Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»
Ирина Васина
Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободной деятельности детей.
Дидактическая игра представляет собой сложное,педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Системы дидактической игры для дошкольников впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори.
Еще в 40-50-е годы прошлого века в отечественной педагогической практике дидактической игре в дошкольном воспитании отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий.
В 1960-70 накапливался опыт использования игры и как средства активизации учебного процесса.
С 1970-80 введение обучения с 6 летнего возраста стимулировало использование дидактической игры в учебно — воспитательном процессе.
Дидактические игры способствуют:
— развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.)
.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления, «Отгадай что задумали» — наблюдательности, внимания.
Игровые правила.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»
По содержанию дидактические игрыподразделяются на следующие виды:
— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме)
;
— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма)
;
— природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы)
;
— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игрытрадиционно подразделяются на три группы:
1. Игры с предметами (игрушками)
.
2. Настольно-печатные игры
3. Словесные игры.
Игры с предметами- В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.Примеры таких игр: «Не ошибись»
,
«Опиши данный предмет»
,
«Что это такое?»
,
«Что сначала, что потом»
и др.
Настольно — печатные игры – устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото «Игрушки»
,
«Посуда»
,
«Одежда»
,
«Растения»
,
«Дикие и домашние животные»
и др., домино. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих,дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. «Кто чем играет»
,
«Составь портрет»
,
«Узнай по описанию»
.
Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.
Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.
Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игр,необходимо соблюдать следующие условия:
• положительный эмоциональный настрой;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
• регулярность;
•принцип системности: от простого к сложному;
• результат для ребенка выступает как состояние потребности, заниматься предложенной деятельностью, а для воспитателя — как уровень достижения детей.
Руководство дидактической игрой включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием)
.
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Организация дидактической игрыпедагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ, у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия, если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами.
В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.
С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, стремиться вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке, уточнение представлений, усвоение названий форм, цвета, величины, пространственных отношений.
Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.
С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.
В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника)
. Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.
У детей в подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознанна и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов.
Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того как он сумеет подобрать эти игры, усложнить задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.
Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста
Совместная деятельность родителей и педагогов — индивидуальные беседы с родителями, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дают более эффективный результат в работе с детьми.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Любая обучающая игра способствует развитию целенаправленного внимания, она содержит задачу и правила действия, которая требует сосредоточенности, но как правило этот аспект выступает как вспомогательный; сопутствующий решению других многообразных задач. Для того, чтобы развить у ребенка определенные качества внимания (устойчивость, целенаправленность и умение управлять им) нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. В развивающих внимание играх целенаправленность, сосредоточенность и устойчивое внимание является главным условием игровых действий с привлекательными предметами и общения детей друг с другом.
В одних случаях необходимо учитывать разные требования задачи. («Раз, два,три – говори!») в других выделять и держать цель действия. («Пальчик», «Прятки с игрушками»), в третьих вовремя переключать внимание («Отзовись, не зевай!», «Поехали коробочки ногами!»), в последних заметить и осознать произведение изменения («Волшебный столик», «Проказы мишки – шалунишки»). Характерным для этих игр является наличие стихотворного текста, который направляет внимание детей, напоминает правила, условия выполнения, которые связаны с управлением вниманием.
Воспитатель – организатор, руководитель и участник игры, дети подражают взрослому, постепенно овладевают игровыми действиями и подготавливаются к самостоятельному их выполнению.
Игры, развивающие речь и мышление.
Мышление, его развитие происходит при условии овладения тремя формами мышления:
Наглядно – действенное
Наглядно – образное
Логическое
Наглядно – действенное развивается в процессе действий с различными предметами, игрушками.
Наглядно – образное, такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах, а так же видеть их соотношение друг с другом и их частей. Ребенок должен научиться действовать с планами, схемами («Пляшущие человечки», «Путешествие человечка по группе», «Путешествие по городу»).
Логическое мышление – уменьшение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. (загадки, головоломки)
Развитие речи и мышления . развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям: отработка артикуляции; расширение активного словаря; развитие связанной речи (умение выразить свою мысль словами), формулирование речевого мышления.
Интонационная выразительность речи развивается в играх («Чудесный сундучок», «Мешочек впусти!»)
Развитие пространственных обозначений и усвоение их словесного обозначения в игре («Зайчик и мишка», «Где спрятался зайчик»), а так же в играх «День рождение куклы Аленушки», «Где мы побывали, что мы повидали» — связь речи и движения – словестное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова конкретным пониманием.
Методические рекомендации «Обучение детей подвижным играм»
Методические рекомендации «Обучение детей подвижным играм» Методические рекомендации «Обучение детей подвижным играм»
Аннотация:
Настоящие методические рекомендации
разработаны на основе общих требований Федерального Государственного образовательного стандарта. В данных
методических рекомендациях представлен обучающий
материал для воспитателей ДОУ, инструкторов по физической культуре, родителей воспитанников. Содержание пособия возможно для изучения, анализа и организации практической работы в ДОУ. Пособие включает необходимую для педагогов и родителей психолого-педагогическую информацию, теоретические и практические работы, перечень
подвижных игр
, примерное перспективное планирование.
ВВЕДЕНИЕ
Первые годы жизни ребенка — самый очаровательный период. Малыш многому учится, начинает говорить, задавать вопросы, наблюдает за окружающими и очень трогательно им подражает. В младшем дошкольном возрасте большую часть времени ребенок занимается предметной деятельностью, но с удовольствием участвует в подвижных играх
и игровых упражнениях двигательного характера.
Игра
занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные
, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо
подвижные игры
, в которых все
играющие
обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Все игры для детей
дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:
подвижные
игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации
детей
, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, хоккей, теннис, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощёнными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры
, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами ещё не доступны малышам. Совсем не проводят с детьми младшего дошкольного возраста спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и
подвижными играми
.
Однако в настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается тенденция увлечения обучения
– все меньше времени остается для игры и свободного общения друг с другом.
Актуальность: Обусловлена отсутствием систематизированной работы в формировании игрового опыта ребенка и неумение педагогов организовать полноценную игру и, как следствие, её жесткая регламентация.
Цель:
Формирование у детей
дошкольного возраста творческих способностей и коммуникативных навыков через создание системного подхода, максимально благоприятных условий, для включения двигательно — игровой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Типы нововведений:
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования;
— в формах, методах
воспитательно – образовательного процесса;
2. По масштабам (объёму преобразований)
:
— частичные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частичных, связанных между собой)
3. По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения)
;
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик
, которые в новом сочетании ранее не применялись
(комбинаторные нововведения)
;
4. По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства.
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение)
;
— ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда – то уже использовавшегося в системе дошкольного образования.
Причины нововведений:
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Подражание другим ДОУ, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
3. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
II. Основная часть
Подвижная игра
– незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребёнка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально — волевых качеств. При проведении
подвижной
игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных
методов
, направленных на формирование личности ребёнка.
Велика роль подвижной
игры в умственном воспитании дошкольников. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение.
2.1 Характеристика подвижных игр
Подвижные игры
Сюжетные игры; Бессюжетные игры; Игровые упражнения;
Игры-забавы. Народные игры
Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей
, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений
играющих
. В сюжетных
играх
, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
В сюжетных играх
обычно основная масса
детей изображает
, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли — волка, лисы, кота. Действия
детей тесно взаимосвязаны
.
В сюжетных играх
дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких
предметов
, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик, ползание, подлезания.
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей
не отвлекают никакие дополнительные сигналы.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей
большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.
Игровые упражнения. В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей
, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.
Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре, особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий, как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.
Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх
выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
Народные игры: Народные подвижные
игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины
, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от
детей
активной умственной деятельности.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
2.2. Подбор и планирование подвижных игр
Подвижные
игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы
детей
, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать
подвижные
игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации
детей
, по сложности согласования движений.
Подвижные
игры должны соответствовать: содержанию игровых действий, правил; возрастным особенностям
детей
, их умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. При подборе игр должен учитываться состав группы
детей
. Часть
детей
в начале года впервые приходит в детский сад. У таких
детей
еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от
детей
, ранее посещавших группы.
Следует учитывать и общее состояние группы.
Планирование подвижных
игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития
детей
, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов
детей
.
2.3. Подготовка к игре
Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов:
1. Предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр
. Необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп.
2. Подготовка к проведению конкретной игры. Здесь необходимо знать, в каких условиях будет проводиться игра
: на участке или в помещении, в групповой комнате или в зале, с каким количеством
детей
. Это поможет воспитателю заранее продумать, как разместить
играющих
на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре, продумать приемы активизации
детей
, использование отдельных пособий, игрушек.
3. Непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра
: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна. При проведении
подвижных
игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних
предметов
, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли! Не следует ограничиваться только групповой площадкой.
4. Непосредственно перед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий.
2.4. Руководство подвижной игрой
Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры
, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Это характерно для всего периода младшего дошкольного детства.
При проведении подвижной
игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений
детей
. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать
детей
действовать в коллективе в соответствии с правилами игры.
Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.)
. Малыши с удовольствием
играют
, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в
играх
и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, — низким голосом, несколько грубее. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.
Объяснение сюжетных игр детям младшего дошкольного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре.
Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не. могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры.
В процессе подвижной
игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями
детей
, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства
детей
, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить
детей
на более спокойную деятельность.
Непременным условием правильного руководства деятельностью детей
является индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка. Главное — вовлечь
детей
в активную и полезную для них деятельность, и эта цель достигнута: дети упражняются в ползании, подчиняясь при выполнении задания определенному правилу.
В любой группе детского сада всегда есть чересчур активные дети, у которых наблюдается частая смена видов двигательной деятельности. Ребенок не сидит на месте ни минуты: он то бежит за мячом, то берет его в руки и тут же бросает на пол, то залезает на стул, а потом начинает бегать по комнате без всякой цели. Такие беспорядочные, нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. В таких случаях воспитателю целесообразно переключить внимание детей
на более спокойное занятие, игру.
2.5. Создание условий для проведения игр
Для проведения подвижных
игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть установлено как на участке (на групповых площадках, так и в групповых комнатах. Оно широко применяется при проведении организованных физкультурных занятий и
подвижных игр
, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность
детей
.
2.6. Методика проведения подвижных игр
Методика проведения подвижной
игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении
детей
. Необходимо определить
(подчас по отдельным штрихам)
реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.
Методика проведения подвижной игры детей
дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками.
Обязательным условием успешного проведения подвижных
игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
2.7. Методические рекомендации по организации подвижных игр для педагогов
.
При назначении игр необходимо учитывать возраст детей
, их здоровье, уровень физического и умственного развития
детей
, интересы, пожелания самих
детей
.
При определении величины нагрузки подвижной
игры нужно учитывать не только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.
Нельзя допускать большое число участников игры в группе ослабленных и маленьких детей
. Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.
Не рекомендуется подводить итоги соревнования
, эстафет непосредственно после их окончания из-за резкой смены возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка статическим
(во время объяснения педагогом)
. Поэтому по окончании соревнований, перед
подведением итогов рекомендуется
проводить с детьми игры малой
подвижности или упражнения
, направленные на релаксацию организма.
Необходимо поощрять правильность осанки детей
, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.
При распределении роли в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей
. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких
детей надо отмечать
, тем самым, придавая им бодрость и уверенность в своих силах.
Необходимо правильно оценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре.
Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного внимания детей
, или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировки одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению ребенка.
Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом. Объясняя результаты, мотивируйте их.
Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.
2.8. Методические рекомендации по организации подвижных игр для родителей
.
Дети дошкольного возраста очень подвижны
. Их движения быстры, разнообразны, и эту особенность надо использовать.
Детей
нужно приучать к ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанью, тренировать у них чувство равновесия.
В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно
.
Взрослым следует руководить играми детей
дошкольного возраста. Желательно, чтобы и родители сами принимали участие и игре
детей в домашних условиях
. Для поддержания интереса у ребенка следует, со временем, усложнять игру, менять игрушки.
Подвижные
игры просто необходимы нашим малышам – они благотворно влияют на вестибулярный аппарат, развивают координацию, укрепляют сердечно – сосудистую систему, развивают у ребенка концентрацию и внимание. … Это только основные плюсы, лежащие на поверхности, не говоря уж о той радости, которую вы доставите малышу. Не забывайте –
«ДВИЖЕНИЕ ЭТО ЖИЗНЬ»
.
2.9. Дозировка нагрузки в процессе игры
Обязанность воспитателя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру
, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей
подвижности детей
.
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха»
для
детей в играх
с непрерывными действиями и т. д.
Конечно же, при проведении подвижных
игр воспитателю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Немаловажный фактор при выборе дозировки
подвижной
игры — это характер предшествующей деятельности и настроение
детей
.
Интенсивные игры следует чередовать с менее интенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих
возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя
играющие
еще не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все
играющие
получали приблизительно одинаковую нагрузку. Водящего
рекомендуется
время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось
«отыграться»
. Удалять из игры
проигравших (если это требуется правилами игры)
можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки.
Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.
3. Исследование игровой деятельности.
Исследование игровой деятельности детей
дошкольного возраста состоит из трех блоков. Первый блок включает
методики
диагностики физического, интеллектуального развития в ходе игры. Второй — состоит из описания игровых ситуаций, вопросов и решений. Третий – это система тестов с различным уровнем трудности. Исследование осуществляется посредством решения следующих задач:
Раскрытие диагностических функций подвижных
игр и игр с правилами для физического и интеллектуального развития
детей
.
Вывод: Через подвижные игры у детей
развиваются сила и ловкость, быстрота и выносливость, координация движений и быстрота реакции, воспитание доброты и взаимовыручки, чувства товарищества, коллективизма. Улучшается качество усвоения детьми программного материала по физической культуре.
III. Заключение
Игра
является одним из важнейших средств физического воспитания
детей
. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью
подвижных
игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Подвижные
игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
В результате систематического проведения подвижных
игр и правильного руководства ими можно воспитать у
детей
важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё поведения.
Руководствуясь данными методическими рекомендациями
, воспитатели смогут полностью раскрыть свои творческие способности. Повышение уровня профессионального мастерства каждого воспитателя, умение анализировать свою работу, творчески подходить к выбору
методов воспитания
, естественно, улучшит воспитательно-образовательную деятельность дошкольных учреждений. На пятачке игры пересекаются многие педагогические проблемы. Это взаимоотношение воспитателя и
детей
, личности и коллектива, дисциплина, эмоциональная атмосфера, интерес к конкретному делу и к творческой деятельности вообще. Хотите решить эти проблемы? Давайте
играть
!