Лэпбук по историческому краеведению
ЛЭПБУК «НАШ КРАЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
В 2022 году наша страна празднует 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне
. Прошло и проходит множество мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы. Мы тоже не могли пройти мимо этой темы — сделали
лэпбук о войне
.
Немного поясним, что такое лэпбук. Пришёл лэпбукинг к нам из Америки
. В дословном переводе с английского «
Лэпбук
» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга).
Лэпбук
тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые можно доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению.
Лэпбук «Наш край в годы ВОВ» — это продукт исследовательской деятельности учащихся старших классов для использования в начальном и среднем звене.
Актуальность проекта:
тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен любому возрасту.
Почему мы выбрали форму — лэпбук?
1. Малыши знают некоторые факты о ВОВ. Но об участии нашего края в этих событиях, не знают даже многие старшеклассники. Мы посчитали ,что Лэпбук поможет ребятам по их желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал.
2. В любое удобное время можно просто открыть наш лэпбук и найти для себя интересующий кармашек.
3. Лэпбук мы можем использовать в минигруппах и индивидуально.
В наш лэпбук входит 10 развивающих кармашков:
1. Мини-книжка «Памятники ВОВ в нашем городе и районе»
2. Кармашек с карточками «Герои Советского Союза земли Шуйской»
3. Конверт «Шуя-фронту» — оригами
4. Открытки-поздравления ветеранам
5. Конверт «Награды наших героев»- представлена информация о самых известных наградах, присуждаемых во время Отечественной войны
.
6. Кармашек «Раскраски»
7. Кармашек «Техника ВОВ»
8. Кармашек «Награды ВОВ».
9. Кармашек «Улицы Героев»
Такой лэпбук может сделать каждый из вас. Дадим несколько советов.
План
После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Макет
Следующий этап самый интересный .Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
- Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, а можно сделать своими руками.
- Обычная бумага.
- Ножницы.
- Клей-карандаш для бумаги.
- Степлер.
- Скотч.
В соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места.
Заключение
Мы родились в счастливое, мирное время, но о войне слышали много. Ведь эта беда не обошла стороной и наших родных.
Мы очень гордимся подвигами, силой и мужеством дорогих людей — своими прадедушками и прабабушками! Мы все помним и очень любим их. И будем помнить всегда. Светлая им память! Каждый год, девятого мая, мы ходим на торжественный парад и возлагаем цветы у Вечного огня, мысленно говоря: «Спасибо всем Вам, кто подарил нам мир. Вечная Вам память»!
Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается передать тот надрыв, ту боль, что пережил народ в то страшное время.
Ведь у кого-то прабабушка рыла окопы, у кого-то — родственники в эвакуации, в тылу работали для фронта. А может в блокадном Ленинграде переживали бомбёжки и падали в голодные обмороки, и хоронили своих близких. Кто-то был в концлагере, а кто-то ухаживал за ранеными и стирал одежду для бойцов. У кого-то родственники тушили зажигалки на крышах городов и разносили треугольники — фронтового письма. Чьи-то деды, в боях на фронте, проливали кровь за Родину, а чьи-то были в партизанах и боролись в тылу врага за наше будущее.
Да почти каждою семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!
Набатом звучат слова Роберта Рождественского, обращённые ко всему человечеству: «Люди!!!
Пока сердца стучаться,-
Помните!!!
Какой ценой
Завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!!!»
Не должны уйти из памяти человеческой страницы истории, которая написана слезами и кровью миллионов людей, сражавшихся против захватчиков.
В ходе работы над исследованием на примере нашего края мы узнали много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы. Мы считаем, что наш проект – лэпбук «Наш край в годы ВОВ» можно использовать на уроках Мужества, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.
«Использование лэпбука при ознакомлении дошкольников с родным краем»
«Использование лэпбука при ознакомлении дошкольников
с родным краем»
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное и незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый, и дети.
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук — это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.
Что такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book — книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые
Лэпбук «Мой Пермский край»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Платошинский детский сад «Солнышко»
Лэпбук на тему: «Мой Пермский край»
Автор-составитель: Медведева Елена Николаевна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Платошинский детский сад «Солнышко»
Лэпбук на тему: «Мой Пермский край»
Автор-составитель: Медведева Елена Николаевна
воспитатель
Цель:
развитие связной речи детей с помощью дидактического пособия лэпбук «Мой Пермский край».
Задачи:
- Развивать связную речь у детей.
- Формировать представления детей о своей малой Родине.
Лэпбук «Мой Пермский край» — это самодельная папка с кармашками, блокнотами, гармошками, конвертами, подвижными деталями которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
На первой странице, она называется «Города Пермского края», расположены:
- Конверт «Города Пермского края», в конверте фото наиболее известных городов Пермского края, интересные факты о них.
- Блокнот «Гербы городов Пермского края» с иллюстрациями гербов наиболее известных городов,
- Гармошка «Пословицы родного края»,
- Конверт «Это интересно», здесь находится информация о самых интересных местах Пермского края.
- Кармашек «Пазлы «Родной город», в котором расположено изображение символа города Перми и набор пазлов.
Вторая страница называется «Гордость нашего края» на ней расположены:
- Четыре конверта на тему: «Известные люди Пермского края», «Чем славится Пермский край», «Полезные ископаемые», «Самые необычные памятники Пермского края» с изображением и их описанием,
Третья страница называется «Животный мир», на ней размещаются:
- Конверт «Красная книга Пермского края», где находятся карточки с изображением животных, птиц, рыб занесенных в книгу.
- Секретик «Загадки о животных».
- Гармошка «Классификация животных».
- Конверт «Творческое задание», целью которого является развитие связной речи (пересказ, беседа, чтение).
- Игра Мемори, целью которой является закрепление знаний внешнего вида и названий животных, птиц, рыб Пермского края; умение различать и сравнивать картинки между собой, правильно их называть; развитие памяти, способности концентрировать внимание.
Четвертая страница называется: «Растительный мир», на ней расположены:
- Три конверта с иллюстрациями на тему: «Деревья», «Травы», «Грибы»;
- Конверт на тему: «Раскрась растение»,
- Конверт «Рассказ по картине».
Также в лэпбуке есть приложение в которое вложены мнемотаблицы, которые помогают составить описательные рассказы («Расскажи о животном», «Расскажи о растениях», «Расскажи о птицах», «Расскажи о насекомых»). Дидактические игры: «Словесная игра «Почемучки», «Пьедестал учета», «Герб города», «Четвертый лишний», «Животные нашего края» — которые направлены для развития связной речи, а также помогают закрепить знание того материал который собран в папке.
7
Лэпбук как разновидность проектной деятельности «Мой Алтай многоликий»
- 5 декабря 2016
Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»
Номинация «Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения»
Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки (лэпбука) для закрепления знаний у детей о своей малой родине – Республике Алтай.
Задачи:
1) изучить и подобрать материал по теме «Знакомство с Республикой Алтай»; 2) изготовить схемы, кармашки, сюжетные картинки, фото; 3) расширять представления детей о родной республике, знать местонахождение районов, гор, рек, озёр; 4) формировать представления о Родине, наполнив его значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием, познакомить с символикой России и Республики Алтай; 5) закреплять знания о достопримечательностях нашей республики, природой и её богатством; 6) вызвать интерес к жизни людей, растительного и животного мира; 7) воспитывать уважение к традициям своего и других народов; организовать мастер-классы по изготовлению лэпбуков с родителями.
Этапы работы над лэпбуком:
- на подготовительном этапе изучили материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», из сайта «Это интересно!» (tavika.ru);
- основной этап – это создание лэпбука «Мой Алтай многоликий», который состоит из 10 развивающих элементов.
- на заключительном этапе планируем организовать выставку лэпбуков – совместных работ воспитателей, родителей и детей по различным темам: «Лазарь Васильевич Кокышев – два пути: творческий и жизненный!», «Виды алтайских национальных жилищ», «Алтайские сказки», «Г.И.Чорос- Гуркин – художник Алтая» и т.д.
В интерактивной тематической папке «Мой Алтай многоликий», которую мы вместе с детьми сделали, будут хранится материалы занятий о своей Республике Алтай. Эта папка состоит из 10 развивающих элементов:
1. Конверт в виде гор – дидактическая игра «Символика Республика Алтай». Здесь находятся игры «Собери картинку» (из частей составь целое) для младших дошкольников, а для старшего возраста – анализ цвета и изображения на символах, а также «Умные полоски».
2. Мини-книжка «Алтайские пословицы и поговорки, народные загадки» на отгадывание загадок по темам «Природа и природные явления», «Растения», «Мир животных», «Домашние животные», «Человек и его быт», «Родина. Народ» и др. Она предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами-картинками (загадки и пословицы пополняются по мере знакомства с данной темой ).
3. Фигурный конвертик «Районы Республики Алтай», карточки помещены в конверте. Дети должны знать районы республики. Чем славится тот или иной район. Также находится карта республики, сложенная вчетверо (ребёнок разворачивает её при выполнении задания).
В середине лэпбука находится зелёный фон, символизирующий растительность и богатство республики.
4. Книжка-гармошка «Животные Республики Алтай». Служит для обогащения знаний ребёнка об окружающей природе своей республики, в том числе о животных и их среде обитания, редких животных, занесенных в Красную книгу.
5.«Природа Республики Алтай» представлена в виде обычной красочной книжки и фигурного конвертика – цветка, в которых находятся сюжетные картинки гор, озёр и рек, фотографии, где дети закрепляют знания и проявляют восхищение красотой окружающего мира.
6. Фигурная книжка «Писатели, художники, поэты, сказители Республики Алтай». Дети рассказывают о знаменитых людях республики, называют их произведения, гордятся за них.
7. Конвертик «Столица Республики Алтай – г. Горно-Алтайск», в который помещены фотографии старого и современного города Горно-Алтайска – столицы Республики Алтай. Дети сравнивают как изменился город, называют достопримечательности.
8. Развивающий элемент «Алтайский орнамент» поможет ребёнку не только правильно называть узоры, но и подготовиться к письму. Дети по образцу рисуют узоры.
9. Прозрачный конверт «Составь рассказ по картине» нацелен на закрепление составления описательных рассказов по репродукции картины алтайских художников.
10. Творческое задание «Раскрась-ка и расскажи» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных.
В нашей маленькой книжке-раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и, главное, – совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать-поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Результативность использования лэпбука:
1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников. Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы, поездки)
- техническую (фото, видео, рисунки)
- познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)
2. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
3. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В результате использования лэпбука у детей формируется:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук по теме «Мой Алтай многоликий» – это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о Республике Алтай.
Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка не только в дошкольном возрасте, но и на этапе школьного обучения.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Лэпбук «Мой Алтай многоликий»
Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель,детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ», Республика Алтай, С.Паспаул.