Порядок выполнения рисунков в технике монотипия
Чтобы дети не потеряли интерес, совершенствовали навыки рисования и развивали воображение рисование в технике монотипии проводят от простого к сложному. Дети 2–4 лет создают образы симметричных объектов, затем — композиции. В старшем дошкольном возрасте осваиваются пейзажи.
Поэтапное рисование бабочки
- Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения. Воспитатель помогает.
Первый этап — подготовка листа бумаги
- На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.
На одной половине листа рисуется часть изображения
- Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!
Для младших дошкольников задание считается выполненным, когда отпечаток получился
- Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.
Детализировать и украшать рисунок увлекательно, но самым маленьким это сложно
Поэтапное рисование дерева
- Необходимо показать детям, что монотипию можно создавать на листе разной формы (прямоугольной, квадратной) и с разной ориентацией (горизонтальной, вертикальной). Для рисования вытянутых в вышину предметов лист кладётся вертикально.
На прямоугольном листе рисуется часть дерева
- По мокрой краске рисуются дополнения более тёмного оттенка.
Рисуя в технике монотипия, дети развивают чувство цвета
- Благодаря использованию нескольких оттенков зелёного получается реалистичный цвет кроны и травы.
Монотипия «Дерево» может использоваться для коллективной композиции «Лес»
Поэтапное рисование цветов
- Для рисования цветочной композиции в технике монотипия на одной стороне листа изображается несколько растений и половина предмета, если есть (ваза, горшок).
В технике монотипия дети осваивают рисование простой цветочной композиции
- Зеркально отпечатывается изображение и получается пышная композиция (по замыслу) — цветочный куст или букет.
Отпечатанное изображение составляет симметричную композицию
- Остаётся прорисовать детали: серединки цветов, прожилки листьев, обозначить лепестки. Горшок или вазу следует обвести.
Прорисовка деталей оживляет цветочную композицию
Поэтапное рисование платья
- К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.
Нарисовать симметрично платье дети не могут, им предлагается обвести шаблон-заготовку
- Одна часть платья заливается основным цветом.
Выбор цвета для платья можно оставить за ребятами
- Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.
Самый простой узор для платья — мелкие тычки
- Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.
Монотипия позволяет не просто раскрасить шаблон, а сделать симметричный узор на нём
- Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.
Монотипию вырезают дети самостоятельно безопасными ножницами, или им помогает воспитатель
Поэтапное рисование зимнего пейзажа
- Первым рисуется фон: небо и вода.
Для зимнего пейзажа цвета подбираются холодные
- Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.
Пейзаж создаётся в несколько этапов отпечатывания
- Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.
Отпечаток в пейзажной монотипии — это отражение предметов
Поэтапное рисование зимнего дерева (на плёнке)
- Особый вид монотипии — отпечатывание рисунков со стекла, пластики или плёнки. Изначально изображение создаётся на гладкой поверхности, и оно может быть любым (несимметричным). Рекомендуется рисовать гуашью, акварель будет собираться на плёнке капельками.
На гладкой поверхности создаётся рисунок тонкой кистью
- Если гуашь подсохла, пока создавалось изображение, сверху чистой кистью следует нанести немного воды.
Изображение на плёнке должно быть влажным, чтобы получился отпечаток
- На плёнку или стекло кладём лист бумаги, прижимаем и проглаживаем. Зимнее дерево получилось!
Занятия по монотипии на плёнке проводятся с воспитанниками старших групп
Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия
Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.
Рекомендуем ознакомиться подробнее с нетрадиционными техниками рисования в статье.
У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.
Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования
Интересный факт. Монотипия связывает искусство и психологию. В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.
Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста
Материалы для рисования монотипией
Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.
- Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
- Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
- Краски: акварель,
- гуашь.
В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.
Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты
Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей
Приём рисования | Применение в технике монотипия | Возрастная группа |
Рисование пятен и линий |
| Первая и вторая младшие (1,5–4 года) |
Тычки |
| Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет) |
Заливка фона |
| Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) |
Обводка | Прорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью. | Начиная со средней группы |
Штриховка, детализация | Прорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже. | Подготовительная группа |
Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и у него формируется собственный вкус. Индивидуализируйте задания! Когда одни дети справляются с пятнами и линиями, некоторые уже пробуют обводить контуры.
Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники
Ход НОД
— Ребята, я сейчас загадаю вам загадку,а вы должны будете отгадать о ком она:
«А вы знаете цветы
могут лепестки сложить
и мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают?
Как их называют?»(бабочки)
— Правильно! А как вы догадались, что загадка про бабочек? (По словам- лепестки сложить и в воздух взмыть)
. А с чем сравнивается
бабочка в загадке? (С цветами)
.
— Жизнь бабочек коротка. Самая благодатная пора для них ЛЕТО. Бабочки летом весело порхают в саду, на лугу, в поле, радуя нас всеми цветами радуги. А чем питаются бабочки? Кто знает? (Ответы детей)
.