«Земля — наш общий дом» Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУплан-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему


Проект «Земля — наш общий дом» подготовительная группа

Транскрипт

1 -Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение — детский сад 6 г. Татарска Проект «Земля — наш общий дом» подготовительная группа Автор проекта: Адамсонова Наталья Николаевна воспитатель I квалификационной категории 2022год

2 Паспорт проекта. Характеристика проекта: Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественноэстетическое развитие. по предметно-содержательной области: интегрированный; по характеру доминирующей детской деятельности: познавательно исследовательский; творческий по количеству участников: групповой; по длительности реализации: долгосрочный по характеру координирования проекта: непосредственный. Актуальность: одной из основополагающих задач в экологическом образовании детей дошкольного возраста является задача формирования экологической культуры. Экологическая культура дошкольника подразумевает следующие компетенции: эмоционально-положительное отношение к природе, к окружающему миру; ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающей среды; соблюдение моральных норм и правил в системе ценностных ориентаций экологического характера. В процессе наблюдения за детьми подготовительной группы выяснилось, что у детей поверхностные знания о природе, об её охране, о поведении на природе и почему на Земле должны жить все живые организмы. Возникают пробелы экологической культуры детей. Таким образом, возникла необходимость в разработки проекта: «Земля наш общий дом». Цель проекта: Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. Углубление экологических знаний детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за все живое на Земле Задачи: 1.формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам; 2.расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними; 3.развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы; 2

3 4.развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности; 5.воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности Условия реализации проекта: 1. Заинтересованность детей и родителей, воспитателей и работников детского сада. 2. Регулярность и систематичность. 3. Реализация проекта через все виды детской деятельности. Интегрированное взаимодействие: Ожидаемые результаты реализации проекта: 1.Формируется чувство сопереживания, дети становятся добрее, возникают добрые чувства к природе, углубляются знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля. 2.Появляется желание грамотно защищать природу, и бороться за её сохранение. 3. Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Земля наш общий дом!» Этапы проекта: 1. Мотивационный; 2. проблемно- деятельностный; 3. творческий; 3

4 1. Мотивационный этап: 1. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. 2. Обсуждение проблемных вопросов и путей их решения. 3. Создание необходимых условий для реализации проекта(подготовка материала и оборудования). 4.Анкетирование родителей по проблеме. 5.Перспективное планирование проекта. Создание условий для самостоятельной деятельности: 1. Дидактические игры: «Кто больше знает стран?.», «что где растёт?», «Кто где живёт?», «Земля и солнечная система», «Деревья», «Человек», «Насекомые», «Когда это бывает?» 2. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Чей домик?», «Дикие животные» 3. Папки-передвижки для рассматривания и обсуждения: «Земля наш космический дом», «Земля — наш общий дом» «Человек и природа» 4. Книги и альбомы детям для рассматривания : «Красная книга», «Хочу всё знать», «Играем в науку», «Живой мир», «Сказки о родной при роде», «Что такое космос?» 5. Сюжетно- ролевые игры «Исследователи космоса», «Защитники природы», «Морские следопыты», «Улицы нашего города» 6. Подвижные игры: «Деревья и червяки», «Охотники и звери», «К названному дереву беги», «Солнышко и дождик», «Берег, море, паруса» 7. Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья», посещение планетария «Хочешь побывать в космосе?» 8. Труд: работа в огороде, в уголке природы — полив, рыхление, уход за рыбками, черепахой. Взаимодействие с родителями по вовлечению их в образовательный процесс: — анкетирование родителей: «Что такое экология?»; -родительское собрание «Участие взрослых в жизни детей» — тематические консультации «Чем богата земля»» «Земля — наш общий дом» — папки-передвижки на тему воспитания:, «Нравственно — экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Земля- наш космический дом» — индивидуальные беседы. — оформление стенда «Земля — наш общий дом» 4

5 Анкета. Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. 1. Что такое экология? 2. Есть ли у Вас комнатные растения? Если нет, то почему? 3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные? 4. Посадили ли Вы дерево? 5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? 6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе? 7. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком, нравится ли ему там? 8. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых и др? 9. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям? 10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду? 11. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. Результаты анкетирования родителей: родители активно принимали участие в анкетировании и ответили на все вопросы. Ответы привели к тому, что родители недостаточно уделяют внимания экологическому воспитания детей. 2 этап: Проблемно-деятельностный Второй этап проходил в процессе реализации всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие. 5

6 Для решения задач проекта использовала, следующие формы взаимодействия педагога с детьми: Образовательные области Социальнокоммуникативное развитие Формы реализации Игры и игровые упражнения, способствующие развитию положительному отношению к природе: 1 «Что может сделать один» 2.«Радуюсь солнцу, дождю,снегу и ветру» 3 «Не топчу траву, не ломаю деревья, не разбрасываю мусор, не разбрасываю мусор, не обижаю животных» 4.Дидактическая игра «Найди дом для животного». Цель :развивать интерес к обитателям разных природных зон 5. «Помоги другому». Цель: развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательности в игре. 6.«Хочу показать». Цель: продолжать формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре. 7.Игровое упражнение: «Ходят капельки по кругу». 8. «Что я испытываю» Цель: учить определять и передавать эмоциональное состояние мимикой при прослушивании литературных произведений. 9.Коммуникативная игра «Земля планета, на которой мы живём» 10. Картотека коммуникативных игр для подготовительной группы 11. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Исследователи космоса», «Защитники природы», «Морские следопыты», 12. Безопасность: д/и «Зелёная планета» 6

7 13. НОД 1.Тема: «Земля наш общий дом» 2. Тема: «Экологический КВН «В союзе с природой» Познавательное развитие 14. Этические беседы: «Земля — наш общий дом», «В мире природы». 15. Парциальная программа «Юный эколог»с. Н. Николаева 1.Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с нормами и правилами поведения в природе Например: культурное поведение в природе; мы друзья и помощники природы; чувства сопереживания детей к природе 1. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о животных, птицах, рыбах, насекомых Например:—«Что случится с нашей планетой, если.» как помочь заболевшему котёнку; поможем растению; как помочь девочке, которая заблудилась в лесу» 2. Дидактические игры: «Земля и солнечная система», «Что, где, когда?» 3. Исследовательская деятельность: «Экспериментирование «Древесина, ее качества и свойства» 4. Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость,структуру поверхности ;толщину, степень прочности) и свойства Настольно-печатные игры: «Лото животные», 7

8 «Кто в домике живёт?» 5. Просмотр мультфильма : «Спасик и его друзья» Конструирование «Мосты», «Домики для птиц» Речевое развитие Физическое развитие 1. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения: картинки и экологические с правилами поведения на природе сюжетные картинки на нравственно-этические темы:» персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться в сложившейся ситуации 2. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями: сажаем огород на подоконнике; готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т.д.) 3. Чтение стихотворения В.Орлова «Дом под крышей голубой».,л. Квитко «На песке»,т. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» 2.Д/игра «Найди домик для животного» 4. Заучивание стихотворения «Наша планета Земля» 5. Рассказывание по картине «Моя голубая планета Земля», Игры с бегом: «Ловишки» «Ловишка, бери ленту!» «Парный бег» «Третий лишний» «Мы веселые ребята» «Сделай фигуру» «Хитрая лиса» «Бездомный заяц» Игры с прыжками: 8

9 Художественноэстетическое развитие «Удочка» «Классы» Игры с подлезанием, ползанием, лазанием: «Медведи и пчелы» «Пожарные на ученье» «Перелет птиц» Народные игры: «Колпачок» «Угадай, кто зовет?» Игры с метанием и ловлей: «Попади в обруч» «Сбей кеглю» Эстафеты: «Эстафета парами» «Пронеси мяч, не задев кеглю» «Быстрая команда». Гимнастика для глаз: «Отдохнём», «Я тебя найду» 1. Творческие ситуации: — рисуем «Глобус»; «Разрушение планеты», «Что есть на земле» — лепим «Солнечная система» (налеп);, «Жизнь на земле и в космосе», «Кто живёт на земном шаре» — аппликация «Морские обитатели», «Дружба народов», «Ракета», «Северное сияние» 2. Прослушивание, разучивание песен и танцев о природе «Есть у солнышка друзья», «Лето в музыке» Создаваемые образовательные ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности. Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности: посещение спектаклей в ДОУ. проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок; чтение произведений художественной литературы. 9

10 3 этап творческий: Результаты проекта «Земля общий дом»: Результатами проекта стала организация интересной содержательной значимой и экологической деятельности детей с учётом развития личности, возрастных особенностей. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: — сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; — дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к животным, птицам, насекомым; — появился интерес к явлениям и объектам природы; — закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы; — повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии; — пополнена предметно — развивающая среда НОД «Земля наш общий дом» Цель: Формирование у детей экологических знаний, бережного отношения к природе и всему окружающему. Задачи: Формировать у детей бережное, ответственное, эмоциональнодоброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности. Анализ, обобщение и подведение итогов творческой деятельности. Оформление результата проекта в виде презентации. Приложения: 1. Картотека «Экологические игры», «Экологические знаки» 2. Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста. 10

11 3. Папки: «Нравственно — экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Человек и природа». «Земля наш космический дом» 4. Этические беседы с детьми. 5. Конспект НОД «Земля — наш общий дом». 6. Консультации — советы «Земля наш общий дом» 11

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]