Что такое творчество
По определению это процесс создания человеком новых уникальных материальных и духовных ценностей (продуктов, вещей). Каждый человек уникален. А значит, и все, что он создает, уникально и неповторимо.
Приведу для наглядности два примера.
А) Мы, находясь в одной комнате, видим перед собой, казалось бы, один тот же вид из окна, но если нас попросят нарисовать то, что мы видим, каждый из нас нарисует свою картину, выделив и акцентировав внимание на разных фрагментах увиденного и раскрасив картину в свои цвета.
Б) Мы знаем, как выглядит, например, бабочка, но каждый из нас, делая ее в виде поделки, даже имея одну и ту же выкройку, создаст свою неповторимую бабочку, выбрав разный материал для поделки и разное цветовое сочетание.
А знаешь ли ты как происходит сам процесс творчества? Сейчас я расскажу тебе обо всем по порядку.
В процессе изучения и познания окружающего мира у тебя возникает идея создать или сделать что-то эдакое. Возможно, это и не твоя идея, а идея, предложенная тебе взрослыми, но она пришлась тебе по душе, и ты хочешь ее осуществить. Итак, сначала возникла идея для творчества. Что дальше?
Теперь надо определить, что тебе необходимо для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Например, чтобы нарисовать обычный рисунок нужен альбом или бумага для рисования, краски, фломастеры или карандаши. То есть подготавливаем средства для осуществления творческой идеи. А дальше дело за твоей фантазией, воображением и мастерством (умением).
И наконец, после воплощения твоей творческой идеи в жизнь, тебе надо оценить результат своего творчества. Для начала надо понять, нравится ли в первую очередь тебе этот результат и есть ли желание у тебя и далее творить что-то в этом направлении. Потом можно узнать мнение окружающих. Учти, что мнение окружающих может не совпадать с твоими ощущениями и впечатлениями от созданного (история знает много случаев, когда гениев не признавали).
Но главное в творчестве – это желание творить, стремление создавать что-то новое, необычное и через творчество дарить любовь и добро окружающим тебя людям.
Какие материалы используются для работы?
Для целей детского творчества используются разнообразные материалы. Это могут быть природные, бросовые материалы, ткани, веревки, старые вещи, бумага и многое другое. Цель декоративного искусства – при помощи подручных материалов создать вещь, которая бы могла использоваться в быту или служить украшением.
Материалы, которые потребуются:
- бумага: цветная, гофрированная, писчая, папирусная, бархатная, газетная, двусторонняя, самоклеящаяся, калька, бумажные салфетки, фольга;
- картон: белый, цветной;
- ткань: хлопчатобумажная, льняная, синтетическая, цветная, однотонная, с рисунками;
- вата: хлопчатобумажная вата, ватные палочки и диски;
- природный материал: семена растений, фруктов и овощей, шишки, желуди, листья, ветки деревьев, перья, камни, песок;
- крупа разных видов, фигурные макароны;
- бросовый материал: банки пластиковые, коробки, крышки;
- деревянные палочки, зубочистки;
- декоративные элементы: бусины, стразы, бисер, пайетки, тесьма;
- пластилин, соленое тесто, глина;
- нитки и веревки разных видов и разных цветов;
- клей-карандаш для бумаги, клейстер из крахмала, клей ПВА;
- краски, кисточки, фломастеры, карандаши, маркеры;
- влажные салфетки для рук, клеенка, банка-непроливайка для воды.
Детское творчество и его основные виды
Детское творчество ничем, в принципе, не отличается от творчества «взрослого». Разве что тем, что создается оно детьми, а как известно, у детей по сравнению со взрослыми более развито воображение и фантазия.
Дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, что делает их творчество особо притягательным. В детях нет страха творить, они открыты миру, с детской непосредственностью, восторгом и чистотой мечтаний впитывают все его проявления, радуясь каждому новому, даже крошечному, для себя открытию.
Детское творчество можно подразделить на три основные вида: художественное, техническое и музыкальное. Хотя, как ты понимаешь, есть дети, которые совершают открытия (это научное творчество) и обучают сверстников новым знаниям (это педагогическое творчество), занимаясь таким образом «взрослыми» видами творчества.
Детское художественное творчество
это: — рисование с использованием разнообразных средств для рисования, — лепка поделок из глины и пластилина, — создание художественные композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов, — вышивание, — создание литературных и музыкальных произведений (стихов, сказок, рассказов, песен, музыки).
Техническое детское творчество
предполагает конструирование и моделирование разнообразных приборов, моделей, механизмов (например, кораблей, разнообразных летательных аппаратов, игрушек, оригами, калейдоскопов…)
Музыкальное детское творчество
представлено игрой на различных музыкальных инструментах, пением, танцами и ритмикой.
В каждом из этих видов детского творчества ты можешь выбрать себе занятие по душе, проявив в полной мере свои творческие способности.
Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества
Ольга Сульдина
Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества
Воспитать творческую личность, то — есть сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова.
Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Художественное воспитание дошкольников включает в себя занятия графикой, лепкой, живописью, оригами и многим другим видами искусства. Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Творчество открывает перед ним широкий простор для выбора средств передачи своих чувств и эмоций внешнему миру, помогает поделиться переживаниями. Художественная деятельность успокаивает ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Цель художественного воспитания дошкольников – это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству. Дошкольники учатся лепке, рисованию, различным поделкам и многому другому. Изобразительная и другие виды искусства развивают фантазию, усидчивость, память и мелкую моторику рук. Кроме того, занятия доставляют детям массу удовольствия.
Художественное воспитание дошкольников – это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения. Художественное воспитание эффективно влияет на общее развитие личности ребенка, способствует его интеллектуальному и нравственному развитию.
Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами,как:
• ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала;
• занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве.
Художественная литература и художественное творчествонаправлены на формирование у детей:
• самостоятельности мышления;
• любознательности;
• познавательного интереса;
• художественного вкуса;
• творческих умений;
• чувства прекрасного.
Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения, определяющим в образовании и нравственном становлении человека.
Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным»
– за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные
«библиотечные»
занятия. Знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в
дошкольном детстве.
Основная задача педагога – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.
«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова принадлежат российскому педагогу В. А. Сухомлинскому.
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, так как открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.
Для ознакомления с художественной литературой используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.
В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники,такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев.
Лепка – один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка.
Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Таким образом, занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Педагогический смысл этого состоит в том, что в воспитании нельзя ограничиваться лишь одним жанром искусства. Только их совокупность обеспечит полноценное эстетическое развитие ребенка.
Творческие способности детей дошкольного возраста
Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.
Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.
Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.
Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.
Направления развития творческих способностей детей
Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:
- Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
- Расширение набора средств для решения конкретной задачи
В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.
Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.
Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?
Так что же дает ребенку этот самый творческий потенциал?
- Умение видеть скрытое от других.
- Умение за небольшое время синтезировать множество оригинальных идей.
- Ассоциировать не связанные на первый взгляд понятия.
- Применять для решения одной задачи умения, полученные при разрешении совершенно другой.
- Создавать определенные условия, при соблюдении которых предмет проявляет скрытые свойства или возможности.
- Находить альтернативное решение стоящей задачи вместо того, чтобы искать ответ, перебирая готовые варианты.
Все это открывает широкие горизонты для самореализации. Чем меньше в человеке развито творческое начало, тем больше у него склонность к постоянному недовольству окружающими и собой, к самоедству. Такой человек строит подсознательные барьеры на пути к достижению цели, боится смелых решений и масштабного мышления.
Не стоит забывать, что вся культура любого народа и человечества в целом была бы невозможна без творчества. Литература, скульптура, архитектура, живопись, фольклор – все это результат творческой деятельности многих людей.
Даже в науке без творческого начала не обойтись. Ведь сначала нужно представить себе задачу или объект, его свойства, пользу и т. д. А затем – представить, как этого можно достичь. И не всегда мыслить при этом нужно в рамках стандартов.