Беда, когда болеют дети. Их неокрепший организм борется, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.
Все это правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофи-зиологические особенности детского организма. И это значит, что выздоровление во многом зависит от психоэмоционального состояния ребенка. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. являются реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению.
Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, интенсивнее развиваются те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте тесно связана с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) сказывается на осанке, ослабляет функции дыхания, кровообращения. Пассивность в движении ведет к уменьшению потока раздражений, воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.
Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься. Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике забо-леваний. Эффект от них — не только в лечении детей, такие игры-упражнения способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощ-нейшим терапевтическим фактором.
Следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3 — 4 месяца по 2 — 3 раза в день).
Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
«Пальчик о пальчик»
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, вы-полнение действий по команде, координация движений рук.
Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:
Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза)
Спрятались, спрятались(Закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук. (Повторить 2 раза).
«Коррекционно-оздоровительные игры» (консультация для родителей)
Консультация для родителей на тему:
«Коррекционно-оздоровительные игры»
Цель — вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.
Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:
· общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,
· правильный подбор обуви для ребенка,
· массаж,
· проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны),
· специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,
· использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.
Игры на формирования правильной осанки
Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.
Игра «В гости к мишке»
Посадив игрушку – медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, взрослый говорит:
Настя (имя ребенка) и Сережа
Часто ходят к мишке с горки.
Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Взрослому необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.
Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.
Игра «Качели-карусели»
Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой – за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.
Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.
Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.
Игра Совушка-сова»
Дети садятся полукругом перед взрослым. По сигналу взрослого «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками – «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.
Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох).
Игры при плоскостопии
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.
Игра «Донеси, не урони»
Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.
Игра как форма коррекционной работы с младшими школьниками
Игра как форма коррекционной работы с младшими школьниками
Эпоха детства – так назвал Д.Б. Эльконин два следующих друг за другом и тесно связанные периоды в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На стыке этих периодов у детей не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Но в школе игры по-прежнему занимают значительное место в жизнедеятельности ребенка, выступая,
Как форма, в которой наиболее успешно может усваиваться содержание новой деятельности (учение);
Как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и облегчающая психологический комфорт;
Как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников.
Определенные и значительные изменения в характере игры младших школьников: игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д.
Вместе с тем игра сохраняет свои основные черты, которые принципиально отличают ее от других видов деятельности: добровольность вхождения участников, инициативность, протекание в определенных и временных рамках, непредсказуемость развития и результата, творческость, иллюзорность.
Желание учиться желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всего младшего возраста. В играх ученики начальной школы так же, как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования.
Происходящие в последнее время процессы становления системы социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детства позволяют предметно обсуждать и изучать еще один аспект – место игры в решении проблем профилактики, диагностики, коррекции нежелательных вариантов детского развития.
Игра и коррекция недостатков социально-личностного развития младших школьников.
История реализации диагностико-коррекционных функций детской игры показывает, что у истоков разработки этого вопроса стоит З.Фрейд. Он считал игру как метод познания и метод коррекции развития личности ребенка. «Символическая деятельность. В которой ребенок, будучи освобожден от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой форме бессознательные импульсы и влечения».
В 30-е годы ХХв. Выделилось новое направление в психотерапии – игровая терапия. Она было предназначена для работы с детьми, переживших какие-либо травмирующие события. Другим направлением явилась игровая терапия отношений, в которой провозглашалась необходимость отношения к ребенку как к личности. Обладающей внутренней силой и способностью конструктивно изменить свое поведение.
На современном этапе игровая терапия представлена в двух формах – направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная) игротерапия. Различия между ними заключаются в функциях и роли игрового терапевта. Если в рамках направленной терапии он обсуждает с ребенком его чувства, эмоции, действия с игрушками, т.е. выполняет активную роль, то во втором варианте ребенку предоставляется полная самостоятельность; в игре он осознает себя, свои недостатки и достоинства, сам преодолевает свои трудности и изживает конфликты.
Принято выделять индивидуальную и групповую форму организации игрового коррекционного воздействия. Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются трудности общения, произвольной регуляции поведения и деятельности, эмоциональные проблемы, страхи. В тех случаях, когда у детей помимо названных проблем наблюдаются несформированность потребности в общении, актуальное стрессовое состояние и т.п., групповой терапии должна предшествовать ее индивидуальная форма.
Использование игротерапии в работе с младшими школьниками – работа прошедшего соответствующую подготовку специалиста (педагога-психолога, практического психолога, психотерапевта, коррекционного педагога). В то же время учителю рекомендуется использовать в своей педагогической деятельности те элементы видов терапии, которые просты по технике, но результативны с точки зрения воспитания адекватных поведенческих установок и самооценки учеников, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, развития креативности.
Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников
Для учителя начальной школы игра может стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.
П.Ф.Каптерев особое внимание обращает на значение игр в воспитании у школьников сосредоточенности внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов, мышления и логических операций (анализа, синтеза, индукции и др.).
Современные ученые подчеркивают, что игра помогает развитию познавательных способностей учащихся, а также может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции. При условии правильной методической инструментовки игра побуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А.Шмаков считает, что само название используемых с этой целью игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности (кто больше знает? Кто точнее назовет? Кто самый наблюдательный?) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства учеников.
Значительным потенциалом для воспитания интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес» и др.; «Защита проектов», «Турнир знатоков»; игры-путешествия «В страну сказок» и т. д. Коррекционно-развивающий и дидактический эффект этих игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их.
Действенным средством совершенствования значимых для учебной деятельности функций и процессов являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм.
Несмотря на «приятность и легкость», «разнообразную полезность», которую вносят в коррекционно-развивающий процесс интеллектуально-познавательные игры, следует же предостеречь учителя от чрезмерного увлечения ими. Умственные нагрузки во время этих игр нередко сопутствуют длительное статическое напряжение и малая подвижность учащихся, потому и игры обязательно должны быть дозированы и рационально встроены в режим жизнедеятельности младших школьников, чередуясь с периодами преимущественно физической нагрузки и высокой двигательной активности детей.
Игра и оздоровительная работа с младшими школьниками
Детская игра имеет еще одну важную функцию – лечебно-оздоровительную. Использование подвижных, спортивных или специальных оздоровительных игр должно стать неотъемлемой составляющей программы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками и способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, совершенствованию нервно-психической регуляции.
Физический и психический компоненты в этих играх тесно связаны. Так, в подвижных и спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой с читаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Такие игры являются хорошим средством тренировки в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в соответствии с определенным планом переключения внимания и развития такого качества, как гибкость.
Таким образом, анализ коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой значимости и действенности в решении задач профилактики, диагностики и коррекции неблагополучий в социально-личностном, познавательном и физическом развитии младших школьников. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом образовательной работы в начальной школе, как и урок. Следовательно, игра должна присутствовать в режиме дня в той мере, в какой она необходима для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.