Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые»
Краткое описание документа:
Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые» Программное содержание: Образовательные задачи: Расширять представления детей о жизни насекомых; уточнять представления о пользе насекомых. Активизировать словарь детей (брюшко, усики). Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида. Развивающие задачи: Развивать связную речь и логическое мышление. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Материалы: Аудиозапись звуков природы; картинки с изображением насекомых. Цветные карандаши, листы бумаги с изображением части насекомого. Ход занятия. — Дети, скажите, какое сейчас время года? — Весна. Уже конец весны. Очень тепло. В это время всё оживает, пробуждается от спячки. Звучит аудиозапись звуков природы. — Дети, как вы думаете, что это за звуки? — Жужжат пчёлы, шмели, жуки, стрекочут кузнечики… — Как их назвать одним словом? — Насекомые. — Посмотрите, какие бывают насекомые (появляются картинки с изображением насекомых на экране). Стихи о насекомых. Жук качался на травинке, Крылья гладкие на спинке. — Всех я знаю на лугу, Познакомить вас могу! Вот кузнечик поскакал, Все росинки расплескал, Виден в зарослях едва – Он зелёный, как трава. Вот две бабочки летят. Рассказать они хотят, Что вчера ещё в траве Жили гусеницы две. Вот трудяга муравей – Всех сильней и здоровей! Он строитель и затейник, Строит в чаще муравейник. Рядом с речкой – стрекоза: Непоседа, егоза. Как весёлый вертолёт, Отправляется в полёт. Добродушно спрятав жало, На цветке пчела жужжала, В шубку тёплую одета. Ей не жарко, хоть и лето. Как у божьей у коровки Крылья – пёстрые обновки. Гладкие, атласные, Яркие, да красные. Беседа об особенностях насекомых. У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья (показывают на картинке части тела насекомых). Пальчиковая игра «Бабочка» Утром солнце засияет – Бабочка с цветка взлетает. Попорхает – утомится, Отдохнёт – опять кружится. Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. Живут бабочки там, где тепло и есть для них пища. Питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Названия некоторых из бабочек связаны с тем, чем питаются их гусеницы. Например, гусеницы Капустницы питаются капустными листьями, Крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету и по размеру. Комары, как и другие насекомые издают жужжащие звуки. Жужжание комара – это взмахивание крылыщками несколько сотен раз в секунду Подвижная игра «Раз, два, три, прилетели комары». Выбираем двоих детей считалочкой которые будут «играющими ребятами». Комар, комар, комаруха. Кусай, кусай возле уха Комар, комар не кусай Беги быстрей удирай! Они встают в оной части зала, а остальные игроки – «комары» бегают по залу врассыпную. «Играющие ребята» проговаривают слова: Раз, два, три, прилетели комары. Стали комары пищать, Не дают нам поиграть. Раз, два, три, надоели комары. Надоели комары. Комара скорей лови! С окончанием слов «играющие ребята» начинают бег с ловлей и увёртыванием. Выбывает из игры, тот кого запятнали. Все знают муравьёв. Это очень трудолюбивые насекомые. Муравьи много трудятся для своей большой муравьиной семьи. Их дом – муравейник. Там тепло и еды хватает на всю зиму. Муравьи питаются другими насекомыми, соками растительных плодов. Известно много видов муравьёв, которые отличаются по цвету, размеру и месту обитания. Пальчиковая игра «Жучок». На спине жучок лежит И жужжит, жужжит, жужжит: «Помогите мне жуку, Встать на лапки не могу!» — Он кричит прохожим. Мы ему поможем. Жук усами шевелит – Нам «спасибо» говорит. Существует много видов жуков. Они живут почти во всех странах, отличаются друг от друга внешним видом, особенностями жизни. Жуки питаются растениями или другими насекомыми. Расскажите каких жуков вы видели, знаете? Физкультминутка. Поднимаем плечики. Прыгайте, кузнечики. Прыг – скок, прыг – скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко Прыгай на носках легко. Скрываясь в густой траве это насекомое даёт о себе знать своеобразным звуком. У кузнечика на крыльях есть особая жилка, которой он водит, как смычком и издаёт стрекочущие звуки. Кузнечики отлично прыгают. Питаются исключительно животной пищей. Пальчиковая игра «Пчёлки» Ай – яй – яй, ой – ой – ой – В улье пчёлок целый рой! Стали пчёлы вылетать – Раз, два, три, четыре, пять. «Ж – ж – ж», — жужжат над головой. Побежим скорей домой! Вы знаете откуда берётся мёд? Его делают пчёлы. Они живут в домиках, которые называют ульями и постоянно работают. У пчелы яркий наряд – жёлтая шубка с чёрными полосками. Почему люди берегут пчёл и разводят их? Физкуль Летит стрекоза, Как горошины глаза. Вниз – вверх, взад – вперёд Как прозрачный самолёт. Влево –вправо, назад – вперёд. Стрекоза – грозный хищник в мире насекомых. Это самое быстролетающее насекомое. Обитает она у воды. А питается мелкими насекомыми, например комарами. Пальчиковая игра «Божья коровка» По цветку ползёт букашка. На ней красная рубашка. Маленькая крошка, На спине горошки. Этот маленький, симпатичный жучок самый настоящий хищник. Они поедают полчища вредных для растений тлей, тем самым помогая людям в садах и огородах. Игра «Кого не стало?» На доске перед детьми картинки всех насекомых. Сначала дети внимательно смотрят на картинки. Затем закрывают глаза. А в это время одну картинку воспитатель убирает. Дети открывают глаза и угадывают, кого не стало. Насекомые – это часть природы. Если они исчезнут с нашей планеты, то погибнут растения, животные, птицы. Все они не могут существовать друг без друга. Их нужно беречь и охранять, но ни в коем случае не убивать. Посмотрите, перед вами лежат рисунки. Что с ними не так? Что забыл дорисовать художник? Исправьте ошибки. (Дети дорисовывают не достающие части насекомых и раскрашивают их).
Познавательная беседа «Какие бывают насекомые»
Познавательная беседа в старшей группе
«Какие бывают насекомые».
Цель:
систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Развивающая среда:
картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие «Насекомые», аудиозапись «Танец бабочек» М. Красева; книга о природе «Чудо на ладони», графическая модель насекомого, пластилин.
ХОД БЕСЕДЫ
Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие «Насекомые», дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.
— Сегодня мы отправляемся в гости к шестиногим друзьям. Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о насекомых)
— Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых? (У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко)
— А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)
— Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?
(С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)
— Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?
(Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик)
— Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше.
— Ребята, а чем питаются насекомые? (Цветочным нектаром, листьями)
— Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза — она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью — тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)
— Потому что они выделяют «молочко», только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.
ФИЗМИНУТКА
Под музыку «Танец бабочек» дети плавно двигаются.
Д/И «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого. Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.
— Как окраска помогает насекомым?
Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
— Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает.
— Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)
Поиграем в игру «ХОРОШО — ПЛОХО».
Много разных насекомых — это хорошо или плохо? (ответы детей)
Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)
Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)
ИТОГ.
О ком мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Дети по выбору лепят насекомое.