ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Задачи. Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями;
- Умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно – схематическую модель; относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам; доказательно строить суждения;
- Познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Предварительная работа. Занятие завершает цикл совместной деятельности педагога с детьми по накоплению конкретных представлений о птицах.
Ход занятия
1 часть
На фланелеграфе выставляются картинки с изображением разных птиц.
Жалейкин (игровой персонаж). Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?
Воспитатель. Почему ты так решил?
Жалейкин. Да потому, что у них крылья и ноги.
Воспитатель. Прав Жалейкин? Кто изображен на картинках? (Птицы.)
Жалейкин. А как вы узнаете птиц? Научите и меня.
Воспитатель. Ребята, давайте научим Жалейкина узнавать птиц и не путать их с другими животными.
2 часть
Воспитатель. Будем учить Жалейкина узнавать птиц. Какие птицы изображены на картинках? (Жалейкин называет неправильно, дети его исправляют.)
Жалейкин. Ой, какие они все разные!
Воспитатель. Чем птицы не похожи? Чем они различаются? (Дети отвечают, кто что думает.)
Жалейкин. Ничего не понял, все сразу говорили.
Воспитатель. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про ноги. Почему у птиц разные ноги? (Живут в разных местах.)
(Выставляет картинки разных сред обитания. Задание: подобрать картинки с птицами к их местам обитания.)
Жалейкин. Я знаю! (Путает, ставит картинки неправильно, дети его исправляют.)
Воспитатель. Почему у цапли такие длинные ноги? (Живет на болоте.) Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих у болота). Почему у пеликана ноги с перепонками? (Живет в воде, плавает.) Птицы, которые живут у воды и плавают, должны иметь ноги с перепонками. Поставим картинку (модель ног плавающих птиц).
Воспитатель. Почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками? (Живет на деревьях, цепляется за ветки.) птицы, которые живут на деревьях, должны иметь такие ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих в условиях наземной среды, на деревьях).
Воспитатель. Что еще у птиц разного? (Клювы.) Почему у птиц клювы разные? (Едят разную пищу.) Задание: подобрать картинки с птицами к картинкам с соответствующей пищей. (Жалейкин путает, дети его исправляют.)
Воспитатель. Для чего пеликану такой большой клюв? (Он питается рыбой.) Поставим картинку (модель клюва). Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему? (Достает еду из–под коры дерева.) Поставим картинку (модель клюва). Почему у попугая и клеста такие крепкие, загнутые клювы? (Расщелкивают клювом семечки.) Поставим картинку (модель клюва).
Воспитатель. Что еще разного у птиц? (Цвет. У всех птиц перья разного цвета.) Какого цвета перья у птиц? Поставим картинки (разный цвет перьев).
Воспитатель. Птицы умеют не только плавать и ходить по земле, но и летать. Что им помогает это делать? (Крылья.) Крылья у всех разные – большие и маленькие. Поставим картинки (разные крылья).
Жалейкин. Они все такие разные, почему вы их называете одним словом – птицы?
Воспитатель. Чем же похожи все птицы? Картинки вам в этом помогут. Ноги у всех птиц разные, но у всех их по две. Крылья у всех птиц разные, но у всех два крыла. Клювы у всех разные – но у всех птиц есть клюв. Перья разного цвета – но у всех тело покрыто перьями. (Выставляются модели «птицы» по мере выявления общих признаков птиц.)
Воспитатель. Как же мы отличим птиц от других животных? (Дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы.)
Жалейкин. Я все понял, теперь запросто узнаю птиц. Сейчас найду. (Находит бабочку.)
Воспитатель. Прав Жалейкин? (Нет.)
Жалейкин. Почему бабочка – это не птица? (Нет перьев, шесть ног, четыре крыла.)
Жалейкин. Я нашел птицу. (Находит самолет.)
Воспитатель. Правильно Жалейкин нашел птицу? (Нет.) Чем похож самолет на птицу? Почему самолет – не птица? (Дети исправляют, воспитатель обобщает: чтобы сказать о ком-то, что это птица, нужно чтобы сразу было все: и две ноги, и два крыла, и перья и клюв.)
3 часть
Воспитатель. Давайте поможем Жалейкину найти птиц. (На столе разложены картинки с изображением разных животных и предметов.) Каждый из вас найдет птицу и расскажет Жалейкину, как это узнал. (Дети объясняют Жалейкину, как они узнали птиц, и он тоже правильно выбирает картинку с птицей.)
Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна. МБДОУ Детский сад №296, г.Уфа, Республика Башкортостан
Следующая > |
Структура занятия – беседы
Материал по МДК.03.02.
«Теория и методика развития речи у детей» предназначен студентам 4 курса
Заочной формы обучения специальности
Дошкольное образование.
Преподаватель: Юшманова Е.Г.
- Беседа — метод развития диалогической речи.
- Значение беседы.
- Классификация бесед.
- Подготовка к беседе воспитателя и детей.
- Структура беседы.
- Приемы обучения.
Беседа — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и как метод развития связной речи.
Беседа– активный метод умственного воспитания. Вопросно– ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать.
В беседе вместе с мышлением развивается речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Формируется диалогическая и монологическая речь. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию».
В беседе активизируется, уточняется и пополняется словарный запас детей, т.к. воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные слова.
Беседы имеют и воспитательное значение. Многие темы бесед влияют на поведение детей, их поступки (Почему в автобусе нельзя говорить громко? Чем мы можем порадовать малышей?) Беседа помогает формировать положительное отношение к людям, стране, родному городу, близким.
Беседа важна и для эстетического воспитания. Ребенок учится внимательно слушать того, кто говорит, сдерживать желание отвечать на вопрос, не подождав вызова. Следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
Классификация бесед.
Профессор Евгения Александровна Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач:
1. Вводная беседа, предваряющая получение новых знаний, является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель — узнать, что дети знают по данной теме, создать интерес к предстоящей деятельности. Эти беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим… Увидим… Проверим…»).
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей (Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта). Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое накопление опыта. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают.
3. Беседа обобщающая. Цель — систематизировать, уточнить и расширить опыт (знания) детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Обобщающая беседа – занятие, проводится 1-2 раза в месяц.
Другие методисты к данным видам добавляют беседы по художественным произведениям, беседы по картинам.
С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Подготовка воспитателя к беседе состоит в следующем:
А) выбор темы беседы;
Б) определение программного содержания и воспитательных задач;
В) составление плана проведения беседы (микротемы);
Г) подбор иллюстративного материала.
Подготовка детей к беседе состоит в том, чтобы за несколько дней до занятия обратить внимание детей на предметы и явления, о которых пойдет речь, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т.е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям. Лучшим приемом подготовки является предварительный разговор на ту же или близкую тему, может быть экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы. Подготовительная работа указывается в конспекте.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).
Тематика бесед определяется задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Напр.,
— природоведческие темы (вводится со средней гр.):
Наш парк весной. Зимующие и перелетные птицы.
— темы, отражающие явления общественной жизни:
Москва – столица нашей Родины. Праздники (Новый год, Масленница, 9 мая и др.)
— морально-этические : (проводятся со старш. гр.)
Беседа о дружбе. Кого можно назвать честным человеком. Уважай труд старших.
Систематизировать знания в беседе возможно при условии последовательного расположения материала.
Структура занятия – беседы
I. Начало беседы (вводная).
Цель: привлечь внимание детей к теме беседы, оживить ранее полученные впечатления.
Начать беседу можно с воспоминания, загадки, стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Беседу об осени можно начать с вопроса: «Почему осень называют золотой?». Беседу «О культуре поведения» с проблемного вопроса: «О каком человеке можно сказать, что он культурный человек?»
В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящей беседы, обосновать важность ее.
II. Основная часть.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.
Основная часть делится на микротемы. В каждой микротеме решается частная задача. Напр., общая задача беседы «О здоровье» в старш.гр.: закрепить знания о тех условиях, которые помогают сохранить крепкое здоровье.
Выделяем 4 микротемы:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулке). Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии свежего воздуха на здоровье.
2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.
Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии утренней зарядки на здоровье и т.д.
III. Окончание беседы небольшое по времени.
Чаще всего это обобщающие выводы по всей беседе. Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, стихотворением, пословицей, музыкой, связанной с темой беседы.
Можно предложить детям понаблюдать за птицами, повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок.
Методика развития речи. Обобщающая беседа
Введение
Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. И в том и в другом случае — это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Известно, что беседа — активный метод умственного воспитания. Вопросо-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседа — эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Однако необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4—1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.
- Выбор тематики и определение содержания бесед
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий.
Этот тип беседы развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
Обобщающая беседа как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах (можно рекомендовать также опыт В. В. Гербовой, которая обосновала полезность и доступность для детей средней группы нескольких обобщающих занятий — бесед о временах года).
Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим.
В методической литературе широко освещены беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие («О нашем детском саде», «О труде взрослых», «О зимующих птицах» и т. п.). Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Естественно, в первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей («О семье», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми», «Наши дежурства»).
Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.
Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания – о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.
Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).
Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и профессиями тех, кто строил дом.
2.Структурные компоненты обобщающих бесед
В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. Можно использовать картину, загадку,стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.
Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» – тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблемности: «О каком человеке можно сказать, что он культурный, вежливый?» . Для беседы о городе удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображением его достопримечательностей . Беседу о зиме можно начать с загадки: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»
В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.
Например, беседу «О своей группе» можно начать так: «У нас есть дети, которые уже давно ходят в детский сад, вот Сережа, Наташа уже три года в детском саду. А некоторые дети недавно пришли к нам, они еще не знают наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой у нас порядок в групповой комнате, чтобы и эти дети знали». Задача воспитателя — вызвать у детей интерес и предстоящей беседе, желание принять в ней участие.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.
Эта часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы, т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.
Например структуры основной части беседы «О здоровье» в старшей группе:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).
2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.
3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.
4. Закаливание (в детском саду, дома).
В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме. Названия частей беседы детям не сообщаются.
Желательно предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем ее протяжении, но и нарастал к концу. Это помогает детям сосредоточивать внимание на теме беседы, не отвлекаться от нее.
В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые логические части, каждая часть заканчивается обобщением педагога.
В беседе «О маме», например, можно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное здание и класс, учение и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).
Беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).
Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.
Хороший вариант окончания — пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач, решаемых о помощью данного метода. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. д. Но, поскольку беседа — это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом по праву считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.
3.Вопросы, как основной приём методики проведения беседы
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей. Методика использования вопросов в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.
В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов.
Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.
Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?
Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинноследственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).
В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?
Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если еще до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке.
В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.
Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как называется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений,
В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)
Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.
Продолжая беседу о строительстве дома, воспитатель спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» – «Да! Да! – восклицают дети, – кровельщик!»