Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Не секрет, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников большую трудность. А ведь усвоение слоговой структуры слова является одной из главных предпосылок для овладения грамотой. Несформированность навыков слогового анализа и синтеза влечет за собой проявление в период обучения в школе дислексии и дисграфии.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.
Известно, что использование в коррекционной работе игровых приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Слова «учить играя» остаются актуальными и сегодня.
А дидактическая игра — это и метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Представляю вашему вниманию дидактические игры, целью которых является формирование слоговой структуры слова у дошкольников.
«Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи»
На первой линейке изображены цифры от одного до четырех. На второй линейке картинки, в названии которых разное количество слогов.
Вариант 1.
Ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. Затем подбирает соответствующую цифру.
Вариант 2.
Ребенок двигает первую линейку так, чтобы в окошке появилась цифра. Затем ищет слово с соответствующим количеством слогов.
«Построй башню»
Современные детские конструкторы — это безграничный просторn фантазии не только для ребенка, но и для педагога.
Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.
«Лесенка»
По лесенке-чудесенке Сейчас я поднимусь. Все слоги сосчитаю я, Всех выше заберусь.
Логопед: «Помоги человечкам подняться на свои ступеньки».
Дети по картинкам определяют количество слогов в слове. Пальчиками шагают по ступенькам, называя слоги слова, ставят человечка на ступеньку последнего слога, определяют количество слогов в слове.
«Наряди елку»
Дети наряжают елку. Самые большие нижние ветки украшают игрушками с картинками, в названии которых три слога.
Ветки поменьше — двусложными словами. Самые маленькие верхние ветки — односложными словами.
«Помоги Слоговичку»
Отправляемся с ребятами в гости к Слоговичку и помогаем ему собрать двусложные слова — названия игрушек из половинок яиц Киндер Сюрприза.
Каждую игрушку кладем в яйцо с его названием.
«Снеговики»
Лепит с самого утра Детвора снеговика. Снежные шары катает И, смеясь, соединяет.
Логопед предлагает детям слепить снеговиков так, чтобы на них можно было прочитать слова.
«Помоги клоуну собрать слова»
На циферблате часов вместо чисел изображены шары со слогами.
Логопед: «Клоун жонглировал шарами и перепутал все слова. Помогите клоуну собрать слова».
Дети передвигают стрелки часов, соединяя слоги, составляя двусложные слова.
Рябова А.М., учитель-логопед
- Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры
- Коррекционно-логопедическое занятие по преодолению нарушений слоговой структуры слова у учащихся 2 класса общеобразовательной школы
- Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией
- Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР
- Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями
(11 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9
ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 9
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 10
Пропедевтический этап 11
Особенности работы с неговорящими детьми 11
Развитие понимания речи у неговорящих детей 12
Активизация речевого подражания 13
Формирование первых форм слов 15
Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных 17
Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи 18
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 19
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 19
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 21
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 24
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 27
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 29
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 33
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 36
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 39
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 42
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 44
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 47
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 49
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА 50
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 52
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 53
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 54
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 56
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 58
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 60
СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ (ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ) 62
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 64
Приложение 71
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 71
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм. Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки. Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки. Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками. Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике. Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке. Материал: карточки со схемами ритмических рисунков. Ход упражнения: Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке. Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнения на уровне звуков:
- «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
- «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
- Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок) – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. – Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым. – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Материал: мяч. Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги. Материал: палочки. Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пирамидка, кубики, камешки. Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: мяч. Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова. Материал: картинки. Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами. Слова: кот, кошка, котёнок, дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги. Материал: картинки, карточки с цифрами. Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой. Материал: картинки. Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов. Материал: мяч. Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.
Дидактические игры для развития звуко-слогового анализа слов
8.«Сколько звуков услышал?»
Воспитатель выразительно проговаривает вперемешку отдельные звуки и слоги (м, ра, у, ус, мы, к…). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.
9.«Перекличка»
Воспитатель называет вперемешку разные звуки — гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.
10.«Построим дом»
Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук «р». Дети называют: «Крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске.
11.«Поищи слово»
Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове «песок». (Дети делят слова на слоги — пе-сок). Какое же слово спряталось? (Сок).
Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фасоль, король. Дети отыскивают «спрятавшиеся» в них слова.
12.«Диета Карлсона»
Цель: научить находить слова на заданную букву и читать их (если трудно — с помощью воспитателя).
Пособия: 1) игрушка — Карлсон;
2) карточки со словами:
М — молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны;
К — конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.
Ход: Воспитатель: «Карлсон открыл мне сегодня маленький свой секрет. Оказывается, чтобы себя хорошо чувствовать и не очень толстеть, Карлсон будет сидеть на диете — один день он будет, есть продукты, которые начинаются на букву «М», а на следующий день — на букву «К». Так ему посоветовал доктор и также написал продукты, которые ему надо кушать. Но Карлсон ведь не умеет читать. Вот он и прилетел к нам за помощью. Давайте ему поможем найти продукты на букву «М». Кто нашел, тот читает (если трудно, то воспитатель помогает). Диета Карлсона может быть на любую букву.
13.«Цепочка слов»
. Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву.
Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон;
2) игрушка «Петрушка».
Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.
Ход: игра проводится в двух вариантах:
1.Воспитатель: «Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка подниметкарточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет — получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово «барсук», оно кончается на букву «К». Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот).