Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ «Осень золотая»
- 27 октября 2016
Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Методическая копилка педагога»
Открытое занятие «Осень золотая» в старшей – подготовительной группе детского сада. Занятие направлено на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха посредством материала, относящегося к одному из времен года – осени.
Программное содержание
Ребенок и окружающий мир.
Природное окружение. Экологическое воспитание
- Наблюдать явления природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных.
- Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.
- Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в аппликации.
- Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания об окружающем.
Художественная литература
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
- Помогать внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихотворения.
- С помощью разных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому.
Художественно-эстетическое воспитание
- Аппликация
- Закреплять умение создавать изображения.
- Продолжать формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин об осени.
- Разучивание стихотворений.
Материал:
- Картины.
- Фрукты, цветы.
- Портрет осени.
- Ножницы, клей, цветная бумага, кисточки, тряпочки, клиенки.
- «Чайная гостиная».
Ход занятия
Воспитатель:
«Унылая пора, очей очарованье… Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увядания, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум И первые морозы И отдаленные седой зимы грозы.
Сейчас мы поговорим об осени. После какого времени года наступает осень?
Дети: После лета.
Воспитатель: Назовите все месяцы осени.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Звучит песня Пугачева «Лето».
Воспитатель: Можно, что-нибудь сделать, чтобы лето не кончалось.
Дети: Нельзя.
Ребенок 1: В природе 4 времени года: зима, лето, весна, осень. 12 месяцев. Каждое время года длится 3 месяца. Все в природе по порядку: 3 месяца – зима, 3 месяца – весна, 3 месяца – лето, 3 месяца – осень. И опять все сначала, потому что солнце меньше греет, не как летом. Дни стали короче, солнце светит меньше.
Воспитатель: Все времена года хороши, но осень особенно.
Рассматривание картин с изображением периодов осени.
Воспитатель: Осень – это праздничное и нарядное по цвету время года – всегда радовала поэтов и художников. Посмотрите на картины, на них художники каждый по своему рассказал о любви к осени. Настоящий художник способен почувствовать и понять настроение природы – радостное или грустное, ликующее или спокойное.
Вот, посмотрите как рассказал о любви к осени художник в своей картине.
Рассматривание картины «Тишина», худ. Подляский.
Ребенок 1: Пришла осень, завыл осенний ветер и сорвал желтые листья с деревьев. Полетели листья, закружились и упали на землю разноцветным багряным ковром. Посмотрите, на краю озера стоят тонкие березки. Около самой высокой березы стоит стол и две скамейки. Никого нет.
Ребенок 2: А еще вчера мы с дедушкой сидели на них и любовались озером, рвали цветы и собирали грибы вон в том зеленом лесу. Пройдет осень, наступит зима, весна, потом лето, и мы опять придем с дедушкой сюда.
Рассматривание картины«Вечерний звон», худ. Левитан.
Воспитатель: А сейчас обратите внимание на эту картину. Чьи это смелые краски и кисти? Кто из художников чудо принес? Это картина Левитана «Вечерний звон».
Ребенок: На этой картине красота несказанная. Все деревья стоят в золотом уборе. Березы с длинными косичками, в нарядных желтых сарафанах в тихую речку глядят. Модничают подружки красавицы. А что это слышно?
Звучит музыка: Колокольный звон.
Ребенок:
В глаза бревенчатым лачугам Глядит синеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звенит в колокола. Звон колокольный и окольный, И колокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси…»
Воспитатель: Действительно, вон там вдали за речкой купала виднеются и колокольни белого монастыря. Звенит колокол на службе людей зовет. А как туда попасть? Придется переплыть через речку. В речке вода чистая, прозрачная, хрустальная – и все в ней отражается: и деревья, и берега, и небо.
Так художники признались в любви осени, а вот как рассказали о своей любви русские поэты.
Ребенок 1 читает стихотворение Плещеева «Осень».
Ребенок 2 читает стихотворение Чусовитина «Осенний листок».
Воспитатель: Многие художники влюбились в осень и рисовали ее осенние пейзажи, а другие осенние натюрморты.
Ребенок 3:
Если видишь на картине Ноготки в корзине Или астру в хрустале Или хризантему в вазе Или розу на столе Или все предметы сразу– Знай, что это натюрморт.
Ребенок 4:
Если видишь на картине Вазу фруктов на столе Или грушу или сливу Или персик в стороне. Может, грозди винограда Ты увидел здесь сейчас Или все фрукты сразу – Знай, что это натюрморт.
Воспитатель: Вот и живой натюрморт, а вот и натюрморт на картине. Смотришь на натюрморт, на нем все как живое. Виноград спелый ягодка к ягодке. Дыня огромная, спелая, желтая, овальная. Так и хочется попробовать.
Быстро пролетел сентябрь, вот и октябрь подходит к концу.
Скоро белые метели снег подымут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушку в роще И скворечник опустел. Аист крыльями полощет – Улетает, улетел.
А что происходит с птицами осенью?
Дети: Улетают на юг.
Воспитатель: Многие птицы питаются насекомыми, а их нет. Вот они и улетают на юг.
Ребенок 1:
Листья осенью облетают, Высыхают травы на болотах, Собираются птицы в стаи И уже готовы к отлету.
Ребенок 2:
И прощаясь с родными местами, С золотыми березами, ивами, Долго кружат они над лесами, Над крутыми речными обрывами.
Ребенок 3:
Возвращайтесь, птицы, весною, Когда зеленью лес оденется, Зашумят молодой листвою Каждый куст и каждое деревце.
Воспитатель: Улетает осень, улетают птицы, но еще долго у нас в памяти у нас будет стоять рыжая осень. А на память об осени мы оставим ее портрет в солнечных осенних красках.
В осеннем венке из разноцветных листьев, в осеннем венке из ароматных фруктов. Давайте закончим портрет и украсим им наше кафе, в котором нас ждет смородиновый морс с прощальными осенними листочками.
Автор: Першина Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ ЦРР — Детский сад № 46, Г. Апатиты Мурманской области.
«Здравствуй, осень золотая!»
Урок-экскурсия по окружающему миру
во 2 классе по теме «Здравствуй, осень золотая!»
Выполнила: Масленникова Людмила Михайловна, учитель начальных классов
Цель:
закрепить представления обучающихся о характерных признаках осени и осенних изменениях в природе.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить понятие «окружающий мир»; расширять представление обучающихся о приметах осени; формировать понятие «живая» и «неживая» природа. 2. Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, внимание, связную речь, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте родной природы. 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, к мнению своих товарищей; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Ход занятия Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. А куда, отгадайте загадку. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи в этот дом, Чудеса увидишь в нем! (Лес, парк)
-Да, сегодня мы отправимся в путешествие в наш городской парк в гости к золотой осени. Будем наблюдать, собирать листики, веточки, выполнять задания. -А на чем мы будем путешествовать? Дети
: Пойдем ногами, пешком.
Почему? Дети
: Чтобы все хорошо рассмотреть, полюбоваться красотой родной природы, понаблюдать. Во время нашего путешествия мы сделаем несколько остановок-привалов, как это делают туристы.
1 привал «Полянка».
Заходя в парк, мы должны оставить после себя чистую поляну, иначе будет на нашей планете Земля беда.
Игра «Закончи предложение»
Помните! 1.Костер зарастает через……..8 лет. 2.Бумага перегнивает через…..3-4года. 3.Консервная банка разложится через…..60-70 лет. 4.Полиэтиленовый пакет разложится через…..200 лет.
-Выводы
(делают дети) -Учитель: Ребята, посмотрите как красив парк в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются пятна раскрашенных кленов, осин; медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья. Тихо в парке. Улетели в теплые края певчие птицы. А вот от дерева к дереву протянуты тонкие серебряные нити тонкой паутины.
Осень!..Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Лишь вдали красуются- там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. К. Толстой -Все что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир) -Назовите, что вы видите в парке? (Ответы детей) -Что создано природой? (Ответы детей) — А что создано руками человека? (Ответы детей) -Какая бывает природа? ( Живая и неживая) -Посмотрите на дерево. Какая птица сидит на дереве? ( Сорока, ворона). -Она «живая» или «неживая» природа? Докажите. 2 привал «Деревья»
.
Дидактическая игра. «Какое дерево?»
• Cердцевидные листья у… ( липы) • Красные ягоды у … ( рябины) • Белоствольная ….. (береза) • Иголки у …. (сосны) • Резные листики у ….. (клена)
Игра «Волшебный листик».
Работа в группах. У меня волшебный лист. Будет в руки к вам он падать И вопросы задавать. Учитель. Я буду показывать вам опавшие листья, а вы называете дерево. -Найдите отличие между листиком и хвоей. -Как изменился вид листьев, хвои и травы с приходом осени? — На каких деревьях сохранились плоды? ( На рябине, на калине)
Дети читают стихи.Иванова Виктория
Стали утренники чаще Сыпать горсти серебра А рябина в темной чаще Щедрость лета сберегла. Ягода красная- зоренька поздняя, Как же горька ты и как хороша!
Кузнецова Надя
Ах, ягода-кудесница! Невестой в мае месяце Вся белым занавесится Цветы, как кружева. И осенью прекрасная, Растет калина красная, Ведь вот какая разная В ней красота жива.
Учитель. Ребята, послушайте легенду о калине. Жила в селе одном чудесная девушка по имени Калинка. Люди уважали ее за доброе сердце. Весной Калинка всегда в лес ходила. Долгая дорога вела к нему. «Дай,-думает,-посажу вдоль дороги кусты и деревья». Выкопала она в лесу тонюсенький стебелек, посадила у дороги, а чтобы он принялся, Калинка аж от своей хаты носила воду и поливала его. Вырос куст, зацвел, а потом появились на нем ярко-красные ягоды. Идут путники, отдыхают в тени и благодарят те работящие руки, которые куст посадили. Пришла как-то Калинка к своему любимцу, попробовала терпкие ягоды и удивилась. Зернышко внутри ягодки на сердце похоже. А куст шепчет листвой: « Это на память о твоем добром сердце, а чтобы люди тебя не забыли, подари мне свое имя «Калина». С тех пор такие кусты (или деревья) люди калиной называют.
3 привал. « Погода осенью».
Ребята, какая бывает погода осенью? • Сыро — сырая • Пасмурно — пасмурная • Ветер — ветреная • Ясно — ясная • Мороз — морозная • Холодно — холодная • Идет дождь — дождливая -Какие вы знаете признаки осени? Дети. Солнце светит, но не греет; день становится короче, а ночь длиннее; вянет трава, листья на деревьях желтеют и опадают; птицы улетают в теплые края.
4 привал «Перелетные птицы».
Ребята назовите птиц. — Как называются птицы, которые улетают в теплые края осенью? (Перелетные птицы) — Птицы, которые не улетают? (Зимующие птицы) — Назовите птиц, которые зимуют в наших краях. (Воробьи, синицы, дятлы, вороны, сороки) Прислушайтесь, присмотритесь, каких птиц вы увидели и услышали?(Ответы детей)
5 привал. «Звуки осени»
Присядьте на пенек, прислонитесь к дереву и послушайте звуки осени. Что вы слышите? Дети. – Листья опадают, как будто осень плачет. — Листья шуршат. — Птицы тоскливо переговариваются. — Ветерок еле-еле шелестит листиками. — Солнышко ласково греет носики. Игра «Как».
А теперь послушайте звуки природы так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. ( Дети изображают, как машут крыльями птицы во время полета, звук сильного ветра, как падает листочек с дерева).
Итоги экскурсии. Релаксация.
-Что нового вы узнали сегодня ? — Что вам понравилось больше всего? -Какой вы представляете себе природу через 100 лет? -Какой будет ваш вклад для сохранения природы родного края?