Беседа для подростков в школе. Правовое воспитание


Примерное планирование по теме «Правовое воспитание»; 1-4 классы

Голева Марина Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода

Максимова Маргарита Вячеславовна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода

Актуальность
проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Цель данной работы – показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе гимназии по формированию правового сознания младших школьников. Задачи: • обосновать задачи правового воспитания; • показать эффективные формы правового воспитания младших школьников.

Педагогические основы правового воспитания в образовательном учреждении

Наша гимназия работает по программе правового воспитания «Истоки», разработанной в соответствии с требованиями концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:

  • участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;
  • расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.

Основными задачами программы являются:

  • Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.
  • Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.
  • Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
  • Содействие социализации учащихся.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
  • Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
  • Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.

Принципы организации работы

на занятиях и вне занятий с детьми

  • контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
  • систематичность и последовательность
  • коллективный анализ и оценка
  • личный пример
  • открытый диалог
  • открытый диалог
  • свобода выбора
  • стимулирование
  • сотрудничество
  • увлечение
  • доверие

Основные направления работы по правовому воспитанию

I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов

  • Закона РФ «Об образовании»,
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Конвенции ООН «О правах ребенка»,
  • Семейного кодекса РФ.

II. Работа с учащимися. Включает в себя:

  • Индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
  • Классные часы о нравственном воспитании,
  • Классные часы правовой направленности,
  • Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги,
  • Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).

III.

Организация взаимодействия классного руководителя с социальным педагогом, педсоветом. Встречи с работниками МВД.

IV.

Наглядная агитация. Включает в себя

1. Выставки тематической литературы:

  • «Права человека и права ребенка»,
  • «Предупреждение вредных привычек».

2. Оформление тематических стендов:

  • «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
  • «Телефон доверия»

3. Конкурсы плакатов:

  • «Я не курю – и мне это нравится!»
  • «Вредным привычкам – НЕТ!»

V.

Работа с родителями. Включает в себя

  • Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам
  • Проведение анкет-опросов среди родителей.
  • Открытые показы образовательного процесса
  • Проведение совместных мероприятий
  • Индивидуальное консультирование специалистов.

Примерное программное содержание по правовому воспитанию

Классы Содержательные линии
1 Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья.
2 Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья – мое богатство.
3 Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты.
4 Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Патриотизм. Семейное древо. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.

Система мониторинга качества включает в себя:

  • педагогическое наблюдение;
  • использование методов специальной диагностики;
  • тестирование;
  • микроисследования.

Ожидаемые результаты
целенаправленного правового воспитания:
должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

— активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

— формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

— позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

— обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

— пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Критерии отслеживания результатов программы

  • отношения детей в коллективе;
  • самооценка школьника;
  • мотивация поступков;
  • адаптация к школе;
  • психологическая зрелость;
  • притязания;
  • тревожность;
  • творческая активность;
  • агрессивность;
  • общение;
  • взаимодействие.

Реализация программы:

Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».

Первые полтора года работы по проекту правового воспитания показали высокий интерес детей и родителей к данной теме.

Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что более 70% детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.

Список ресурсов

  1. https://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm
  2. Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 — С. 144.
  3. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992
  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
  1. Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]