая она есть, во-вторых, развивает экономическое мышление, коммуникабельность, грамотность и, наконец, в-третьих, развивает личность. Стоит подчеркнуть, что в дошкольном возрасте формируются вместе с финансовой грамотностью и желание к познанию, и образованию в течение всей жизни. Вследствие этого все занятия по программе экономического воспитания очень нужны дошкольникам. Такие программы создают мощную базу финансовой культуры, развивают нравственность, нестандартное мышление в сфере финансов [1].
Как уже отметили, обучение финансовой грамотности дошкольников сегодня является абсолютно новым направлением в области дошкольной педагогики. Сегодня это является чуть ли не глобальной социальной проблемой всего человечества. Ведь только финансово грамотный человек сможет обеспечивать себе спокойную жизнь, путешествовать, дать достойное, хорошее образование своим детям, жить в лучшем доме, а не сидеть и ждать от кого-нибудь финансовой поддержки.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте представляет собой воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем [1].
Финансовая грамотность в свою очередь состоит из умения зарабатывать, умения тратить деньги, умения экономить, учитывать, планировать.
Учитывая внедрение финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, стоит безусловно говорить не о полных знаниях, умениях или навыках эффективного пользования денежными средствами. Но данный возраст является базой для заложения ответственности, бережливости, силы воли, которые так нужны для формирования в будущем финансово грамотного человека. Именно данные свойства личности непосредственно воздействуют на успех принимаемых взрослым человеком решений в будущем.
Каждый родитель желает в будущем успех своему ребенку, желают, чтобы и дети жили достойно, в достатке, обеспеченно, поэтому им следует с маленького возраста объяснять детям, что такое деньги, откуда они берутся, как ими пользоваться.
Следовательно, если у дошкольника не формировать правильное представление о деньгах, то в будущем у него образуется свое, неправильное мышление по поводу денег. Дети с детства должны знать, что деньги не достаются просто так, для этого требуется работать, прилагать усилий. Должны знать, откуда берется каждый товар и, что он имеет свою цену. Стоит объяснять, что деньги представляют собой универсальное средство обмена разных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. В свою очередь они бывают бумажные, металлические, железные.
Сегодня деньги имеют особую важность. Они осуществляют такие функций, как:
– во-первых, средство платежей. Благодаря деньгам можно оплатить товар, услугу.
– во-вторых, оценка труда людей. Выдается в виде зарплаты.
– в-третьих, средство создания накоплений [2].
Каждый дошкольник должен понимать, что деньги — это итог трудовой деятельности. За работу родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию, все деньги, которые являются результатом трудовой деятельности, называются доходом, который формирует семейный бюджет. Научить ребенка правилам использования денег очень важно. Даже если работа хорошая и зарплата устраивает, нужно стремиться к большему, формировать «подушку безопасности», пассивный доход. Сегодня особую актуальность начинает приобретать умение инвестировать денежные средства и получение хорошей прибыли с этого направления.
Дошкольник должен понимать, что тратить все заработанные деньги не нужно, потому что требуется для начала делить доходы и накопления: часть тратить на постоянные платежи, например, за услуги ЖКХ, а часть откладывать на какую-нибудь, например, крупную покупку. Умению экономить требуется учиться с малых лет. Ведь именно умение экономить даст возможность откладывать денежные средства и жить спокойно, не подвергая трудностям семейный бюджет.
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы: непосредственно-образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывает интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные практические, игровые задачи. Проводятся экскурсии, беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, сказок, пословиц и поговорок.
Все рассмотренные методы и приемы позволяют образовать финансовую грамотность детей.
Главным приемом развития финансовой грамотности дошкольника является использование игровой деятельности. Игровая деятельность является основным в организации воспитательного процесса дошкольников. Следовательно, использование игр является самым основным, ключевым и результативным приемом обучения.
Основной формой обучения детей является игра. Непосредственно через игры ребенок осваивает и познает мир. Обучение, реализуемое при помощи игр, естественно для дошкольника. Дети дошкольного возраста быстро устают, долго не могут концентрировать внимание, плохо воспринимают информацию, постоянно отвлекаются, бывают неусидчивыми, поэтому воспитательная деятельность, формирование финансовой грамотности основывается на использовании игровой деятельности.
Потребность применения игры в качестве формирования финансовой грамотности детей в дошкольный период определяется рядом причин [2]:
– игровая деятельность, являясь основной в дошкольном возрасте также продолжает иметь свой вес;
– освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет не быстро;
– возрастные особенности детей, которые зависят от недостаточной устойчивости, произвольности внимания, в большинстве случаях непроизвольного развития памяти, существования наглядного типа мышления;
– нехватка мотивации.
Поэтому именно игры дают возможность справиться со всеми трудностями и прийти к результату. Воспитатели в детских садах дают азы финансовой грамотности. Игры для детей дошкольного возраста — возможность постичь взрослую жизнь, моделируя её путём распределения ролей, представляя себя в разных лицах и качествах. Даже самые маленькие дети уже приучаются к счёту через игры по применению числительных: раз хлопок, два хлопка, три, четыре и т. д. Во время проведения гимнастики с детьми также используется счёт: и раз, и два присели, три, четыре — встали, и пять, и шесть подпрыгнули и т. д. Во многих народных сказках используются числительные: трижды дед ходил к морю просить у золотой рыбки себе блага. Семеро козлят проучили злого волка. Многие дети любят играть в магазин, где учатся покупать товары, считать деньги.
Таким образом, используются абсолютно разные игры в воспитательно-образовательном процессе в процессе развития финансовой грамотности. При этом дети даже не осознают, что получают какие-то знания, они настолько бывают увлечёнными, тем самым учатся культуре общения и поведения. Весь комплекс игр включает в себя познавательное и воспитательное содержание, что в свою очередь дает возможность решать задачи по формированию у дошкольников основ экономических знаний.
Литература:
- Морозова О. В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2022. — 50 с.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» — Нефтеюганского района, 2019 г.
Основы финансовой грамотности для школьников
В школьном возрасте ребёнок непосредственно сталкивается с миром денег. Оплачивает обед в столовой и проезд в транспорте, получает карманные деньги. Поэтому важной задачей становится формирование у ребёнка разумного отношения к денежным средствам:
- Заранее обговаривайте с ребёнком сумму карманных денег
Распланируйте, куда и на что они пойдут. Объясните, что если ребёнок купит на эти деньги мороженое, ему не хватит на проезд.
- Проведите беседу о защите денег
Что делать, если в школе кто-то начинает вымогать у ребёнка деньги и как их лучше хранить, чтобы случайно не потерять.
Убедитесь, что никто не угрожает безопасности вашего ребёнка и не вымогает денежные средства в ваше отсутствие. Всегда знайте, где находится школьник, слушайте, что происходит вокруг и быстро связывайтесь, чтобы вовремя помочь с помощью приложения «Где мои дети».
- Чтобы ребёнок научился управлять личными финансами, составьте вместе с ним финансовый план, где будут прописаны все доходы и расходы
Можно начать с плана на месяц, затем – на полгода и год.
- Ребёнок должен знать, что есть товары, которые ему ни в коем случае нельзя покупать, даже если его кто-то об этом попросит
К ним относятся сигареты, алкоголь и курительные смеси.
- Учителя начальных классов советуют не давать ученикам в школу крупные суммы денег, поскольку дети в этом возрасте ещё не умеют бережно относиться к денежным средствам и часто оставляют их без присмотра на видном месте. Например, в открытом кармане рюкзака или на парте.
- Привлекайте сына или дочь к обсуждению семейного бюджета, планированию крупных покупок и отпуска. Вместе обговорите возможные способы экономии и сокращения расходов.
- Сейчас популярными становятся детские банковские карты (СберKids, Tinkoff Junior, детская карта Альфа-Банка и другие)
С помощью такой карты ребёнок может самостоятельно оплатить проезд, питание в столовой и совершить покупку в магазине. При этом все операции по карте контролируются родителями.
Если решили приобрести ребёнку детскую карту, убедитесь, что он умеет ей правильно пользоваться.
Всем родителям, которые задумываются об оформлении такой карты для своего ребёнка, рекомендуем ознакомиться с подробным материалом о нюансах выбора, возможностях и опасностях – Детская банковская карта: стоит ли её оформлять, где и в каком возрасте?
- Не поощряйте хорошую успеваемость ребёнка деньгами. Не устраивайте рыночных отношений там, где место любви и доверию.
- Подарите ребёнку копилку, чтобы он смог откладывать деньги на нужную ему вещь.
- Способствуйте развитию у детей экономического мышления
Решайте проблемные ситуации, играйте в финансовые игры, читайте вместе с ребёнком познавательные истории. А какие материалы помогут вам в этом, вы узнаете в следующем разделе.
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.
Сделайте ребёнку банковскую карту
Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.
Выбирайте более сложные настольные игры
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Полезные материалы для детей и родителей
10 лучших книг по финансовой грамотности для детей всех возрастов:
- Евгения Блискавка. Дети и деньги.
- Бодо Шефер. Пёс по имени Мани.
- Игорь Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика.
- Анна Воронина. Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем.
- Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. Волшебный банкомат.
- Елена Ульева. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей.
- Хайдли Фидлер. Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов.
- Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка.
- Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Финансовые истории для подростков.
- Джерри Бейли, Фелиция Ло. Твои деньги.
5 лучших онлайн игр:
- «Путь к финансовому успеху», (игра от Волгоградского государственного университета) https://pfu.volsu.ru/index.php/site/index
- Финансовая игра Portfolio https://fgramota.org/game/
- Финзнайка https://финзнайка.рф/site/abilities-kids
- Монеткины https://монеткины.рф/
- Финансовый тренажер «CachGo», основанный на игре Роберта Кийосаки «Денежный поток» https://cashgo.ru
5 лучших мультфильмов:
Кадр из мультипликационного сериала «Смешарики», Россия, 2020 год.
- Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
- Серии мультфильма «Фиксики»:
- Деньги;
- Копилка;
- Как делают деньги.
- «Богатый бобрёнок»
- «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
- «Незнайка на Луне»
5 лучших настольных игр:
- Игра для самых маленьких – «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей».
- «Денежный поток» – финансовая игра от Роберта Кийосаки, американского предпринимателя, автора книги «Богатый папа, бедный папа».
- «Монополия» – экономическая игра, получившая большую популярность ещё в 20 веке.
- LikeGame – настольная игра о бизнесе в России. Подходит для старших школьников.
- Тренинг-игра «Не в деньгах счастье». Предназначена для школьников и подростков.
Другие настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Скачайте приложения по финансовой грамотности для детей
При поддержке Министерства финансов РФ разработана игра «Финзнайка» для детей 1–4 классов. Она доступна на Android или IOS. Там можно решать тесты, квесты, кроссворды и загадки на тему бюджета, банков, валюты и бизнеса. Плюс приложения в том, что родители могут зарегистрироваться как наставники и создавать свои задания.
Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.